filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Categories:

По следам белорусского святого священномученика Константина Шарковщинского


От Даугавпилса до Белорусского городка Шарковщины 94 км. Там жил святой пресвитер Константин. Правда в Шарковщине не нужно искать мощей святого, они находятся в городке Дисна, это самый маленький городок Белоруссии и он от Даугавпилса на расстоянии 133 км. Там в храме, открытом только как правило в воскресный день с утра и находятся мощи убитого большевиками пресвитера.
Надо отметить, что это ближайшие святые мощи от Даугавпилса, так как до мощей Евфросинии Полоцкой в Полоцк ехать 174 км, до Вильнюса к Виленским мученикам - 178 км, а до Риги к Священомученику Иоанну Поммеру (Рижскому) -220 км.
Вот и получается, что св. Константин Жданов (Шарковщинский) самый ближайший святой по расстоянию, куда можно съездить и помолиться у мощей.
Слава Богу, довелось там побывать и сегодня молитвенно разделяю с Дисной, город который стоит на одной реке с Даугавпилсом, Западной Двине (или Даугаве), молитву в День памяти (убиения) святого Константина, пресвитера Шарковщинского.

ШАРКОВЩИНА. СВЯТО-УСПЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Православную церковь в Шарковщине построили еще при Зеновичах в XVI веке, однако по приказу Сапеги ее в 1639 году переделали в униатский храм. Православие вернулось в эти стены лишь спустя два с половиной столетия, правда, к этому времени здание обветшало. Для строительства нового у прихода не было денег, так как люди еле сводили концы с концами из-за нескольких неурожайных лет. Тем не менее в начале XX века церковь все-таки появилась. И все благодаря стараниям местного священника, ныне священномученика Константина Жданова.

Не найдя поддержки у вышестоящих церковных чинов, священнослужитель решил сам искать финансы и отправился в Москву. Молва о шарковщинском священнике дошла до императора Николая II, который личным указом выделил средства на строительство из госказны. С появлением нового храма, как ни удивительно, дела в округе пошли на лад. Однако весной 1919 года случилась беда:

После прихода к власти большевиков отца Константина арестовали. Дабы не провоцировать народные волнения, популярного в горпоселке священника переправили в Дисну, где содержали вместе с настоятелем тамошней язненской Спасо-Преображенской церкви Михаилом Синявским. Именно он и рассказал всем о последних часах жизни Константина Жданова. Обоих служителей церкви повели на расстрел. Воспользовавшись нерасторопностью конвоиров, Синявский сбежал, а Константин не последовал его примеру. В итоге палачи заставили священника вырыть себе могилу, потом бросили его туда, оглушили лопатой и закопали».


О смерти настоятеля в Шарковщине узнали лишь через несколько дней. Небезразличные люди попросили разрешения достать тело погибшего и перезахоронить по православным канонам. Просьбу удовлетворили. Смельчаки, пришедшие на место казни, обомлели: из земли торчала правая рука отца Константина. Священнику не хватило совсем чуть-чуть, чтобы выбраться наружу.

Сегодня персона Жданова действительно занимает особое место в истории райцентра. Не так давно ему здесь установили памятник-бюст. А жители Шарковщины и вовсе считают его духовным защитником горпоселка. И есть за что. В тяжелые для религии советские времена молитвенная служба не прекращалась только в Свято-Успенской церкви, пол которой лично укладывал плиткой отец Константин. За все заслуги в 2011 году Православная церковь причислила Константина Жданова к лику святых.


ШАРКОВЩИНА
(Несколько фактов о прошлом и настоящем)


Шарковщина - местечко, где жил и служил священномученик пресвитер Константин Жданов. Местечко мне знакомое, но в нём я бывал ещё только во времена СССР. Не знаю почему, но мне в Шарковщине всегда в конце лета покупали школьную форму.
От Даугавпилса, это не далеко, надо ехать до Браслава и далее по дороге на Глубокое через местечко Иоды и сама Шарковщина...примерно 80 км.. Но теперь помехой всему граница, а ехать специально и с визой, прямо скажем ни к чему.


Хотя в последние годы я часто и в год неоднократно бывал в Полоцке. В Полоцк из Даугавпилса можно ехать через латвийский город Краслава и далее через Верхнедвинск, а можно и через Браслав и далее через Миоры и Дисну. Первый вариант удобнее и культурнее, второй интереснее, можно даже с пересадкой в Браславе, а теперь имеется и прямой Полоцкий автобус, 10 минутная остановка в Миорах и далее через Дисну и вот тут интересно, что именно в Дисне находятся мощи Св.Константина Жданова, где он был убит в 1919 году. А потому в Дисне и проездом и специально поездке к мощам, мне бывать приходилось, а вот Шарковщина при этом остаётся в стороне по другой дороге от Браслава, от Дисны Шарковщина в 54 км, от Миор и Полоцка ещё дальше.

Однако Св.Константин именуется именно Шарковщинский и является покровителем этого местечка, которое входит в состав Полоцкой Епархии. А когда-то в Полоцкую епархию входили и города Латвии: Даугавпилс, Краслава, Резекне, Лудза...

С интересом читая о современной Шарковщине я узнал, что Шарковщинский район является самым бедным районом Белоруссии и жизнь прямо скажем, очень бедная.

Сама Шарковщина даже не город, а посёлок городского типа, расположен на реке Дисна, в 197 км от Витебска. Население более 6 тысяч жителей. Впрочем не так далеко от Белоруссии в Латвии есть населённый пункт Дагда, в котором живёт чуть более 2 тысяч население и это считается город, так что Шарковщина для Латвии, это вполне приличный городок по населению, в 3 раза больше города Дагды!


В Шарковщине аж две православные церкви и один католический костёл

В самом названии Шарковщина, тоже есть некие прибалтийские корни. Название Шарковщины — балтское, от литовского šarkа «сорока». В районах по обе стороны белорусско-литовской границе достаточно много населенных пунктов с названиями типа Шаркишки (Браславский р-н) или Шаркуци (Ивьевский р-н), также много литовских антропонима типа Šarka . В регионе также немало поселений с более поздними названиями типа Сорочино.

Впервые упоминается в 1503 году как имение Зеновичей , позже принадлежала Сапегам, Домбровским, Лопатинским. В 1767 г. рядом с имением возникло местечко Новая Шарковщина, которое затем слилось с имением.


В Шарковщине сохранилось две старинных усадьбы Федоровичей и Лопатинских.

А в энциклопедии самого начала 20 века, Шарковщина упоминается как, Шарковщизна и местечко это находилось в Виленской губернии Дисненского уезда. И городок это был можно сказать, чисто еврейский. По ревизии 1847 г. «Шарковщизненское еврейское общество» состояло из 472 душ. По переписи 1897 г. жителей было 1151, среди них 1007 евреев. В годы Второй Мировой войны в Шарковщине было аж два еврейских гетто и убито было около 1000 евреев, практически всё население этого местечка.

ЦЕРКОВНЫЙ УРОЖЕНЕЦ ШАРКОВЩИНЫ ПОГРЕБЁННЫЙ В ВИЛЬНЮСЕ
(Архиепископ-митрополит Могилёва, Викентий Ключинский).


30 сентября 1847 года в Шарковщине родился будущий архиепископ Могилёва Викентий Ключинский.

Окончил Виленскую семинарию, продолжил образование в Санкт-Петербургской духовной академии, которую закончил со степенью магистра богословия. 30 сентября 1871 года рукоположен в священники, после чего служил профессором Виленской семинарии.

В 1905 году получил в Риме степень доктора богословия, затем переехал в Санкт-Петербург, где стал членом духовной коллегии. В 1907 году приехал в Рим посланником российского императорского двора и передал Святому Престолу неканоничное требование российских властей о замене виленского епископа Эдварда фон Роппа. Данный эпизод навлёк на Ключинского неудовольствие папы Пия X, который долгое время отказывался посвятить Ключинского в сан епископа.

После смерти могилёвского митрополита Аполлинария Внуковского в 1909 году власти России настаивали на назначении его преемником Викентия Ключинского, полагая его фигуру полностью себе лояльной, но папа долгое время отказывался. Лишь 7 апреля 1910 года Пий X согласился на избрание Ключинского новым митрополитом Могилёва . 29 мая 1910 года состоялась его епископская хиротония.

Надо отметить, что католики Даугавпилса и всей правобережной Латгалии в те годы принадлежали к Могилёвской епархии, тогда как православные Латгалии, к Полоцкой епархии.

На посту митрополита Ключинский исполнял свои обязанности усердно, однако не смог решить ряд острых проблем, возникших в церковно-государственных отношениях. Продолжались преследования грекокатоликов, возник конфликт вокруг смешанных православно-католических браков. Ходатайства архиепископа, как правило, российскими властями игнорировались.

25 июля 1913 года подал прошение об отставке, отставка было удовлетворена 4 июня 1914 года в Риме и, позднее, также императором Николаем II. После отставки был назначен титулярным епископом Филипполийским. Последние годы жизни провёл в Алупке.

Умер 10 февраля 1917 года в 69 лет. Был похоронен в Санкт-Петербурге в крипте храма Посещения Девой Марией св. Елизаветы, но в 1927 году его останки были перенесены в кафедральный собор в Вильно, в том самом соборе, где покоятся мощи Святого Казимира.

В настоящее время, католическая епархия города Витебска обратилась с просьбой к Католической Церкви, начать процедуру канонизации в лике святых Викентия Ключинского.



ДИСНА - ГОРОД В КОТОРОМ ПОКОЯТСЯ МОЩИ СВ. КОНСТАНТИНА ШАРКОВЩИНСКОГО И ГДЕ ЛЮБИЛ БЫВАТЬ ПАТРИАРХ ТИХОН

Белорусский город Дисну я проездом из Браслава в Полоцк проезжал неоднократно, но тогда я и не догадывался, что именно в этом городе находятся святые мощи Константина Шарковщинского. Этот факт меня заставил отдельно посетить Дисну.
Не смотря на близкое расстояние между Полоцком и Дисной, автобусное сообщение оказалось очень редким и плохим, возможно потому, что это не Полоцкий, а Миорский район и лучше туда наверное ехать из Миор.




Я даже не думал, что святые мощи могут находится в храме, который открыт только по воскресным дням и в итоге поездка моя в понедельник могла бы оказаться очень неудачной, если бы не пришла уборщица помыть в храме пол после воскресного дня. В итоге само чудо способствовало нам, а точнее я бы сказал сам Св.Константин гостеприимно дождался и принял нас в день закрытого храма.

Кроме мощей Константина, мы узнали и о чудотворной Смоленской -Дисненской иконы в храме, а так же о копии Остробрамской иконе из Вильнюса самим Патриархом Тихоном, где он любил проводить летний отдых. Ещё мы видели письмо в Дисну из Москвы написанное рукой Патриарха Тихона. В итоге не смотря, что мы не нашли где можно перекусить (всё на замках), и не смотря, что на автовокзале вместо автобусов бродили опасные рогатые быки, а на дорогах лежали подавленные змеи, мы от увиденной духовности остались очень довольные.

В Дисне аж две православные церкви, (вторая на кладбище) и так же восстанавливается большой старинный костёл католический, и имеется католическая часовня на католическом кладбище.

Древнее поселение, предшественник современного города, существовала на мысе правого берега реки Дисна еще в X - XI вв. как город Полоцкой земли. С XIII в. началось постепенное заселение левого берега.

Первое же письменное упоминание о Дисну как укрепленный замок Капец-городок (от слова «копать») датируется 1374 г. замок выполнял роль форпоста Полоцка на Двине, контролировал весь речной движение и подступы к столице Полоцкой земли. В 1461 г. поселение впервые упоминается под нынешним названием (усадьба Дисна).



В 1566 г. великий князь Сигизмунд Август приказал при Дисенском замке и под его охраной основать город, жителям которого дал различные льготы сроком на 8 лет. В 1567 г. Сигизмунд Август придал Дисне первый герб ( «три башни со стеной»), а 20 января 1569 г. - Магдебургское право и новый герб: "в голубом поле ладья с развернутым парусом», (герб похож на Полоцкий).

Во времена Ливонской войны в 1579 г. здешний замок стал центром сбора войск короля и великого князя Стефана Батория перед освободительным походом на Полоцк.

В 1581 г. в Дисне основали фарный костел (при нем с 1775 г. действовала школа), в 1630 г. - монастырь францисканцев, а в 1633 г. - монастырь при Воскресенской церкви. После получения статуса города, с XVII в. Дисна стала центром староства Полоцкого воеводства, значительным торгово-ремесленным центром.

В начале Тринадцатилетней войны в 1654 г. бурмистар Дисны сдал город армии Московского государства. 10 апреля 1661 г. шляхта, казаки, мещане и уездные мужья, которые находились в замке, связали оккупантов и открыли ворота армии Великого княжества Литовского (предателя-бургомистра повесили в замковых воротах) . В 1773 г. завершилось строение каменного костела при монастыре францисканцев.

В результате второго раздела Речи Посполитой (1793) Дисна оказалась в составе Российской империи, где стала центром уезда Минской, с 1842 г. - Виленский губернии. 23 апреля- 24 апреля 1831 повстанцы в количестве до 3000 человек освободили Дисну из-под российской власти.

Значительный ущерб Дисне и ее хозяйстве причинили пожары и наводнения (в 1865 1870, 1872, 1878 и 1882 гг.), Во время которых пострадали Воскресенская (каменная, построенная в 1870 г.) и Николаевская (до 1842 г. костел) церкви.




Согласно Рижскому мирному договору (1921) Дисна оказалась в составе межвоенной Польской Республики, где стала центром повета Виленского воеводства.

В годы Второй мировой войны с 5 июля 1941 до 4 июля 1944. города находилась под немецкой оккупацией; гитлеровцы создали здесь лагерь смерти. В июне 1942 г. в городе было уничтожено 2181 чел.

В 1904 году в Дисне жило более 9.000 человек.

Известный российский путешественник П. Семенов-Тян-шаньских называл Дисну наилучшим городом Виленской губернии.

Сегодня население города, полторы тысячи человек и Дисна считается самым маленьким городом Белоруссии.

А ещё город может быть интересен и тем, что в этом городе служит православный батюшка - фермер.

А ещё в Дисне имеется гостиница с названием "Рига". Когда видишь эту гостиницу и стоишь на берегу Западной Двины (Даугавы), то чувствуешь себя почти в родной Латвии!))
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author