filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Categories:

179 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПЕТРУ ИЛЬИЧУ ЧАЙКОВСКОМУ -2 часть


ТРУДЫ ПЕТРА ЧАЙКОВСКОГО

ПЕТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ— один из крупнейших русских композиторов. Род. 25 апреля 1840 г. в Камско-Воткинском заводе Вятской губернии, начальником которого был отец его. Понятливость и впечатлительность отличали маленького Чайковского который по собственному настоянию стал учиться наравне со своими братьями и сестрой, когда ему не было еще пяти лет. Отец называл его общим любимцем, жемчужиной семьи. С раннего детства мальчика тянуло к фортепиано, за которым он проводил свои досуги.

Семи лет Чайковский записывал уже свои детские впечатления. Нельзя сказать, чтобы музыкальная атмосфера окружала Чайковского в детстве. Домашний орган с валами был первым знакомым ему инструментом, на котором он услыхал арию Церлины из «Дон Жуана» Моцарта. В продолжение всей жизни сохранил особое благоговение к этому великому композитору. Музыкальный слух и память проявились у Чайковского рано. В 1845 г. начал учиться игре на фортепиано, а через три года читал ноты не хуже своей учительницы. Год спустя Чайковский играл на фортепиано, как взрослый. Способность фантазировать за фортепиано проявилась у него в 50-х годах.

Во время своего пребывания в училище Правоведения, Чайковский не проявлял среди товарищей своих особых стремлений к музыке. В 1859 г. окончив курс, поступил на службу в департамент министерства юстиции. Жизнерадостный юноша беспечно проводил время; никто не подозревал, что в нем таится будущий крупный музыкальный деятель.

В 1865 г. 15 летний Чайковский. окончил курс Консерватории с серебряной медалью, написав кантату на оду Шиллера: «К радости». Другие его консерваторские работы — увертюра к «Грозе» и танцы сенных девушек, включенные впоследствии в оперу «Воевода».

В 16 лет Чайковский дебютировал перед московской и петербургской публикой увертюрой F-dur, с успехом средним. В том же году начал первую симфонию.

К периоду 1866—67 г. относятся еще увертюра на датский гимн и ряд фортепианных пьес: «Воспоминание о Гапсале», обративших на себя всеобщее внимание. В 1867 г.

В 1867 г. Чайковский начал писать оперу «Воевода», и в том же году в Москве, в симфоническом собрании, были исполнены танцы из нее. Первая его симфония целиком была исполнена в симфоническом собрании рус. муз. общ. в 1868г. с большим успехом.

Постоянная нужда в деньгах заставила Чайковского заняться критической деятельностью. От этого тягостного для него занятия он отказался, как только материальные условия его улучшились. Опера «Воевода», поставленная в 1869 г. в Москве, имела успех, но в 70-х годах сам автор уничтожил ее, сохранив только небольшую часть материала. С таким же недовольством относился Чайковский к своему симфоническому произведению «Фатум» (1868 г.), исполнявшемуся как в Москве, так и в Петербурге. Вторая опера Чайковского «Ундина», оконченная в 1869 г., сцены не видала. Она тоже уничтожена автором в 18 7 3 г., за исключением некоторых номеров, вошедших впоследствии в другие сочинения композитора.

Осенью 1869 г. пишет увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта», с которой начинается настоящее его значение в истории искусства. Хотя это произведение имело в Москве успех средний, но впоследствии оно немало содействовало популяризации имени Чайковского.

Ступенями к славе были для него также первый квартет d-dur (1871), опера «Опричник» (1872), симфоническая фантазия «Буря» (1873). На конкурсе рус. муз. общ. в 1875 г. его опере «Кузнец Вакула» была присуждена первая премия.

За нею последовала опера «Евгений Онегин», которой, вместе с шестой симфонией, написанной в конце жизни Чайковского , суждено было увековечить его имя. Сначала Петр Ильич не верил в успех «Онегина», называя эту оперу скромным произведением, написанным по внутреннему увлечению. Первое представление этой оперы состоялось в Московской консерватории 17 марта 1879 г. Успех был средний.

В 1878 году Чайковский написал литургию св. Иоанна Златоуста.

Следующая опера: «Орлеанская дева», увы не оправдала надежд композитора. Она была дана в Петербурге в 1881 г. Шумный успех первого представления не повторился на втором, и опера не стала репертуарной.

Большую удачу Чайковский имел с оперой «Мазепа» (1883), поставленной в Москве в 1884 г., гораздо меньшую — с «Чародейкой», имевшей в Петербурге, где она была в первый раз поставлена в 1887 г., посредственный успех. Репутация Чайковского, как оперного композитора, воспрянула с «Пиковой дамой », поставленной в Петербурге в первый раз 7 декабря 1890 г. Эта опера, не сходящая с репертуара, по своей популярности не уступает «Евгению Онегину». Она обошла, наравне с последнею, все оперные сцены России. Эти две оперы проникли за границу, где их не покидал успех.

Не менее обширна была деятельность Чайковского как симфониста. Его шесть симфоний, три сюиты, программная симфоническая музыка, балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» представляют чрезвычайно ценный вклад в область русской музыки.

В симфонической музыке Чайковский, как говорится, был более у себя дома. Сплошной музыкальный интерес, богатство красок, удивительная способность извлекать из оркестра разнообразнейшие эффекты, от самых нежных до самых мощных, — все это ставит Чайковского в ряд перворазрядных симфонистов музыкального мира.

В камерной музыке сильно отразилась его богато одаренная музыкальная натура, иногда преступавшая границы этого рода музыки. Его техника иногда выходила из рамок и представляет для исполнителей большие трудности.

Вообще, какого бы рода музыки Чайковский ни касался, всюду он приносил обаятельный, чрезвычайной красоты мелодический элемент. Его сочинения в области духовной музыки скорее пленяют своей красотой, своим мягким лиризмом, чем возбуждают истинно молитвенное настроение. Вся музыка Чайковского проникнута преимущественно русским складом. Широкая эрудиция, необычайно развитая техника дали возможность коснуться многих областей музыкальной композиции.

Трудолюбие Чайковского было необычайное. Он не мог оставаться без работы, без творчества. Одна музыкальная мысль сменялась другой; можно сказать, что творческий процесс в продолжение кипучей 28-летней композиторской деятельности никогда не останавливался на долгое время. Одиночество было для него счастьем, так как оно предоставляло ему возможность отдаваться всем существом своему любимому делу.

В каталоге сочинений композитора значатся 76 опусов, 10 опер, 3 балета.

Чайковский был крайне впечатлителен и глубоко несчастлив. Ни материальные условия, ни переменчивость успеха не были, по-видимому, причиной тяжкого его душевного состояния.

Общительный и ласковый характер Чайковского, а также обаятельность его сочинений дали ему массу друзей. Среди них были и музыканты, принадлежавшие к различным группам, но, как ни дружил Петр Ильич с композиторами других направлений, он оставался верен своим взглядам.

По своей нервности Чайковский. не мог оставаться где-нибудь подолгу и с 33 лет. вел жизнь кочевую. Он совершал многократно артистические поездки по России и за границей (в Германии, Франции, Англии, Америке), дирижируя своими операми и концертами, составленными из его произведений. Педагогическая деятельность была Чайковскому не по сердцу, но тем не менее он пробыл профессором в Консерватории в Москве 12 лет и написал учебник гармонии.

Только в 51 год Чайковский снял дом и обосновался в Клину, но жить ему оставалось 2 года.


В КАКОМ ПРИБАЛТИЙСКОМ ГОРОДЕ ЖИЛ ПЕТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ?

В 1867 году, 27 летний композитор Петр Чайковский, всё лето прожил в Прибалтике, это был город Гапсаль, ныне это название современного городка Хаапсалу в Эстонии.
Город на северо-западе Эстонии, административный центр Ляэнемааского мааконда (уезда). В переводе с эстонского означает «осиновая роща». Выход к Балтийскому морю и Рижскому заливу

Историческое поселение на месте нынешнего города непрерывно существовало, по крайней мере, с 1279 года, когда Гапсаль стал главной резиденцией Эзель-Викского епископа и служил ей на протяжении последующих 300 лет германской (шведской, датской и немецкой) колонизации Эстонии. Многие постройки той эпохи сохранились в архитектурном облике города — к примеру, замок Хаапсалу, а также постоялый двор, в котором, как предполагается, останавливался и сам Пётр Великий.

Сегодня в городе живут более 10.000 жителей.

В 1867 году в этом городе на снятой даче отдыхали прибывшие из Украинского города Каменка Давыдовы. Сестра Чайковского Александра была замужем за Львом Давыдовым, сыном декабриста Давыдова. Петр Чайковский приехал в Эстонию чтобы остановится у родственников сестры по мужу, Давыдовых. Но Эстония композитору не приглянулась, он оставил воспоминание, что жил в Гапсале впроголодь , денег не было, еды не хватало, а Давыдовы помощь не оказывали делая вид, что нужду Чайковского не замечают.

Но именно позже о этом городе Петр Ильич Чайковский написал пьесу для фортепиано «Воспоминание о Гапсале».

ГОРОДА В КОТОРЫХ ЖИЛ ЧАЙКОВСКИЙ:
1840 - 1848 - город Воткинск в Удмуртии (родина)
1848 — отъезд семьи из Воткинска в Москву, затем в Петербург.
1949 - — переезд семьи в Алапаевск.
1866 - — переезд в Москву.
1885 - — переезд на жительство в Майданово и Фроловское .
1892 - — переезжает в новый дом в Клину.
1893 - Похоронен в Александро-Невской лавре в Петербурге.

ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТЬ ЧАЙКОВСКОГО

Современная наука пришла к выводу, что эта форма сексуального поведения не является ни извращением, ни болезнью. Наша природа изначально бисексуальна, и ориентация индивида определяется влиянием множества факторов на разных стадиях его психофизиологического развития, и это исключает до сих пор бытующее мнение о «нетрадиционном» выборе как следствии половой распущенности. Однополая любовь относится к числу бесспорных жизненных реалий, присутствующих на всем протяжении истории человечества. Сила и созидающий характер этой любви многократно засвидетельствованы, вплоть до Священного Писания (и это несмотря на библейский запрет любовных отношений между мужчинами) — в знаменитом плаче Давида о Ионафане: «Любовь твоя была для меня превыше любви женской» (II Цар. 1:26). Невозможно отрицать и значительность вклада обладающих подобными вкусами людей в мировую культуру — от древних греков до Шекспира, Леонардо и Микеланджело, Пруста и Бенджамена Бриттена. Из числа великих русских к этой же гениальной плеяде «эротических нонконформистов» принадлежит Чайковский.

Сама по себе гомосексуальность — равно как и гетеросексуальность — пребывает, будучи биологическим фактом, вне этических категорий. Нравственное измерение порождается в обоих случаях не половыми характеристиками предмета любви, а глубиной и красотой самого чувства, способностью к самоотдаче и жертве ради любимого человека. Существо эроса, согласно Платону, заключается в конфликте между высоким духовным побуждением и потребностями плоти, притом что по разным причинам осуществление гармонии между ними не всегда достижимо. Чайковский был обуреваем устремлениями обоего рода, и именно разрыв между ними, так и не преодоленный, составлял смысл его любовной драмы, а отнюдь не муки совести, вымышленные в большинстве своем биографами по поводу «неортодоксальности» его желаний.Чайковский не воспринимал свою ориентацию трагически, но с годами научился не обращать внимания на общественное мнение и нашел способы удовлетворять плотские желания в рамках существовавшего положения вещей. Добавим к этому эстетический компонент, очень для него важный: в отличие от многих «сочувственников», он менее всего стремился удовлетворить сексуальный голод с кем попало, но ценил в юношах внешнюю привлекательность, даже если многие из них оставались для него недоступны.

Есть мнение, что все мальчики учащиеся в школах или училищах только для мальчиков, так или иначе все были втянуты в гомосексуальные отношения. Этому способствовали публичные порки, общие бани и спальни, и даже уроки бальных танцев, где один из партнёров в паре должен был исполнять роль девочки. Юношеский гомосексуализм в школах в 19 веке был явлением в России повсеместным и воспитатели отлично знали про это и где-то боролись с таким явлением, где-то "не замечали", считая это явлением временным и зная по своим примерам отрочества, что большинство ребят выйдя из стен школ встречают девушек, влюбляются и заводят крепкие семьи.

Вот одно из характерных высказываний Петра Ильича о себе самом: «В своих писаниях я являюсь таким, каким меня создал Бог и каким меня сделали воспитание, обстоятельства, свойства того века и той страны, в коей я живу и действую. Я не изменил себе ни разу. А каков я, хорош или дурен, — пусть судят люди».

Распространенное мнение о том, что в России издавна существовала традиция приравнивания гомосексуальности к уголовному преступлению, неверно.

Если на Западе, начиная с XII века, виновных в «мужеложстве» инквизиция сжигала на кострах, то «Домострой» в этом отношении, как и в отношении любого другого греха, предполагает лишь духовное покаяние. Иностранцев, посещавших Московскую Русь в XV–XVII веках, поражало и возмущало широкое и безнаказанное распространение «содомии» среди всех слоев населения — от крестьянства до царствующих персон.

Ни для кого уже не секрет, что наиболее яркие и деспотические из русских государей — Иван Грозный и Петр Великий — также практиковали «мужеложство». «Противоестественный блуд» как преступление вообще не упоминается ни в одном из юридических документов Киевской и Московской Руси — начиная с «Русской правды» Ярослава Мудрого и заканчивая «Уложением царя Алексея Михайловича».

Впервые эта тема как вид преступления возникла в «Кратком артикуле» князя Меншикова (1706), где за «ненатуральное прелюбодеяние со скотиной», «мужа с мужем» и за «блуд с ребятами» полагалось сожжение на костре, притом что наказание было взято из шведского воинского статута. Уже через десять лет Петр I резко смягчил кару до простого телесного наказания, и лишь в случае применения насилия — вечной ссылки.

Заметим, что воинские уставы Петра касались только лиц, отбывавших службу в армии, и на остальное население не распространялись. Криминализация сексуальных отношений между мужчинами как одного из «половых», или «плотских», преступлений юридически состоялась лишь в 1832 году, при Николае I, то есть всего за восемь лет до рождения Чайковского. Как видим, о «давней» традиции не может быть и речи!

На протяжении столетий у правящего класса, особенно во времена засилья крепостного права, половая распущенность была нормой жизни и не считалась развратом. Русское дворянство, не имевшее представления о европейском рыцарстве, о куртуазной любви, не помышляло об этических заповедях в сексуальной сфере. Ему не внушалось твердых моральных устоев на сей счет, ибо власти не ставили своей задачей воспитание общественной нравственности. Начиная с конца XVIII века высший класс подвергся мощному влиянию Запада.

Именно в середине 18 века в российских столицах начала складываться новая «сексуальная» идентичность, выделявшаяся на фоне более традиционных отношений. Мужчины с неортодоксальной половой ориентацией начали более интенсивно искать себе подобных. Они находили их в самых разных слоях общества в лице сексуально озабоченных и инициативных представителей городского населения.

Расположение к мужеложству было в Петербурге так развито, что собственно невскопроспектные проститутки начали ощущать страшное к себе пренебрежение, а их хозяйки испытывали дефицит.

Гомосексуализм, о котором на Западе заговорили раньше благодаря Фрейду, это явление как опыт, через который проходит около 20 % людей, из которых три четверти позже просто забывают его или вырастают из него. Есть люди которые в раннем детстве. чем-то непохожими на остальных их знакомых — они никогда не бывают женаты, у них не бывает детей, и их почему-то дразнят, что они «живут с племянниками», но эти племянники никогда не попадаютссяя    на глаза
ПОСКРИПТУМ

Увы, прошли года, и с ужасом в груди
Мы сознаем, что все уже за нами,
Что холод смерти впереди.
Мечты твои сбылись.
Презрев тропой избитой,
Ты новый путь себе настойчиво пробил,
Ты с бою славу взял и жадно пил
Из этой чаши ядовитой.
О, знаю, знаю я, как жестко и давно
Тебе за это мстил какой-то рок суровый
И сколько в твой венец лавровый
Колючих терний вплетено.
Но туча разошлась. Душе твоей послушны,
Воскресли звуки дней былых,
И злобы лепет малодушный
Пред нами замер и затих.
А я, кончая путь «непризнанным» поэтом,
Горжусь, что угадал я искру божества
В тебе, тогда мерцавшую едва,
Горящую теперь таким могучим светом.
(Апухтин)
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • 17 АПРЕЛЯ ДЕНЬ ЭСПРЕССО (МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ КОФЕ)!

    ПОГОВОРИМ О КОФЕ ЭСПРЕССО! ==Эспрессо, это просто концентрированный простой кофе? --Эспрессо является концентрированной формой кофе подается…

  • факты о святой Бернадетт

    РАССКАЗ ФРАНЦУЗСКОГО КАТОЛИЧЕСКОГО СВЯЩЕННИКА О СВЯТОЙ БЕРНАДЕТТ Во Франции она одна из популярнейших святых, так как тело остается нетронутым…

  • СВЯТАЯ БЕРНАДЕТТА СУБИРУ

    Сегодня в Римско-Католической Церкви День памяти Святой Бернадетты, которая более известная под уменьшительным словом Бернадетт. Бернадетта -…

Comments for this post were disabled by the author