filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Category:

ЕЛГАВА - прогулка по латвийскому городу (ЧАСТЬ 2)


из прессы латвии 1944 года





Анна Мекленбург-Гюстровская, герцогиня Курляндская.

Жена Готхарда фон Кетлера ], герцога Курляндии, мать правителей Курляндии, герцогов Фридриха и Вильгельма Кетлеров.

Родителями Анны были герцог Мекленбурга Альбрехт VII Красивый (1488—1547) и маркграфиня Анна Бранденбургская (1507—1567). В 33 года 12 марта 1566 года вышла замуж в Кенигсберге за герцога Курляндии Готхарда Кетлера.


Умерла 14 июля 1602 в Шверине, а похоронена была в Елгаве.

Родители Анны нисколько не благоприятствовали её браку с Готхардом Кетлером, зато браку способствовали польский король и прусский герцог.

Анна стала первой в истории Ливонии женщиной, происхождение и судьба которой достоверно известны.

В честь Анны, её муж в Елгаве построил лютеранскую кирху Св.Анны.


ЦЕРКОВЬ ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТА ЛАТВИИ

В октябре 1925 года в Елгаве прошли большие торжества. Отмечалось 350 лет лютеранской церкви Св.Анны. На богослужение прибыл сам первый президент Латвии Янис Чаксте. За богослужением пели студенты Латвийского Университета, а солировали солисты национальной оперы. Всё это не случайно, президент Чаксте являлся членом данного прихода.

В 1567 году , герцог Курляндии Гетард Кетлер созвал в Риге рыцарский совет, на котором решили в Курляндии построить 70 церквей. Среди этих церквей, первичная роль отводилась церкви в столице Курляндии Митаве (Елгаве) где жили герцоги. Церковь была названа в честь св.Анны, именно Анной звали супругу герцога и он тем самым сделал подарок своей жене.

У герцогов Курляндии Кетлеров, эта церковь имела превосходство над другими храмами герцогства, ну а в независимой Латвии данная церковь так же имела преимущество, как приход президента Латвийской Республики.



КАТОЛИЧЕСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР ЕЛГАВЫ

В 1783 году кафедра Ливонского епископа была перенесена из Даугавпилса в Елгаву. Кафедральный собор, один из самых больших католических соборов Латвии строили всем миром, деньги на собор жертвовали католики Франции, Испании и других стран Европы, а так же большую сумму внёс граф Плятер из Краславы.

Католический храм в центре Елгавы (Митавы) начали строить во времена герцога Фридриха в 1630—1635 годах, но данный собор построен в 1906 году.


ВОКЗАЛ ЕЛГАВЫ

Елгава является третьим железнодорожным узлом Латвии после Риги и Даугавпилса, а вот вокзал в размерах уступает только столичному вокзалу Риги и превосходит Даугавпилсский вокзал.
Так как в 19 веке 50% горожан были немецкой национальности, то именно через Елгаву ходили поезда в Германию: Рига-Елгава-Берлин-Кёнигсберг, Рига-Елгава-Вильнюс-Варшава-Берлин, Варшава-Рига, Таллинн и Варшава.

После восстановления независимости Латвии в 1918 году из Риги через Елгаву ходили ещё международные поезда литовского направления (Шяуляй, Мажейкяй , Вильнюс , Минск , Трускавец , Гомель , Калининград и т.д.), а также местное движение поездов Рига-Елгава-Вентспилс, Рига-Елгава-Тукумс II, Рига-Елгава-Мейтене. В Елгаву прибывали поезда из Екабпилса. Но в 1990 году пассажиропоток сократился и с 2000 года все данные маршруты упразднены.

С сентября 2018 года через Елгаву ходит поезд рига - Киев и планируется с 2019 года пустить поезд Рига - Таллинн с остановкой в Елгаве.

Вокзал в Елгаве построен в 1868 году. На фото вокзал в Елгаве в 1944 году.




Елгава. Вилла (1818 года) герцогини Курляндской Доротеи Модем, полное имя ( Анна Шарлотта Доротея фон Медем ) .



Елгава. Замок Вальдека 1870 года, ныне в нём расположен Латвийский сельскохозяйственный университет




РАССКАЗ О ЖИЗНИ В ЕЛГАВЕ 1920 ГОДА

До Первой Мировой войны, Елгава (Митава) был промышленный цветущий город с многочисленной высококультурной немецкой интеллигенцией . Не смотря на то, что к 1920 году город пришёл в упадок, он всё ещё оставался по численности населения четвертым городом Латвии.

Перед Первой Мировой войной в Елгаве жило 60.000 жителей, после войны население составляло 20.000 человек. Очень сильно изменился и национальный состав.

Так после войны не осталось русской интеллигенции из чиновников, учителей и офицеров. Если до войны в Митаве (Елгаве) жило 4.000 русских, то после войны русских оставалось пара сотен человек.

Сократилось число еврейского населения. В годы Первой Мировой войны евреи принудительно выселялись из Елгавы, вернулись после войны не все. До войны в Елгаве жило 6.000 евреев, в 1920 году насчитывалось 1500 вернувшихся евреев в город.

Ещё хуже обстояло дело с немцами. В Елгаве чуть больше двух месяцев держалась большевитская власть и практически не было ни одной немецкой семьи в которой большевики бы не расстреляли члена семьи, а потому немецкое население побросав всё спешно уезжало в Германию спасаясь от большевиков. В 1920 году немцев в город вернулось в три раза меньше.

Единственно, кто не понёс больших потерь, это были латыши. Латышей в Елгаве до войны жило 17.000 человек и после войны их численность составила 16.000 человек из 20.000 жителей, что Елгаву сделало практически латышским городом.

Когда немецкое население Елгавы возвращалось в свой город, они свои дома нашли разрушенными, а имущество разграбленным. Имущество немцев, евреев и русских было национализировано. От художественных и культурных богатств Митавского дворянства остались жалкие остатки, и те были увезены скупщиками в Ригу и там продавались за рубеж.

Таким образом в 1920 году Елгава оскудела и культурно и экономически.
Если до 1914 года это был город высокой немецкой культуры, то в 1920 году городу навязывалась новая латышская культура новопровозглашённой Латвийской независимой Республики.

Однако, надо признать, что самый большой урон городу нанесли русские в 1915 году. Тогда Митава была частью Российской Империи и в ожидании прихода немцев в Первую Мировую войну, чтобы не сдать немцам ценности города, русские уничтожали всё, что можно было уничтожить.Русские взрывали фабрики и мосты, подожгли вокзал, поджигались дома в центре города.

Один интересный факт. Перед Первой мировой войной латышей в Елгаве составляло меньшинство, в то время как большинство составляли немцы и евреи. Евреи привыкли к немецкой высокой культуре и констатировали, что в 1920 году латышской культуры в городе стало больше, но по качеству эта культура уступала немецкой. А потому ортодоксальные евреи и сионисты создали свои партии и стали бороться с латышскими партиями за власть в городе. И надо признаться, кое что им удалось. Например Елгава находящаяся от Риги в 42 км. не имела запрета на торговлю в воскресные дни, что было невозможно представить в Риге. Так удивлённые рижане в выходной воскресный день отправлялись в Елгаву за товаром, которым в основном торговали евреи.

Елгава же в 1920 году стала самым большим центром латышской науки. Здесь открылось множество учебных заведений и латыши со всей Латвии съезжались в Елгаву за получением образования. Особенно большое место уделялось образованию латышских крестьян и их детей. В то время, как покупательная способность населения города была ограничена, город выживал за счёт студентов и учащихся, которые приезжали получать образования, снимать жил.площадь, порой дорогие пансионы и крестьяне продавая свой урожай, на вырученные деньги делал в городе дорогие закупки для села. А потому в развитии образования город Елгава в 1920 году видел и экономический свой рост.


ИСТОРИЧЕСКАЯ МОГИЛА В ЕЛГАВЕ

Недавно вернувшись из Елгавы и увлёкся историей города, обнаружил. что в этом латвийском городе в разные века проживало много исторических личностей и город этот очень богат историей. Особенно интересны 5 летний период, когда в Елгаве проживали в изгнания королевские семьи.

Вот и на старом католическом кладбище Елгавы покоится французский католический монах Эджеворт, он умер 22 мая 1807 года. Этот человек интересен тем, что он 21 февраля 1793 года напутствовал в Париже на эшафот короля Франции Людовика Шестнадцатого и был свидетелем казни короля.

Монах Эджеворт был иезуит родом из Ирландии и дворянин по происхождению, в миру Анри Эсекс, он являлся духовником сестры казнённого короля, Елизаветы. А потом духовником нового короля Франции Людовика Восемнадцатого с котором он и прибыл в Елгаву в качестве изгнанников.

Сам изгнанный король Людовик Восемнадцатый писал в Петербург письмо императору Павлу и просил Российского Императора ходатайствовать перед Римским Папой о назначении монаха Эджеворта викарным епископом Парижа.

4 июня 1799 года монах Эджеворт встречал в Елгаве дочь казнённого короля Франции Марию-Терезию-Шарлотту. Дочь монарха обняв монаха долго рыдала расспрашивая его о последних минутах жизни отца. При этой встречи присутствовали граф Прованский и французский кардинал Монморанси.

Даже когда политическая обстановка изменилась и венценосные французы покинули Елгаву, монах Эджеворт остался жить в Елгавском дворце и ухаживал за больными пленными французскими солдатами,которые прибывали в Елгаву в 1807 году. От одного солдата он заразился тифом. Дочь короля Франции Мария-Терезия-Шарлотта до последнего вздоха ухаживала за монахом, как за человеком - свидетелем смерти своего казнённого отца.

Когда монах Эджеворт умер, его гроб несли по улицам Елгавы в сопровождении католического, лютеранского и православного духовенства, а за гробом шло всё правительство города, такой любовью пользовался у елгавчан простой и скромный католический монах.


ЖИЗНЬ КОРОЛЯ ФРАНЦИИ ЛЮДОВИКА ВОСЕМНАДЦАТОГО В ЕЛГАВЕ (МИТАВЕ)

В 1805 году король Франции Людовик Восемнадцатый был изгнан из Франции. Российский Император Александр Первый предложил королю Франции остановиться в Митаве (Елгаве). Людовик принял предложение.

Император России предоставил королю Франциидом Курляндского губернатора, который известен как Елгавский дворец и переслал французскому изгнаннику 200.000 рублей, чтобы король на эти деньги мог оплачивать нужды своей свиты и содержать самостоятельно дворец.

Король Франции поселился жить во дворце Курляндских герцогов, его и дворец с 300 помещениями обслуживала свита в 20 человек, сюда входили графы, герцоги, аббаты и французская прочая знать.

Свита в Елгавский дворец приходила только днём, ночью она была расквартирована на квартирах богатых жителей Елгавы, а елгавчане с радостью принимали у себя именитых гостей из Парижа с окружения короля.

Людовик очень рано вставал, во дворце каждое утро для него служилась католическая месса, после которой он принимал во дворце посетителей, это были в основном французские эмигранты Курляндии.

Дворец король покидал крайне редко, всё дело было в его слабом здоровье. Король страдал подагрой и бывало несколько дней подряд он не мог ни только ходить, но и держать перо для письма..

Вечерами король развлекался чтением пикантных французских пьес, литературу ему доставляли из Франции.

Сам король человеком был очень скромным и на всём экономил, но его свита в Елгаве жила на широкую ногу точно, как привыкла жить в Париже и король больше денег тратил не на себя, а на свиту. Денег было постоянно мало и на протяжении трёх лет император России присылал в Елгаву королю-изгнаннику новые годовые жалования.




В 1944 году в Латвии появились беженцы из России и восточной Латвии, это те люди, которые отступали с немцами и отходили на Запад. Весной 1944 года православный собор святых Иоакима и Анны в Елгаве постановил, 10% приходского дохода от православных прихожан Елгавы перечислять беженцам, которые вынуждены искать убежища на неподвластных ещё территориях Советской Армии.



ПЕРВАЯ МИРОВАЯ В ЕЛГАВЕ

Много вспоминают о Второй Мировой войне в Латвии, но мало находим воспоминаний о Первой Мировой войне. Некоторые воспоминания о Первой Мировой войне оставил в своих письмах русский житель Елгавы по имени Николай.

В его письмах говорится, что в Елгаве в 2015 году находились штабы трёх германских и одного боварского корпуса. Рестораны Елгавы день и ночь полны немецких штабных офицеров, веселье и продажа алкоголя идёт круглосуточно. Тон веселью задаёт главнокомандующий прибалтийскими немцами фон-Белов. Он старается на сторону Германии перетянуть местных дворян приглашая их в ресторан на свои завтраки и сам напрашиваясь на обеды к дворянам.

Из Германии в Елгаву повеселиться приезжает сын германского императора, принц Иоахим, который проживает в этом городе по месяцу.

В Елгаве исторически жило много немцев и германские войска чувствовали этот город совсем своим желая навести в нём больше блеска и сделать образцовым городом Прибалтики. Немцы даже задумали по плану усилить освещение улиц города, чтобы весь город блестел в огнях и даже проложить трамвайные рельсы и пустить по городу трамвай.

В то время как Рига взята не была, немцы в Елгаве чувствовали себя полноправными хозяевами и даже приглашали посетить город самого Императора Германии Вильгельма.

Дважды Елгаву посещал маршал Паул фон Гинденбург (НА ФОТО).

Все высокие немецкие лица останавливались в Елгавском дворце. Фронт проходил совсем рядом в Олейне. Русские постоянно скидывали бомбы на Елгаву, но все бомбы падали на окраины города на дома и огороды местных жителей по берегу реки Лиелупе, бомбили вокзал и железную дорогу, гибли часовые немецкие солдаты. Но офицеры были недосягаемы , у них продолжались бесконечные праздники, в Елгаву приезжали танцовщицы из Германии давать для офицеров и генералов концерты.

Местное население Елгавы жило между двух огней . С одной стороны в мирные кварталы города падали русские бомбы не причиняя вред центру города. С другой стороны немцы не выпускали из Елгавы мирное население и принудительно их гнали на передовую копать окопы. Русским приходилась копать окопы немцам, а те же русские с другой стороны фронта стреляли по рабочим с лопатами. Очень много мирного населения Елгавы с лопатами в руках на работах гибло от русских пуль.Отказаться рыть окопы немцам , это тоже означало бы, подписать себе расстрел за саботаж против "законной" власти...
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • 17 ИЮЛЯ 1954 ГОДА РОДИЛАСЬ КАНЦЛЕР ГЕРМАНИИ АНГЕЛА МЕРКЕЛЬ

    (Дочь лютеранского пастыря) Ангела Меркель Первая женщина в истории Германии, занявшая пост канцлера. Она также первая из канцлеров,…

  • ДОСОВЕТСКИЙ ДОНБАСС

    Территория между Днепром и Доном, ограниченная с юга Азовским морем, а с севера - условной линией лесов, называется Донбассом, от сокращения…

  • ИЗ ИСТОРИИ РУССКОЙ ЦЕРКВИ

    16 августа 1941 г. Гейдрих издал приказ, запрещающий какое-либо содействие религиозной жизни в СССР, подчеркивающий необходимость соблюдать…

Comments for this post were disabled by the author