filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Category:

СЕГОДНЯ 965 ЛЕТ НАЗАД ЕДИНАЯ ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ РАЗДЕЛИЛАСЬ НА ПРАВОСЛАВНУЮ И КАТОЛИЧЕСКУЮ .



(Мой взгляд на историческое событие)

Восточная (Православная) и Западная (Католическая) Церкви уже на протяжении 200 лет отдалялись друг от друга. Это был не внезапный раскол, он нарастал медленно, но неуклонно и по сути, это был затяжной конфликт римлян с греками.

Римские Папы всё больше и больше распространяли свою власть по Европе и вкусы их росли, что не нравилось Константинополю. Константинополь во главе с Императором считал, что все серьёзные вопросы Церкви должны решаться на Вселенских соборах, в том числе и вопросы территориальные и решения на соборе принимаются устами Святого Духа.. Рим считал, что Папа Римский не должен ни с кем считаться по вопросам территорий, так как папа Первый среди всех равных ему патриархов и епископов, что касается в церковных вопросах и первый правитель в светской власти.

Император Константинополя имел к Риму претензии и протестовал, чтобы папа считал себя наместником Бога на земле.

Вина раскола лежит на Папе Льве Девятым, который сегодня в католицизме считается святым и на Патриархе Константинополя Михаиле Кируларии. Надо признать, что если предшественники Патриарха были люди образованные и им хватало мудрости 200 лет сдерживать и не раздувать конфликт, то Патриарх Михаил был фанатиком. Патриарх где-то и от кого-то вдруг услышал, что Папа Римский в Южной Италии принуждает всем христианам литургию совершать на облатках , а не на просфорах и Патриарх Михаил тут же подписывает официальное постановление, чтобы все христиане Константинополя литургию совершали только на просфорах, а облатки считать греховным и иудейским явлением.

Тут надо пояснить, что древняя церковь совершала литургию как на просфорах, так и на облатках по своему усмотрению и конфликтов по этому вопросу до сей поры не было.

папа Лев отреагировал тем, что написал Патриарху Михаилу письмо, что избран в патриархи он не справедливо и Рим отказывается признать его патриаршество и все его постановления. Причину "неправильного избрания" Папа не назвал. Но письмо решил передать лично Патриарху в руки. Однако сам папа Лев уже был смертельно болен и в Константинополь он посылает трёх своих приближённых людей:
1. Кардинал Гумберт - канцлер папской канцелярии из Муайенмутье. Он был ни чуть не менее фанатичный чем сам Патриарх Михаил.
2. Кардинал Фридрих из Лотарингии.
3. Архиепископ Петр из Амальфи.
Все три посланника были настроены враждебно к грекам и должны были унизить Патриарха Константинополя.
Посланники надеялись, что обозлённый Константинополь Папским ответом изгонит их и этим положит начало открытого конфликта Востока и Запада.

Император Константинополя Константин Девятый проявил удивительную дипломатию, спутав планы посланцев и оказал великую честь и гостеприимство римским посланникам, чем их сильно смутил. Однако патриарх Михаил был расстроен таким имперским гостеприимством римлян и наотрез отказался встречаться с посланниками Папы. На руку патриарху сыграл тот факт , что в Риме Папа Лев умер. патриарх сказал, раз папа на том свете, то ни каких личных посланников на этом свете у папы Льва уже быть не может и с посланниками мёртвого Папы он разговаривать не намерен. Император не мог настоять Патриарху на встрече и посоветовал посланников вернуться в Рим. Но посланники сказали, что не вернуться в Рим пока не передадут лично Папское послание в руки патриарху Михаилу.

С посланниками встретился монах Студийского монастыря Никита Стифат, когда-то он сам отстаивал именно сторону Папы и в разговорах с посланниками он объяснил, почему он изменил мнение и теперь на стороне Константинополя. Там был чисто человеческий фактор обиды на Папу. Кардинал Гумперт обрушился с гневом на Никиту, обозвал его "заразным сводником", "последователем Магомета", "ползающим на брюхе пред Патриархом монахом, который вышел не из монастыря, а из блудилища и не монах он, а актёр театра".

Патриарх Михаил узнав об этом сказал: "Эти кардиналы римские, просто сборище неотёсанных варваров с которыми нельзя как видите даже поговорить цивилизованно!". Не смотря на всё, Император Константин имел другое мнение и сказал монаху Никите: "Пойди и извинись перед гостями из Рима, за то, что ты их расстроил".

Извинение Никиты окончательно взбесило кардинала Гумперта. кардиналом нужен был конфликт, так как в послании содержался Указ папы Римского об отлучении Патриарха Михаила от Церкви и предание его Анафеме.

16 июля 1054 года в 15.00 в Соборе Святой Софии в Константинополе начиналось Всенощное бдение . Три посланника из Рима в полном епископском облачении быстром шагом через собор проследовали к главному алтарю и торжественно возложили на престол патриарха буллу об отлучении и ни с кем не разговаривая вышли вон из собора, символически на пороге отряхнув Константинопольский церковный прах со своих ног, чтобы не завести его в Рим. Патриарх Михаил при всех сжёг папское послание, а посланников предал Анафеме. 18 июля посланники уехали в Рим.

Это событие и имело конечным результатом разрыв отношений Рима с Константинополем и раскол Церкви на Католическую и Православную.

Даже со стороны Западных современных богословов, этот раскол является исторической чудовищной ошибкой.
1. Булла не имела ни какой силы после смерти Папы её подписавшего.
2. Посланники не имели права представлять Папу Льва в Константинополе после его смерти. Легаты грубо нарушили все свои права, которых они лишились со смертью Папы и обязаны были ждать выборы нового Папы и потом выполнять уже его решения.
3. Папа Лев подписал анафему на Патриарха Михаила, а не на Всю Восточную церковь, как позже исторически было преподнесено Римом, так же и Патриарх Михаил предал анафеме папских легатов, а не всю Западную Церковь, как потом это выгодно было "понимать" Константинополю.

Историки Запада едины во мнении, что раскол был ошибочным и ни Папа Лев , ни патриарх Михаил не желали обмениваясь анафемами раскалывать саму церковь, анафемы были указаны конкретно на личности, а не на Церковь.. Папы Льву не хватило более твёрдой воли, а Патриарху Михаилу помешал фанатизм. Но главную точку в расколе ставят даже не они, а упрямый кардинал.

Впрочем, это позже те события кому-то выгодно было преподносить, называя это окончательным расколом, но ещё и в 13 веке в Лионе и в 15 веке во Флоренции, Рим вынуждал Восточную Церковь по политическим причинам признать над Константинополем Верховенство Рима. Историки эти времена называют "Заживляющими повязками на теле Церкви" и констатируют, что "Раны раздирания Церкви под теми повязками зажить так и не смогли".

Только в 1965 году взаимные анафемы Римом и Константинополем были сняты. Рим сам признал, что их кардинал Гумберг в той ситуации вёл себя на столько вызывающе, что его выходка не идёт ни в какое сравнение с реакцией патриарха Михаила, которого можно обвинить только в том, что он поддался на эту грубую провокацию, что по мнению Рима, делать Патриарху всё таки не следовало.

Эта рана раздора, разделения двух церквей кровоточит и сегодня, спустя уже 965 лет.
Subscribe

  • 17 АПРЕЛЯ ДЕНЬ ЭСПРЕССО (МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ КОФЕ)!

    ПОГОВОРИМ О КОФЕ ЭСПРЕССО! ==Эспрессо, это просто концентрированный простой кофе? --Эспрессо является концентрированной формой кофе подается…

  • факты о святой Бернадетт

    РАССКАЗ ФРАНЦУЗСКОГО КАТОЛИЧЕСКОГО СВЯЩЕННИКА О СВЯТОЙ БЕРНАДЕТТ Во Франции она одна из популярнейших святых, так как тело остается нетронутым…

  • СВЯТАЯ БЕРНАДЕТТА СУБИРУ

    Сегодня в Римско-Католической Церкви День памяти Святой Бернадетты, которая более известная под уменьшительным словом Бернадетт. Бернадетта -…

Comments for this post were disabled by the author