filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Category:

ИСТОРИЯ ОДНОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ СВЯТЫНИ ЛАТВИИ



На фото мы видим необыкновенную икону Казанской Богородицы, в своих руках её держат пророк Иоанн Креститель и Святитель Николай, а внизу мы видим крестик.

История иконы очень интересная. Её написала Тамара Эренштейн, жившая в Риге в первой половине 20 века. Тамара Эренштейн увлекалась иконописью. В конце 1930 годов ей посчастливилось совершенствоваться в иконописи на Святой земле, в частности она участвовала в росписи храма на горе Елеон в Иерусалиме. Она же была была активной участницей Русского студенческого православного единения, работавшего в Риге с 1928 по 1934 год.



Эта икона была ею подарена Рижской Иоанновской кладбищенской церкви . Епископ Елгавский Иаков (Карп) служащий в то время в Константинопольском Патриархате, осветил эту икону 28 августа 1938 года. на кануне праздника Усекновения главы Иоанна Крестителя, по новому стилю. (Тогда Церковь в Латвии константинопольского патриархата пользовалась календарём Григорианским, то есть, новым стилем).




Этой иконой художница Тамара Эренштейн в виде святых изображённых на иконе Иоанна Крестителя и Святителя Николая, почтила память Рижского архиепископа Иоанна (Поммера) и Печерского архиепископа Николая (Лейсмана), в то время епархия владыки Николая входила с Печорами в состав Эстонского государства.

Убиенный архиепископ Иоанн (Поммер) не за долго до своей мученической смерти, передал Иоанновскому приходу две церкви, одна в письмах и документах того времени почему-то названа Иоанновским собором, а другая деревянная Иоанновская кладбищенская церковь.




К архиепископу обратились с просьбой, чтобы не было у прихода две церкви Иоанновские, переименовать одну, что на Иоанновском кладбище, в церковь Казанской иконы Богородицы. Архиепископ Иоанн (Поммер) дал своё благословение и прислал в дар в будущую Казанскую церковь на Иоанновском кладбище икону Казанской Богородицы очень старинного письма. В церкви делался большой ремонт, её полностью обновили, однако при жизни Иоанн (Поммера) осветить церковь не успел и новый храм приехал освещать из Печер Николай (Лейсман) осенью 1934 года .



Приходской совет Иоанновского прихода в память этих событий , заказал художнице Тамары Эренштейн написать новую икону казанской Богородицы. Художница изобразила небесных покровителей двух архипастырей, благословившего переименования храма и осветившего Казанский храм и между святыми был вставлен тот древний образ Казанской Иконы Богородицы, которую перед своей мученической смертью пожертвовал Иоанновской общине священномученик Иоанн (Поммер). Таким образом символ этой иконы, что два святых небесных покровителя двух архипастырей, которые заложили начало Казанской церкви, благословляют эту церковь иконою Казанской Богородицы подаренной церкви священномучеником Иоанном (Поммером).

Кроме того в саму сооружённую новую икону был вставлен крестик. В этом крестике находились частицы мощей одиннадцати Киево-Печерских угодников и святой великомученицы Варвары.

Этот крест был дарован в Ригу Киевом в 1845 году и считался очень редкой святыней, которой имелся в Риге.

В справочнике 2017 года "Православные храмы и приходы на территории Латвии..." подробно описана история Казанской кладбищенской церкви. его освещение, перечислены гости освещения в 1934 году, но в отличие от других церквей, где расписаны святыни храмов, об этой очень дорогой и духовно важной святыни нет ни слова, а потому можно предполагать, что либо об этой святыни уже ни кто не знает, либо её давно нет в предназначенном для неё храме. А потому о современной истории этой святыни после 1940 года и насильственном втягивании Православной Церкви Латвии в Московский патриархат, ни чего сказать не могу.

ЯКОБШТАДСКАЯ И КАЗАНСКАЯ ИКОНЫ БОГОРОДИЦЫ




Сравнительно не давно город Екабпилс в Латвии обрел свою древнюю святыню "Якобштадскую икону Богоматери".
При этом в СМИ писалось, что икона пропала очень давно и не было ни каких свидетельств как она выглядела, если бы не обрывочки каких-то листочков, по которой восстанавливали вид неизвестной иконы и с Божьей помощью, а главное с помощью митрополита А. (К) , как же без этого, её восстановили, освятили, с иконы взлетел голубь, судя по всему белый и на кого-то (наверное на самого главного) сошёл Дух Святой прямо от иконы. Всё это можно прочесть в архивах газет тех лет.

Удивлённой такой благодатью от новоявленной иконы я тоже поспешил во град Екабпилс. На вопрос: "А где святыня Ваша?", "часовая бабка" зевая махнула рукой "Там за углом, зайдите налево и увидите". Я зашёл и увидел. Икона под старину, словно ей 1000 лет, перед ней висят золотые кольца-серьги массой исчисляемой в килограммах, словно 200 лет вешали и вся Латвия тут исцелилась... Простите, но зачем Богородицы золотые серьги??? Я за то чтобы принести к ней нашу веру и чистые сердца, но кто-то думает иначе! Иначе думают и архиереи Латвии, они подвесили к иконе две панагии. Я подумал. это не уважение к иконе, ибо видя на сайте их церкви, какие панагии драгоценные они дарят друг другу, то подносить к иконе самые дешевые панагии негоже... от архипастырей она заслужила лучшего. Но возможно тут роль сыграла человеческая жадность, но не будем грешить и осуждать архипастырей... тем более всё это было вступление.




Пришла женщина в штанах в обтяжку и с палками скандинавской хотьбы. она с улицы вошла в монастырский собор не перекрестившись, так и идя по собору широко раздвигая ноги и руки с палками. Подойдя, спросила у меня басом: "Это она?". Я шёпотом спросил: "Кто?". Она пояснила вопрос: "Ну та, которая помогает, это она?". Я сказал ещё тише "Да!", в надежде , что авось и правда помогает. Женщина достала фотоаппарат и пояснила: "Тогда надо сфоткать, показать соседки, что я посмотрела".

НУ И НА КОНЕЦ О ГЛАВНОМ. Сравните эти две иконы Казанскую и Якобштадскую. Казанская написана в 30х годы 20 века и новенькая икона Якобштадская. Первую икону два святых держат, вторую два ангела. И там и сям иконы Богородицы вставные. Под иконами крестики, правда разных ценностей. Если не помнят, как выглядела ранее Якобштадская икона, значит какое "творческое" совпадение...словно копия святыни 1938 года.
И тут ещё сам праздник Якобштадской иконы дважды в год и дважды он совпадает с праздником Казанской иконы. Удивительно!
Хотя и понятно тоже, ведь трудно стареньких бабушек привлечь к новой святыни, дело финансово проигрышное, а на праздник Казанской иконы многолюдно всегда и везде. И тут людей собравшихся на праздник Казанской иконы, можно приобщить к тому, что вот смотрите, сколько у нас почитают Якобштадскую икону, хотя половина пришедших наверное тоже хотели бы так спросить подобно той женщины: "Это она?"

Радует одно, если Якобштадская икона так похожа на изображение Казанской иконы 1938 года, о которой я поместил материал двумя темами назад и явилась прообразом Якобштадской иконы, значит святыня 1938 года в ЛПЦ цела и невредима, просто я о ней ранее ни когда не слышал, и пока что ни где ещё не видел.

Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author