filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Либава ( Лиепая).


120 лет назад Лиепая был на Балтийском море третьим по торговой значимости городом в Российской Империи и уступал только Петербургу и Риге.
Считалось, что город расположен на песчаной косе между морем и озером.

Начало города относится к глубокой древности, Либава существовала задолго до прибытия меченосцев в Пруссию, которые в 1300 г. построили здесь собор, а в следующем году соорудили укрепленный замок и самый город обнесли каменною стеною
В 1418 г. Либава была сожжена литовцами, при чем погибло все население.
В конце XVII в. здесь были уже фирмы с миллионными оборотами.

Церквей в городе было 1 православная, 1 католическая и 2 лютеранские. Сегодня в Лиепая 4 православных, 2 католических и 4 лютеранских.
Так же было 2 рынка, 6 площадей. Обширный и тенистый городской сад.
Сегодня в городе так же два главных рынка Петров рынок и рынок Анны, сохранился старинный приморский пар и площади, среди которых площадь роз.

Больше всего в городе жило протестантов:
Лютеране - 46%
Иудеи - 25%
Православные - 22%
Католики - 7%

По национальному признаку население делилось:
Евреи - 25%
Немцы - 24%
Латыши - 23%
Русские - 21%
Литовцы - 5%
Поляки - 2%

Город имел три значения:
1) Порт
2) Военная гавань
3) Курорт

Либавская гавань замерзает только в самые сильные морозы; навигация открывается здесь ранее, чем где-либо на балтийском побережье ). Обороты порта весьма значительны и находились в периоде возрастания до самой Советской оккупации, когда торговый порт в Лиепае при советах практически был уничтожен.

В 1894 году в порт зашло грузовых судов иностранных 1357, и русских 304. Более всего судов приходило из Германии, а так же Швеции, Дании, Англии...

Увеличение судоходства отчасти объясняется тем, что либавский биржевой комитет заботится об устройстве удобных амбаров, элеваторов и приобрел ледокол. Кроме того, портовый канал углублен до 6 метров в глубину, а устье до 7 метров вследствие чего стали посещать суда большей емкости.

Главный предмет вывозной торговли Либавы. прежде составляла рожь, позже теперь овес; вывоз пшеницы совсем был прекращён за рубеж. Подвозимая по железной дороге с Украины пшеница перерабатывается в Либаве на муку для обратного вывоза во внутреннюю Украину и Россию.

Так же вывозилось сено и лён, Германия закупала много спирта. Так же с порта вывозилось множество тонн свиного мяса.

Как верфь, Либава исстари славится искусством судостроения; на городской верфи ежегодно выстраиваются 5 кораблей, преимущественно дальнего плавания (бриги, шхуны, пароходы).

В качестве курорта значение Либавы стремительно падало с каждым годом, несмотря на прекрасный санаторный лечебный дом, хороший берег и слабый прибой. Еще в 1871—1884 г. число приезжавших на купанье бывало 1500 — 2000 чел., то к 20 веку оно уже едва достигало 500. человек.


ЛИБАВА
(Статья латышской газете о городе Лиепая 1928 года)

Когда.то Либава была не только курор
томъ, но и первокласснымъ портомъ, потому
что она — дѣтище моря. И портомъ по пра
ву она готовилась стать міровымъ. Но Гос
подь Богъ, которому Либава полюбилась,
разсудивъ, что портъ, разростаясь, неми
нуемо убилъ бы курортъ, счелъ за благо
всѣ корабли и пароходы, весь портовый
шумъ направить въ другую сторону, а Ли
бавѣ съ ея золотымъ пляжемъ и дюнами
оставить тишину и красоту запустѣнія и
безлюдія. , : .

И такъ сдѣлалось.
Либава — дѣтище моря. Но море съ каж
дымъ днемъ все дальше отходитъ отъ нея.
Оно разсуждаетъ просто: «Если тебѣ нече
го со мной дѣлать, то и мнѣ около тебя не
чего дѣлать».

Многіе помнятъ еще время, когда кур
гаузъ былъ на самомъ берегу, а съ мост
ковъ городскихъ купаленъ, которыя теперь
Богъ вѣсть гдѣ, можно было бросаться въ
воду и нырять.

Я жилъ на одной изъ маленькихъ улицъ,
прилегающихъ къ гавани, и старожилы раз
сказывали мнѣ, что когда-то сплошь кру
гомъ было море.

Оно ушло, оставивъ свое дно — тонкій
золотистый песокъ, и всѣ крохотные криво
бокіе переулочки около, расцвѣтшіе садами,
— полны имъ. Они зыбучи и трудно прохо
димы, какъ дюны.

Если люди забыли, то сѣрыя бѣлогру
дыя чайки отлично помнятъ, какъ здѣсь
вздымались волны, и иногда онѣ и теперь
прилетаютъ съ пустынныхъ зеленоватыхъ
водъ гавани и съ пронзительными криками
носятся надъ домами, словно ища здѣсь,
какъ въ прошломъ, добычи.

Маленькая улица гавани, гдѣ я жилъ,
характерна для всего облика Либавы.
Гдѣ-то недалеко колоссальные пустые
пакгаузы и громадные бездѣйствующіе эле
ваторы. За ними фабрики и заводы, огром
ные, построенные видно, съ расчетомъ на
много десятковъ лѣтъ, но теперь неживые,
не дышащіе, которые проходятъ передъ ва
ми безшумно, какъ на экранѣ кинематогра
фа.

Это памятники, молчаливо говорящіе о
прошломъ. По нимъ такъ же трудно су
дитъ о нынѣшней Либавѣ, какъ по египет
скимъ пирамидамъ о нынѣшнемъ Египтѣ.
Это шаги исторіи.

Въ настоящемъ же Либава вся въ этой
горбатой, проростающей травой уличкѣ съ
разгороженными по обѣ стороны пустыря
ми, ветхими, скособочившимися домишками,
такими низенькими, что вы свободно може
те вести съ пріятелемъ бесѣду, облокотив
шись о любую крышу.

Уличка эта называется Боцманская или
Лоцманская, и только это названіе напоми
наетъ вамъ о прежнихъ временахъ, когда
вмѣстѣ съ запахомъ моря и свѣжимъ вѣ
тромъ сюда доносились запахъ осмолен
ныхъ канатовъ, матросскія пѣсни и лязгъ
якорныхъ цѣпей.

Когда-то здѣсь было большое движеніе
и предполагалось не сегодня-завтра домиш
ки снести и на ихъ мѣстѣ, какъ полагается
вт настоящемъ порту, возвести большіе до
ма и гостиницы.

Но большіе дома и гостиницы не пона
добились.

Домишки пережили весь былой шумъ и
всѣ пышные былые проекты.

Теперь въ тихихъ садикахъ дремлютъ и
провѣтриваются на солнцѣ какіе-то древ
ніе безгласные старички, кажется такіе же
посыпанные нафталиномъ .какъ ихъ шубы,
которыя провѣтриваются рядомъ.
Пусто кругомъ и тихо.

Я уже засталъ Либаву такой — грустной,
вымершей.

Она опустилась, какъ человѣкъ, который
потерялъ все, чѣмъ онъ жилъ и которому
сдѣлалось все равно, чѣмъ онъ станетъ
жить въ будущемъ.

Улица заросла, обезлюдѣла, и я уже пи.
салъ, какъ моей маленькой портовой улицей
всецѣло завладѣлъ старый козелъ. Онъ
считалъ себя ея единственнымъ владыкой
и гулялъ по ней, какъ по своей вотчинѣ.
Его звали почтеннымъ человѣческимъ
именемъ Гиршъ, и онъ проводилъ здѣсь дни
и ночи. Иногда онъ часами неподвижно
стоялъ среди улицы и терпѣливо ждалъ —
не покажется ли кто-нибудь изъ-за угла.
Если водоносъ шелъ съ ведрами къ ко
лодцу, Гиршъ неторопливо брелъ за нимъ,
задумчиво смотрѣлъ, какъ тотъ наполняетъ
ведра, и сопровождалъ его потомъ до дома.
Изрѣдка, безъ всякой злобы, чтобы толь
ко не разучиться, он нацѣливался ему ро
гами въ задъ и легонько бодалъ его.
Это былъ старый, добродушный еврейскій
козелъ, которому Господь далъ очень общи
тельный характеръ, и онъ глубоко стра
далъ, что его кварталъ такъ обезлюдѣлъ и
онѣмѣлъ. Онъ помнилъ .лучшія времена.
Когда ему бывало очень скучно, онъ под
ходилъ къ домику сапожника, становился
копытцами на подоконникъ и долго смотрѣлъ
въ окошко, что сапожникъ дѣлаетъ. Онъ,
видно, понять не могъ, что стало съ горо
домъ, куда дѣвалась жизнь?

Сапожникъ — безъ дѣла, портной — безъ
дѣла, въ лавкахъ никто не покупаетъ, и да
же синагога, куда Гиршъ когда-то очень
охотно сопровождалъ евреевъ по субботамъ,
исчезла изъ квартала.

Старый козелъ не говорилъ, но если бы
онъ случайно получилъ даръ рѣчи, я увѣ
ренъ, что онъ заговорилъ бы на жаргонѣ,
и его первыми словами были бы: «Рабойсай,
что же это такое? Куда же дѣвался мой
веселый, грохочущій городъ?»

Но тихо и пустынно не въ однихъ квар.
талахъ гавани, гдѣ груститъ о прашлемъ
старый казелъ.

Пройдитесь по центральнымъ улицамъ.
Вы увидите безлюдные магазины и дремлю
щихъ въ глубинѣ или зѣвающихъ на порогѣ
хозяевъ.

Никто никому не нуженъ; ни магазины
хозяевамъ, ни хозяева магазинамъ.

Это по закону инерціи вяло продолжаютъ
катиться колеса, которымъ когда-то далъ
движеніе переставшій сейчасъ дѣйствовать
механизмъ.

Въ Либавѣ не живутъ, а доживаютъ
жизнь, и хорошо здѣсь тѣмъ, кто жаждетъ
отдыха, ибо трудно себѣ представитъ мѣ
сто, которое вмѣстѣ съ моремъ и его цѣли
тельнымъ воздухомъ могло бы вамъ дать'
больше цѣлительнаго покоя.

Когда-то я сравнилъ Либаву съ прекрас
ной заневѣстившейся дѣвушкой, которую
хвалить всѣ хвалятъ, а замужъ почему-то
никто не беретъ.

Я ошибся. Триста лѣтъ для города — по
рядочный возрастъ. Въ триста лѣтъ, если
не нашлось жениха, пожалуй, и не найдет
ся ужъ.

Это уже старость, потому что дѣвушки
скорѣе старѣются, чѣмъ женщины.

Но старостъ красивая, потому-что Либава
всегда была очень красивой.

Если бы она росла какъ портъ,она раздви
нула бы свои границы и её гостиницы до
ма, кафе, фабрики, пакгаузы были бы на
томъ мѣстѣ, гдѣ сейчасъ, весной, за стары
ми въ бѣлыхъ султанахъ каштанами Кур
гаузскаго въ буйно разросшихся за изго
родью каждаго дома садахъ, какъ въ под
вѣнечныхъ платьяхъ, бѣлѣютъ и розовѣютъ
въ цвѣту груши, яблони, вишни.

Ихъ не могло бы быть.

Не могло бы быть этихъ обворожитель
ныхъ уличекъ съ низенькими деревянными
заборами, заплетенными со всѣхъ сторонъ
плющемъ и виноградомъ, съ чудесными ма.
лѳнькнми виллами, полными солнечной ти
шины, грезъ о старомъ и навѣвающаго сонъ
гудѣнія пчелъ и шмелей. Заводы, надви
гаясь, уничтожили бы задумчивый, въ коль
цѣ молодыхъ березокъ, лебединый прудикъ
съ его царственными лебедями и крохот
нымъ островкомъ съ игрушечнымъ храми
комъ, уничтожили бы дюны и на самомъ
пляжѣ, вѣроятно, высились бы многоэтаж
ные отели.

Заводы задавили бы и уничтожили все,
что даетъ сейчасъ Либавѣ, дико заросшей,
какъ запущенный садъ, столько своѳобраз.
ной прелести.

Портъ сдѣлалъ бы Либаву богатой. Богъ
отнялъ у нея богатство и далъ ей красоту
и очарованіе пустыннаго моря, цвѣтущаго
простора и тишины.

Автор: ЛЕВ МАКСИМ



ИЗ ЗАПИСОК БЫВШЕГО КРЕПОСТНОГО ЧЕЛОВЕКА..
(Бобков о Либаве (Лиепае) 1898 год)

18 января приехал в Либаву. На вокзале все немцы, в гостинице — латыши. Утром я был уже на берегу моря. В первый раз я видел такое бесконечное водное пространство и почувствовал себя ничтожнейшим созданием. По берегу ходили гуляющие и выбирали из выброшенной морем травы куски янтаря. Либава город очень чистый. На окнах везде цветы и чистенькие занавеси. Почти из каждого дома несутся звуки рояля. Мне передали, что название города Либава произошло от латышского слова "либа", что значит "липа". Издавна здесь существует обычай, по которому новобрачные должны посадить два дерева рядом. По преимуществу сажают липы. У кого имеется собственная земля, сажают на своей, у кого нет — за каналом. Теперь там целая роща из парных деревьев.

Да, куда не занесет человека судьба. В прошлом году я был среди киргизов, а теперь среди латышей. Это здоровый, работящий народ. Одежда у них собственного изделия, пиджак, брюки и фуражка серые, из домашнего сукна. Сбруя на лошадях тоже самодельная. Едят много рыбы, молока и масла и пьют решительно все, но пьяных не видел ни разу. Мой участок работ простирается до города Шавель на протяжении 150 верст. Обращаться с рабочими мне очень трудно, потому что они состоят из поляков, жмудинов и латышей, не понимающих по-русски.

Скоро я в Либаве со многими перезнакомился. Разговоры шли преимущественно о Сан-Стефанском договоре, о Бисмарке и о возможности войны с Англией. Шли пожертвования на устройство добровольного флота (1878).

Зимою приезжал архиепископ Филарет. Прихожане единственной маленькой церкви устроили ему обед, на который приглашен был городской голова Чиврих и еще несколько немцев. Преосвященный в своей речи между прочим сказал, что если не религиозное, то гражданское чувство должно сближать русских с немцами, ввиду общности интересов торговых и по охранению границ, и что поэтому благоденствие России должно быть одинаково дорого для всех подданных, как православных, так и протестантов. Немцам преосвященный очень понравился, они подошли после обеда под его благословение и пригласили на обед, который в честь его устроили в ратуше. Я очень жалел, что не мог быть на этом обеде, потому что был вызван на линию на работы.

Я отправился к латышу, арендатору лесных лугов. Большая его изба разделялась на две части. Устройство кухни необыкновенное. Она состоит из четырех каменных стен, постепенно суживающихся и кончающихся отверстием шириною обыкновенной трубы. В этой трубе несколько железных палок для копчения ветчины, гусей и рыбы. Пол тоже каменный. Такая кухня у всех латышей. Бедные делают стены, из прутьев плетенные, и обмазывают их глиною. Тяга в кухнях очень большая, и поэтому там всегда холодно.

В феврале приезжал осматривать работы по линии В.К. Мекк. Приехав в Либаву, Мекк заказал обед и послал за оркестром Нордмана. Когда ему сказали, что оркестр Нордмана не может явиться, так как играет в городском театре, Мекк велел объявить Нордману, что он предлагает ему 300 рублей и ужин с шампанским и что если он не явится немедленно, больше никогда приглашать его не будет. Через полчаса Нордман явился со всем оркестром, а театр, в котором шла оперетка, остался без музыки.

В Либаве мы и работали и развлекались. Ольга Христофоровна Ададурова устроила любительский спектакль в пользу бедных учеников и выручила чистых рублей 200.

Все начальство Либавского порта вызвано в Петербург. Вследствие жалоб купцов министерство недовольно тем, что канал (бар) плохо очищается. Либавский порт заносится песком так сильно, что если сегодня какое место будет углублено на два фута, завтра оно опять сровняется. Работам, кроме того, постоянно мешает ветер, дующий вдоль канала. Поэтому в месяц приходится работать не более 8 дней. Об устройстве мола только говорят. Правление Либаво-Роменской железной дороги, на обязанности которого лежит улучшение порта, относится к этому делу халатно, не ставит настоящего агента и в лице главного инженера имеет в то же время и исполнителя работ. Понятно поэтому, как идет дело.

12 февраля директор Либаво-Роменской железной дороги вместе с французскими инженерами осматривал гавань. Кажется, пришли к заключению порт не увеличивать. Следовательно, все работы пропали даром. Машины передаются купцам с тем условием, чтобы они производили очистку порта на свои средства и под своим руководством и наблюдением. Поговаривают, что общество Либаво-Роменской железной дороги берет их себе, на свои надобности и что новое здание таможни будет строиться по ту сторону канала. Именно там и следовало строить здание таможни, потому что теперь подача вагонов к зданию неудобна и для города, и для дороги. У нас все так. Конечно, все это происходит потому, что во всем имеется в виду лишь одна личная выгода, а не общественная польза, не интересы государства. Все делается и потом переделывается, не достигая цели, ни общегосударственного блага.



ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ.

Немецкий инженер Карл Фёдорович Фон Мекк родился в Тукумсе в 1821 году, основатель железнодорожного сообщения Российской Империи, которого называли "Железнодорожный король"
На частные средства построил железную дорогу соединив города Лиепая - Калкуны (Даугавпилс) - Вилейка - Минск - Бобруйск - Гомель - Бахмач - Ромны (Сумская область).

Длинна дороги 1268 км. построена была за три года, сооружение обошлось в 109 миллионов рублей. Прежде всего дорога была рассчитана на развитие Лиепайского порта, чтобы товары могли расходиться по Литве, Белоруссии и Украины. Так же эта дорога была очень популярна у пассажиров и были пущены как грузовые, так и пассажирские поезда. Уже через 2 года после действия железной дороги Лиепая выросла в три раза в населении .

Через 20 лет царское правительство купило эту дорогу сделав её главной на то время железной магистралью Империи.

Сам немецкий инженер в 27 лет принял православие и женился на 17 летней дочери русского помещика Надежды Филаретовне Фраловской, которая на деньги своего супруга от железной дороги спонсировала все поездки и концерты Петра Ильича Чайковского, а в последствии их сын Николай ( унаследовавший бизнес отца, расстрелянный в 1929 году) женился на племяннице Чайковского, Анне Львовне Давыдовой.
меценат умер рано, в 54 года и погребён в Алексеевском монастыре Москвы.

Железная дорога (грузовая) прослужила до самого развала СССР. Её техническое обслуживание осуществляли города Гомель, Минск и Лиепая. Частично дорога и сегодня действует действует на участке Вянта — Мажейкяй — Кайшядорис — Вильнюс — Молодечно — Минск — Бахмач — Ромны.

На участке Кайшядорис — Вильнюс — Молодечно — Минск — Бобруйск — Гомель железная дорога электрифицирована.

По иронии судьбы, именно Латвия в конце 90х годов отказалась от эксплуотации железной дороге на территории своего государства, а в 2011 году в Латвии и вовсе решили разобрать часть железнодорожного полотна и теперь Лиепая осталась связана пассажирским жел.дор. сообщением только с Ригой и то одним поездом в неделю! Так Латвия своими руками погубила дело своего известного земляка, который этой дорогой внёс неоценимый вклад в развитие Лиепаи и городского порта.
Современный вокзал Минска так же обязан инженеру Карлу Федоровичу Фон Мекк ибо он был построен на той самой дороге и изначально назывался Либаво-Роменский вокзал являясь транзитным пунктом между Латвией и Украиной.

Руководство государственного правления данной жел. дороги находилось так же в Минске в Здание управления Либаво-Роменской железной дороги и это здание стоит и сегодня на улице Кирова 11.

Однако первые 20 лет пока дорога была частной, она была собственностью Карла Федоровича Фон Мекк, который жил и имел коммерческую контору в своём доме в Москве по адресу Маросейка, 17, в этом доме сегодня находится посольство Белорусской Республики в России.

Дорога главным образом строилась для поставки Украинского зерна в Латвийский порт. Благодаря этой дороге развивался не только город Лиепая, но она оказала толчок к индустриальному развитию многих городов Латвии, Литвы, Белоруссии , Украины и даже России.

В годы Второй Мировой это была главная дорога Германии. После войны прямая связь Ромны с Лиепаей была нарушена, так как часть дороги оказалась в Польше (за границей СССР). После распада СССР дорогу поделили между Украиной, Белоруссией, Литвой и Латвией...Латвия решила её не использовать и разобрала (на металлолом???)

Литва и сегодня благодарна Тукумскому немецкому инженеру за эту дорогу. Что она принесла для Литвы?
1) Этот человек постройкой дороги активизировал экономическое развитие Литвы;
2) Обеспечил работой местное население при строительстве и эксплуатации пути;
3) Благодаря этой дороги Литва улучшила условия сельскохозяйственного производства на экспорт;
4) Произошла большая интеграция Литвы в состав Российской империи;
5) В связи с экономическим подъёмом Лиепаи в город-порт перешли на работу литовские граждане, им Латвия обеспечила хорошие зарплаты. ;
6) В Литву для обеспечения жел. дор. пути прибыло множество рабочих из России, которые принесли в Литовскую провинцию Русский язык, за что литовское население в Российской Империи было как раз благодарно, появилась русская среда общения у крестьян, которые смогли уже общаться одинаково на двух языках.

А в Минске даже есть улица посвящённая этой дороги Лібава-Роменская вуліца.





ЛИЕПАЙСКОЕ ОЗЕРО

В Лиепая имеется не только море, но и большое озеро. Город расположен между морем и озером, которые соединяет судоходный канал .
Лиепайская озеро в Латвии по площади занимает 5 место и составляет по береговой линии 44 км.
Длина озера 16 км. В озере 13 островов. Самая большая глубина 3 метра.
Озеро имеет 14 видов рыб: щука , плотва , окунь , лещ , карась , линь , угорь , вимба , налим , карп , судак , корюшка , горчак и красноперка
На берегах гнездятся лебеди и утки.
Ещё во времена когда город назывался Либавой, это озеро славилось , как место главного промысла угрей.
Сейчас это место отдыха горожан.

Исторически это озеро не такое и безобидное, дно его заболочено, а раньше были и болотистые берега.
Так ужасная катастрофа произошла на озере в конце октября 1925 года.
31 октября в 17.00 в одной лодке на озере рыбачили Андрей и Эрнест Розенталь, Фриц Шульц и Андрей Маткевич. Против Рейньского леса от порывов ветра лодка перевернулась, воды оказалось в том месте рыбакам всего по грудь и они решили перевернуть лодку, вычерпать воду и поплыть дальше, но не хватило сил. Помощи ждать было не от куда и рыбаки решили идти бродом на берег. В это время Эрнесту Розенталь стало плохо с сердцем , он упал и захлебнувшись утонул. Чуть позднее неожиданно подскоальзнулся захлебнулся и утонул Фриц Шульц.. Так по необъяснимой причине утонули из четырёх два рыбака с одной лодки, которые пережили крушение и уже стояли на ногах где казалось им ни чего не угрожает. Тогда о этом случае писали латвийские газеты как о ужасной катастрофе на Либавском озере.

В 20 годы на озере совершались различного рода преступления, от нападения на полицию из камышей вооружённых браконьеров, до контрабанды спирта, которые контрабандисты в бидонах доставляли по озеру в Либаву со шведских кораблей.

В 1925 году на берегу озера находили даже янтарь, который видимо ещё столетия назад, когда не было мола приносился с моря через канал. Ловили в озере не только янтарь, но и сомов весом 47 кг, 183 см.

А в 1923 году в Либавском озере от шторма спасались тюлени. Они рыбакам порвали сети и съели рыбу с сетей. Сообщалось, что 4 тюленя в озере было убито рыбаками.

Так что действительно на Либавском озере случалось всякое, сегодня озеро больше известно как место отдыха для горожан.




ЛИБАВА, ЛИБАВА, ТОВАРНАЯ ДУША!

Либава, Либава, товарная душа!
Воздвигла ты стены пленительных вилл,
Но дух твой, Либава, товар задавил.
Либава, Либава, товарная душа!
Живешь ты тревожно, разбогатеть спеша,
Но кислый дух скуки гнездо в тебе свил.
Либава, Либава, товарная душа!
Зачем тебе стены пленительных вилл?

автор Фёдор Сологуб
10 октября 1913 Кременчуг




ЛИЕПАЯ
(ПОЛЯКИ И НЕМЦЫ НАСЕЛЯВШИЕ ГОРОД)

Когда мы говорим о латвийском городе Лиепае, то представляем в разные эпохи латышское, русское, немецкое, еврейское население, но только не польское. Однако поляки внесли большой вклад в историю города Лиепаи.

В 1253 году Лиепая была основана рыбаками племени Куров и называлась Лива (что значит "песок"), а Тевтонский орден основал поселение Либава, от названия "Лива"). В 1625 году герцог Ф.Кеттлер получил право городского поселения от польского короля Сигизмунда Третьего, таким образом статус города даровал Польский Король.

Из Пруссии в Лиепаю стали ещё в 17 века приезжать на жительство немцы. Поляки как бы терялись между латышами и немцами. Когда в Церкви произошла Реформация, польской общине удалось сохранить в городе католическую веру, но даже лютеране разделились на две общины, на латышскую и немецкую. Так латышская община собиралась на молитву в кирхе Св.Анны, а немцы в кирхе Св.Троицы.

В 17 веке город пережил пожар, а в 18 веке чуму. От чумы погибло 1\3 жителей города.

В 1793 году Либава была единственным портом Первой Республики Польши (Речи Посполитой). Во время восстания Костюшко в Либаве вспыхнуло восстание русской Армии в Курляндии и в 1795 году , после падения Курляндского герцогства в результате третьего раздела Польши , Лиепая была включена в состав Российской империи .

В 19 - м веке город был излюбленным местом для морских купальщиков и город мог похвастаться прекрасным парком и многими красивыми садаит и театром.

В девятнадцатом веке город быстро развивался как крупный и незамерзающий балтийский порт России, и в начале двадцатого века стал местом , где многие российские граждане смогли эмигрировать в Соединенные Штаты . Лиепая было главным местом русской эмиграции в США. В 1876 году развитый порт, способен стал принимать грузы со всей России. В 1900 году 7% российского экспорта приходится на Лиепайский порт. Когда Лиепая досталась России, то город населяло менее 5 тысяч жителей, но уже через сто лет население составило 94.000 жителей, это больше чем в наше время.

В последнем десятилетии девятнадцатого века к северу от Лиепаи был построен военный порт Балтийского русского флота.

Первая мировая война началась в Лиепае 2 августа 1914 года, с бомбардировки порта немецким военным кораблем. С 7 мая 1915 года немецкие войска заняли город. Население города сократилось до 43600 жителей. Более половины населения города покинули свои дома и эвакуировались на Восток.
Во время Первой мировой войны Лиепая была оккупирована Германией , но после войны и провозглашения независимости Латвии в течение 6 месяцев, город служил в качестве временной столицы Латвии, до переезда правительства в Ригу .

2 ноября 1920 в Лиепае было подписано соглашение между Латвией и СССР, которое позже было нарушено Советской стороной.

В 1940 г. Лиепая включена в состав Советского Союза, в городе размещалось 15.000 советских солдат. Советский Союз готовился к нападению войной на Западною Европу и Сталин распорядился сосредоточить в порту Лиепая 3\4 топливных запасов Балтийского флота. Когда 22 июня 1941 года Германия напала на СССР, немцы бомбили Лиепайский порт и запасы советского топливо вызвали большой пожар.

За годы Второй Мировой войны город Лиепая практически обезлюдел. Виной тому были не только немецкие бомбардировки, но и предвоенная сталинская депортация 2.000 жителей города в Сибирь, бегство местного населения на Запад при немцах, а так же из 7.000 евреев Лиепаи выжило менее 30 человек.

Город был разрушен во время войны, и большинство зданий и промышленных установок были уничтожены.

25-29 марта 1949 года Советский Союз организовал вторую массовую депортацию в Сибирь жителей Лиепаи . В 1950 году памятник Сталину был установлен на привокзальной площади . Он был демонтирован в 1958 году

Во время советской оккупации в годы 1945-1991 в Лиепайский порт прекратил торговые функции, чем очень ослабил город экономически и был преобразован в базу Балтийского флота и советскую базу подводных лодок. Район города Кароста с 20.000 жителей стал закрытой зоной, куда можно было войти только по пропускам.

В Советское время город потерял свой латышский колорит , так как половина населения города, это были семьи приехавшие в Лиепаю из России.

В 1991 году город Лиепая был освобождён от Советской оккупации , порт был открыт для коммерческих судов, а последние советские войска покинули Лиепаю в 1994 г. В 1997 году Лиепая стала особой экономической зоной, что привело к быстрому экономическому развитию города и порта.

Лиепая сегодня состоит из 10 микрорайонов и гордится своей древней морской традицией и культурой. Лиепая не только порт, но и старинный курорт, город бриза, где рождается ветер.
В городе имеется старейший симфонический оркестр Латвии. В Лиепая проводится музыкальный рок- фестиваль Liepājas Dzintars ( «Лиепайский янтарь»). Город Лиепаю часто называют столицей латвийской рок - музыки.

Как курорт, Лиепая конечно уступает Юрмале, не хватает туристической инфраструктуры , необходимой для модного, современного курорта. Однако, именно это делает Лиепаю более дешёвым курортом чем Юрмалу и отчасти это тоже привлекательно для не богатых туристов. Но когда-то аристократы из России и Европы приезжали отдыхать именно на этот пляжный берег Лиепаи.

В Лиепае находится один из самых больших парков Латвии, "Приморский парк" площадью 70 Га.

В городе сильны спортивные традиции особенно в хоккее и футболе, а так же город проводит этапы чемпионата Европы по ралли и шахматный турнир Liepājas Rokāde . В городе имеются футбольные стадионы "Даугава" и "Олимпия", Олимпийский спортивный центр в 5 этажей разделённый по многим видам спорта, теннисные корты и хоккейная арена.

Школа искусств и ремесел Лиепае занимается художественной обработкой янтаря.

В Лиепае в настоящее время имеется один кинотеатр, один театр ( Лиепайский театр ), один кукольный театр, и две региональные газеты ( «Kurzemes Vārds» с тиражом около 10000 и «Kursas Laiks» с тиражом около 6500).

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ГОРОДА ЛИЕПАЯ: лютеранская кирха Троицы 18 века, лютеранская кирха Св.Анны 17 века, католический собор св.Иосифа 19 века, православная церковь Св.Троицы 19 века и православный собор Св.Николая 1903 года. Маяк. Вокзал 19 века, Университет. Торговые залы Петрова рынка 1910 года.

Лиепая является третьим городом Латвии после Риги и Даугавпилса с населением около 70.000 жителей, в городе имеется международный аэропорт, а так же третий порт Латвии после Риги и Вентспилса.

Лиепая занимает площадь 60 кв. км., на 37 кв. км. города находится Экономическая зона в которой работали или работают 19 различных компаний, главные из которых лесозаготовки , металломатериалы, мебель, текстиль.

У Лиепаи имеется паромное сообщение с Швецией и Германией. А вот железнодорожного сообщения практически нет, остался один поезд в неделю Рига-Лиепая.

Имеются у города партнёрские отношения с городами Литвы, России, Польши, Германии, Швеции, Норвегии, Белоруссии и США, так среди городов побратимых у Лиепаи есть Клайпеда, Паланга, Гдыня, Эльблонг, Гомель...

В Латвии имеются всего три города с трамваями , это Рига, Даугавпилс и Лиепая. Однако Лиепая, стала первым городом Латвии с трамвайном транспортом. Трамвайная сеть города создана ещё в 1898 году. Трамвай в Лиепая узкоколейный и ходят вагончики Татра KT4.

В Лиепае родилось множество польских знаменитостей:
Францишек Адаманис - фармацевт, академик.
Станислав Хеймовски - адвокат Познани.
Станислав Яшкевич - польский актёр и режиссёр работавший в Варшаве.
Евгениуш Ромишевски -польский корреспондент, публицист и писатель
Юлиан Рыммель - инженер-строитель строящий Гдыню.
Алина Вавжынчикова - профессор Института Академии Наук Польши.

Ещё больше Лиепая дала немецких знаменитостей:
Николай Клейненберг (1842-1897) -зоолог в Неаполе
Джон Мартенс (1875-1936), немецкий архитектор.
Вольфганг Краус (1887-1952), журналист и писатель
Эдвин Магнус (1888-1974), немецкий министр и депутат
Артур Сакейм (1889-1931), немецкий писатель, журналист и драматург
Константин Шаренберг (1892-1982), профессор американского университета, профессор невропатологии.
Якоб Клейн (1899-1978), философ и математик
Альберт Понсольд (1900-1983), немецкий судмедэксперт, профессор
Гарри Зигмунд (1910-2009), немецкий-Балтийский административный адвокат, офицер СС и министр.
Клаус фон Aderkas (1919-2007). Балтийский немецкий пастор.
Маргарет Дорр (1928-2014), немецкий историк

В Лиепае родился и Рудольф Кан, латвийский футболист и отец немецкого футболиста Оливера Кана. Рудольф Кан переехал в Германию в годы Второй Мировой войны.

Сегодня Лиепая, это город двух епископских кафедр, католической и лютеранской, чьи территории простираются по всей курземе. Глава Лютеранской Церкви Латвии Янис Ванагс так же является уроженцем Лиепаи.

В Лиепае находятся 4 лютеранские прихода, 4 баптистские общины, 4 православные храма, Церковь Адвентистов, Церковь Сиона, старообрядцы, свидетели Иеговы, пятидесятники. В городе расположен католический собор Св.Иосифа, имеется католический духовный центр и католическая начальная школа. В Лиепае имеются

По данным переписи 2017 года, латыши составляют 55,5% населения Лиепаи . Этнические русские составляют 30,3% населения.

Лиепая по-польски в польской литературе Lipawa (Липава), старинное название города Либава (от немецкого Либау). Город Лиепая имеет различное произношение в русском и латышском языках, так в русском языке ударение при произношении ставится на вторую букву, а в латышском на предпоследнюю букву.

Само название города Лиепая происходит от дерева "липа".



Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • 17 АПРЕЛЯ ДЕНЬ ЭСПРЕССО (МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ КОФЕ)!

    ПОГОВОРИМ О КОФЕ ЭСПРЕССО! ==Эспрессо, это просто концентрированный простой кофе? --Эспрессо является концентрированной формой кофе подается…

  • факты о святой Бернадетт

    РАССКАЗ ФРАНЦУЗСКОГО КАТОЛИЧЕСКОГО СВЯЩЕННИКА О СВЯТОЙ БЕРНАДЕТТ Во Франции она одна из популярнейших святых, так как тело остается нетронутым…

  • СВЯТАЯ БЕРНАДЕТТА СУБИРУ

    Сегодня в Римско-Католической Церкви День памяти Святой Бернадетты, которая более известная под уменьшительным словом Бернадетт. Бернадетта -…

Comments for this post were disabled by the author