filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Categories:

ВСЁ О КРЕСТЕ



Крест, символ христианства, орудие казни рабов у древних римлян; обыкновенно состоял из двух брусьев, соединенных в виде буквы Т, но крест, на котором был распят Иисус Христос, по свидетельству блаженного Августина, был четырехконечный.

В качестве символов в христианской церкви, кроме наиболее употребительной формы четырехконечной, позже встречались и сложные формы шести, семи и восьмиконечного Креста.


Восьмиконечный считается русскими старообрядцами единственно допустимым, четырехконечный отвергается как латинский, т.к. староверы говорят, что до пятого века такой вид креста в изображении ни где не был найден и его изображают как и греческий 4 конечный с равными сторонами, только с 5 века..

Вот на фото перед статьёй  мы видим, что Распятый Христос как бы не висит, а сидит на Кресте с подогнутыми ногами. Это древнее изображение и такие кресты имели нечётное количество концов и назывались, пяти, семи конечные ибо правда считалось, что для Распятого подставка была не только для ног, но и сзади на что равпятый человек как бы восседал на кресте, чтобы продлить его жизнь в муках во время крестного страдания.

ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ПРИЗНАЁТ ВСЕ ВИДЫ КРЕСТОВ.

На Западе у католиков и христиан других вероисповеданий практикуется почти исключительно и повсеместно крест четырехконечный, лишь в XIII-XV вв. был также в большом и нередко преимущественном, особенно при папском и епископском богослужении, употреблении крест восьмиконечный, какой ныне используют староверы.

А вот распятие с изображениями Иисуса Христа пригвождённого нога на ногу одним гвоздём стали появляться только начиная с XIII в на западных картинах и иконах.

С давних пор существует мнение, что Крест Иисуса Христа был составлен из разных видов дерева: продольный брус — из кипариса, поперечный — из финикового дерева, подножие — из кедра, дощечка с надписью — из масличного дерева Видоизменением этого мнения является убеждение рус. старообрядцев, что крест Христа был сложен из певга, кипариса и кедра. Такое мнение, выраженное в разных апокрифических сказаниях и в произведениях нашей устной народной словесности, не имеет оснований ни в древних, письменных свидетельствах, ни в вещественных памятниках древности, но отчасти оправдывается существующим доныне в Иерусалиме преданием.

Крест, как орудие спасения мира Иисусом Христом, был предметом величайшего чествования у христиан с самого начала церкви. У отцов церкви это чествование называется апостольским преданием. В первые три века оно относилось к кругу тех христианских верований и обрядов, которые хранились в тайне от язычников. Язычники, впрочем, знали о нем, потому что отдельные лица из христиан имели мужество открыто исповедывать крест. По рассказу Понтия, биографа св. Киприана карфагенского, в III в. некоторые христиане изображали фигуру креста даже у себя на лбу; по этому признаку их узнавали во время гонений и предавали на мучения.

Из актов VII вселенского собора известно, что в царствование Диоклетиана (III в.) мученики Прокопий и Орест носили изображение креста на груди. Язычники называли христиан, в насмешку, крестопоклонниками.

Вообще, до самой эпохи Константина Великого христиане удерживались от изображения креста Христова в его действительной форме, а тем более — от изображения его вместе с Распятым.

До конца V в. на кресте не было изображения Распятого. иногда только близ креста помещался символ Иисуса Христа — агнец. Сначала изображали крест на агнце; затем следуют изображения агнца при кресте (особо от него) или над крестом, иногда в группе других 12 агнцев (апостолов). К началу VI века агнец изображается под крестом, на алтаре, как бы готовый к закланию. Несколько позже он изображается на троне, под богато украшенным крестом; из его прободенной груди и из четырех ног льется кровь. Наконец, агнец стал изображаться на самом кресте по его средине, как бы распятым. Трулльский собор (691—692 гг.) категорически воспретил такие изображения, после чего они долго совсем не встречаются.

Одновременно с изображениями агнца с крестом и при кресте, или несколько позже, было в употреблении изображение Иисуса Христа с распростертыми руками, но без креста.

В той или другой форме и обстановке, в конце IV в. крест был уже повсеместно в употреблении в Римской империи. Сам Константин возложил золотой крест на гробницу апостола Петра в Риме. Енделехий, аквитанский поэт IV в., упоминает о христианском добром пастыре, крестом охраняющем свое стадо. В IV-м же веке крест значится на монетах императоров Валентиниана и Проба. Император Валентиниан III-й и его супруга (V век) имели кресты на своих коронах. В V в. стали помещать крест в начале дипломов и других официальных документов, вместо призывания имени Божия, а также перед именной подписью всякого рода актов; позже, вместо подписи имени, стали ставить три креста, что называлось на юридическом языке cruce subscribere. Кто нарушал подписанный крестами договор, тому назначалось двойное наказание. Крест ставился под рецептами врачей, на могилах, при обозначении года чьей-либо кончины.

С V века встречаются — в церковном культе и в домашней жизни христиан — кресты с изображением на них Иисуса Христа, но еще не распятого. Так, на ватиканском кресте., роскошно украшенном, находится поясное изображение Спасителя; в кресте, подаренных папой Григорием Великим Теодолинде, из цветов, которыми они украшены, поверх креста, виднеется голова Иисуса. Христа, окруженная сиянием; чаще Христос изображается стоящим на подножии Креста, в торжественной и величественной позе, как Deus regnans, Бог-Царь, с теми или другими атрибутами царской власти.

Изображение креста с распятым на нем Христом по мнению одних получило начало в последней четверти VI в., по мнению других — в период времени от VII до IX в. В настоящее время самым древним изображением с Распятым признано находящееся на дверях Сабины в Риме, относящееся к V-VI в., что согласно и с свидетельствами письменных памятников (Хориций, Григорий Турский).

Особенность первых по времени распятий состоит в том, что на них Иисус Христос изображается большей частью с открытыми глазами, с лицом спокойным и величественным. Не ранее, как в эпоху Возрождения, выражение лица становится страдальческим. На Востоке распятый изображается всегда с небольшой темной бородою, с длинными волосами; на Западе, до готического периода — большей частью без бороды, позже с бородою; в западных изображениях иногда на голове Его корона, в восточных (с XI в.) голова окружена нимбом. Начиная с сирского евангелия 586 г. и в течение всех средних веков Распятый изображается обыкновенно в длинной одежде с рукавами, или в античной тунике, иногда — в пурпуровой мантии, покрывающей все тело, редко — в препоясании по чреслам; последний способ изображения становится преобладающим с эпохи Возрождения.

Во многих распятиях, вместо подножия, под ногами Распятого находятся разные символы, например чаша, в которую падают капли крови, Адам, встающий из земли, из-под креста, человеческий череп (т. е. глава Адамова), голова с яблоком во рту или с обвивающимся вокруг нее змием.

Тернового венца нет ни на одном распятии ранее XIII в. Дощечки с написанием вины в древнейших распятиях вовсе нет.



КРЕСТ НА ШЕЕ И НА РЯСЕ СВЯЩЕННИКА

Крест наперсный, носимый на персях (на груди), под одеждой или поверх ее, на шнуре или цепочке, надетых кругом шеи. Виды его:

1) Крест, даваемый каждому православному христианину при крещении; носится обыкновенно прямо на теле, почему и называется нательным крестом или тельником; бывает или металлический, или деревянный (особенно часто — кипарисный).
Тельные кресты— единственный предмет из области православного религиозного культа, который во все века было разрешено свободно выделывать и продавать с вольного торга.

2) Употреблявшийся в древней христианской церкви, а также в старину на Руси, так называемый енколпий или енколпион (от греческих слов έν κολπειώ — за пазухой, на груди). Енколпионы сначала имели форму четырехстороннего ящичка, пустого внутри; с наружной стороны их — изображение монограммы имени Иисуса. Христа, а позже — и крест той или другой формы. В этом ящичке хранились частицы мощей, а в эпоху гонений — списки священных христианских книг.
Два экземпляра енколпия, относящиеся, по мнению археологов, ко времени не позже IV века, найдены в 1571 г. при раскопке одной из могил Ватикана. О существовании енколпиев в IV в. свидетельствует Златоуст. Позже они имеют форму креста, сохраняя по-прежнему пустоту внутри, для хранения священных реликвий. В этом виде они стали принадлежностью епископского сана и носились епископами поверх одежды.
Древнейший экземпляр такого енколпия найден в 1862 г. в развалинах построенной Константином Великим базилики св. Лаврентия в Риме, на груди костяка, погребенного при церкви — вероятно, епископа.
Кресты-енколпии были также принадлежностью царского торжественного облачения в Константинополе, а позже — и в России, до Петра Великого. В древней Руси их носили иногда (под одеждой) и простые монашествующие, и даже благочестивые миряне, например паломники.

3) В XVIII в. енколпии с ящичками внутри выходят из употребления и заменяются для епископов крестами меньшей величины, сделанными из металла или финифти, без пустоты или влагалища внутри. Ношение таких крестов с 1741 г. усвоено и архимандритам, состоявшим в составе синода, а с 1742 г., по примеру монастырей киевской епархии (где наперсные кресты носились всеми архимандритами с давних пор) — всем архимандритам, в отличие от игуменов .

4) В 1797 г. императором Павлом установлен, как знак отличия выдаваемый протоиереям и священникам, наперсный крест четырехконечный, серебряный позолоченный, с изображением Распятого. Он составляет четвертую, по порядку, награду (после набедренника, скуфьи и камилавки).

5) Такой же крест но весь золотой, с литым Распятием и изображением императорской короны на внутренней стороне, с 1820 г. жалуется из Кабинета Его Величества придворным священникам, а также священникам православных заграничных церквей при поступлении их на службу, и оставляется им навсегда, если они прослужат при тех церквах не менее семи лет.

6) Протоиереям и священникам, имеющим уже который-либо из двух вышеупомянутых наперсных крестов, дозволяется принимать и носить подносимые им прихожанами наперсные кресты с драгоценными украшениями.

7) Священникам, имеющим ученые степени кандидата, магистра и доктора, выдаются особые кресты, из которых докторский — наперсный, а магистерский и кандидатский носятся в петлице, укрепленной в воротнике рясы. К. докторский и магистерский учреждены в 1808 г., кандидатский — в 1884 г.

8) К. наперсные из бронзы коричневого цвета на владимирской ленте, учреждены были для раздачи всем священникам по окончании войн 1812—1814 и 1853—1855 г.

9) Иеромонахам и иереям наперстные кресты на облачениях было разрешено носить указом последнего Российского Императора Николая Второго.




МОЖЕТ ЛИ КРЕСТ НОСИТЬ ИУДЕЙ?

Относительно Креста у иудеев существует закон: «Так как крест стал предметом поклонения христиан, его следует считать изображением и запретить его употребление; если же, однако, евреи его носят как украшение, не придавая ему религиозного значения, употребление его должно быть разрешено евреям».

Ортодоксальные иудеи не желают даже носить значков и украшений с изображениями креста, между тем как менее строгие евреи и в особенности солдаты не колеблются носить кресты, полученные в виде знака отличия на войне, или красный крест, как члены общества Красного креста.

Еврейским мастерам ни когда не было запрещено вышивать кресты, как украшение на шелковых платьях для христианских дам.

Еврейские законоучители средних веков объявили, что следует верить христианам, клянущимся крестом, как если бы они клялись истинным Богом.

Из всего следует, что крест иудей может носить, но не как религиозный символ, а как просто украшение и тут подумалось, сколько же христиан носят крест подобно иудеям ,именно по такому же принципу, просто как украшения без мысли о распятом Господе.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • 17 АПРЕЛЯ ДЕНЬ ЭСПРЕССО (МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ КОФЕ)!

    ПОГОВОРИМ О КОФЕ ЭСПРЕССО! ==Эспрессо, это просто концентрированный простой кофе? --Эспрессо является концентрированной формой кофе подается…

  • факты о святой Бернадетт

    РАССКАЗ ФРАНЦУЗСКОГО КАТОЛИЧЕСКОГО СВЯЩЕННИКА О СВЯТОЙ БЕРНАДЕТТ Во Франции она одна из популярнейших святых, так как тело остается нетронутым…

  • СВЯТАЯ БЕРНАДЕТТА СУБИРУ

    Сегодня в Римско-Католической Церкви День памяти Святой Бернадетты, которая более известная под уменьшительным словом Бернадетт. Бернадетта -…

Comments for this post were disabled by the author