filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Category:

СИМВОЛЫ ПРАЗДНИКА ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ



ГОСПОДЬ ПРЕОБРАЗИЛСЯ В ФЕВРАЛЕ?

Может для кого-то будет удивительно узнать, но событие празднуемое 6 или 19 августа, Преображение Господа Иисуса Христа на горе Фаворе произошло вовсе не в августе месяце, а ... в феврале! А именно за 40 дней перед распятием на кресте. Начиная с преображения, по слову апостола и евангелиста Матфея, Христос стал говорить о скорой своей смерти и воскресении.

Почему же Церковь празднует Преображение Господа тогда не в феврале, а в августе?

Если бы Преображение праздновалось в феврале , к примеру за 40 дней перед страстной пятницей, то этот великий праздник совпал бы с днями начала Великого поста. Время поста, это печаль и покаяние и радость Преображения трудно совместить с великопостными молитвами.

Пост отражает многобедственную нашу земную жизнь, а Преображение предзнаменует собой будущий век, время света и радости. Это две противоположности.

Потому решено было в древней церкви праздновать Преображение Господне в августе месяце 6 августа (по старому стилю) и этот месяц и дата были церковью выбраны тоже не случайно.

14 сентября по старому стилю мы празднуем Воздвижения Креста Господня и если от 14 сентября мы отнимем 40 дней, то получим дату 6 августа.

При чём тут Воздвижения Креста, спросите вы. Воздвижения Креста Господня, это вторичное празднование воспоминания Страстей Христовых. А так как Преображение было за 40 дней до распятия Иисуса Христа, то святые отцы церкви постановили Преображение праздновать отсчитав 40 дней от Воздвижения..




ПОЧЕМУ ХРИСТОС ПОКАЗАЛ СВОЁ ПРЕОБРАЖЕНИЕ ТОЛЬКО ТРЁМ АПОСТОЛАМ, ПЕТРУ, ИАКОВУ И ИОАННУ?

Ответ на этот вопрос можем найти в трудах св. Иоанна Дамаскина.

Петр был взят Христом на Фавор, чтобы показать Петру, что свидетельство его неложно им данное, что Христос есть Сын Божий, подтверждается свидетельством Бога Отца, дабы уверить Петра в своих словах и открыть ему свыще это свидетельство.

Иаков был взят Христом на Фавор, потому, что Христос знал, что Иаков будет первым апостолом, который умрёт за Него. Иаков первым испил Чашу страданий Христа и крестился за Христа крещением крови. Этим Иаков попал в число избранных учеников , а не только потому, что он был просто брат Иоанна Богослова, и Христос дал Иакову награду видеть Преображение и тем самым желая укрепить его этим.

Иоанн Богослов был взят Христом на Фавор, как девственника и чистейшего органа богословия, чтобы он увидел вечную славу Сына Божьего и возгремел сии слова: "Вначале было Слово и Слово было у Бога и Слово было Бог"

Святые три апостола не вмещавшие ещё мысли о страданиях и смерти Христа, увидели истинную Его славу, которая навсегда останется неприкосновенной для всех враждебных сил. Они могли созерцать истинное величие Христа превосходящее всякое земное могущество. Они были свидетелями славы Божией ,их было трое, но по своему духу в лице своём они представляли и всех прочих.




ПОЧЕМУ ВО ВРЕМЯ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДА, НА ФАВОРЕ ЯВИЛИСЬ МОИСЕЙ И ИЛЬЯ?

Моисей и Илья, это два величайших человека Ветхого Завета. И как пишет Святитель Иоанн Златоуст, Моисей - это представитель от мира умерших, а Илья - это человек ещё не познавший смерти, предстали перед тремя апостолами рядом со Христом, чтобы показать, что Христос имеет власть как над жизнью, так и над смертью, как над землёю, так и над небом.

Св. Ефрем Сирин о празднике Преображения пишет, что "радостью исполнились пророки и апостолы, возшедшие на гору..."
Пророки Моисей и Илья радовались, потому что они на Фаворе увидели человечность Христа, которую они не могли видеть на небе, где Христос являет только своё Божество, а тут на земле пророки увидели в Господе, Божьем Сыне человека.
А апостолы Петр, Иаков и Иоанн наоборот, впервые на Фаворе увидели в своём Учителе божество, которое они не могли разглядеть находясь постоянно рядом с Ним.

На Фаворе, стояли первостоятели Ветхого и Нового заветов в виде пророков и апостолов, которых объединял Христос , стояли как служили в том обличие и смотрели пророки на апостолов, а апостолы на пророков. И это была радость!

В тот момент, гора Фавор представляла собой христианскую Церковь, ибо на том месте Христос объединял два завета Ветхий и Новый. Заветы, которые приняты нашей церковью одинаково. Иисус Христос на Фаворе впервые показал, что Он податель человечеству обеих заветов и нет Нового без Ветхого и Ветхого без Нового.



ИЗ ИСТОРИИ ПРАЗДНИКА ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ

Изначально Преображение Господне праздновала только Церковь на Востоке. На Западе были избранные приходы, которые почитали так же этот праздник, но это не было повсеместным почитанием. Пока Папа Римский Каллист Третий в 1457 году не благословил Западную Церковь праздновать Преображение Господне как великий праздник повсеместно.

Правда мотивы которые подтолкнули к этому Папу, были чисто политические. В то время Султан Магомет Второй захватил Константинополь и был намерен захватить христианский Белград. В Белграде держать оборону от мусульман засел венгерский военноначальник, католик Гуниад, верный воин Венгерского короля Ладислава Пятого. Султан напал на Белград, силы были не равные, но христиане-католики одержали полную победу над войском Султана и не сдали город. Это произошло 6 августа 1456 года и уже ровно через год, Папа издал указ о повсеместном праздновании праздника Преображения в католической церкви.

В Православной Церкви на Востоке история праздника началась много раньше. Уже в 4 веке Св. равноапостольная царица Елена построила на горе Фавор храм в честь Преображения Господня. Это был первый храм посвящённый этому событию. Потом на Фаворе было построено множество православных храмов. Но в конце 11 века рыцари-крестоносцы, те самые что захватили Иерусалим, прибыли на гору Фавор, увидели там множество православных храмов, большинство из них захватили и переделали в свои католические храмы.

В 12 веке Палестину захватили мусульмане и на Фаворе они разрушили все храмы как православные, так и католические. После чего Фавор долгое время был местом необитаемым и только раз в год 6 августа на Преображение Господне и православные и католики восходили на гору чтобы помолиться в развалинах своих храмов.

В 1849 году, Иерусалимский Патриарх Кирилл Второй лично обратился к правительству Турции, чтобы турки и представители ислама дали разрешение построить на Фаворе православный храм. Целых 11 лет со стороны Турции не было положительного ответа. В 1860 году такое разрешение от Турции было получено и на Фаворе на месте древней разрушенной греческой церкви был построен храм Иерусалимского Патриархата.

Праздник Преображения Господня имел со старых времён большое почитание и в Российской Православной Церкви. Так до Революции в Скорбященской церкви города Москвы и в церкви села Новоспасское (оно же Деденево), хранились камни с горы Фавор. Камни эти были в Москву привезены так давно, что ни года их появления, ни фамилий тех, кто их привёз с Фавора уже самой Церкви были неизвестны.




ПОЧЕМУ НА ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ ОСВЕЩАЮТСЯ ЯБЛОКИ?
(Вопрос от одной женщины)

Вопрос сам по себе не правильно сформулирован, ибо яблоки не освещаются, а благославляются в пищу каждением фимиама и окроплением святой воды. Это не освещение, а благословение, а потому и яблоки не освящённые, а благославлённые. Ведь именно словами "Благослови Господи, плод сей..." мы и обращаемся в молитве к Господу. Просим благословить.

Вообще, есть специальная молитва на "плод грозный" виноград, но в местах, где виноград не растёт, его заменили яблоками. Однако, благословлять следует не только яблоки и это видно из церковных указаний, где сказано: "Так же приносятся и другие овощи каждые в своё время ко храму".

То есть все спелые овощи в старые времена неслись в храм по ходу созревания чтобы их благословить на вкушения нового урожая. Для этого не нужно было ни каких особых праздников. Просто , что когда зрело, то тогда и несли в храм. Просто принимались начатки от земного благосостояния: хлеб, вино, масло, воск, ладан, молоко, мёд и т.д. Человек, что имел то нёс на молитву и конечно делился с Церковью. Эти приношения были постоянные, а не одноразовые в год. Хлеб, вино, фимиам, елей и воск вносились на жертвенник в алтарь для нужд богослужебных, а всё остальное мёд, молоко, в том числе мясо, отправлялись либо в трапезную для всех, либо в дом священника. И люди вкушали всё с благословением и церковнослужители питались от алтаря и не бедствовали. Начатки всякого добра проходили через храм.

Однако, уже в конце 19 века, от такой щедрости и веры людской остались только осколки, которые иногда попадают в наши храмы. Эти осколки, это в первый Спас ложка мёда, во второй яблоко, в третий три орешка. И люди несут в храм только для себя "осветить" это яблоко от Преображения к Преображению не оставив и косточки от яблока для храма. Съедают это яблочко и "освещаются" в своей жадности.

Если действительно. к 6 августу несли благословлять Виноград в храм, то это только для того, что до реформ Петра Первого, 1 сентября праздновался Новый год и с этого винограда надо было с благословение Церкви вино сделать к новолетию! Какой Новый год без вина? А заодно на стол и закуску несли. Вот так весь август и носили на благословение и к столу то, чем Новый год встретить. Всем было потому радостно, весело и вкусно!



ГДЕ НАПИСАНО, ЧТО В ЦЕРКОВЬ НУЖНО ПРИНОСИТЬ ДЛЯ БЛАГОСЛОВЕНИЕ ПРОДУКТЫ?

Христианство как бы продолжает Ветхозаветную традицию.

В 4 главе книги Бытия сказано: "Спустя несколько времени, Каин принёс от плодов земли дар Господу. И Авель тоже принёс от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его".

В книге Исход 29 глава: "...Возьми... и один круглый хлеб, и одну лепёшку на елее и один опреснок из корзины, которая пред Господом... Это жертва Господу."

Числа глава 15: "И будете есть хлеб той земли, то возносите возношения Господу"

Второзаконие глава 14 : "Отделяй десятину от всего произведения семян твоих, которое происходит с поля твоего каждогодно."

Прежде всего приношением плодов в храм мы благодарим Бога ибо как учит Св.Иоанн Златоуст: " Земледелец получает плоды от земли не столько за свои труды и прилежание, сколько по благости Бога, возращающаго оное ибо не насаждаяй есть что, не напаяяй, но возращаяй Бог"

Вот и Яблочный Спас он потому и яблочный, что яблоки заменяют в России виноград в тех местах, где виноград не растёт, а в Константинопольском Патриархате в Преображение Господне благославляет церковь виноград и колосья пшеницы. Вот почему-то именно про пшеницу на Руси вовсе а Преображение не вспоминают, однако в греческих церквях в храмы несут колосья пшеницы.

Почему виноград и колосья пшеницы? Это именно те плоды, с которых Церковь для литургии получает виноградное вино для причастия и пшеничную муку для выпечки просфор и Церковь благословляет именно то из чего будет на евхаристии принесены Тело и Кровь Христа, а всё остальное благословляется уже другой отдельной молитвой.

Почему благословение винограда и пшеницы бывает именно в Преображение Господне и тут ответ прост, только потому, что в Греции к этому дню созревал виноград и колосья пшеницы, примерно так, как в России яблоки, и ни какой другой привязки к празднику благословение винограда к Преображению Господнему не имеет.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author