filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Categories:

СУРДЕГСКАЯ ИКОНА БОГОРОДИЦЫ



Сур­дег­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри на­хо­ди­лась в Свя­то-Ду­хо­вом муж­ском мо­на­сты­ре, так­же на­зы­ва­е­мом Сур­дег­ским, рас­по­ло­жен­ном в де­ревне Сур­де­ги неда­ле­ко от г. Па­не­ве­жи­са.


Surdegis это городок в Аникщяйском районе , в Утенском округе , на северо - востоке Литве . По данным переписи 2011 года, городок имел население 158 человек.



От Риги 168 км. (Это расстояние к Успению Богородицы рижане в монастырь проделывали пешком).
От Вильнюса 127 км.
Ближе всего местечка от города Паневежис, 36 км.

В этом местечке родился советско-литовский актёр кино Альгимантас Масюлис снявшийся в более чем 90 фильмах среди которых такие известные как "Щит и меч " и "Ни кто не хотел умирать", а так же в сериале "Каменская" . 160 ролей театра и кино. В кино запомнился в ролях немецких офицеров. Умер в 2008 году в возрасте 77 лет.

В основном это местечко прославилось , как духовное место. Здесь были храмы, монастырь и известная святыня, икона Богородицы, здесь же родилось несколько будущих литовских священнослужителей.

На фото видим старинную православную часовню и старые русские захоронения на кладбище.





Монастырь был основан в 1627 году. Амвросий в Истории Российской епархии основателями обители называет судью Упитского земского суда Андрея Млечко и его супругу Анну Семеновну Шишанку Ставецкую. 23 января (2 февраля) 1636 года Анна Ставецкая-Белевичева-Городенская в вечные времена монастырю записала три огорода, пахотные земли, сенокосы, дала право на пользование помещичьим лесом, селение Вождели с застенком Скеришки и крестьянами. Монастырь поддала под власть Виленскому Свято-духовскому братству, распорядилась, чтобы братья имели данного себе игумена. В 17–18 вв. монастырь находился под опекой знатных военных и политических деятелей Княжества. Его покровителями и защитниками были Александр, Самуил-Лев и Ян Огинские. На монастырь распространялись привилегии православным монастырям Княжества.

В 17 веке монастырь получал пожертвования от российских государственных и политических деятелей, а также рижских благотворителей. Самый знаменитый из благотворителей монастыря – российский император Петр I Великий. Он в 1721 году монастырю пожертвовал 50 двухрублевых червонцев.

В 1812 году при помощи рижских православных была выстроена каменная церковь. Главная святыня церкви – Сурдегская чудотворная икона Божией Матери – находилась по левую сторону Царских врат с короной на верху. Престол был один – во имя Сошествия Святого Духа на апостолов. В 1807 г. усердием игумена Зосимы был построен братский флигель (настоятельский корпус), кирпичная поварня, амбар, кирпичные кельи. В настоятельском корпусе была устроена и домовая теплая Церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы (здание тоже сохранилось до наших дней почти что в первоначальном виде и нуждается в ремонте). В 1822 г. был построен гостинный дом. Монастырю досталось пять тысяч рублей серебром от известной благодетельницы графини Анны Алексеевны Орловой.

Монастырь сам занимался благотворительной и просветительной деятельностью.– имел богадельню, приют, школу.

В 1842 году обитель была со штатным причтом: настоятель, пять иеромонахов, два иеродиакона, один монах и четверо послушников.

Особенной любовью монастырь пользовался со стороны православных верующих города Риги (Латвия). Они во множестве стекались к празднику Успения Пресвятой Богородицы , нередко приходили оттуда пешком.

В 1869 году в 10 саженей от Соборной церкви во имя Сошествия Святого Духа на апостолов быля построена деревянная квадратная часовня на каменном фундаменте. (с 2011 г. она находится в ведении Паневежского русского культурного центра.

Еще одна деревянная часовня возведена в 1889 г. в память 500-летия воссоединения западно-русски униатов с православной церковью (не сохранилась).


В связи с военными действиями в период Первой мировой войны, в 1916—1917 гг. братия монастыря была эвакуирована в Москву. В 1917 году в России произошел октябрьский переворот, а в 1918 г. была объявлена Литовская Республика. Таким образом, монастырь перестал существовать. Православные делали попытки вернуть себе земли и другое имущество монастыря. однако эти попытки не увенчались успехом.

На погосте Соборной церкви во имя Сошествия Св. Духа на апостолов (ныне – католический костел) похоронен князь, отставной поручик Андрей Петрович Шаликов (род. 14 января 1823 г., умер 27 ноября 1896 г.).

Последним настоятелем монастыря был Серафим (Адамов). Уроженец города Алексеевка Белгородской Области.
Овдовев, принял монашество с именем Серафим. 10 мая 1870 года награждён набедренником. Служил законоучителем. 26 апреля 1881 года награждён бархатно-фиолетовой суфьею. 25 июня 1906 года назначен в Свято-Троицкую Сергиеву лавру. С 15 мая 1907 года строитель Махрицкого монастыря . 12 декабря 1909 года возведён в сан архимандрита.

8 июня 1909 года переведен в Свято-Духов монастырь в городе Вильне (ныне Вильнюс), с 12 июня — и. д. наместника. В 1911—1913 гг. — член строительного комитета по постройке храма-памятника в г. Вильно в память 300-летия царствования дома Романовых.

13 февраля 1913 года назначен настоятелем Сурдегского Свято-Духов монастыря. 14 мая 1914 года награждён Орденом Святой Анны второй степени . После эвакуации монахов в Москву до конца 1917 года занимал эту должность.

Потом ушёл на покой, жил у дочери Олимпиады Томилиной в селе Матренках Бобровского уезда Воронежской губернии.

В 1921 году в Воронеже хиротонисан во епископа Богучарского, викария Воронежской епархии. Хиротонию возглавил архиепископ Тихон (Василевский).

В мае 1922 года переведён на должность епископа Калачеевского, викария Воронежской епархии. 21 мая прибыл в Калач .

В июне того же года уклонился в обновленческий раскол .

В конце августа 1925 года ушёл на покой. Скончался в декабре того же года в селе Матренках Бобровского уезда Воронежской губернии.

Монастырь был подчинен в разные годы изначально киевским митрополитам, а с 1778 года Минской Епархии, с 1778 г. Полоцкой епархии , а с 1840 г. Литовской епархии .

Сегодня старинные строения монастыря разрушаются как можно видеть на фотографиях.




Сур­дег­ская оби­тель на про­тя­же­нии всей ис­то­рии сво­е­го су­ще­ство­ва­ния (с 1550 го­да до Пер­вой ми­ро­вой вой­ны) оста­ва­лась вме­сте с хра­ни­мой в ней свя­той ико­ной в лоне Пра­во­слав­ной Церк­ви, несмот­ря на неод­но­крат­ные по­пыт­ки вра­гов пра­во­сла­вия за­хва­тить мо­на­стыр­ские име­ния, разо­гнать мо­на­хов и за­вла­деть чу­до­твор­ной ико­ной. Пре­да­ние по­вест­ву­ет о том, что Сур­дег­ский об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы од­на­жды был при­ве­зен в Траш­кун­ский ка­то­ли­че­ский мо­на­стырь. Од­на­ко изо­бра­же­ние ли­ка Бо­го­ма­те­ри на иконе ис­чез­ло, как толь­ко ее внес­ли в ко­стел, а у по­хи­ти­те­лей пе­ре­ко­си­ло че­лю­сти. Мест­ный на­сто­я­тель тот­час же воз­вра­тил чу­до­твор­ную ико­ну в Сур­дег­ский мо­на­стырь с крест­ным хо­дом, во вре­мя ко­то­ро­го один из ка­то­ли­ков по­те­рял рас­су­док, гром­ко про­из­не­ся бо­го­хуль­ные сло­ва.

В это же вре­мя од­на сле­пая ни­щая при­бли­зи­лась к свя­той иконе и по­лу­чи­ла ис­це­ле­ние, с го­ря­чей мо­лит­вой опу­стив­шись пе­ред ней на ко­ле­ни, чтобы по мест­но­му обы­чаю прой­ти под свя­ты­ней.

С тех пор в Сур­де­ги для по­кло­не­ния чу­до­твор­но­му об­ра­зу при­хо­ди­ли не толь­ко пра­во­слав­ные, но и ка­то­ли­ки, и ста­ро­об­ряд­цы. Сур­дег­ская ико­на Бо­го­ма­те­ри при­вле­ка­ла к се­бе бо­го­моль­цев из Кур­лян­дии и Бе­ло­рус­сии, но осо­бо по­чи­та­ли ее рус­ские куп­цы из Ри­ги. Еже­год­но, к 15 ав­гу­ста, празд­ни­ку Успе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри, они при­ез­жа­ли в мо­на­стырь и за­ка­зы­ва­ли от­слу­жить «круг», т. е. все­нощ­ную, во­до­свят­ный мо­ле­бен с ака­фи­стом Бо­го­ро­ди­це, ли­тур­гию и па­ни­хи­ду по умер­шим род­ствен­ни­кам. Кро­ме то­го, они при­слу­жи­ва­ли в хра­ме, пе­ли и чи­та­ли на кли­ро­се, про­да­ва­ли све­чи, за­ни­ма­лись чист­кой цер­ков­ной утва­ри.

В день празд­ни­ка Успе­ния об­раз Бо­го­ма­те­ри по­ла­га­ет­ся в осо­бо устро­ен­ный ки­от и об­но­сит­ся жен­щи­на­ми во­круг церк­ви. Путь не боль­шой, но ше­ствие длит­ся до­воль­но дол­го, ча­сто с оста­нов­ка­ми по по­лу­ча­су и бо­лее, чтобы дать воз­мож­ность при­сут­ству­ю­щим прой­ти под ико­ной.

При­ме­ча­те­лен был и дру­гой обы­чай сур­дег­ских па­лом­ни­ков – на дру­гой день по­сле празд­ни­ка об­хо­дить с крест­ным хо­дом и пе­ни­ем цер­ков­ных пес­но­пе­ний в честь Бо­жи­ей Ма­те­ри мо­ги­лы ино­ков и на­сто­я­те­лей оби­те­ли, мно­гие из ко­то­рых по­чи­ва­ли на брат­ском клад­би­ще уже не од­но сто­ле­тие.

В 1812 го­ду на по­жерт­во­ва­ния пра­во­слав­ных жи­те­лей г. Ри­ги бы­ла вы­стро­е­на но­вая ка­мен­ная цер­ковь, с ле­вой сто­ро­ны ко­то­рой на­хо­ди­лась уз­кая лест­ни­ца, ве­ду­щая под ал­тарь – на ме­сто яв­ле­ния чу­до­твор­ной ико­ны (там и по сей день бьет ключ).

Во вре­мя Пер­вой ми­ро­вой вой­ны, в 1915 го­ду, Сур­дег­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри бы­ла эва­ку­и­ро­ва­на вглубь Рос­сии, в Яро­славль, где по­ме­ща­лась в ико­но­ста­се од­но­го из хра­мов. 24 мая 1921 го­да свя­той об­раз вер­нул­ся в Лит­ву и на­хо­дил­ся в Па­не­веж­ской церк­ви.

Со вре­ме­ни Вто­рой ми­ро­вой вой­ны и до­ныне Сур­дег­ская чу­до­твор­ная ико­на Бо­го­ма­те­ри на­хо­дит­ся в Ка­у­нас­ском Бла­го­ве­щен­ском со­бо­ре..


БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР КАУНАСА
Этот храм был построен в первой половине ХХ века вместо собора , который был перестроен под католический. Церковь находится рядом с автовокзалом в парке. В храме находится одна из главнейших святынь православных Литвы - Икона Божией Матери Сурдегская — старинный образ Пресвятой Богородицы, почитаемый как православными, так и католиками и старообрядцами Литвы.

В этот собор перенесен иконостас из Гарнизонного храма на Лайсвес-аллее, в том числе икона с частицей мощей преп. Евфросинии Полоцкой.
Subscribe

  • 210 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ФЕРЕНЦА ЛИСТА

    Национальность Ференца Листа обсуждается в нескольких биографических исследованиях. В то время как в большинстве биографических работ выясняется,…

  • СИКХИЗМ И ФИЛОСОФИЯ СИКХОВ

    Сикхизм - монотеистическая религия, основанная в XV веке в Пенджабе, в северо-западной части Индийского субконтинента — месте встречи…

  • ИЗ МОЕЙ ПОЭЗИИ

    ПАМЯТЬ ПЕРВОЙ ЛЮБВИ Прошло тридцать лет, но зимою морозной и снежной, Я тебя вспоминаю, невесту в венчальной фате. И как-то на жизнь в ту пору…

Comments for this post were disabled by the author