filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Categories:

КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОГОРОДИЦЫ В ВИТЕБСКЕ


Казанская икона Богородицы в наших местах самая почитаемая. К сожалению первообраз (оригинал) утерян (уничтожен в России перед революцией). Но в России и не только , много списков с иконы, которые стали чудотворными. Мне удалось помолиться перед двумя такими чудотворными списками, один из таковых находится в Елоховском Богоявленском соборе Москвы, а другой в белорусском городе Витебске. О Витебском образе Казанской Богородицы и будет мой сей краткий рассказ.

Я неоднократно бывал в Витебске, но о данной иконе я узнал менее двух лет назад и в сентябре этого года я посетил Витебск и поклонился этой святыне.

Честно говоря найти местоположения иконы оказалось не просто ибо она находится на приличном удалении от исторической части города Витебск. Для этого понадобилось с подсказками местных жителей добраться до Маркова монастыря.

Свято-Троцкий Марков (Марков-Троицкий) монастырь. Основание Маркова монастыря предположительно относится к XIV-XV векам. Существует легенда об основателе монастыря — некоем Марке, который уединился на принадлежащем ему участке земли и построил там часовню. Вскоре к нему присоединялись единомышленники по духу.

Монастырь существовал до 1576 года, после упразднён, а Троицкий храм превращён в приходской. Монастырь возобновлён в 1633 году князем Львом Огинским.



Расцвет монастыря относится к XVII веку. В то время на его территории находились два деревянный храма — Троицкий собор и Покровская церковь, выстроенная в 1650 году. В 1656 году патриархом Никоном был подарен чудотворный список Казанской иконы Божией Матери.

В 1690 году Покровская церковь сгорела, на её месте построили новую. В 1760 году на этом месте был выстроен новый каменный храм, также освященный в честь Покрова Богородицы и сохранившийся доныне (позже переосвящён в честь Казанской иконы Божьей Матери).

Монастырь закрыт в 1920 году. На его территории долгое время размещалась милиция и другие учреждения. Все здания, кроме Свято-Казанской церкви, были разрушены (в том числе Троицкий собор — один из лучших образцов деревянного белорусского зодчества).

Но ещё с сентября 1919 года на территории монастыря находился большевитский конц-лагерь в число заключенных которого можно было попасть за безбилетный проезд на транспорте, самогоноварение, спекуляцию, дезертирство, проституцию, контрреволюционную агитацию, шпионаж, враждебное отношение к советской власти. Срок заключения устанавливался от нескольких месяцев до "даты окончания Гражданской войны, если таковая наступит".

Казанская церковь в период Великой Отечественной войны была повреждена, однако затем частично восстановлена (первоначально без купола). Единственная церковь в Витебске, которая в послевоенные годы не закрывалась. Главный престол храма освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, а боковой придел — в честь св. Сергия Радонежского.



Монастырь возрождён 23 ноября 2000 года. В Свято-Казанский храм вновь перенесена Казанская икона Божией Матери в серебряном окладе.

Таким образом , Казанская икона Богородицы Витебску и этому монастырю была подарена такой исторической личностью, как Патриарх Никон. И относится это событие к 1656 году. То есть 363 года Казанская икона пребывает в Витебске и народ Витебска свято верит, что именно она сохранила этот храм в котором пребывает через все военные и безбожные лихолетья. Монастырские здания и собор давно разрушены и камни снесены, а единственный храм Казанской Богородицы остался цел и невредим по сей день и кроме того, этот храм положил начало возрождению монастыря.

В начале XX века, в прекрасное состояние привел монастырь его настоятель архимандрит Пантелеимон (в миру — Павел Рожновский) — будущий митрополит Минский и всея Белоруссии, а во время немецкой оккупации — глава Белорусской Православной церкви. Монастырский комплекс был обнесён каменной оградой и состоял из Свято-Троицкой, Свято-Покровской, Свято-Николаевской, Свято-Параскевской церквей, колокольни, дома иегумена, братского дома и хозпостроек


Единственная, сохранившаяся до наших дней, церковь монастыря была построена в 1760 году игуменом Иакинфом Пелкинским. Это каменная Покровская церковь (ныне переосвящена в Казанскую).

Конечно, ранее этот монастырь был за чертой города Витебска в деревне, которая называлась Слабодка на берегу Западной Двины, вот как о нём писалось в 1865 году: ==Марков-Троицкий мужской монастырь 1 класса — в 2 верстах от Витебска. Основан, вероятно, в конце XV века; во время польского владычества оставался верным православию, несмотря на старания униатов.==

А вот краевед, писатель и богослов, Александр Фёдорович Селиванов, умерший ещё в 1919 году и посещавший этот монастырь имел о монастыре такие подробности, которые не всегда есть в официальной информации.

Он описывал, что сей монастырь находился в трёх верстах от Витебска и годы основания его известны Селиванову не были. Восстановителями данного монастыря в первой половине 17 века были литовские вельможи по фамилии Огинский и Мирский. В 1633 г. они построили церковь и монастырские келии, а в 1636 г. наделили монастырь двумя населенными имениями.

Надо отметить, что Самуэль Лев Огинский был князем, государственный и военный деятель Великого княжества Литовского. Получил образование в университете Франекера в Голландии. С 1635 года — дворянин королевский. Именно этот князь основал Богоявленский монастырь в Полоцке, где сегодня расположен кафедральный Богоявленский собор Полоцка. После смерти Льва Огинского заботу о Витебском монастыре взял на себя его сын, католик Симеон-Карп Огинский.

Огинский и Мирский лично обратились в Киев к митрополиту Петру Могилы чтобы он прислал в монастырь игумена, который бы смог поднять духовную жизнь монастыря. В то время монастырь Витебска был в подчинении Киевского митрополита который подчинялся духовно Константинопольскому Патриарху.


Литовские вельможи заключили договор с духовенством , что этот монастырь ни когда не должен достаться греко-католикам и если какой либо игумен захочет перейти в униаты, он должен оставить монастырь и не пытаться перейти с монастырём под Папу, в противном случае такой игумен должен быть низвержен и выгнан из монастыря. Именно этим и объясняется, что данный монастырь ни когда не был греко-католическим, в то время как все православные храмы данный области переходили под Унию.

В XVII веке православная церковь подвергалась угнетению со стороны униатов. В самом Витебске было запрещено строить православные храмы. Духовные нужды православным верующим приходилось удовлетворять в шалаше в окрестностях города. но этот монастырь выстоял в православии.

Селиванов исследовал и путь местной святыни, иконы Казанской Богородицы из России в Витебск и он не нашёл точного подтверждения, что эта икона есть дар патриарха Никона, однако, это одна из двух версий и звучит она так.





В Витебском монастыре молился игумен Каллист и Патриарх Никон решил дать ему сан епископа и поставить на кафедру Полоцка. В 1657 году, когда Каллиста рукопологали во епископа, Патриарх Никон и преподнёс ему в подарок данную икону, которую Полоцкий епископ, бывший игумен монастыря и оставил икону в Витебском монастыре как дар Патриарха перед отъездом в Полоцк.

Есть и вторая версия, которая говорит, что в 1655 году эту икону пожертвовал монастырю Российский Царь Алексей Михайлович Романов.

Сегодня уже не известно, какая версия правильная, все указывают, как подарок Патриарха Никона. Но в самом монастыре две версии соединили и говорят, что это дар Патриарха Никона Витебску от имени Царя Алексея Михайловича.

Селиванов так же отмечал, что у монастыря до 150 десятин земли. Ему же принадлежит озеро Команское и 6 плацев в городе Витебске, сдаваемых в аренду.



При этом Селиванов опирался на такие труды, как «Памятная книжка Витебской губернии» (1865 года) и труд А. П. Сапунова, «Древние иконы Божией Матери в полоцкой епархии».

Икона всегда была для монастыря, самая главная святыня, перед ней произошло много чудес исцеления больных и она стала официально признана чудотворной.

Эта святыня особая и для жителей Восточной Латвии (Латгалии), так как город Даугавпилс в одно время входил в Полоцко-Витебскую епархию и эта святыня и сам монастырь относились к нашей епархии в которую входил Даугавпилс (Двинск), а потому можно предположить, что в те годы поклониться этой иконы отправлялись в дорогу и жители Даугавпилса и Латгалии.

А так же некоторые игумены Маркова монастыря Витебска были в последствии священнослужителями  в Латвии, например архимандрит Таврион (Батозский) погребённый под Елгавой в Пустынке и епископ Пантелеимон (Рожновский) взошедший на кафедру Двинского епископа от архимандритства в Марковом монастыре.

От Даугавпилса до Витебска 279 км., а если без трассы напрямик, то 244 км.




КАК НАЙТИ В ВИТЕБСКЕ ЭТОТ МОНАСТЫРЬ?

Монастырь находится на улице Горького, 84а.. Если идти пешком, то это 4 с половиной км. от вокзала в противоположную сторону от центра города, за железную дорогу (идти по ул. Карла Маркса более 2 км. и около 1 км. по ул. Первой Пролетарской).
Лучше рекомендован транспорт:
АВТОБУС Ост. «Пролетарская площадь», №№ 17, 33
ТРАМВАЙ: Ост. «Жлобинская», №№ 1, 2, 6, 7, 9
Сложность ещё и в том, что выйдя с транспорта монастырь не виден и открывается его вид практически у самых монастырских ворот, а от остановки до ворот пройти надо ещё более 1 км. и этот путь лежит через фармацевтическую компанию (фабрику) Рубикон, а так же вдоль Витебского водоканала , водозабора "Марковщина".
Монастырь открыт ежедневно с 7.00 до 20.00
Богослужения в будни в 7.40 и 17.00 часов.
В воскресные дни в 6.40, 9.40 и 17.00

Кто из приезжих этот путь преодолевает и находит "спрятанный" монастырь , тот вознаграждается входом в красивый храм с чудотворной Казанской иконой. В сентябре 2019 года я оказался одним из таковых счастливчиков!
Subscribe

  • ДЕТИ И ВНУКИ КОМПОЗИТОРА ФЕРЕНЦА ЛИСТА

    Все трое детей композитору Ференцу Листу родила Мари Катрин Софи де Флавини , в замужестве Д'Агульт , также известна под именем Атта…

  • 210 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ФЕРЕНЦА ЛИСТА

    Национальность Ференца Листа обсуждается в нескольких биографических исследованиях. В то время как в большинстве биографических работ выясняется,…

  • СИКХИЗМ И ФИЛОСОФИЯ СИКХОВ

    Сикхизм - монотеистическая религия, основанная в XV веке в Пенджабе, в северо-западной части Индийского субконтинента — месте встречи…

Comments for this post were disabled by the author