filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Из воспоминаний епископа Варнавы Беляева. Дореволюционная Россия.

Отрывки из воспоминаний епископа Варнавы в 60е годы.

...Мой дедушка Никанор Матвеевич работал в техническом деле на железной дороге. В 6 часов утра уходил на фабрику, в 8 часов приходил завтракать, в 9 часов опять уходил, потом приходил домой с 13 до 14 часов на обед, с 17 до 18 часов с фабрики отпускали на ужин и домой с работы приходил в 23 часа. За свои труды получал гроши...25 рублей в месяц. Когда в 1905 году случилась революция, он чуть ли не один из рабочих выходил на работу и работал считая работу делом чести. Вина он не пил, не курил, скверно не ругался, в карты не играл. И ни когда не болел. Всегда следил, чтобы дома лампады у икон горели и чистил их сам. Умер в 88 лет.

... Моя бабушка из крепостных и она прожила только 96 лет, в сравнения с горцами того времени, это пустяки.

..Люди жили только с молитвой и с Богом. У меня была няня девушка 20 лет. Работала не покладая рук весь день, а потом как молиться начинает у икон перед сном, поклонов 60 земных кладёт.
Я с бабушкой по праздникам пешком в храм ходил, 40 вёрст в одну сторону. Шли весь день, бывало и с ночёвкой в дороге. Разуем туфли чтобы ноги не жали и одеваем лапти. Лапти в каждой лавке можно было купить за 2 копейки и на выходе из деревень продавали. Весели прямо на деревьях. Ваты наложим в них и идём, а то и просто траву. Туфли в руках несли.

... Образовательные учреждения в России носили строго сословный характер. Дети низшего сословия могли рассчитывать только на получения начального образования, а дальше трудовая повинность рядом с отцом. Детям крестьян в гимназию поступить было нельзя.  Но исключения были сплошь и рядом. Богатые хозяйки брали детей своих работниц и вели в гимназию как своих И крестьянские дети старались учиться, что их сама хозяйка привела и дала образование. А в то время это был путь в люди. Главное в жизни было образование. И в гимназии крестьянских детей было больше чем богатых и учились лучше. Тогда в злобе министр образования и распорядился "Кухаркиных детей в гимназию не принимать!" И стали строго следить за этим. Но всё равно, крестьяне давали взятки и дети учились. Самый низший человек, это был сапожник в то время. А ведь учились дети сапожников и потом выходили в люди.  Да что там гимназия... В лицей поступали избранные, там надо было много очень платить. Одного мальчика, сына сапожника богатая женщина привела учиться и он лицей окончил с золотой медалью. Зубрили латынь, математику, закон Божий. Учителя были очень строгие, ходили в футлярах на голове, подсиживали детей на экзаменах. Учитель увидит ученика после 19 часов на улице, утром в школе сразу единица за нарушения дисциплины без проверки домашнего задания. Это была травля учителями всего нашего поколения. В гимназии 8 лет учились.

.. Как бы бедно не жили, а часы карманные в то время были у каждого мальчугана. Ведь и стояли они тогда всего 2 рубля 50 копеек. Это были чёрные часы стальные. В Москве у Никольских ворот был магазин Омега, в витрине стояла корзина  с карманными часами и в неё совок воткнут. Показательно!!! Мы дети брали часы, шли на вокзал и смотрели на сколько секунд поезд опаздывает. Именно секунд, так как на минуту даже поезда не опаздывали. А ещё ходили ставить часы... Смотрим расписание, поезд тронулся, значит на часах ставишь правильное время.  И не дай Бог эти дешёвые часики  пойдут не правильно! Я слышал как покупатель пришёл в магазин и устроил скандал, что его часы сбиваются в месяц на 2 секунды. Меня это рассмешило, но потом я подумал, если у товара есть лицо и он ценится, то работать должен безупречно. а тогда было всё настоящее и 2 секунды в месяц было много для тех часов. Часы со светящимся циферблатом и будильником во французском магазине стоили 10 рублей. У меня такие часы без чистки 40 лет проходили. Ну были и часы "пульсары" ценой по 1100 рублей. Были у меня и такие часы, но позже. А получал человек сколько...  . Вот когда в  1915 году я стал преподавать в семинарии Нижнего Новгорода, моя получка была 170 рублей (но начинал учительствовать с 25 рублей в месяц). Это большие деньги. Я мог по всей России позволить себе путешествовать на поезде.
 
 ... Вот сейчас в Советское время есть СКОРЫЕ ПОЕЗДА! Мне смешно... Стыдно сказать..."скорые". В 1914 году через Москву ходил поезд, дачников возил Москва - Раменское. 44 км. преодолевал за 52 минуты. Это паровоз на угле. И что после этого нынешние скоростники! А раз в неделю из Москвы на Кавказ поезд "Молния" ходил. Он с такой скоростью летел, мы все ходили смотреть, что весь перед паровоза был в голубях и воробъях. Птицы улететь не успевали и поезд так и ехал их воздухом прижав к себе. С советской "Красной стрелой" близко не сравнить. А какие мягкие лежанки были с бархата красного. Поезд трогался так плавно, что на столике полный стакан чая стоит и не прольётся. А сейчас тронется, головой в стенку бьёшься. Лесенках ступени в вагон резные были, чтобы нога не скользила. Лучше было. рессоры были лучше, не трясло и стук колёс плавный был.Специальные сцепки были, поезд как сейчас не содрогался.

В 1914 году в России была комиссия образовательных экскурсий. Любой молодой учитель получавший 15-25 рублей в месяц мог свободно поехать в Италию, Францию, Швецию, Англию, Германию. Такие поездки были распространены и их оплачивала дирекция школы и даже оплачивала экскурсовода. Учителя до революции  спокойно за мизер путешествовали по Европе. Я сам ездил в такую поездку в Иерусалим. Путь лежал в Одессу, потом в Яффу и Константинополь, оттуда в Палестину. На корабле 2 недели в одну сторону. Путешествия очень нужны, они расширяют кругозор, а монах и священник, вообще не должен сидеть на месте, это путь странствования. Но меня там поразили не священники, а русские старушки. В России до революции бабушки не знали Парижа и Лондона, но многие знали дорогу в Иерусалим. Я там встретил бабушку из Рязанской области, она сказала, что ни разу не бывала в Рязани, но в свои 78 лет четырнадцатый раз приехала за свою жизнь на святую землю поклонится гробу Господнему, а это была её за год тринадцатая зарубежная поездка по святым местам. Приехала одна помолиться за детей. Оказывается, что тёмные крестьянки из невылазной российской грязи, как нам преподносила советская история как оказалось, превосходно знакомы были с заграничными порядками и эти крестьянки не хуже господ справлялись и с таможней и с дорожными приключениями. Григорий Распутин в Иерусалим из Сибири пешком приходил. Я там встретил множество наших женщин из Пскова и Киева. Такие поездки были доступны всем.

..Знаете, когда случаются революции, то всегда страдают люди умные. Она касается учителей, священников, монахов, врачей. Простого обывателя революция не касается. Таким обывателем я был в 1905 году, я не увидел той революции. Замечал только в газетах статьи появлялись против Бога. В первую Мировую в 1914 году в Нижнем Новгороде я тоже только заметил, что газета стала не белая, а жёлтая. Но 1917 год...было страшно. Низы подумали, что будут носить сапоги вместо лаптей и не будут по утрам в барские хлева ходить и вот будет им счастье! А как же душа? Между той Россией и Советской...ПРОПАСТЬ. В той была духовность, тяжело физически, но с Богом. В Советское время народ ум засорил газетами пустыми и писателями пустыми.  Страшно и обидно, кого нас заставляют в школах учить. А как зародилась эта революция и от кого. Кто такой писатель Добролюбов? Это наш Нижегородский безбожный семинарист. Кто такой писатель Чернышевский? Писатель семинарист кощунствующий над русской святостью. Кто такой Сталин? Опять же бывший семинарист. Я всегда говорил, что самое большое горе для Церкви, это учёные люди пожелавшие разобраться в духовных вопросах. Так же как и плохо иметь учёных монахов. Вера дана чтобы ВЕРИТЬ, а не искать ИСТИНУ. Люди вышедшие из Церковной среды взялись искать истинное счастье в жизни. Отсюда и пришёл кровавый 1917 год.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author