filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Categories:

ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ


Εἴσοδος τῆς ῾Υπεραγίας Θεοτόκου ἐν τῷ Ναῷ
Praesentatio S. Mariae in templo

Один из великих церковных праздников, установленный в честь события приведения Пресв. Богородицы Ее родителями в иерусалимский храм для посвящения Богу.
Событие Ведения не упоминается в канонических Евангелиях и известно из более поздних апокрифических греческого «Протоевангелия Иакова» (гл. 7. 2-3) второй половины второго века и латинского Евангелия Псевдо-Матфея (IX век).

В наст. время Ведение входит в число двунадесятых праздников, но установлен он был в Церкви позднее других из этого числа. Возможно, его появление связано с деятельностью императора Юстиниана I, построившего в 543 г. на развалинах иерусалимского храма огромную церковь, посвященную Пресвятой Богородице и названную им Новой для отличия от прежней, располагавшейся около Овчей купели, напротив храма.

В VIII в. праздник был отмечен в некоторых месяцесловах. Их сдержанные указания, видимо, говорят о том, что первоначально служба на Введение совершалась без особой торжественности. Патриарху Константинопольскому Герману I (VIII в.) приписываются некоторые песнопения этого праздника , что может свидетельствовать о праздновании Введения Богородицы в Константинополе уже в восьмом веке . С IX века праздник получил широкое распространение на Востоке

Статус праздника Введения постепенно менялся, в православной Церкви он окончательно вошел в число двунадесятых праздников только после XIV века, но, согласно студийским и иерусалимским Типиконам XI-XIV вв., он отмечается почти так же торжественно, как и др. двунадесятые праздники. Тем не менее даже в печатных Типиконах XVII в. отдельные особенности совершения службы Введения указывают на то, что статус этого праздника несколько уступает статусу других праздников двунадесятых.

В качестве даты праздника практически повсеместно принято 21 ноября ( 4 декабря) исключение составляют только коптские месяцесловы, в которых Введение отмечается 29 ноября и практика отдельных областей Римской Церкви, где Введение было подвижным праздником и отмечалось в воскресный день после 11 ноября.

В 9-10 века праздник Введения Богородицы в Константинополе торжественно отмечался только в храмах посвящённых Богородицы.
Но в 13-15 веке в типиконах указывается уже предпразднство и 2 дня попразднства.
В 14-15 века в России праздник имел уже 6 дневный цикл.Тропарь предпрзднства в РПЦ отличается от тропаря греческого. Так же вечером можно было служить как Всенощное бдение, так и полиелейную службу, как изволит настоятель. До конца 17 века в России служились в этот праздник Всенощные бдения только в храмах посвящённых Богородицы, в других храмах полиелейные службы. В древних русских рукописных книгах сказано о земном поклоне в этот праздник после чтения канона.

В современной Греческой Церкви на Введение Богородицы не служится ни лития, ни всенощное бдение, а как и в древности, только полиелейная служба, зато на литургии поются особые праздничные антифоны, которых нет в русской церкви.
Так же перед чтением канона читается 44 Псалом, как пророчество о празднуемом событии. Там имеются такие слова: "В испещренной одежде ведётся она к Царю, за нею ведутся к Тебе девы, подруги её. Приводятся с веселием и ликованием, входят в чертог Царя..."

В Западной Европе праздник впервые стали праздновать в 9 веке в Южной Италии, так как там проживала большая община греков. В 11 веке норманы перенесли праздник в Англию. Широкое распространение в католических странах праздник получил только в 14 веке.

В 1340 г. франц. дворянин-крестоносец Филипп де Мезьер († 1405), канцлер титулярного кор. Иерусалима Петра I Лузиньяна, владевшего также и Кипром, обратился к папе Григорию XI с предложением по примеру греков официально установить празднование В. в католич. Церкви (Epistola de solemnitate Praesentationis beatae Mariae). Папа разрешил совершение службы В. только в качестве вотивной (службы по желанию или по обету). С 1371 г. ее регулярно служили в Авиньоне, в францисканском храме.

В XV веке усилия по распространению праздника во французских землях приложил король Карл V, повелевший совершать службу Введения в своей придворной часовне в Париже.
В 1472 г. папа Сикст IV (1471-1484) включил службу Введения как праздник «по желанию» Католической Церкви для некоторых епархий. Папа Пий V (1566-1572) и вовсе исключил службу Введения из Католической Церкви.
Однако папа Сикст V в 1585 г. вернул праздник и даже сделал праздник Введения обязательным для Римско-католической Церкви.
За это время на Западе было написано 7 разных богослужебных текстов этому празднику.

В настоящее время праздник Введения Богородицы в Католической Церкви считается малым, длится 1 день 21 ноября, и служба совершается рядовая без особой торжественности.

Настенные фрески в церквях события Введения Богородицы во храм встречаются с 9 века, как эпизоды рассказывающие о жизни Богородицы.


Вообще праздник Введения Богородицы во храм очень символично схож с праздником Сретения
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • ИРКУТСК ВЧЕРА И СЕГОДНЯ

    Иркутск - столица Иркутской области , Россия . Население 623 тыс. человек Иркутск, это большой город,, промышленный и торговый центр, военный…

  • ИОАНН ЛЕСТВИЧНИК - ПРИМЕР СОВРЕМЕННОМУ ХРИСТИАНСТВУ

    В прошедшее воскресенье и затем в понедельник, церковь праздновала День памяти Иоанна Лествичника. В то, что он в 20 лет принял монашеский…

  • НЕМЕЦКАЯ ОВЧАРКА

    Немецкая овчарка была получена в результате селекции и скрещивания некоторых разновидностей гуртовых собак Центральной и Южной Германии.…

Comments for this post were disabled by the author