filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Category:

НАШИ ВОПРОСЫ СВЯТИТЕЛЮ АМВРОСИЮ МЕДИОЛАНСКОМУ


ПРАВДА ЛИ ТО, ЧТО ДЛЯ ОСОБО ТЯЖКИХ ГРЕХОВ, СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ, НЕТ ПРОЩЕНИЯ?
==Жизнь вечная обещана не только тем, кто всегда хранит заповеди Господни, «но и кто по падении будет их также хранить». Не нужно откладывать покаяния, ибо «не знаем, в который час приидет тать, не знаем, не в сию ли нощь истяжут душу нашу».

МОЖЕТ ЛИ ВДОВА ВТОРИЧНО ВЫЙТИ ЗАМУЖ?
==Вдовство имеет свою нравственную ценность , его преимущество по сравнению с брачной жизнью, библейские примеры нам указывают те  добродетели,  которыми должны украшаться вдовы-христианки.  Впрочем,  мы высказываем это в виде совета и не предписываем как заповедь; мы убеждаем вдову, а не связываем ее... Скажу более, мы не препятствуем второму браку, но не одобряем и частого повторения их.

КТО ТАКОЙ БОГ?
==Бог есть самобытная и вечная Сущность. В Самом Себе Бог заключает только то, что есть Он Сам.  Ему чужды случайные, привходящие свойства.  По Своей природе Бог есть чистейший Дух  , бестелесный, простой, лишенный всякой сложности или составности . Он безначален и бесконечен  , невидим для глаз, невыразим словами, непостижим умом. Он - высшая и совершенная Природа, самобытное и высшее Благо   , Полнота благости. Бог все Собой наполняет, но никогда ни с чем не сливается. Он все проницает, но Сам никак не проницаем. Присутствуя одновременно повсюду, Бог тем не менее всюду остается целым  . По отношению к миру Бог есть его Творец, Правитель, Господь и Спаситель.

ДУХ СВЯТОЙ ИСХОДИТ ОТ ОТЦА ИЛИ ОТ ОТЦА И СЫНА?
==Св. Дух исходит от Отца и Сына.== (и здесь мы видим у Амвросия Медиоланского явно Западную, католическую версию учения )

ВЕЧЕН ЛИ СОТВОРЁННЫЙ БОГОМ МИР?
==В отличие от Бога мир не вечен и подвержен разрушению как в частях, так и в целом . Он сотворен единым действием всей Св. Троицы: Бог Отец сотворил все через Сына в Духе Святом.
Тварный мир разделяется на видимый и невидимый, т. е. на телесный и бестелесный (ангельский). Ангелы были сотворены до видимого мира  . Они бестелесны, чужды телесных страстей    и суть разумные   и небесные творения Божии  . Обладая свободной волей, одна часть ангелов достигла святости и блаженства благодаря своему свободному стремлению к ним и рвению , а др. часть, злоупотребив своей свободой, уклонилась ко злу и была низвержена с неба. Причину падения диавола А. видел в гордости или неумеренности.
Видимый мир состоит из 4 элементов. Он существует во времени и пространстве и подвержен беспрестанным изменениям  . Из первоначального неустроенного состояния мир постепенно, повинуясь повелениям Творца, получил свое настоящее устройство и украшение  . Все существа, будучи творениями благого Бога, изначально благи. Зло   не субстанциально , но существует как акциденция  , случайное свойство разумного существа, как его уклонение от своей природной благости.

ЧЕЛОВЕК БЕССМЕРТНОЕ ТВОРЕНИЕ БОЖИЕ?
==Человек - это  великое и драгоценнейшее творение Божие  , причина творения всего остального мира . Он представляет собой единство двух противоположных сущностей - души и тела  . Происхождение человека также двояко: с одной стороны, человек сотворен по образу Божию  , который следует относить к разумной и свободной душе человека; с др. стороны, он сотворен из праха земного, что следует относить к его телесному составу.
Душа человека - бестелесное, разумное, духовное, небесное, бессмертное и высшее начало, тело же - материальное, земное, смертное и низшее начало. То, что мы есть сами по себе,- это душа (и ум); то, что наше,- это тело; а то, что вокруг нас,- это имущество . В целом, человек -  мертное разумное живое существо , имеющее бессмертие не по природе  , а по благодати!
Душа человека состоит из трёх частей: разум, страсть и вожделение.
Разум - высшая часть души, господствующая над телом и чувствами  . Именно благодаря разуму человек отличается от животных и может познавать своего Творца и сущность вещей.

ПОЧЕМУ АДАМ И ЕВА СОВЕРШИЛИ ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ?
==Как величайшее творение Божие, человек с самого начала обладал свободной волей, т. е. мог свободно выбрать добро или зло, угодное Богу или неугодное Ему. Соблазненный диаволом, человек выбрал последнее и совершил грех. Этот грех Адама состоял, во-первых, в неповиновении заповеди Божией , во-вторых, как и у диавола, в гордости и стремлении стать как Бог, наконец, в-третьих, в предпочтении чувственного духовному, низшего высшему
Ум Адама лишился Божественного, подчинился чувственному и извратился, поэтому человек стал нуждаться во множестве внешних покровов. Нарушив заповедь Божию, человек стал виновен пред Богом, подпал под справедливый приговор  и стал смертен.
Человек попал в зависимость от диавола, воспользовавшись его советом и дав ему своего рода долговую расписку . Грехопадение человека отразилось и на внешней природе, исказило ее первозданный вид, внесло в нее расстройство и оскудение. Погиб Адам, и в нем все погибли, ибо через одного грех перешел на всех. И теперь все мы имеем по наследству грех Адама. Все люди сделались грешниками, и нет ни одного безгрешного. Наследственный грех передается от родителей к детям в самом акте зачатия человека:  Ибо все мы рождаемся под грехом, и само наше рождение - во грехе.

ОБЛАДАЕТ ЛИ ЧЕЛОВЕК ПОСЛЕ ГРЕХОПАДЕНИЯ СВОБОДНОЙ СВОЕЙ ВОЛЕЙ ИЛИ ПРЕБЫВАЕТ ВО ВЛАСТИ ДИАВОЛА?
==Никто не принуждается к вине насильно, если только не склонится к ней своей собственной волей, зло не имеет объективной природы и происходит от нашей воли. Мы можем с Божией помощью и не творить зла, если этого не захотим. Зло же в собственном смысле есть развращение ума и духа, легкость нравов, свободное уклонение от добродетели.
Однако Диавол нас принуждает к греховной склонности по отношению к свободе человека, когда «закон плоти» (или «закон греха»), обитающий во внешнем человеке, настолько противится «закону ума» (или «закону Божию»), обитающему во внутреннем человеке, что «мы принудительно   , хотя и сопротивляясь, влечемся ко греху, и побеждаемые соблазнами, часто допускаем невольные грехи . «Закон плоти» делает нас своими пленниками и влечет ко греху, так что мы делаем то, чего даже разумом делать не хотим.

У ИИСУСА ХРИСТА БОЛЬШЕ БОЖЕСТВЕННОГО ИЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО?
==Христос, будучи Образом Божиим, то есть пребывая в полноте Божества, воспринял образ раба, то есть полную и совершенную человеческую природу, чтобы у Него не было недостатка как в Божественном, так и в человеческом, и Он был бы совершенен в обеих природах. Христос одновременно «Бог и человек» , в Нем следует различать Божество и плоть  . Обе природы Спасителя были совершенными и истинными. Господь  всегда оставался вечным Богом, хотя и воспринял таинства воплощения. Вместе с телом и душой Он воспринял все телесные потребности и душевные переживания:  Тот, Кто воспринял тело, должен был принять и все, что свойственно телу, чтобы Он мог алкать, жаждать, смущаться, печалиться. Однако хотя Христос  имел нашу плоть, плоть Его не имела порока , иначе Он не смог бы избавить от греха других  людей. Спаситель, родившийся от Непорочной Девы, был непричастен первородному греху, передающемуся  через акт зачатия:  Христос  не как все остальные люди рожден от соединения  мужа и жены, но Он, родившись от Святого Духа и Девы, воспринял непорочное тело, которое не только не осквернили никакие пороки, но и не запятнало никакое беззаконное соединение   рождения или зачатия.
Разве Он не был человеком, когда оплакивал Лазаря, и не показал Себя выше человека, воскресив его, или разве Он не был человеком, когда подвергался бичеванию, и не был выше человека, когда взял на Себя грехи всего мира?
Господь приносит Себя диаволу в качестве выкупа  за всех людей, которые с момента грехопадения стали его должниками. Смерть Христа - это  «искупительная плата за наше освобождение, которую было необходимо уплатить тому, кому мы были проданы за свой грех . Умирая, Христос  пригвоздил ко кресту долговую расписку , данную человеком диаволу ,  а сойдя во ад, принес душу Свою в качестве выкупа за находившиеся там души людей . В результате враг, к-рый держал нас у себя в плену, сам был пленен и побежден.
Я воспринимаю всю земную жизнь Спасителя, как «благочестивый обман»  по отношению к диаволу,  целью этого "обмана" было  скрыть от диавола истинную природу Сына Божия.
Смерть Христова явилась удовлетворением разгневанному Богу за грехи человечества, над которым тяготел вынесенный в раю справедливый Божественный приговор.
Христос Сам стал за нас проклятием, чтобы [Божие] благословение поглотило проклятие, непорочность сменила бы грех, милость - приговор.  Так человек был восстановлен в своих прежних правах, и так было выполнено условие Божественного приговора» . Это было примирением  людей с Богом, которые в результате из «сынов гнева»   стали «сынами мира и любви».

ПОЧЕМУ ВО ВРЕМЯ ЕВХАРИСТИИ ХЛЕБ И ВИНО МЫ НАЗЫВАЕМ ТЕЛОМ И КРОВЬЮ ХРИСТА, НО ВНЕШНЕ МЫ НЕ ВИДИМ НИ КАКИХ  ИЗМЕНЕНИЙ?
==Евхаристия есть небесная трапеза, таинство плоти Христовой, хлеб жизни, духовная пища нетления для наших душ и сердец . В ней хлеб и вино, которые освящаются словами Господа   , произносимыми священником, изменяют свою природу   и становятся Телом и Кровью Христовыми, рожденными от Девы Марии . Если они и сохраняют после освящения прежний внешний вид, то только для телесных очей, умом же они признаются истинным Телом и Кровью . Ибо «сила благословения  выше, чем природа, поскольку благословением изменяется сама природа  . Поэтому Евхаристия - это духовное тело Божие  , духовная пища , дарующая вечную жизнь.

ЗАВИСИТ ЛИ СОВЕРШЕНИЕ ТАИНСТВА ОТ ЛИЧНОСТИ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЯ?
==Совершение таинств зависит не от личности   священнослужителя, а от благодати служения . Священники имеют власть прощать грехи именно потому, что  вященническая должность есть дар Святого Духа, а право Святого Духа состоит в том, чтобы оставлять и прощать грехи . Еретики же , не имея законной иерархии, не имеют такого права, как и вообще права совершать Таинства .

МОЖНО ЛИ ХРИСТИАН ЗА ГРЕХИ ОТЛУЧАТЬ ОТ ПРИЧАСТИЯ И ВООБЩЕ ОТ ЦЕРКВИ?
==Церковь не должна отлучать от общения впавших в прегрешения, но должна врачевать их в таинстве Покаяния. Нет такого греха, который Бог не мог бы простить, но различная тяжесть грехов требует и различной степени покаяния . Спасения человека не зависит от заслуг сделанным этим человеком перед Церковью. Спасения нам даётся даром  в силу Божьего к нам милосердия. Человеческая немощь делает человека неспособным собственными силами совершать добрые дела, достойные награды  . Поэтому главное место в спасении занимает вера , которая освобождает (нас) через Кровь Христову. Бог предвидит заслуги каждого человека и в соответствии с этим предвидением разделяет награды.

КАКИЕ ГЛАВНЫЕ ДОБРОДЕТЕЛИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ У ЧЕЛОВЕКА?
==Их четыре: 1. Благоразумие. 2.Справедливость, 3. Мужество. 4.Умеренность.
Благоразумие - это наша мудрость.
Справедливость - наши отношения к обществу людей плюс наша благотворительность. Справедливость требует от нас, чтобы мы имели любовь,- прежде всего к Богу, потом к отечеству, к родителям и, наконец, ко всем вообще, потому что люди одной природы, все братья, связаны правом родства и как таковые должны любить друг друга и «взаимно содействовать один другому в жизни.
Мужество - эта добродетель являет два раздела: мужество в подвигах военных и мужество  в скромных трудах частного, домашнего подвижничества», т. е. в отношении к др. людям и к самому себе. Мужественным можно назвать только того, кто победил ветхого человека «с его страстями и похотями», кто не смущается различными невзгодами, изменчивостью обстоятельств и прелестью мира, кто всегда сохраняет спокойствие и хладнокровие.  Поистине тот храбр и мужествен, кто умеет побеждать самого себя, воздерживаться от гнева, не увлекаться ничем суетным; в бедах не скорбит, а в счастии не гордится; для кого перемена внешних, житейских обстоятельств не что иное, как некоторый ветер.
Умеренность - тут нужно смотреть , что подходит лицу, возрасту, времени или нашим способностям, ибо то, что может быть прилично и удобно для одного, для другого может быть совсем неприемлемо. В человеке должна быть скромность и стыдливость.

ВСЕМ ЛИ ЛЮДЯМ НУЖНО ОКАЗЫВАТЬ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ?
==В делах благотворительности рекомендуется сообразовываться со степенью близости: в первую очередь помощь необходимо оказывать родителям, родственникам, единоверцам и т. д. Благотворительность необходимо оказывать с учетом внутреннего достоинства нуждающихся и со степенью их действительной нужды: помощи заслуживают те, которые   употребят ее с пользой, для достижения добрых целей. Нельзя помогать тем, кто намерен воспользоваться помощью, чтобы нанести ущерб отечеству, другим  людям. Не заслуживают помощи домогающиеся ее обманом или другими. нечестными способами. Благотворительность рассматривается как полезное дело для самого благотворящего: она помогает ему приобрести друзей, снискать симпатии народа. Отказывать в помощи противно самой природе.

СПАСИТЕЛЬНО ЛИ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ПОСТИТЬСЯ И ГДЕ СКАЗАНО ГОСПОДОМ В ПИСАНИИ, ЧТО ЛЮДИ ДОЛЖНЫ СОБЛЮДАТЬ ПОСТ?
==Пост, есть не столько человеческое, сколько Божественное установление. Он служит содержанием и образом небесной жизни. На земле он ведет к нравственной чистоте и невинности, поэтому именуется обновлением души, пищей ума, уничтожением грехов и вины. В силу большой важности пост был установлен еще в раю (запрещение людям вкушать от древа познания добра и зла).

ЧТО ЛУЧШЕ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА, ВСТУПАТЬ В БРАК ИЛИ ХРАНИТЬ ДЕВСТВО?
==Брак ни в коем случае не отвергаю, но отдаю предпочтение девству. Хороши узы брака, но все-таки они остаются узами. Хорошо супружество, но оно все-таки представляет собой ярмо мирской жизни, ибо жена более желает угождать мужу, чем Богу. Подобно посту, девственная жизнь имеет происхождение небесное. Девство приводит девственников к особой близости с Богом: девственники становятся храмом Божиим, Христос для них - глава, как муж для жены. Девство важно и для родителей девственников: оно содействует прощению их грехов.
Но и брак, это тоже явление вполне нравственное. Избравший супружество не должен порицать девственника, и наоборот. Основу для брака я вижу в единстве веры, поэтому не одобряю браков. христиан с еретиками и иноверцами. Наиболее ярким примером брака между людьми разной веры служит для меня библейский Самсон: «Кто был сильнее и был более укреплен Духом Божиим от колыбели своей, как назорей Самсон? Но он сам продал себя и сам из-за женщины не мог сохранить своей благодати» .

МОЖЕТ ЛИ МУЖЧИНА НОСИТЬ ЖЕНСКУЮ ОДЕЖДУ, А ЖЕНЩИНА МУЖСКУЮ?
==Смотрю на это очень отрицательно, ссылаясь на прямое запрещение Свящ. Писания (Втор 22, 5). Вижу  также несоответствие такого обычая с природой, давшей один вид мужчине, а другой женщине.

НУЖНО ЛИ МОЛИТЬСЯ И ПОЧИТАТЬ БОГОРОДИЦУ?
==Обязательно! Богородица - это дворец , освященный для обитания Бога, святилище  чистоты, храм  Божий. Этими качествами Она служит вечным образцом для всех христианских девственниц. Ее жизнь - воплощение девственности, чистоты и добродетели. Она активно участвует в деле спасения людей. С Ней я связываю исполнение возмездия, о котором сказал Бог в раю (Быт 3. 15). Я призываю к почитанию Приснодевы.

НУЖНО ЛИ ХРИСТИАНИНУ ЧИТАТЬ БИБЛИЮ?
==В Священном Писании можно встретить Самого Бога . Бог уготовил людям 2 спасительные трапезы: Евхаристию и слова Писания .В Священном Писании имеется три смысла: нравственный, мистический и разумный.   Эти 3 смысла Писания сообразуются с 3 частями философии: этикой, логикой и физикой. Все Писание либо природное, либо мистическое, либо нравственное: природное - в книге Бытия, в которой рассказывается, как были созданы небо, море и земли; мистическое - в книге Левит, в которой описывается тайна священства; нравственное - во Второзаконии, в котором человеческая жизнь строится по предписаниям Закона.

НУЖНО ЛИ ХРИСТИАНИНУ ЧИТАТЬ И ЗНАТЬ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ ИЛИ ДОСТАТОЧНО ОДНОГО НОВОГО ЗАВЕТА?
==Испей прежде Ветхий Завет, чтобы ты также мог бы испить и Новый. Испей первый, чтобы смягчить жажду, а второй - чтобы насытиться. Ветхий Завет - это покаяние, Новый Завет - радость. Я убеждён в единстве обоих заветов, установленных единым Богом - Христом.  Поскольку вся Библия есть Слово Божие, ВЗ необходимо толковать с христианской точки зрения Св. Троица говорит во всем Свящ. Писании  , Христос говорил и в пророках, и в Евангелии  . Однако между заветами существует иерархия:  Первый есть Закон, второй - Евангелие, однако меньший [Закон] - страх, а не благодать . Цель ВЗ была воспитательная, хотя этические нормы, устанавливаемые им, были еще далеки от нравственного совершенства НЗ:  Закон во многом следовал природе, чтобы снисходительностью к естественным страстям  призвать нас искать праведности . Отсюда и последовательность, в которой эти заветы следуют друг за другом.

В ТАКОМ СЛУЧАЕ НУЖНО ЛИ ХРИСТИАНИНУ ВЫПОЛНЯТЬ ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ ЗАКОНЫ НАПИСАННЫЕ В БИБЛИИ?
==Отвергаю буквальное следования закона Ветхого Завета. Церковь  должна быть мертва для Закона, т. е. должна отказаться от его буквального толкования, если она обрела Евангелие.  ВЗ был закрыт до времени, когда Христос  открыл уста закона, так что призыв к вере достиг всего мира. Только с этого времени, т. е. только для христиан, ВЗ становится понятным. Ценность ВЗ выражается в трехчастной схеме священной истории, в которой ВЗ делится на 2 периода. Уже иудейской апологетике (Филон) был известен аргумент, согласно которому языческая философия заимствовала свое учение у Моисея. Христиане же отвергали претензии иудаизма на ВЗ: если иудеи ссылались на Моисея как посредника Торы, то христиане имеют свидетельства своей веры, которые   гораздо древнее Моисея.  Тайны христиан древнее тайн иудеев, тайны христианские божественнее, чем иудеев . Ветхозаветные патриархи являются предшественниками и прообразами христиан.

НА ЧТО ОСНОВЫВАЕТСЯ ТЕОРИЯ АМВРОСИЯ МЕДИОЛАНСКОГО В ТЕХ СЛОВАХ, КОТОРЫЕ МЫ ЗДЕСЬ ПОЛУЧАЕМ ?
==Я не развил собственной герменевтической теории и ни чего не говорю от себя: в своих толкованиях всегда  обращаюсь к творениям других богословов - Оригена, свт. Василия Великого, Евсевия Кесарийского, свт. Ипполита Римского, Дидима Слепца и свт. Афанасия Великого. Из иудейских источников   пользовался преимущественно сочинениями Филона Александрийского, но знал и работы Иосифа Флавия. В качестве источника своих трудов  использовал и греческую философию,  убежден, что греческая мудрость восходит к Библии
.



ПОУЧЕНИЯ АМВРОСИЯ МЕДИОЛАНСКОГО ДЛЯ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ

Сслужитель Церкви не только должен заботиться о чистоте своего сердца, но и обязан следить за своим внешним поведением. По внешнему виду и походке познается внутреннее состояние души человека; нескромные телодвижения пастыря могут принести большой соблазн пасомым, и поэтому он советует служителю Божию всегда и везде соблюдать благоразумную меру.

Святой отец советует пастырям не заводить знакомство с порочными людьми, которые могут вовлечь его в свою сеть. Святитель Амвросий не одобряет клириков, любящих участвовать в пиршествах, т. к. в таких компаниях часто бывают и нескромные разговоры. В такой обстановке, говорит Амвросий ., «не можешь ты закрыть глаза и заткнуть уши; а если выступишь с нравоучением - это припишут твоей гордости. Тут же незаметно и помимо твоей воли подносят стаканы»; потому лучше редкое угощение в своем доме, чем многократное - в гостях.

Относительно близких знакомств с лицами женского пола Амвросий предостерегает пастырей. «Сколь многих,- говорит святитель,- и даже с твердой волей, уловил соблазн! А сколько и таких, кто, хотя и не согрешили, но подали повод к подозрениям!»

Пастырь Церкви, по учению Амвросия, должен более уделять внимания молитве и чтению слова Божия, нежели проводить время в удовольствиях плотских. «Почему свободное от церковных дел время ты не употребляешь на чтение? Почему не посещаешь Христа, не беседуешь со Христом, не слушаешь Христа?»


Пастырям следует быть осторожными в своих беседах с пасомыми, чтобы не повредить им своей неопытностью; нужно научиться обдумывать каждое слово: полезно ли оно или вредно. Неуместными шутками пастырь может оскорбить и унизить как предмет разговора, так и свой сан.

По учению Амвросия, пастырям Церкви «дана могущественная власть - решать и вязать... но этой властью нужно пользоваться с крайней осторожностью и осмотрительностью. Нужно являть себя не столько строгим судьею-карателем, сколько попечительным отцом-воспитателем»
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author