filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Category:

ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЕ МЕДИОЛАНСКОЙ ЛИТУРГИИ В МИЛАНЕ В РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО


Священник.
Подойду к жертвеннику Божию (Псал. XIII, 4).

Клир.
К Богу, веселящему юность мою

Священник.
Исповедайте Господа; ибо Он благ (Псал. LXVII, 1).

Клир.
Ибо во век милость Его

Священник.
Исповедаюсь Богу (Отцу) всемогущему, блаженной Марии Приснодеве, блаженному Михаилу Архангелу, блаженному Иоанну Крестителю, святым Апостолам Петру и Павлу 3), всем святым и вам, братия; ибо согрешил я чрезмерно мыслию, (нерадением, чувством), словом и делом, по моей вине, по моей вине, по моей величайшей вине. Посему прошу блаженную (и славнейшую) при
снодеву (Богородицу) Марию, блаженного Михаила Архангела, блаженного Иоанна Крестителя, святых Апостолов. Петра и Павла, всех святых (sanctos et sancias) Божиих и вас, братия, молиться о мне Господу Богу нашему (Иисусу Христу).

Клир.
Да помилует тебя всемогущий Бог и, отпустив грехи твои, да приведет тебя к вечной жизни

Священник.
Аминь.

Потом клир повторяет исповедание.

Священник. 
Да помилует вас всемогущий Бог и, отпустив грехи ваши да приведет вас к вечной жизни

Клир.
Аминь.

Священник.
Прощение, разрешение и отпущение грехов наших (благодатию Святого Духа) да подаст нам всемогущий и милосердый Бог

Клир.
Аминь.

Священник.
Помощь наша в имени Господа (Пс. СХХIII, 8).

Клир.
Сотворившего небо и землю.

Священник.
Да будет имя Господне благословенно (Пс. СХII, 2).

Клир.
Отныне и во век.

Прежде приближения к алтарю священник произносит тайную молитву:
Молю Тебя, всевышний Боже Саваоф, святой Отче, сподоби меня облечься в одежду непорочности и опоясать чресла мои опоясанием любви и страха Твоего, и воспламенить изгибы сердца моего любовью к Тебе, чтобы я мог умилостивлять (Тебя) за мои грехи и ходатайствовать о прощении грехов предстоящим и приносить мирные жертвы каждого из них.

Приближаясь к алтарю, священник продолжает:
И меня, дерзновенно приступающего к святому алтарю Твоему, не попусти погибнуть, но сподоби очистить, украсить и благосклонно принять, чрез Христа Господа нашего

Потом говорит Входное 
Младенец родился нам; Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Ангел великого совета (Ис. IX, 6).

Окончив Входное, говорит, не обращаясь к народу:
Господь с вами.

Отвечают.
И с духом твоим.

Потом священник говорит молитву о народе 
Боже, Творец и правитель мира, даруй нам в сей день вочеловечения Слова и рождества от святой Девы непорочно совер
шать празднество, чтобы нам, искупленным по милости Твоей, быть безопасными под защитою Твоею, чрез того же Господа нашего Иисуса Христа, который с Тобою живет и царствует, как Бог, в единстве Святого Духа, во все веки веков.

Отвечают.
Аминь.

Священник.
Господь с вами.

Отвечают:
И с духом твоим.

Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение; хвалим Тебя, благословляем Тебя, покланяемся Тебе, славим Тебя, благодарим Тебя ради великой славы Твоей, Господи Боже, Царь небесный; Боже Отче вседержитель, Господи, Сын единородный, Иисусе Христе, (всевышний) Господи Боже, Агнец Божий, Сын Отца, взявший (на себя) грехи мира, помилуй нас; взявший грехи мира приими молитву нашу; седящий одесную Отца, помилуй нас; ибо Ты—один свят, Ты—один Господь, Ты— один всевышний Иисус Христос, со Святым Духом, в славу (Бога) Отца. Аминь.

Потом возглашается 
Господи помилуй, Господи помилуй, Господи помилуй.

 Священник
Господь с вами.

Отвечают.
И с духом твоим.

Чтение из пророчества.
Пророчества (напр. Исаии в день Р. Хр.) чтение

Священник.
Пророческое чтение да исполнит нас божественною благодатию, во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Следует самое чтение.
(Напр. Ис. IX, I—7, в день Р. Хр.).

Стих из псалма г).
С Тобою начало, в день силы Твоей, во свете святых Твоих; из чрева прежде денницы я родил Тебя (Пс. CIX, 3) 3).

Священник.
Господь с вами.

Отвечают.
И с духом твоим.

Чтение из посланий Апостола Павла.
Послания святого Апостола Павла (напр. к Евреям в день Р. Хр.) чтение

Священник.
Апостольское чтение да будет нам наставлением ко спасению, во имя + Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Следует самое чтение.
(Напр. Евр. I, 1 — 13. в день Р. Хр.).

Потом аллилуия со стихом.
Аллилуия. Ныне в Вифлееме родился младенец, и свято и страшно имя Его (стих в день Р. Хр.)

Антифон пред Евангелием.
Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение. Аллилуия, аллилуия.

Священник.
Господь с вами.

Отвечают:
И с духом твоим.

Чтение евангелия.
Святого Евангелия (напр. от Луки в день Р. Хр.) чтение 1).

Священник.
Евангельскими словами да истребятся наши согрешения, во имя + Отца и Одна и Святого Духа. Аминь.

Следует самое чтение.
(Напр. Лук. II, 1—19. в день Рожд. Хр.).

Священник.
Господь с вами.

Отвечают.
И с духом твоим.

Потом возглашается 
Господи помилуй, Господи помилуй. Господи помилуй.

Священник.
Господь с вами.

Отвечают:
И с духом твоим.

Антифон после Евангелия. Kyrie eleison.

Вот, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям; ибо ныне родился в городе Давидовом Спаситель мира; Он будет царствовать, и царству Его не будет конца (Лук. II, 10. 11. I, 32).

Священник
Имейте мир.

Отвечают.
К Тебе, Господи.

Священник.
Господь с вами.

Отвечают:
И с духом твоим.

Потом говорится громким голосом молитва над синдоном 
Боже, сообщивший благодать Твоего достоинства естеству человеческому, сподоби нас быть причастниками божества Сына Твоего, восхотевшего сделаться причастником нашей тленности, который с Тобою живет и пр.

Следует приношение хлеба и вина 
Священник, принимая хлеб и принося его на дискосе, говорит:
Приими, милостивейший Отче, сей святой хлеб, чтобы он сделался телом единородного Твоего; во имя Отца + и Сына + и Святого Духа +. Аминь.

Потом вливает вино и воду в чашу, говоря.
Из ребра Христова истекла кровь и также вода; во ими Отца + и Сына + и Святого Духа +. Аминь.

Принося вино и воду в чаше говорит:
Приими, милостивейший Отче, сию чашу, чтобы вино, смешанное с водою, вделалось кровью единородного Твоего; во имя Отца + Сына + и Святого Духа +. Аминь.

Потом, соединив руки и наклонившись, священник тайно говорит 
Всемогущий, вечный Боже, да будет умилостивительно и благоприятно Тебе сие приношение, которое я недостойный приношу (отеческой) любви Твоей за меня бедного грешника и за бесчисленные мои согрешения, чтобы Ты даровал мне прощение и отпущение грехов моих и не взирал на неправды мои, но одно милосердие Твое да поможет мне недостойному, чрез Христа Господа и проч.

Продолжает с распростертыми руками:
И приими, святая Троица, сие приношение, которое мы приносим Тебе об устроении (regimine) и сохранении и единстве кафолической веры, а также в честь блаженной Богородицы Марии и вместе всех святых Твоих, и о спасении и благосостоянии рабов и рабынь Твоих NN (таких-то) и всех, за которых мы обещались умолять милость Твою и которых (quorum quarumque) милостыни мы приняли, и всех верных христиан как живых, там и умерших, чтобы они по милосердию Твоему сподобились получить прощение всех грехов и награды вечного блаженства, верно пребывая в хвалах Твоих, к славе и чести имени Твоего
Боже милостивейший, Творец всего сущего, чрез Христа, Господа нашего...

Потом, держа руки распростертыми над дарами, говорит 
И приими, святая Троица, сие приношение об очищении моем, чтобы Ты очистил и омыл меня от всех скверн грехов, дабы я сподобился достойно служить Тебе, Боже и милостивейший Господи.

Потом благословляет дары такими словами:
Благословение Бога всемогущего + Отца и + Сына и + Святого Духа обильно да снидет с небес на сие наше приношение, и да будет сие приношение благоприятно Тебе, святой Господи, всемогущий Отче, вечный Боже, милосерднейший Создатель всего сущего. Аминь.

Здесь совершается каждение алтаря и св. даров 2), во время
которого поется антифон, 
Вот открыт храм ковчега Завета, и снисходит с неба новый Иерусалим, в котором находится жилище Бога и Агнца, и слуги Его приносят Ему дары, говоря: свят, свят Господь Бог всемогущий, который был и есть и будет. И вот сидит посреди его на престоле величества своего Агнец, и голос возглашает пред Ним, говоря: победил лев из колена Иудина, корень Давидов; и четыре животных непрестанно взывают к сидящему на престоле: свят... (Апокал., гл. IV, V, XII, XXI и др.).

Священник.
Господь с вами.

Отвечают.
И с духов твоим.

Чтение символа веры 
Верую в единого Бога  .

Священник.
Господь с вами.

Отвечают:
И с духом твоим.

Священник говорит громким голосом молитву над приношением 
Молим, Господи, да будет благоприятно сие приношение в нынешний день Рождества Господа нашего Иисуса Христа, чтобы по благости Твоей чрез причащение сих святых (даров) нам сподобиться быть в образе Того, в котором, веруем мы, есть и наше естество, который с Тобою живет и царствует, как Бог, в единстве Святого Духа, во все веки веков.

Отвечают:
Аминь.

Священник.
Господь с вами.

Отвечают.

И с духом твоим.

Священник.
Горе сердца.

Отвечают.
Имеем к Господу.

1) Символ веры читается .

Священник.
Будем благодарить (Господа).

Отвечают.
Достойно и справедливо.

По истине достойно и справедливо, прилично и спасительно нам всегда и везде благодарить Тебя, святой Господи, всемогущий Отче, вечный Боже, чрез Господа нашего Иисуса Христа, которого блаженная Мария, матерь без нарушения девства и без содействия мужа и вместе нетленная дева, зачала не усумнившись по девической стыдливости в зачатии своем уверовать тому, что слышала от Ангела, и несомненно получив то, чему уверовала; и честь непорочности не нарушилась в ней, так что она наречена материи) неизменной чистоты. О блаженное и преблаженное чрево Девы Марии, которая одна между женами сподобилась носить в своей утробе Господа мира, и для нашего вечного спасения родила Христа. Радуйся же вся вселенная, что из девственных чресл произошел Бог; приветствуйте бесчисленные сонмы воинства Ангелов, с которыми мы воспеваем неизреченную славу Твою, непрестанно взывая: свят, свят, свят.

Трисвятое.

Свят, свят, свят Господь Бог Саваоф; полны небеса и земля славы Твоей; осанна в вышних. Благословен грядущий во имя Господне; осанна в вышних.

Священник.
Итак Тебя, милостивейший Отче, усердно молим и просим чрез Иисуса Христа, Сына Твоего, Господа нашего, приими и благослови сии дары, сии приношения, сии святые непорочные жертвы, которые мы приносим Тебе во-первых за Церковь Твою святую соборную, которую благоволи умирить, оградить, соединить и управлять во всем мире, — вместе с служителем Твоим Папою нашим N (таким-то) ) и предстоятелем нашим N (таким-то) и Царем нашим N (таким-то) и со всеми православными и исповедниками соборной и Апостольской веры

Помяни, Господи, рабов и рабынь Твоих NN (таких-то) и всех предстоящих, которых вера известна и благочестие ведомо Тебе, за которых мы приносим Тебе или которые приносят Тебе сию жертву хвалы за себя и всех своих (ближних), за избавление душ своих, за надежду спасения и благополучия своего, и воздают обеты свои Тебе, Богу вечному, живому и истинному;—

 имея общение и ублажая память, во-первых, преславной приснодевы Марии, матери Бога и Господа нашего Иисуса Христа, также блаженных апостолов и мучеников Твоих, Петра и Павла, Андрея, Иакова, Иоанна, Фомы, Иакова, Филиппа, Варфоломея, Мат
фея, Симона и Фаддея, Ксиста, Лаврентия, Ипполита, Винцентия, Корнелия, Киприана, Климента, Хрисогона, Иоанна и Павла, Козьмы и Дамиана, Аполлинария, Виталия, Назария и Цельса, Протасия и Гервасия, Виктора, Набора, Феликса, Калимера, Матерна, Евсторгия, Дионисия, (Амвросия, Симплициана, Мартина, Евсевия, Илария, Юлия и Венедикта), и всех святых Твоих, которых заслугами и молитвами даруй, дабы мы ограждены были во всем помощью Твоего покрова, чрез того же Христа, Господа нашего. Аминь 1).

Сие приношение Ты, Боже, молим (Тебя), сподоби соделать всецело благословенным, приемлемым и благоприятным, да будет оно нам телом и кровию возлюбленного Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, —

Отходит к левому краю престола и омывает и вытирает оконечности перстов, говоря:
Буду омывать в невинности руки мои, и обходить жертвенник Твой, Господи, чтобы слышать голос хвалы Твоей и поведать все чудеса Твои (Псал. XXV, 6, 7);—

И потом продолжает:
Который пред тем днем, когда ради нашего и всех спасения пострадал, взял хлеб в святые и досточтимые руки свои, возвел очи к небесам, к Тебе, Богу Отцу своему всемогущему, и благодарив благословил, преломил и подал апостолам (и ученикам 2) своим, говоря: «приимите и ядите от него все; ибо сие есть тело Мое, за многих ломимое». Подобным образом и чашу взяв после вечери, возвел очи к небесам, к Тебе, Богу Отцу своему всемогущему, и также благодарив благословил и подал апостолам (и ученикам) 3) своим, говоря: «приимите и пейте из нее все; ибо сие есть кровь Моя» 4),— заповедав также и сказав
им: «всякий раз, когда будете творить сие, будете творить в Мое воспоминание, (возвещать Мою смерть, исповедывать Мое воскресение, ожидать Моего пришествия) 1), доколе Я опять с небес прииду к вам».

Итак, воспоминая преславное страдание Его и воскресение от преисподних (ab inferis) и вознесение на небо, мы приносим Тебе сию жертву непорочную, жертву разумную, жертву бескровную, сей святой хлеб и сию чашу вечной жизни. И молим и просим, приими сие приношение на горний жертвенник Твой руками Ангелов Твоих, как Ты благоволил принять дары праведного раба Твоего Авеля и жертву патриарха нашего Авраама и (жертву), которую принес Тебе первосвященник Твой Мелхиседек 2)

Еще помяни, Господи, рабов и рабынь Твоих NN (таких-то), которые с знамением веры предварили нас и спят сном мира. Молим (Тебя), Господи, даруй им и всем, покоящимся во Христе, место прохлады, света и мира, чрез того же Христа, Господа нашего.

И нам, нижайшим и грешным рабам Твоим, надеющимся на множество милости Твоей, благоволи даровать некоторую часть и общение с Твоими святыми апостолами и мучениками, с Иоанном, Стефаном и Андреем 3), Петром, Марцеллином, Агнесою, Цецилиею, Фелицитатою, Перпетуею, Анастасиею, Агафою, Евфимиею, Люциею, (Аполлониею 4), Иустиною, Сабиною, Феклою, Пелагиею и
Екатериною, общение с которыми, молим (Тебя), даруй нам не как воздаяние за заслуги наши, но как милость Твою (non aestimator meriti, sed veniae largitor), чрез Христа Господа нашего,—

Открывает чашу и продолжает:
Чрез которого Ты, Господи, всегда творишь все сии блага, + освящаешь, + животворишь, + благословляешь, и обильно подаешь нам, рабам Твоим, к преспеянию веры и прощению всех грехов наших; + чрез Него и + с Ним и + в Нем Тебе, всемогущему Богу Отцу, в единстве Святого Духа, всякая честь, сила и слава, держава, + бессмертие + и власть + в бесконечные веки веков.

Отвечают.
Аминь

Священник раздробляет Агнца (hostiam), говоря:
Тело Твое раздробляется, Христе, чаша благословляется. Бровь Твоя да будет нам всегда к жизни и к спасению душ, Боже наш.

Полагая частицу в чашу, говорит:
Соединение   освященного тела + и крови + Господа

Велико и спасительно таинство нашего Бога: родившая есть матерь и дева, рожденный есть Бог и человек, Он же Творец всего, сын Девы, Господь родительницы.

Священник возглашает.
Помолимся. Спасительными заповедями наученные и божественным наставлением руководимые, дерзаем говорить:

Отче наш и не введи нас в искушение.

Отвечают:
Но избавь нас от лукавого.

Священник говорит:
Аминь.

Священник говорит громким голосом:
Избавь нас, молим (Тебя), Господи, от всех зол прошедших, настоящих и будущих, и ходатайством блаженной и славной Приснодевы Богородицы Марии с блаженными Апостолами Твоими Петром и Павлом и Андреем (и блаженным Амвросием, исповедником Твоим и первосвященником) и всеми святыми Твоими, умири, Милостивый, дни наши, чтобы подкрепляемые помощью милосердия Твоего мы были и от греха всегда свободными и от всякого смятения безопасными, чрез того же Господа нашего Иисуса Христа, Сына Твоего, который с Тобою живет и царствует, в единстве Святого Духа, как Бог, во все веки веков.

 Агнец разделяется сначала на две части; одна из них полагается на дискос, а другая опять разделяется на две частицы, из которых одна полагается в чашу, а другая на дискос.
Отвечают:
Аминь.

Священник.
Мир и причастие   Господа нашего Иисуса Христа да будет всегда с вами.

Отвечают.
И с духом твоим.

Священник
Преподавайте себе мир.

Отвечают.
Благодарение Богу.

Священник говорит тайно.
Мир на небе, мир на земле, мир во всяком народе, мир священникам церквей, мир Христа и Церкви да пребывает всегда с нами.

Потом произносит молитвы пред причащением  
Господи Иисусе Христе, сказавший Апостолам Твоим: «мир оставляю вам, мир Мой даю вам», не зри на грехи мои, но на веру Церкви Твоей, и по воле Твоей благоволи умирить ее и соединить, живущий и царствующий во все веки веков. Аминь.

Господи Иисусе Христе, Сын Бога живого, по воле Отца, при содействии Святого Духа оживотворивший мир смертью Твоею, избавь меня чрез сие святейшее тело и кровь Твою от всех неправд моих и всех зол, и соделай, чтобы я был всегда предан заповедям Твоим, и никогда не попусти мне отпасть от Тебя, с тем же Богом Отцом и Духом святым живущий и царствующий, как Бог, во веки веков. Аминь.

Причащение тела Твоего, Господи Иисусе Христе, которое я недостойный намереваюсь принять, да не будет мне в суд и осуждение, но да послужит мне в ограждение и исцеление души и тела по благости Твоей, живущий и царствующий с Богом Отцом в единстве Святого Духа, как Бог, во все веки веков. Аминь 1).

Причащаясь тела Христова, говорит.
Святой Господи, всемогущий Отче, вечный Боже, даруй мне 2) принять сие тело Иисуса Христа, Сына Твоего и Господа моего, да не будет оно мне в осуждение, но в оставление всех грехов моих.

Причащаясь крови Христовой, говорит:
Даруй, молю Тебя, Господи, чтобы причащение тела и крови Господа нашего Иисуса Христа, которую Ты благоволил пролить за нас, очистило нас от всякой нечистоты греха и привело нас к вечной жизни. Аминь.

После причащения говорит:
Благодарение Богу, благодарение Богу! Принятые дары Христовы да сподобимся принять по благодати Божией не в осуждение, но во спасение душ, Боже наш. Утверди, Боже, в нас то, что Ты соделал в нас, и даруй Церкви Твоей постоянное спокойствие и мир. Да вознесется, Господи, молитва наша пред престол величества Твоего, и да не возвратится тщетным к нам моление наше. Господи, услышь молитву нашу, и голос наш да приидет к Тебе,
и да не возвратится тщетным к нам ( чрез Господа нашего 

Преподавая св. дары присутствующим, священник говорит:
Тело Христово  ).

Отвечают:
Аминь.

Во время причащения поют ).
Радуйся и веселись, селение Ангелов; радуйся, Дева Господня, радость Пророков; радуйся, благословенная, Господь с Тобою; радуйся, получившая чрез Ангела радость (всего) мира; радуйся, родившая Творца и Господа; радуйся, удостоившаяся соделаться материю Христа.

Священник.
Господь с вами.

Отвечают.
И с духом твоим.

Молитва после причащения 
Исполни, молим Тебя, Господи, рабов Твоих святого благословения Твоего, чтобы верующие, что Ты, всегда действующий как Творец и Виновник, Господь наш Иисус Христос, пришел (на землю) для их восстановления, получили спасение.

Священник.
Господь с вами.

Отвечают.
И с духом твоим.

Господи помилуй, Господи помилуй, Господи помилуй

Священник среди алтаря, знаменуя себя знамением креста, говорит.
Да благословит и услышит нас Бог.

Отвечают:
Аминь.

Священник.
Отойдем с миром.

Отвечают.
Во имя Христово.

Священник.
Будем благословлять Господа.

Отвечают.
Благодарение Богу.

Священник произносит следующую молитву
Да будет благоугодна Тебе, святая Троица, покорность рабства моего, и соделай, чтобы жертва, которую я недостойный принес пред очами величества Твоего, была Тебе приятна, а мне и всем, за кого она принесена мною, умилостивительна (пред Тобою) по милости Твоей, чрез Христа Господа нашего. Аминь.

Потом священник благословляет народ, говоря:
Да благословит вас Божественное величество, Отец + и Сын + и Святой Дух +   .

Отвечают.
Аминь.

После благословения священник говорит
Господь с вами.

Отвечают.
И с духом твоим.

Читает начало Евангелия от Иоанна (I, 1—14); по окончании чтения отвечают:
Благодарение Богу.

Удаляясь, священник читает песнь трех отроков:
Благословен Ты, Господи Боже Отцов наших (Дан. III, 26 и дал.).
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author