filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Categories:

Судьба Георгия Гапона

http://img15.nnm.ru/3/c/6/c/0/655ef6f77658272fe701cc01039.jpg


ГАПОН Георгий Александрович

(1870-1906) священник и одновременно полицейский агент,

создатель лояльных правительству рабочих организаций

 

Гапон Георгий Александрович - деятель революционного периода 1904 - 05 годов. Родился около 1870 г.; происходил из малороссийских казаков; по окончании полтавской духовной семинарии некоторое время служил земским статистиком в полтавской губернии, затем был там же священником. Поступил в Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1903 г. Еще во время пребывания в духовной академии началась его двойственная служба: с одной стороны, революционному рабочему движению, с другой стороны - охранному отделению и департаменту полиции.

 

Он сблизился с начальником московского охранного отделения Зубатовым, с Рачковским и другими чиновниками департамента полиции и благодаря этим связям мог сравнительно свободно принимать участие в жизни рабочего класса Петербурга, в качестве его организатора и агитатора. В 1903 г. он получил место священника в санкт-петербургской пересыльной тюрьме и, с разрешения администрации, основал "Общество русских фабричных и заводских рабочих", состоявшее в Петербурге из 11 отделов, в которых насчитывались тысячи членов. Эти отделы собирались для обсуждения своих дел, имели кассу; их организация являлась посредницей между рабочими и фабрикантами, а также и властями города Петербурга, которые считали Гапона своим человеком.

 

Гапону в начале удалось приобрести огромную популярность среди рабочих. Он в то время пропагандировал идею, что монархия нисколько не противоречит требованиям рабочего класса; он доказывал, что рабочие должны организованным образом требовать улучшения своего положения - увеличения заработной платы, уменьшения продолжительности рабочего дня, улучшения санитарных, гигиенических и других условий своей работы и т. д., но не вмешиваться в политику. Таким образом, его агитация имела характер консервативно-демократический или, может быть, демагогический; но с конца 1904 г. ее смысл изменяется, и она делается явно революционной.

 

В начале января 1905 г. увольнение нескольких рабочих Путиловского завода дало повод гапоновскому обществу предъявить к администрации завода требование об их обратном принятии; когда это требование не было уважено, началась громадная стачка, охватившая до 150 000 рабочих Петербурга. В воскресный день 9 января 1905 г. Гапон организовал грандиозное шествие рабочих Петербурга из помещений отделов его общества в различных частях города к Зимнему дворцу для подачи петиции Государю Императору. Петиция была выработана при его участии и заключала в себе различные далеко идущие экономические и политические требования: восьмичасовой рабочий день, свобода слова, стачек и т. д. Толпы рабочих с женами и детьми, неся впереди царские портреты и взятые из церкви хоругви, с пением молитвы "Спаси, Господи, люди Твоя", двинулись к Зимнему дворцу, но были встречены выстрелами, и значительное их число было ранено и убито.

 


Эсер Рутенбург, спасший его 9 января, вскоре нелегально, под чужим именем переправил Гапона через русско-германскую границу в Тильзит. Оттуда отец Георгий добрался до Берлина и в конце концов оказался в Женеве. Вся радикальная и социалистическая Европа бурно чествовала его. И только известный австрийский социалист Виктор Адлер не в унисон со всеми сказал, что имя Гапона лучше было бы числить в списке погибших героев, чем продолжать иметь с ним дело, как с вождем. Вскоре все признали правоту слов Адлера, ибо отец Георгий внезапно превратился в кутилу, мота, бабника и игрока.

В ноябре 1905 года, после объявления амнистии, он вернулся в Петербург и попытался воссоздать свою старую организацию, но к нему никто не пошел, и он оказался генералом без армии, – даже генералом в отставке, но без пенсии. А изменить образ жизни он уже не мог и охотно пошел в тайные полицейские осведомители. Гапон попытался вовлечь в свои сети Рутенбурга, связанного с Боевой организацией своей партии, но тот сразу почуял неладное. Для вида согласившись с Гапоном на сотрудничество, тут же все рассказал Азефу.

ЦК партии эсеров поручил Рутенбургу убить Гапона.

28 марта 1906 года Рутенбург привез Гапона на уединенную пустую дачу под Петербургом, в одной из комнат которой за тонкой дощатой перегородкой засела группа эсеров-боевиков. Они должны были стать свидетелями откровенного разговора Гапона с Рутенбургом.

Разговор начался с того, что Рутенбург назвал сумму – 25 тысяч рублей, которую ему предложили жандармы за выдачу террористов. И тут же добавил, что это ничтожно малая сумма.

– Чего ты ломаешься! 25 тысяч – хорошие деньги! – говорил Гапон.

– Но меня еще и совесть мучает, – сказал Рутенбург, – ведь если их арестуют, то обязательно всех и повесят.

– Ну, что ж! Лес рубят – щепки летят.

Когда разговор был закончен, Рутенбург открыл дверь и в комнату ворвались боевики. Среди них Гапон узнал и нескольких близких к нему рабочих-активистов.

Гапон, встав на колени, молил их простить его, но разъяренные боевики накинули ему на шею петлю и повесили на заранее вбитом крюке...

 

Мертвого Гапона усадили на полу, и на его тело набросили меховое пальто с бобровым воротником.

 

Личность Гапона до сих пор не может считаться вполне выясненной. Кому он хотел служить, рабочему классу или полиции, и кого из них он хотел предавать, - на этот вопрос даются различные ответы. Во всяком случае, он сыграл очень большую роль в пробуждении рабочего класса, но в то же время своей двусмысленной системой действий способствовал внесению в рабочую среду элементов внутреннего разложения, насаждению шпионства, провокации, взаимного недоверия. За границей вышла в свет по-английски его автобиография - "The story of my life, by Father Gapon" (Л., 1906), которая представляет собою перевод не с рукописи, а сделанный под его диктовку с его слов.

Subscribe

  • ИРКУТСК ВЧЕРА И СЕГОДНЯ

    Иркутск - столица Иркутской области , Россия . Население 623 тыс. человек Иркутск, это большой город,, промышленный и торговый центр, военный…

  • ИОАНН ЛЕСТВИЧНИК - ПРИМЕР СОВРЕМЕННОМУ ХРИСТИАНСТВУ

    В прошедшее воскресенье и затем в понедельник, церковь праздновала День памяти Иоанна Лествичника. В то, что он в 20 лет принял монашеский…

  • НЕМЕЦКАЯ ОВЧАРКА

    Немецкая овчарка была получена в результате селекции и скрещивания некоторых разновидностей гуртовых собак Центральной и Южной Германии.…

Comments for this post were disabled by the author