filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Categories:

ЛАПТИ - русская национальная обувь из прошлого


Лапти — своеобразная обувь жителей северной и восточной России. Плелись из лык , с помощью железного крючка, называемого кадачем, и деревянной колодки. Иногда, как напр. в Полесье, лапти состоят только из одной подошвы, в большинстве же случаев им придают форму башмака, и тогда оплетают лыком верх передней части колодки и приделывают задники. Свободные концы лык загибают снова внутрь и закрепляют, отчего края отверстия получают ровность и не режут ноги. По краям отверстия приделывают из тех же лык ушки, чтобы при помощи просунутых в эти ушки ремней стягиванием последних можно было бы сузить отверстие и тем самым прикрепить лапоть к ноге.

Лапти носились с портянками (онучами). От лаптя вверх и вокруг голени, на манер древнегреческой сандалии.
Плетение лаптей было на Руси зимним занятием крестьян, когда не было полевых работ. Заготовкой лыка занимались в определённое летнее время года, когда лыко обладало необходимыми прочностными характеристиками.

Новые, только что сплетённые лапти были сделаны по одной колодке и в паре не отличались левый от правого.

Лучшим материалом для лаптей считается липовое лыко, сдираемое с молодых, не толще 1½ вршков липок и отличающееся крепостью. В северных губернях, за неимением липы лыко дерут с березы; такое лыко мало прочно и лапти из него носятся не более недели. Лозовое лыко употребляется только в Полесье. Длина липового лыка большей частью 3 аршина; на пару лаптей идет 32 лык, а одна липка дает 3—4 лыка, так что на пару лаптей нужно 3—4 деревца.

Так как большинство жителей северной и восточной России носили лапти, то и потребление березового и липового лыка и связанное с ним истребление молодого леса громадно. Точному учету производство лаптей не поддавалось; значительная часть этой обуви приготовляется непосредственно потребителями, большей частью старейшими членами семейств, к другой работе уже малоспособными. Иногда, впрочем, производство лаптей получает значительную концентрацию; так, в селе Смирнове, Ардатовского у. Нижегородской губ., этим делом занимались до 300 человек, причем каждый в зиму заготовляет до 400 пар лаптей.

Мужчине пары лаптей хватало на неделю, не более. Отсюда поговорка: «В дорогу идти — пятеры лапти сплести!».

Само же слово «лапти» в значении соответствующего предмета одежды в русскоязычных письменных источниках встречается по крайней мере с конца XVI века: лапти упоминаются в числе других товаров.

В Гражданскую войну (1918-1920) в лаптях ходила бoльшая часть Красной армии, их заготовкой занималась специальная комиссия.

Лапти отличались крайне низкой себестоимостью, ввиду обилия материала, простоты изготовления (мужчин с детства учили плести лапти и в дальнейшем сноровка позволяла изготавливать такую обувь буквально «между делом») и недолговечности.

Лапти, а под иным названием «лычаки», были также распространены y западнославянских, балтских, прибалтийско-финских и поволжских народов. Сходный вид обуви применяли и японцы (варадзи), и североамериканские индейцы, и даже австралийские аборигены.

В год крестьянин изнашивал от 50 до 60 пар лаптей (летом лаптей редко хватало более чем на 4 дня, зимой лапти по снегу носили до 10 дней). На семью в 4 человека иногда требовалось до 150 пар лаптей (на сумму около 1,5—2,5 руб.). Крестьяне шли на такие трудозатраты, так как необходимая денежная сумма на покупку кожаной обуви была слишком велика. Чтобы купить себе сапоги, крестьянин должен был продать четверть собранного хлеба, а для жены и детей — ещё две четверти.


В начале 20 века спрос на лапти в крупных городах России исчез, но возгорелся с новой силой в 1916 году и ни где нибудь, а в самой Москве. В 1916 году ходить в лаптях по Москве считалось современно и очень модно.

При этом моду на лапти возвратили не мужчины, а женщины. Это были даже не лапти, а имитация на лапти. Их сделали из суконных лент с твёрдой подошвой. Девушки-москвички с началом тёплых дней вышли щеголять ао Москве в лаптях с белыми онучами (партянками) и обвитыми шнурками.

Народ попроще решил, что вернулась мода на лапти и тоже вывалил на улицы Москвы в лыковых лаптях. Казалось, что в 1916 году лаптяной бум охватил Москву. Вновь на улицы предлагать свои услуги вышли лапотники и лапотницы.

Лапти не только вновь встали в 1916 году внедрятся в житейский обиход, но и грозили стать модной обувью сезона. Обувные магазины почувствовали конкуренцию. Люди стали заходить в обувной магазин и всерьёз спрашивать есть ли в магазине лапти нужного размера. Продавцы нервно улыбались с объяснением, что это пережиток прошлого и лаптям не место рядом с кожаными сапогами и туфлями.

Лапти не только входили в моду дачной обуви, но приличные джинтельмены в шляпах и косоворотках стали примерять лапти в походах в гости. Продавцы обувных магазинов кричали: "Не может этого быть. Мир сошёл с ума!"

Купцы того времени смекнули, что лапти стали хорошим товаром и стали деревенским жителям для своих складов заказывать лапти.

Магазины отказывались торговать лаптями, зато их стали продавать музеи!!! Музеи не желали выдавать тех, кто делал лапти, чтобы москвичи не покупали их напрямую и говорили покупателям, что лапти им поставляет один пастух, который из далёкой деревни и равного ему мастера нет. Но на самом деле в деревнях для Москвы лапти уже делали и стар и млад и поставляли в Москву партиями по 500-600 пар лаптей.

Самый большой пункт для изготовления лаптей для Москвы считался, село Большие Вязёмы. Расположен в 20 км от административного центра района — города Одинцово. В то время , город Звенигородского уезда. От туда поставляли в Москву лапти тысячами пар.

В Москве особенно ценились лапти не из липового лыка, а из сосновых корней, их даже многие называли словом "туфли". Они изящные, толстые, подошва на столько тверда, что не чувствует под собой камней. Были даже спец.заказы: лапти из сосновых корней с каблуками!

Лапти до 1916 года на рынке можно было купить за 5-10 копеек пару. Но когда в 1916 году на них пошла мода в Москве, то цена лаптей возросла до 40-50 копеек за пару. Лапти из сосновых корней с каблуками стоили за пару 1 рубль 50 копеек и до Москвы их не довозили, всё уже распродавали прямо в селе Большие Вязёмы. Это были дорогие лапти и спрос на них был не у бедных людей. Их производство готовы были начать масштабно, но большим спросом пользовались лапти подешевле.

Однако были ещё более дорогие лапти по цене 2 рубля и их делали из верёвок. Они были мягкими и красивыми, но очень не долговечными , они изнашивались так же быстро, как и берестяные. Верёвочных лаптей было крайне мало, выбросить в неделю 2 рубля за лапти мог уже далеко не бедный человек.

Конечно, лапти, это наиболее практичная обувь считалась на грунтовых сельских дорогах, на Московских булыжных дорогах лапти можно было сносить до дыр в один день. А потому и покупали их москвичи для прогулок в деревню и на дачу, чтобы там не портить хорошую городскую дорогую обувь.

Лапти лаптями, но к ним нужны белые портянки и верёвки и вот с этими вещами был настоящий дефицит. Ткани и верёвки не успевали поспевать за лаптями. А потому самые дешёвые лапти с онучами и верёвками стоили уже не 40 копеек, а 1.50 руб. Только в одном месте Москвы продавались такие наборы лаптей.

Москвичи били тревогу, мол цены на лапти стали неоправданно высокими и даже лапти с льняными портянками стоят меньше, а продавцы-хапуги накручивают цены. Народ даже призвал вмешаться градоначальника и наладить производство и продажу лаптей под надзором государства, чтобы перебить цену спекулянтов и сделать лапти более дешёвыми.

К сожалению государственные мужи так и не заинтересовались развитием и продвижением лаптей в России в 1916 году. И вскоре из-за высоких цен популярность лаптей у народа сошла на нет.

Защитники лаптей писали в газету : Разорительность цен на кожаную обувь в России на столько очевидна, что органам городских и земских общественных самоуправлений, должна быть ясна необходимость не только пропагандировать идею замену кожаной обуви лыком, но и оказывать содействия недостаточным классам населения в приобретении этого нужного для людей товара!"

Очевидно, идея ввести в обиход лапти в 1916 году, летом продержавшиеся только как забава, все-таки нашла и серьезных последователей .
На улицах Москвы нет-нет, но и в тот год встретишь интеллигентов в лаптях. Один художник, рьяный поклонник лаптей, уверяет, что, отказавшись от кожаной и валеной обуви, он чудесно обходится одними лаптями.
—- Стоит только обмотать ноги теплыми онучами, и никакой мороз не страшен, - уверяет художник, щеголяя по морозу в лаптях.

Главный Комитет Всероссийского Земского Союза запросил в 1916 году телеграфом Рязанский Губернский Военно-Промышленный Комитет, в какие сроки по какой цене и какое количество он может доставить необходимые Главному Комитету лапти. Всего требуется 4 000,000 пар лаптей.

В Одессе председатель съезда мировых судей удовлетворил коллегиальное ходатайство служащих и разрешил в 1916 году являться на службу в лаптях.

А Екатеринославские железнодорожники, как сообщает «Асхабад», устроили между собою подписку для выяснения количества лаптей, подлежащих выписке. На лапти подписываются как низшие, так и старшие, служащие, до инженеров включительно, занимающих солидные посты начальников отделов. «Если не будем гулять в лаптях по проспекту, то по всяком случае будем ходить в лаптях дома, вне службы, a это ведь тоже не малое дело: сбережем обувь на половину». - говорят инженеры железной дороги.

Лапти в 1916 году были сверх популярны и в Подольске. МЕСТНАЯ ГАЗЕТА ПИСАЛА: "Когда-то цена им была 8 копеек, 12 к., 25 к. Сейчас — 80 к., 1 р. 25 к, и 1р. 80 к. (с веревочной «подковыркой»). Процент вздорожания лаптей просто чудовищный. Лапти начали входить в моду. Полгода тому назад сделал почин один из зингеровских служащих, который рискнул прогуляться в лаптях по цеху, (своеобразный протест по случаю микроскопической прибавки жалованья). Теперь лаптями заменены туфли. Щеголяют в них и сестры милосердия и газетчики, и франты, и люда «солидные».
Высокая цена, однако, заставляет сомневаться в выгодности этой «национальной» обуви. Мода преходящая."

С наступлением лета 1916 года в Томске появились в большом количестве лапти, которых Сибирь никогда даже в прошлые века не знала. Спрос на лапти так велик, что полученный одной из местных мануфактурных фирм несколько сот пар лаптей были распроданы в течение одной недели.
Много лаптей отправляется деревенским торговцам и в деревни, до сих пор не знавшие этой обуви. Лыковые лапти выписываются фирмами преимущественно из Вятской губернии.

В Саратове в Крестьянском поземельном банке в 1916 году возникло первое дело о ношении лаптей.
Управляющему бухгалтером было доложено, что один из служащих кассового отдела уже третий день посещает занятия в простых лыковых лаптях. Носитель лаптей немедленно был вызван в кабинет управляющего, где после соответствующего внушения служащему было предложено или немедленно снять лапти и являться на службу в штиблетах, или написать прошение об увольнении. Не подействовало на начальство в данном случае и оправдание злополучного служащего, что, получая всего 23 руб. в месяц жалованья, он должен помогать престарелой матери и двум младшим братьям, живущим при нем.

Из России в 1916 году мода на лапти перешла даже в солнечную Грузию. В виду дороговизны обуви, потребительное общество городских служащих в Тифлисе (Тбилиси) решило выписать для продажи в своём магазине лапти, преимущественно детские. С просьбой о высылке партии лаптей общество обратилось в Россию к вятскому губернскому земству.

В Московском Петровском парке появились первые велосипедисты, обутые в обыкновенные лапти и онучи.
Велосипедисты уверяют, будто лапти - чуть ли не самая удобная обувь при езде на велосипеде.
Говорят, что несколько велосипедистов участвовали в последнем павшинском состязании, будучи обутыми в лапти.

Третьего дня мая 1916 года на Курском вокзале большую сенсацию вызвало появление у одной из касс человека, отправлявшегося, по-видимому, в дальнее путешествие и обутого в лапти.
Передавали, будто это был один из «идейных» проповедников отказа от кожаной обуви и замены ее лаптями, предпринявший большую поездку с единственной целью популяризации лыковой обуви. Остается только пожелать полного успеха этому решительному «апостолу» дешевого конкурента все дорожающей кожаной обуви.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author