filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Category:

О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ



Традиционная современная интерпретация притчи приводит к ложному понятию о молитве в храме праведника-мытаря и фарисея-лицемера. И если мы сегодня спросим у современных христиан, кто такие мытарь и фарисей, то большинство ответит "честный труженик и лицемер".

На самом деле фарисеем во времена Христа было быть почётно. Фарисейство - это ни что иное, как стремление к честной жизни, а не к лицемерной, как многие думают. Каждый фарисей должен был стремиться жить благочестиво. Можно сказать, что Иисус Христос находился в гораздо большей близости к фарисеем, чем к другим группам еврейского народа.

Мытари - это сборщики налогов. При этом собирали налоги они для Римской Империи. Сегодня бы мы сказали, что это люди находящиеся на службе у оккупантов и обворовывали свой народ, чтобы отобранное отдать тем самым оккупантам. Разумеется, таких людей ни кто не мог любить и они были для евреев презренные грешники и предатели своего же народа.

Вот праведник Фарисей и грешник Мытарь молятся в одном храме. Фарисей благодарит Бог в своей молитве , что он фарисеи. Он всё делает правильно по закону и не видит причин в чём-то кается. Но при этом он внутри себя видит и осуждает Мытаря, радуясь, что он не такой грешник. Мытарь чувствует себя грешником, и кается в молитве не поднимая ни на кого своих глаз.

Но жертва Богу та приятна, где дух сокрушен и сердце сокрушенно. А каждый возвысивший себя, унижен будет.

Даже через эту притчу нам нельзя осуждать фарисеев и нельзя переоценивать мытарей. Нам просто дан притчей пример, что честный и праведный человек Фарисей своим самодовольством смог подорвать своё фарисейство, а такой страшный грешник Мытарь, был в состоянии раскается и был способен вообще к покаянию.

Господь показывает через притчу, на сколько коварно человеческое общество, где праведник оказывается грешником, а грешник праведником.

Мы должны остерегаться даже пытаться думать о себе и ценить себя выше чем других, какие бы хорошие мы не были. Нельзя поддаваться самодовольству.

Раскаившийся грешник всегда ближе стоит к Богу чем гордый праведник!

Анонимный мытарь, имени которого ни кто не знает, стал всем нам примером смирение и ощутимой уверенностью в Божьей милости.

Любое добро, которое мы творим, нам надо приписывать Богу и благодарить Бога за сделанное добро, а не принимать это добро за своё. Любовь Бога к нам и смирение Бога ради нас так велики, что и умом это познать невозможно .

А нам лично нечем хвалиться перед Богом, ибо ни кто не чист от творимой скверны.



В то время, как мы слово "Фарисей" понимаем как синоним слова "ханжа" или "лицемер", сами Фарисеи они гордились, что принадлежали этой группе иудеев ибо быть Фарисеем означало быть Отдельным, не таким как все, а Избранным, то есть лучшим среди иудеев.
Фарисеи считали себя иудейскими праведниками и были очень высокомерны по отношению к другим людям, даже иудеям.
Они были и эгоистичны к Богу ибо воображали, что когда молятся, то делают Богу одолжение.

Господь Иисус Христос презирал гордыню. Он строго осуждал это лицемерие. Господь не осуждал за грехи не мытарей, не блудниц, ибо пришёл их спасти. Грешники осознают свой грех и им легче сделать первый шаг на встречу ко Господу, исповедовать грехи. И приблизиться к Богу можно только поняв и признав свою греховность. А вот Фарисее лишены были этого понимания ибо свою гордость они возвели в добродетель и презирали грешников считая себя праведниками.

Фарисеи - это люди, которые стояли на ложном пути. Этот ложный путь - САМОУВЕРЕННОСТЬ. самоуверенный человек не склонен признать своих ошибок в жизни и путь жизни такого человека не приведёт его в Царство Небесное. Нельзя найти путь к спасению без покаяния. Только покаяние может переродить духовно человека.

Бывает человек признает свою вину, но в своём грехе обвиняет другого человека и оправдывает себя, мол да грешен, но не по своей вине, вот и показная праведность, а значит "фарисейство".

Человек не может оправдываться и при этом осуждать других, не может возвышаться и при этом унижать других. Это мнимая праведность. Если человек придёт в храм с мнимой праведностью, то какую радость он может получить от молитвы? Духовную радость человек может получить только после молитвы облегчив душу в покаянии своих грехов и в сознании , что Бог его простил. Сожаление о грехах и надежда на прощение. вот что должно быть у молящегося.

И вместе с тем, как много современных христиан ведут себя по-фарисейски. Как много тех, кто считает себя лучше и выше других христиан и возносясь над ними, осуждая других.

Да и это не ново. Даже в Библейские времена Фарисеи и Христиане не так уж и далеко стояли друг от друга. Есть бывшие фарисеи прославленные в лике святых Христовой Церкви и в окружении господа тоже были люди-фарисеи. Тот же Никодим, который погребал Господа вместе с Иосифом , был фарисей. Греческие богословы указывают, что святой апостол Павел был фарисеем прежде чем стать христианином.

И хотя фарисеи постоянно были в конфликте с Иисусом Христом и Иоанном Крестителем, тем не менее отношение между христианами и фарисеями далеко не всегда было враждебно. В истории известно, что некоторые старейшины фарисеев были благоприятны для христиан.

Ведь Фарисеи считали себя лучшими иудеями, но в иудаизме они таковыми не считались, это была секта иудейская. Но в неё входили самые лучшие и самые умные представители иудаизма. Это были еврейские мудрецы. Они отделили себя от всех, но и иудеи отделяли их как сектантов и людей умных, но не религиозных.

И действительно раз это были мудрецы и люди очень грамотные отделившие себя от остальных иудеев, может быть христиане могли с ними вести какой-то диалог и вот видим пример, что фарисей Никодим погребает Христа. А ещё надо учесть, что почему появились отделившие себя фарисеи от иудаизма. В иудаизме не было в то время сильной веры у людей, а потому простые иудеи, они не презирали фарисеев, отнюдь, они смотрели на них, как на тех кто огородил себя от всех ради того чтобы хранить крепкую веру. В некоторых источниках прямо указано, что иудеи благодарны фарисеям, что они отстояли веру .


КАКОЙ ЧЕЛОВЕК МОЛИТЬСЯ ХУЖЕ ВСЕХ?

Однажды святитель Игнатий Брянчанинов спросил "Какой человек молиться хуже всех остальных?" И сам ответил: "Это тот человек, который чувствует себя праведным и считает, что ему незачем просить прощения у Бога!"

Наш разговор с Богом, это молитва и ни как кроме как по средствам молитвы мы не можем общаться с Богом.

Путём молитвы с Отцом Небесным общался и Иисус Христос. Будь то молитва в Гефсиманском Саду за Себя или на кресте за распинателей. Но везде Господь молится уединенно. Впрочем и нас Библия учит молиться в уединении.

Господь не транслировал свои молитвы на народ, как сейчас это делает церковь. Ибо молитва, это сугубо личное чувство направленное к Богу.

Люди, которые молятся Богу не считая себя грешными и недостойными, они так эгоистичны, что считают, словно одолжение делают Богу. Тогда такими людьми и создаются красочные парады для прихожан. Духовное шоу вместо молитвы. Это, духовная гордыня, которую Иисус презирал. Господь строжайшим образом осуждал лицемерие.

Но Господь ни когда не осуждал за грехи грешников и блудниц. Он пришёл спасать их. И эти люди знали, что они грешны и им было легче сделать к Господу первый шаг к покаянию.

Грешнику всегда легче придти к Господу. Придти наедине. Грешник таковым себя признающим, ни когда не станет свою молитву публично транслировать на весь мир. Он ни когда публично не станет хвалиться грехами и исповедью. Но посмотрите фарисейство в трансляциях богослужений по телевиденью. Разве это в порче грешники молятся? То "святые праведники" Самодовольные архиереи. Разве могут те люди приблизить нас к Господу, которые сами к Нему не приблизились? Разве нужно слушать их поучения и наставления?

Я даже лично знаю священника, который говорил, что священник не обязан жить так, как он учит жить народ ибо священник выше народа и он сам знает как ему жить, а учить мирян, это У НЕГО РАБОТА ТАКАЯ!!!

Я не согласен с тем мнением, что священник должен быть ближе к Богу чем к людям. Священник должен быть одним из людей и вместе с людьми приближаться к Богу. А то у меня впечатление, что священники на земле, это как в Индии особая каста, уже святая от момента принятия сана и наделяет их правом грешить по полной и спастись и запугивать тех бедных сельских жителей, кому до грехов священства ой как далеко.

Пример. Служба в монастыре Евфросинии Полоцкой в Полоцке...Всенощное бдение. Митрополит Павел служит. Лития...людей подавили по сторонам, ковёр убрали, скрутили и бугай с табличкой «Охрана» ко мне «На неси, скажу куда!». Я в мирском. В ответ «Иди ты отсюда, не понесу я ни чего!». Удивился «Почему?» Отвечаю «Тебе тут деньги платят вот и неси, а я постою помолюсь. Я ничего тебе не должен.»
На завтра литургия. Одеваю рясу, крест. К мощам очередь много метров на улице до собора ещё люди 2 часа стоят. Там всегда много людей, паломников. Идёт охранник тот же. «Батюшка, что Вы в очереди стоите, священники через боковую дверь идут, давайте, я Вас проведу без очереди!» Добрую милость он мне окажет. Снимаю клобук «А вчера Вы меня ковёр принуждали тащить! Так священник для Вас человек или ткань на человеке? Спасибо я постою в очереди!» С наглой физиономией охранник отошёл, который так и не понял, почему от его милости отказались. Охраннику не удалось доброе дело сделать...сделать подвиг для самоудовлетворения не удалось.

А я в самом деле где бы не был, люблю быть с народом, постоять, посмотреть, подумать, помолиться, с приезжими как и я пообщаться. Проникнуться обстановкой святого места, а не придти и за минуту поцеловав гробницу убежать восвояси. Зато я посмотрел в монастыре Полоцка архиерейскую охрану, как работники при церкви к людям относятся... Как к быдлу! Им бы да дубину ещё в руки. И все эти церковники и их прихлебатели живут на деньги тех кто им верит, покупает свечи, заказывает молебны... Так пусть же вели бы себя уважительно к людям.

Я человек любознательный и интересовался всеми религиями. Ни у раввина в иудаизме, ни у пастыря в лютеранстве нет особого статуса «неприкасаемого» человека. То, что это есть у православных, (ну ещё у католиков) мы сами виноваты, возвёвшие священника выше Бога. Но это ложно. Если священник только даже словом обидит ...эти же почитатели так отматерят и бороду выдергают, что ни в одной религии такого отношения к священству тоже не найдёшь. Священник, да и епископ, должен быть обыкновенным человеком, равным всем, но быть достоин звания священства и жить так, чтобы чему-то мог учить людей. Вот как раз , кто руги-ноги священству целует, они уже считают себя очень религиозно-разумными и учиться не будут. Люди хотят сами учить священника и целовать ему руки за то, что он их слушает и попускает грехи. От таких святош и всё горе в Церкви. Это самая верная челядь неверных Богу священников! Сегодня священник настоящий, это как ветхозаветный пророк, скажешь правду, забъёт толпа камнями, ибо не хотят слышать правду.

Мне нравиться простота (но не панибратство) и хочется видеть не артистическое и параднее христианство, а просто христианство, которое было в первых веках, основано на скромности, любви и высокой вере.

Каждый человек, в сане он или без сана, приблизится к Богу может, поняв только СВОЮ ГРЕХОВНОСТЬ и ПОТРЕБНОСТЬ к Божьей милости. У нас же каждая баба в сарафане, не говоря уже о попе в митре, замечает только греховность другого призывая к покаянию под свои стандарты. Ну что сказать им? "Спасибо" им за то, что они нас заставляют задуматься о нашей греховности и тем самым приближают нас к Богу.

Итак, с чего мы начинали? Однажды святитель Игнатий Брянчанинов спросил "Какой человек молиться хуже всех остальных?" И сам ответил: "Это тот человек, который чувствует себя праведным и считает, что ему незачем просить прощения у Бога!"....



ГОРДОСТЬ - БИЧ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Гордость бывает двух видов: внешняя - материальная и внутренняя - духовная.
К внещней-материальной гордости мы относим: погоня за земными благами, высокая карьера, телесная красота. Молодые люди тратят самые красивые моменты своей жизни на зеркало и моду, чтобы быть лучше и краше других, краше друзей и подруг.

Духовная-внутренняя гордость, это жажда получения высшего образования, это когда чувства любви к человеку ближе, чем чувства сострадания. Вроде молодой человек учится и кого-то любит, но в этом он любит себя и скрывает своё собственное "я".

Казалось бы любовь и образование мы можем отнести к духовным ценностям, но все эти громкие слова бывают очень лживы и всё это "обретается" и любовь и образование, только ради возношения самого себя, ради собственного величия в глазах людей и своих собственных глазах.

Бывают успешные благосостаятельные люди жертвуют средства на церковь, на приюты, на детские дома, а потом злятся из-за того, что не видят своих имён в списках жертвователей. Вроде сделал добро, а на пользу души не пошло, наоборот остался озлоблен и расстроен, что не прославили.

Был один запомнившийся мне наглядный пример перед выборами. Любят кандидаты в депутаты подарки делать на фотокамеры. Вот один человек детской организации подарил простой футбольный мячик, но на нём была сделана красивая надпись его фамилии, чтобы не забыли, кто подарил этот несчастный резиновый комок наполненный воздухом.

А с какой славой любят архиереи наградки преподносить награждаемым, протянет руку и застынет на минуты и стоит как истукан с натянутой улыбкой пока все фоторепортёры его видом протянутой руки с медалькой ненатешатся. Так же гордо архиереи и сами подарки примеряют в виде панагий, но уже без улыбки, чтобы даримый не подумал, что архиерею угодил, мол "Спасибо, но мы и не такое видали".

Признаки гордости - это тяга к пустой славе, высокая самооценка, упрямство, лицемерие, презрение.

Такой человек ни когда не может быть настоящим другом для другого человека и рано или поздно он проявит себя и упадёт в глазах порядочных людей.

И только смирение, есть полная противоположность гордости.

Гордость порождает диктаторские режимы, кровопролитие, войны. Это всё тоже преподносится как ради добра стран и наций, как ради спасения каких-то человеческих благ и ценностей.

Но давайте будем правдивы. Положим руку на сердце и спросим: "Почему и ради чего я живу, тружусь и что-то делаю?" И ответ придёт: "Ради себя, всё только ради себя!".

Гордость нас не оправдает перед Богом, она нас духовно погубит. А мы же все, хотим быть оправданы Богом. Значит есть над чем подумать...
Subscribe

  • 210 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ФЕРЕНЦА ЛИСТА

    Национальность Ференца Листа обсуждается в нескольких биографических исследованиях. В то время как в большинстве биографических работ выясняется,…

  • СИКХИЗМ И ФИЛОСОФИЯ СИКХОВ

    Сикхизм - монотеистическая религия, основанная в XV веке в Пенджабе, в северо-западной части Индийского субконтинента — месте встречи…

  • ИЗ МОЕЙ ПОЭЗИИ

    ПАМЯТЬ ПЕРВОЙ ЛЮБВИ Прошло тридцать лет, но зимою морозной и снежной, Я тебя вспоминаю, невесту в венчальной фате. И как-то на жизнь в ту пору…

Comments for this post were disabled by the author