filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Category:

СЛОВО ИЗ ПРОШЛОГО (Николай Лейсман)

ПРОПОВЕДЬ АРХИЕПИСКОПА ПЕЧЕРСКОГО НИКОЛАЯ (ЛЕЙСМАНА), ЭСТОНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ПАТРИАРХАТА , СКАЗАННАЯ В 1940 ГОДУ В НЕДЕЛЮ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ


„Боже, милостивъ буди мнъ- грешнику".

Такъ смиренно молился приточный мытарь, боязно
войдя въ Божий храмъ и стоя здесь издалеча съ согбенной
головой, на месте худородныхъ мlра, быть можетъ на
месте нищихъ, просящихъ милостивыхъ подаяний.
Коротка эта молитва, но въ ней высота, доходящая
до небесъ, и въ тоже время лучшее изъ таящагося въ глу
бине сердца человека.

Возносясь мыслью и сердцемъ къ Святейшему Богу,
какъ иначе мы побуждаемся более всего воздыхать, какъ
не словами мытаря: „Боже, милостивъ буди мне грешнику".
Припоминая еще лета юности своей, кто не долженъ
вместе съ боговдохновеннымъ псалмопевцемъ вопить:
„Грехи юности моея и неведешя моего, Господи, не помяни".
А время зрелаго возраста разве протекаете безъ спо
тыканий и сознательныхъ нравственныхъ падений? Ведь,
сколь много, много нами зла содеяннаго, порождающего
въ насъ скорби, горькое сожаление и тяжелое самобичевание
изъ за потеряннаго времени для дела душеспасения ! Сколь
много найдется такого, что заставляетъ насъ стыдиться
самихъ себя, трепетать предъ Богомъ и въ минуты покаян
ныхъ размышлений тайно бить себя въ грудь и покаянно
воздыхать: „Боже, милостивъ буди мне грешнику"!

Старость пожинаетъ благословенные плоды отъ добраго
семени, посеяннаго въ юности и брошеннаго и удобреннаго
удобрением и добродетелями въ зреломъ возрасте.
Когда этого не было, то старости остается лишь горькое
чувство о своей слабости, которая уже не позволяетъ
начать новую жизнь по направлению къ небу. Но и тогда
еще счастливъ тотъ христlанинъ, который не потерялъ веры
и надежды на безпредельное милосердие Божlе, будетъ сми
ренно взывать: „Боже, милостивъ буди мне грешнику".
А вотъ всемъ неминуемо приспеете никемъ нежела
тельный последний исходный часъ.

Одряхлевшая храмина души будетъ безпомощно лежать
на смертномъ одре, а безсмертная душа восчувствуетъ, что
наступило время предстать предъ Сердцеведцемъ Богомъ.
Тогда предстанетъ ей мрачная картина пройденнаго
земного пути со всемъ люте содеяннымъ, достойнымъ
осуждения. Охватитъ отходящаго горькое разочарование въ
томъ, что мlръ почиталъ благо, за счастье. Все это теперь,
какъ тень, какъ миражъ, исчезаетъ. И содрогнется бедная
душа и взволнуется, жаждете помощи, и ни въ чемъ зем
номъ не находитъ.

Но и тогда мятущаяся душа въ предсмертной муке,
если посещала храмъ Божий, припомнивъ услышанную тамъ
молитву мытареву, будетъ стенать". „Боже, милостивъ буди
мне грешнику", —она, дерзаемъ веровать, услышитъ у
исходныхъ вратъ: „Дерзай, чадо, вера твоя спасла тебя,
войди оправданная въ вечный домъ твой!"

Однако, неразумно - отдавать юность и возмужалость
Мlру и покаянный стонъ оставлять старческой слабости.
Мытарь, повидимому, уже заблаговременно, еще при пол
номъ здравии, занялся облегчениемъ душевнаго бремени.
И христианину предосудительно отлагать самое важное
дело своей обуреваемой души до какихъ нибудь угрожаю
щихъ моментовъ, дожидаться раската разразившагося грома
или потрясающаго предупреждения. Ему заповедано всегда
пещись о безсмертной душе своей, какъ о самомъ дорогомъ
своемъ сокровище, обогащать ее добродетелями, утешать
и подбодрять молитвами, а изъ молитвъ столь действенна
на наше греховное сердце и, веруемъ, Милосердому Гос
поду наиболее благопрlемлема смиренная молитва: „Боже,
милостивъ буди мне грешнику". Аминь.
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author