filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Category:

КАК БОРОЛСЯ РИМ ЗА ПРАВА СВЯТИТЕЛЯ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА!

ОТНОШЕНИЯ РИМА И КОНСТАНТИНОПОЛЯ НА ФОНЕ ОТНОШЕНИЙ АРХИЕПИСКОПА ИОАННА ЗЛАТОУСТА И ПАПЫ ИННОКЕНТИЯ ПЕРВОГО


Когда архиепископа Иоанна Златоуста императрица Евдоксия низвергла , что было сделано при помощи Александрийского Патриарха Феофила, то на четвертый день после этого выпал большой град, а императрица умерла во время родов и царствование перешло её мужу Аркадию. В 404 году Константинополь вплоть до 451 года существовал без главы своей Церкви.

Сразу после низвержения Иоанна Златоуста , Александрийский Патриарх ставит о сём в известность Папу Римского Иннокентия, что за нарушения архиепископ Константинополя низвержен и больше не является главой Константинопольской Церкви. Однако ни о какой вине Святителя Иоанна в письме не сказано. Папа Римский Иннокентий не предал значение данному письму, посчитав, что эти внутренние дела в Восточной Империи , личное дело Восточной Церкви и отвечать на письмо не стал.

Но вскоре в Рим из Константинополя прибыл диакон Евсевий, которого в Риме принял Папа и который рассказал, что архиепископ Константинополя Иоанн свергнут незаконно императрицей при поддержки Александрийского Патриарха. Спустя ещё три дня в Рим прибыла из Константинополя деллегация с письмом подписанным 40 епископами и священниками Константинополя с просьбой помощи от Папы Римского. Было доставлено диаконом Кириаком и обращение самого Иоанна Златоуста к Папе на греческом и Латинском языке, где святитель просил помощи у Рима. Для Папы Иннокентия это было особенно ценно, в этом он видел как высшее духовенство Константинополя признают первенство за Римом и у Рима просят помощи. Подобные письма Иоанн Златоуст отправил и двум латинским епископам Венерию в Милан и Хромацию в Аквелин с просьбой содействовать и призвать Папу Римского не бездействовать. В этих письмах Иоанн Златоуст пишет о безосновательности своего осуждения и о готовности доказать правоту перед законным полномочным Собором, а также просит западных иерархов не разрывать с ним как с архиепископом Константинополя общения и письменно выразить протест против беззаконий Александрийского Феофила.
В то время Иоанн Златоуст ещё находился в Константинополе под арестом.

На этот раз Папа Иннокентий проявляет дипломатию и отправил послания обеим сторонам, известив их, что сохраняет общение и с Иоанном Златоустом как архиепископом Константинополя. и с Патриархом Феофилом, осуждение Иоанна Златоуста считает процессуально незаконным и предлагает пересмотреть дело на специально созванном совместной Соборе глав Восточных и Западных Церквей епископов, где сохранялась бы непредвзятость.

Главу Александрийской Церкви, Феофила, однако, такое решение Папы не устроило, и он направил в Рим священника Петра и константинопольского диакона Мартирия, противников Иоанна Златоуста., с заданием доказать Папе Иннокентию, что архиепископ Иоанн осужден справедливо и что нет нужды пересматривать его дело. Однако Папа Иннокентий, ознакомившись с актами отлучения Иоаннаусмотрел в них ряд неканонических действий Патриарха Александрии Феофила. В послании к нему Папа Иннокентий упрекал Феофила в скоропалительности решений и настаивал на пересмотре дела . Он заверял, что не разрывает общения ни с ним, ни с Иоанном Златоустом и продолжает считать Иоанна главой Церкви Константинополя. В письме Папы Иннокентия выражена надежда на то, что непредвзятый Собор сможет решить проблему и примирить враждующие партии Восточных Православных Церквей. Об этом говорится и в написанном тогда же послании Папы Иннокентия к Иоанну Златоусту.

Приблизительно одновременно с Петром и Мартирием в Рим прибыл священник Феотекн с посланием 25 епископов сторонников Иоанна Златоуста в котором они извещали Папу Иннокентия об изгнании архиепископа Иоанна из Константинополя в ссылку и о последовавших беспорядках в Константинополе, приведших к пожару в городе.

Расстроенный Папа Иннокентий призывал Иоанна Златоуста запастись терпением и полагаться на Бога, Который послал ему это испытание, чтобы проверить силу терпения. Папа Иннокентий приводил примеры из Писания, где святые претерпевали несправедливые гонения, и нисколько не сомневался в правоте Иоанна Златоуста.

Еще одно послание было доставлено Папе Иннокентию константинопольским священником Патерном от имени епископов Акакия Веррийского, Севериана Габальского и др. противников Иоанна Златоуста из числа малоазийских и сирийских епископов. Они обвиняли Иоанна Златоуста в организации всех беспорядков, в городе и даже в поджоге церкви Св. Софии. Однако Папа Иннокентий счел эти обвинения столь нелепыми, что даже не стал отвечать на послание.

Феофил Александрийский не собирался пересматривать свое решение о низвержении Иоанна Златоуста и не был заинтересован в том, чтобы это сделал кто-либо другой, в том числе . Римский Папа, тем более что оппозиция архиепископа Иоанна. еще более укрепилась после того, как на Антиохийской кафедре покровительствовавшего Иоанну Златоусту еп. Флавиана сменил противник святителя еп. Порфирий.

Хотя следствие о поджоге церкви Св. Софии не сумело ничего доказать, в Константинополе были ужесточены меры против сторонников Иоанна Златоуста и император распорядился всех священников- сторонников Св.Иоанна выгнать из города Константинополя.

Многие Константинопольские священники бежали в Рим, среди них - епископы Кириак Синадский и Евлисий, еп. Апамеи Вифинской. Последний доставил Папе Иннокентию письмо 15 епископов - сторонников Иоанна Златоуста в котором описывались беззакония преследователей. По пути в Рим еп. Евлисий остановился в Солуни, где свт. Анисий Фессалоникийский передал ему для Папы Иннокентия послание, в котором выражал готовность придерживаться той линии по делу Иоанна Златоуста, которую определят в Риме.

Вскоре в Рим приехал еп. Палладий Еленопольский, вынужденный покинуть Константинополь . За ним прибыли священник Герман и диакон прп. Иоанн Кассиан Римлянин, доставившие жалобу от лица константинопольского клира. Число бежавших с Востока увеличивалось, Папа Иннокентий получал новые жалобы на притеснения. Еп. Димитрий Пессинунтский привез в Рим послание епископов Карии, которые заявляли, что остаются в общении с Иоанном Златоустом, и жалобу антиохийских клириков на еп. Порфирия, который , по их мнению, незаконно занял кафедру в Антиохии. Нисибинский священник Валлаг передал Папе Иннокентию протест месопотамских монахов и послание префекта Константинополя Оптата . Оптат, хотя и был язычником, с неодобрением относился к тому, что правительство заставляет его штрафовать диаконисс, не желавших признавать новое руководство Церкви Константинополя.

Дело Иоанна Златоуста привело к церковному расколу и приобрело политическую окраску. Папа Римский Иннокентий возглавил духовенство защищающее Иоанна Златоуста. Многим Восточным епископам прибывшим к Папе в Рим император в Константинополе запретил возвращаться на свои кафедры и вообще в пределы Восточной Церкви.

Ряд бежавших в Рим сторонников Иоанна Златоуста получили покровительство влиятельных благочестивых женщин, принадлежавших к высшим сенаторским фамилиям города. Среди них были святая преподобная Мелания Римляныня Старшая, ее внучка Мелания Младшая. На что из ссылки Иоанн Златоуст пишет благодарное письмо римлянам за поддержку, оказанную ему и его сторонникам в Риме.

Папа Римский Иннокентий направляет посольство в Африку к тамошним епископам, среди которых был и Августин, чтобы заручиться их поддержкой Иоанна Златоуста и присоединиться к сторонникам Святителя в Риме. Поддержка африканских епископов была нужна Папе Иннокентию для того, чтобы оказать влияние на императора Римской Империи Гонория. Папа просит Римского Императора "надавить" на Восточного императора Аркадия с целью восстановить на кафедре Иоанна Златоуста.

В послании к Римскому Императору Папа Иннокентий призывает к терпению и заверяет, что Иоанн Златоуст был осужден и изгнан незаконно и, и что новое руководство Восточной Церкви не может считаться законным . Иннокентий настаивает, чтобы дело было пересмотрено в соответствии с канонами I Вселенского Собора, а не с канонами, принятыми еретиками Востока.

Император Рима высылает несколько писем императору Константинополя, но безответно.
Римский Император Гонорий говорит в письме , что его основная цель - мир в Церкви, с которым тесно связано процветание империи, и потому просит императора Аркадия не препятствовать, но способствовать проведению Собора в Салониках и изъявляет готовность подчиниться любому решению Собора, каким бы оно ни было, однако дает понять, что уверен в невиновности Иоанна Златоуста ставшего жертвой интриг. Император Гонорий также желает, чтобы на Соборе присутствовал Патриарх Феофил Александрийский как зачинщик смуты в Церкви.

Ответа не было. Епископы из Рима, сторонники Иоанна Златоуста сами направились в Константинополь вести переговоры с императором Аркадием. В Афинах их избили, арестовали и привезли в тюрьму Константинополя.

А тем временем Иоанн Златоуст из ссылки пишет Римскому Папе письмо и рассказывает о болезнях и тяжёлом его положении. Он выражает Папе надежду, что Римская Церковь продолжит добиваться его освобождения и возврата в Константинополь, но если этому исполниться будет не суждено, то он уже благодарит Папу Римского за его труды по защите .

Однако Папа Иннокентий на тот момент уже не имел влияния на Римского Императора, так как обострилась политическая ситуация и Императору было не до дел Церкви. Константинополь и Александрия вовсе отказывались разговаривать с Папой. В этих условиях Папе Иннокентию не оставалось ничего другого, как в одностороннем порядке разорвать общение с Восточными. Церквами. После этого надежда на изменение участи Иоанна Златоуста посредством вмешательства Запада окончательно исчезла.

Иоанн Златоуст умер в ссылке. Папа Римский Иннокентий пережил его на 10 лет. Благодаря Иоанну Златоусту через описанные выше дела Папы Иннокентия он обеспечил Папству международный престиж. Вся проделанная работа Папы Иннокентия на спасения Иоанна Златоуста подняла Рим в глазах мирового христианства на небывалую высоту со времён апостолов. Такой популярности в мире до Иннокентия Папство ещё не имело и деятельность Папы по защите прав Иоанна Златоуста стала первой вехой на пути к величию Западной Католической Церкви. Ну а сам Иннокентий стал возведён Римом в лик святых.

Сменил Иннокентия новый Папа Зосима, который не успел оставить ни каких следов о себе, однако он был известен тем, что был в Константинополе диаконом Иоанна Златоуста. То есть спустя 10 лет после смерти Святителя Иоанна в Риме о нём помнили и Папой смог стать не известный западный епископ, а просто человек в сане диакона, но зато ближе всех знавший Иоанна Златоуста. Знакомство с Иоанном Златоустом диакона изгнанного из Константинополя и нашедшего убежище в Риме, возвели его в Папство. Наверное это было сделано ещё и на зло Восточной Церкви. Изгнанник Востока возглавил Церковь Запада!

Позже Константинополь неоднократно пытался наладить дружественные отношения с Римом, но Рим ставил условия, посмертное возвращение сана Иоанна Златоуста. Это спустя 31 год сделал сын императора Аркадия, он вернул останки тела Иоанна Златоуста в Константинополь и через это братские отношения Константинополя и Рима были возобновлены.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author