filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Categories:

ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ В ШИМАХЫ В 1902 ГОДУ


Сколько существует мир, столько происходят землетрясения , землетрясение в азербайджанском городе Шимаха (или по азербайджански Шемахы) 31 января, заставило говорить о себе весь мир, в том числе и газеты Риги.Как сегодня приходят на помощь тем кто оказался в беде, все мы знаем, а как было людям оставаться в горе 118 лет назад?

Конечно, тогда не было ни телевидения, ни интернета, а потому первые скупые новости в Российских газетах появились только 2 февраля и звучали они так:
==БАКУ, 31-го января в час дня чувствовалось сильное колебание почвы с юго-запада на северо-восток. В нескольких домах попадали зеркала и разбились стекла.
По полученным телеграфным сведениям сегодня от землетрясения погиб почти весь город Шемаха, Других подробностей пока нет. ==

7 февраля более подробно о трагедии в Азербайджане рассказала "Рижская городская полицейская газета" Статья называлась : "Шемахинская катастрофа".




Корреспонденты передавали, что землетрясения в Шимахе, это как местная достопримечательность и на них местные жители давно перестали обращать внимания. "Бывает потряхивает, привыкли даже не замечаем!" - говорят местные жители. Вот и в тот день потряхивало и в 8.00 утра и потом в 11.00, но людям это было привычно. Рижская газета сообщает, что в городе проживало более 20.000 жителей, на которых совершенно внезапно и обрушилась беда. В 12.30 часов дня город сотрясло так, что все дома сложились как карточные домики. С первых минут стало ясно, что число жертв будет огромно.

Это был четверг и в канун мусульманской пятницы все женщины с детьми по исламской традиции ушли мыться в бани. Бань в городе более 10 и в них мылось во время землетрясение огромное число женщин и детей.

Русский житель города по фамилии Попов, описывает ад, который творился в городе. Выжили те, кто в первые секунды толчка выбежали на улицу из разрушающихся зданий. Кто оставался в домах, спасения не было. Он описывает как голые женщины и девушки бежали по широкой дороге из города не захватив из бани даже одежду. Торговцы бежали из базарных ларьков давя в давке друг друга. Армянский священник прямо в облачении бежал прервав погребение в храме, за ним бежали родственники покойного бросив гроб в церкви. Толчки сбивали людей с ног, люди ползли, другие вставали и бежали дальше перепрыгивая через лежащих на земле в паническом состоянии людей.



Многие люди не успели выскочить из домов только потому, что от перекосившихся домов не открылись двери.. Один мусульманин расказывал, что не мог открыть дверь и пока ломал её, его придавило и от потери воздуха потерял сознание. Пришёл в себя через день в могиле, когда лежал в яме, над ним стояли копальщики с лопатами в ожидании когда закончит прощаться с "покойником" брат.

1 февраля было объявлено о 200 найденных трупов, на вопрос, сколько трупов всего может быть, спасатели ответили: "Ещё несколько сотен".

Как пишет Рижская газета, "Беда не приходит одна" во время землетрясения загорелся базар где тоже гибли люди, тут уже больше мужчины. Сообщалось, что города Шемаха больше нет, выжившие бежали за город и сразу стала ощущаться гуманитарная катастрофа. Выжившие голодают, нет продовольствия.

Газета сообщает о необходимой помощи жителям города. Правительство России выделяет сразу 3.000 рублей, отмечается, что это очень мало. Призывы к мусульманам и армянам живущим во всей Российской Империи, не отказать своим землякам в Азербайджане, как сказано, пострадавшим нужны деньги и только деньги. В Шимахе жили немногочисленные русские, как правило это служивые от Бакинской губернии, к которым сообщается, что на помощь придут государственные служащие России.



21 февраля в газетах Риги уже появляются от корреспондента подробности трагедии 31 января и состояние обстановки через три недели.

Разумеется МЧС в России тогда не было и ни какой международной помощи ни кто Азербайджану не оказывал. 31 января в городе была страшная паника, народ бежал из города и три дня боялся возвращаться на руины. Как говорится в рижских СМИ только 3 февраля сами жители города решили начать раскопки. Толчки продолжались. Жители откапывали родных и несли хоронить тут же на кладбище.

Только 5 февраля в город прибыл отряд военных и тогда начались правильные работы. Но к этому времени после трагедии уже прошло 6 дней. 7 бань уже было жителями разобрано, ещё 5 было не тронуто. Когда стали разбирать баню Махмуда Аги, то у дверей бани нашли сразу 8 трупов, хотя по рассказу хозяина бани, там мылось в то время 30-40 женщин. И вот чудо. 5 февраля в 12.00, спустя ровно 6 суток в той бане военные находят живую женщину, это была Таджима, жена Юзбека. 6 суток голой пролежала под обломками в бане, голова разбита в кровь, ухо оторвано. Фотьма Юзуф-кизы узнаёт в ней свою подругу, накрывает своей чадрой и просит везти раненую к доктору.

Тут же раздаётся радостная весть, что в другой бани найдена вторая живая женщина Фатьма Ханума. Она стала рассказывать спасателям, что мылась, когда стало темно, посыпалась штукатурка. Было 30 женщин. Все легли на пол и их не задавило. Они долго бодрствовали под завалами, надеялись на спасение, а потом стали засыпать и терять сознание от голода и холода. Женщина благодарила спасателей за спасение, но увы...через 10 минут она умерла.




На 5 февраля было извлечено и похоронено 840 трупов в основном женщин и детей.

Ад творился на базаре. Там всё ни как не могли начать спасательные работы, все лавки базара горели в огне, на территорию базара нельзя было подступиться. Только 5 февраля пошёл снег и это адское пламя стало стихать.

Во время пожара по пояс тлеющими балками засыпало одного купца. Все слышали его крики и мольбы о спасении. Желающих спасти человека было много, но не было ни кирок, ни лопат. И тогда люди стали вокруг несчастного головешки и жар разгребать просто руками обжигая ладони. Полуобгоревшего человека удалось спасти, но его ноги были полностью раздавленными.



Страшная трагедия произошла с купцом Цантуровым. Он сидел на базаре в своём магазине и с первым ударом смог выскочить на улицу, но тут он вспомнил о своих деньгах в кассе и забежал назад. Схватив 1500 рублей, он кинулся из уже горящей своей лавки и на выходе на него обрущались бвлки, которые его предавили. Позже нашли его обгорелый труп, а в руке были зажаты не пострадавшие от огня 1500 рублей. У покойного остались престарелые мать и отец, которых он содержал.

6 февраля в Шемаху прибыл отряд военных стрелков с тёплой одеждой и палатками. Они прибыли для того, чтобы войти в тюрьму и забрать под конвой арестантов, которые сидя в подвалах неделю ждали помощи.



К 6 февраля острая врачебная нужда миновала, кто выжил, тот будет жить, кто нет, тому не помочь. Пишут в СМИ открыто, нужны ни лекарства и не доктора, а только деньги.

Не смотря на то, что шла вторая неделя после трагедии, спасатели ещё не могли подобраться во многие места. Но спасать там было уже не кого, стоял сильный трупный запах. Было решено заливать известью те места, которые ещё не разобраны.

Толчки продолжались ещё и ночью 7 февраля, разрушая уже сами развалины. Всего было извлечено из-под обломков зданий более 2.000 трупов (по другим данным более 3.000 погибших), ещё 20.000 человек лишились своих домов, Разрушены были 4.000 домов, 8 мечетей, 11 школ, 40 баней, десятки магазинов. Ещё было разрушено 126 деревень с 40 мечетями, 3.000 домами

Люди пришли в себя примерно через 20 дней. Покинув разрушенный город они жили в кибитках и наспех сколоченных шалашах покрытыми тряпьём.




В 1667 году в этом городе от землетрясения погибло 80.000 человек С 1806 по 1902 год город подвергался разрушениям ещё аж 9 раз. В 1859 году город так же был стёрт с лица земли и было множество погибших, количество не установлено, но счёт шёл на тысячи. После той трагедии в 1860 году в Шимаха приезжал немецкий профессор, исследовал это место и предостерёг от восстановления города прогнозируя здесь в будущем более мощное землетрясение . К мнению немецкого профессора не прислушались и начали возводить более населённый город, чем был.

Позже на помощь Азербайджану пришла международная организация Красный Крест.

Инженеры изучали обстановку на месте и пришли к выводу, что жертв так много было по двум причинам:
1). На месте города очень мягкая почва и сейсмически устойчивые дома здесь строить невозможно.
2) Сами дома построены были очень плохо. Дома были тяжёлые, из местного камня (на рыхлой почве), крыши были очень тяжёлые и плоские, при её падении от разрушения дома, выжить шансов не было.
Люди спаслись в том районе города, где стояли деревянные дома.




Это было сильнейшее землетрясение начало 20 века о котором писали газеты Америки, России и города Риги. Очень часто мы спрашиваем: "Почему нас Бог так наказывает?" Но Бог ли? Может человек сам себя наказывает строя современную цивилизацию и в погоне за земными благами гибнет от трудов рук своих.

Землетрясения случались в Шимахе и после, но без жертв:
1 мая 1916 года (трясло 10 секунд)
16 июня 1916 года (трясло 15 секунд)
17 января 1917 года (трясло около трёх часов) и т.д.




Шемахы упоминается русским поэтом А. С. Пушкиным в «Сказке о золотом петушке» («Подари ж ты мне девицу, шемаханскую царицу»).

Расположен в юго-восточных предгорьях Большого Кавказа на высоте 800 метров над уровнем моря, на автодороге Баку — Тбилиси, в 122 км к западу от Баку. Проживает 36.800 человек.

Город с древности славился как главнейший центр обработки шелка и производства шелковых тканей в Закавказье; средоточие весьма значительной торговли. Сюда стекались купцы для приобретения шелковых тканей из Венеции, Генуи, а впоследствии и из России.





В 1902 году , в год страшного землетрясения в городе проживало 20.000 человек: русских 3%, армян 18%, азербайджанских татар 79%. 79% — магометане, из которых около 22% сунниты, остальные же шииты; остальные 21% — армяно-григориане и православные.

В 1607 году, согласно монахам-кармелитам, посетившим город, население состояло из тюрок и армян. Армяне заселяли целые улицы и занимались активной торговлей. Сверх обыкновенной подати, армянское население платило ещё и налог для иноверцев — «харач». Армяне, количество которых в городе было весьма внушительным, подвергались постоянным нападениям и грабежам, по приказу Хаджи Дауда они наравне с евреями должны были на своей груди носить жёлтый отличительный знак —для того, чтобы мусульмане не приветствовали их

В 1669 году после участия в Большом Московском Соборе 1666—1668 годов в Шемахе останавливался православный патриарх Антиохии Макарий со своим сыном и диаконом Павлом Алеппским. Их миссия имела церковный и дипломатический характер.




Вследствие частых землетрясений и в особенности (31 января 1902 г.), разрушившего почти до основания весь город, в Шимахы не сохранилось никаких достопримечательных древних сооружений. Однако это не значит, что в городе нечего смотреть. Несмотря на высокую сейсмичность региона , многие важные исторические памятники сохранились до сих пор, в частности такие, как Джума мечеть — пятничная соборная мечеть VIII века, «Едди Гюмбез» («Семь Куполов») — кладбище и группа мавзолеев, усыпальниц ширванских ханов XVIII—XIX вв. , руины крепости Гюлистан XI—XII веков, которые являются главными достопримечательностями города. На холме, восточнее города расположено кладбище «Лалезар», где также много могил XVII—XVIII вв.

Время основания Шимахы неизвестно. По некоторым данным он возник в VI в., при сассанидском властителе Нуширване Справедливом, который сделал Шимахы главным городом области Ширван.



В конце XVII в. цветущее состояние Шимахы, вследствие набегов горцев Дагестана и возникшего затем соперничества турок и персиян, пошатнулось; город неоднократно подвергался опустошениям. В 1712 г. Шимахы была опустошена Сурхай-ханом казикумухским, причем были убиты находившиеся там русские купцы и причинены огромные убытки русской торговле шелком. Результатом этого события был предпринятый Петром Великим персидский поход.

В 1734 г. Надир-шах, разорив Шимахы перевел жителей ее на другое место, но вскоре город возродился на старом месте.

Длительное время Шемаха была одним из важнейших пунктов на протяжении всего Великого Шёлкового пути. Этим обусловлено то, что город на протяжении долгого времени был одним из центров ширвано-апшеронской архитектурной школы и школы декоративно-прикладного искусства (ковроделия) и миниатюры. Находясь на пересечении караванных путей, Шемаха являлась одним из крупных торгово-ремесленных центров на Ближнем Востоке, занимая важное место в торговле шёлком, ещё в XVI веке упоминаются торговые связи шемахинских и венецианских купцов . В Шемахе вели торговлю азербайджанские, иранские, арабские, среднеазиатские, русские, индийские и западноевропейские купцы, владевшие здесь факториями, имелись многочисленные шелкоткацкие, бумагопрядильные и ковровые мастерские.



В 1805 г. ширванский хан Мустафа вступил в русское подданство, но в 1820 г. изменил России и бежал в Персию, вследствие чего в Ширване было введено русское управление. В 1840 г. Шимахы была сделана административным центром вновь образованной Каспийской области, а в 1846 г. — губернским городом Шемахинской губернии. После разрушения Шимахы 31 мая 1859 г. землетрясением административный центр был перенесен в Баку и учреждена Бакинская губерния, взамен Шемахинской.

Шимахы — главный центр колебаний почвы в Закавказье. Сильные землетрясения, разрушавшие большую или меньшую часть города, отмечены в 1607, 1669 г. (около 8 тыс. человеческих жертв), 1806, 1824, 1847, 1859, 1869, 1871, 1902 г. Землетрясение 1902 года разрушен почти весь город и погребено под его развалинами свыше 3000 жертв.




Шемахинский район богат горными лесами и лугами, находится в зоне умеренной влажности. Большая часть этого района является курортной зоной со множественными родниками горной воды, что делает город привлекательным для привлечения инвестиций в туристический бизнес.

По сообщениям английского путешественника Джона Белла, в 1715 году общим языком для жителей города был тюркский, однако городская элита говорила на персидском, было значительное число грузин и армян.


ДОПОЛНЕНИЕ.
ФОТО ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ 31 ДЕКАБРЯ 1902 ГОДА В ГОРОДЕ ШЕМАХЫ



После того, как я вчера с рижской газеты 1902 года поделился материалом о трагедии, которая произошла 118 лет назад в последний день января, то мне написал почётного возраста житель Азербайджана по имени Хаган удивлённый, что кто-то в тысячах км. от той страны вспомнил этот трагический эпизод из истории города Шемахы (такое современное название города) и поделился фотками 1902 года и дополнительными интересными фактами о которых он слышал ещё в детстве .

Так в 1902 году, город Шемахы был разделён на две части, на Западную и на Восточную. В Западной части города жило христианское население, это в основном армяне и малочисленные русские. Армян в городе примерно было 240-250 человек, а русских 60-80 человек. Эта часть города была красивая, с широкими улицами. Здесь было правительственное здание города, оно разрушилось, православный собор, тоже разрушился и армянская церковь, которая выстояла и не разрушилась.



В Восточной части города жили мусульмане, которых тогда называли "Азербайджанские татары". В городе их жило 1600 -1800 человек. В той части города было 11 бань, школы, мечети, базар. Население жило плотно и улицы были узкие как коридоры. В Восточной части и погибло людей больше всего. Даже те, кто смог выбежать на улицу, они попадали между домов, словно в узкий коридор и стены домов падали на людей. Что дома, что на улице одинаково на людей падали крыши и стены домов.


С одной стороны был день, 12.30 дня и на Востоке всё население на улицах, почему много погибло... Была традиция у мусульман в городе, четверг - банный день и с 12 до 15 часов первыми мылись женщины, а с 15 часов и до сумерок мыться шли мужчины. Большая часть мусульманских женщин города была в банях. Бани имели крышу куполообразную и кто попал в центр был накрыт крышей, тот мог спастись, но при первом сильном толчке женщины бежали на выход, где не было шансов спасения.

В действительности спасли из под обломков очень мало людей. За 6 дней всего 21 человека. И рассказывали историю, когда среди спасённых была девочка-подросток и отец увидел её и кинулся к ней, взял её на руки стал от счастья плакать и целовать. И в это время произошёл обвал стены и у всех на глазах девочка погибла вместе с отцом.



Была зима. Погода стояла очень холодная и шёл мокрый мелкий снег, что опять же людей удерживало днём в своих домах и кроме того, от холода в домах горели мангалы, открытым огнём обогревали жилища. Когда землетрясение началось, сразу мангалы от толчков попадали и в домах начались пожары. Из-за пожаров в некоторые районы люди не могли войти несколько дней чтобы попытаться что-то или кого-то ещё спасти.

Много людей погибло в мечетях во время намаза. В двух мечетях были похороны и на двух похоронах от разрушения мечетей погибло 70 человек.



В христианской Западной части города погибших было меньше. В православном храме богослужения не было, там упал купол и колокол пробил потолок и упал в середину храма при пустом соборе.
Проходили уроки в Русско-Татарской школе и во время уроков погиб весь класс русских детей со своим учителем.


Хаган называет несоответствующей действительности информацию, что в армянской церкви во время похорон священник бросил храм с покойником и бежал со всеми из города.. Как раз было всё наоборот. Похороны были и практически все армяне города были на тех похоронах. Когда произошло землетрясение, была паника и священник стал убеждать армян не покидать храм, внушая, что стены храма только и спасут. В самом деле , мечети, которые выстояли несколько воин и ранних землетрясений сложились в руины, не пострадал только армянский храм и священник и все кто его послушал остались живы, кто в страхе убежал или побежал спасать свои дома или кто не пришёл на похороны, те погибли. Армянская община меньше всего пострадала при землетрясении, погибло примерно 1,5% армянского населения, это 32 человека и все из тех, кто не был или не остался в храме.


Ещё , если ранее писалось, что после землетрясения середины 19 века немецкий профессор отговаривал отстраивать город, то один азербайджанец по имени Али он предсказал, что впереди город ждёт страшное землетрясение, страшнее 19 века и город весь погибнет. Али написал письмо губернатору с просьбой не отстраивать город заново, но власти не послушали и восстановили город с нарушениями и игнорировали всё чему их должно было научить предыдущее землетрясение. Здания не были рассчитаны на выносливость. При этом, все русские губернаторские правительственные здания были перенесены из Шемахы в Баку. Ранее губернатор жил в Шемахы, но в 1902 году губернатор Одинцов жил и работал уже в Баку.


При этом толчки ощущались и в Баку тоже и такой силой, что людей сбивало с ног и трескались стены домов, но обошлось без жертв и практически без разрушений.
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author