filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Category:

ХРИСТИАНСКИЕ И ИСЛАМСКИЕ СВЯТЫНИ ГОРОДА ЛАРНАКА (КИПР) - часть вторая



Одна из старейших и интереснейших церквей Ларнаки
(15 минут хотьбы от церкви Лазаря)

"Церковь Панагия Хризополитисса в Ларнаке не так известна среди туристов, как церковь Св. Лазаря, но не менее интересна и значима. Она располагается на "островке" между проспектом Архиепископа Киприана (Archiepiscopou Kyprianou) и улицами Хризополитисса (Chrysopolitissa), Кимона (Kimonos) и Св. Епифания (Agiou Epiphaniou). Сейчас этот район находится сравнительно далеко от "нового" центра (от Финикудес, например), но мы доходили до неё от площади Эрму минут за 20-25.
До прихода на Кипр англичан именно этот район был центром Ларнаки. А, кстати, тот район, где сейчас находятся церковь Св. Лазаря и форт, был городским предместьем и назывался Скáла.

Название церкви можно перевести как "Богородица Золотого Города". Но что это такое – "Золотой город"? По одной версии, церковь построена на языческом кладбище, заложенном до 1200 года до н.э. Когда в средневековые времена христиане раскапывали могилы, они находили в них много золотых вещей. Поэтому этот район стали называть "Золотым городом". По другой версии, "Золотым городом" (по-гречески, "Хрисополь") называли древний Китион (предшественник Ларнаки) за его богатство. Правда, сами авторы этой версии оговариваются, что такое название было принято в устной традиции и редко упоминается в письменных документах.

Из старых храмов Ларнаки (таких как епископская церковь Сотирос, церковь Иоанна Богослова – старая и др.) Панагия Хризополитисса, пожалуй, наиболее интересная и романтичная. Что касается внешнего вида, в первую очередь внимание привлекает обилие арок. Они составляют две галереи: одна (из 9 арок) проходит вдоль южной стены церкви, другая (из 4 арок) – вдоль западной стены вспомогательного здания . Обе галереи пересекаются под прямым углом, образуя как бы половину монастырского двора. По местным преданиям, в ранние времена эта церковь и была монастырской. Во дворе церкви установлены макет колодца, из которого церковь ранее снабжалась водой, и водопроводный кран; из него после соответствующего молебна поступает святая вода.

Здание церкви не претендует на звание памятника византийского времени (хотя первая церковь на этом месте была возведена в XII или XIII веке). Современная Панагия Хризополитисса построена в архитектурном стиле, характерном для кипрских храмов XVIII века. Но в ней можно найти и некоторые следы более ранних эпох. Так, имеются основания предполагать, что мраморные колонны, поддерживающие арки галерей, принадлежали церкви, бывшей здесь ранее и разрушенной в 1760-1765 годах. Интересна колокольня, более характерная для итальянских церквей; особенно привлекает внимание оформление верхних её ярусов (фото 1).

Наиболее выигрышно смотрится южная стена, в основном, благодаря галерее, пристроенной к ней по всей её длине . Ритмично повторяющиеся арки галереи поддерживаются колоннами, которые опираются на ленточную кладку, имеющую вид маленького порога. Центральная арка, не имеющая такого "порожка", указывает на главный вход в церковь.

Арка входной двери выполнена из мраморной плиты с вырезанными узорами . Над плитой – изображение Богородицы, в принципе повторяющее наиболее древнюю икону, хранящуюся в храме и относящуюся к типу "Влахернитисса".

Удивительно выглядит восточная стена церкви: она снабжена двумя апсидами, что можно наблюдать довольно редко . Обычно на этой стене бывает одна или три апсиды, реже – больше, но, как правило, их – нечётное количество. С восточной стороны ещё лучше видно красивое оформление верхних ярусов колокольни.

Церковь Панагия Хризополитисса является базиликой, т.е. в плане представляет собой прямоугольник. По центральной продольной линии храма установлен ряд колонн, которые поддерживают арки, опирающиеся другими концами на северную и южную стены; таким образом, в интерьере церкви создаются два прохода. Одна из таких колонн, стоящая перед иконостасом, не позволяют полностью сфотографировать иконостас . Около этой колонны установлена большая икона "Одигитрия", написанная в XVI веке заметным представителем критской школы иконописи Марком Батом. "Панагия ", Эта икона является одной из старейших и наиболее значимых и почитаемых реликвий в этой церкви. Ценна она и тем, что на ней имеется подпись автора.

Иконостас этого храма – один из лучших на Кипре. Он с большим искусством вырезан из дерева и позолочен и кажется очень древним. Действительно, он напоминает иконостасы XVII века, однако создан во второй половине XIX века. Это можно заключить, в частности, по дате "1868", вырезанной под иконой Иисуса Христа на Великих Воротах (по-русски, Царских Вратах).

Иконостас Хризополитиссы обладает уникальной особенностью: у него две двери – в северной (левой) и в южной (правой) части. Для православных русских это экзотика. В наших церквях может быть или одна, или три двери в иконостасе, но Царские Врата находятся обязательно в центре. Здесь же они смещены к южной стене . О том, что именно эти двери являются Царским Вратами, говорит наличие большого креста над ними, точнее, распятия . Это встречается и в наших церквях, как и иконы по его сторонам в ларнакском храме. Однако стоит обратить внимание на художественно выполненные подставки для перечисленных атрибутов. Для креста-распятия подставкой служит двуглавый орёл – символ автокефального Кипрского архиепископства; в правой лапе орёл держит жезл, увенчанный "державой", т.е. шаром с крестом (символ царской власти), а в левой – посох архиепископа (символ церковной власти). Но гораздо интереснее то, что иконы вокруг креста стоят на крылатых драконах (!). Судя по взмахам их крыльев, создаётся впечатление, что драконы летят и "несут" эти иконы. В наших церквях таких чудовищ не увидишь. Более того, дверцы Великих Ворот (Царских Врат) также оформлены с использованием драконов – они расположены на каждой створке дверей по сторонам двуглавого орла и ниже него; головы драконов повёрнуты назад . Такую же композицию можно видеть и на северных дверях иконостаса.

В верхней части иконостаса имеется два ряда маленьких икон, по 23 иконы в каждом ряду. Это так называемые "Пророки" и "Праздники". Часть из них (14 икон) написана в XVII веке известным критским иконописцем Т. Пулаки.

Резной деревянный и позолоченный престол (трон) епископа стоит у южной стены недалеко от иконостаса . Как и подобные кресла в других ларнакских церквях, трон украшен иконой Св. Лазаря в образе епископа; ведь он был первым епископом Китиона. За престолом на южной стене во время последней реставрации (2005 г.) расчистили неплохо сохранившуюся фреску XVII или XVIII века, иллюстрирующую сценки из жития. Другая фреска (около двери на северной стене) сохранилась гораздо хуже.

В церкви можно видеть ещё одно раритетное изделие, с резьбой по дереву и позолоченное, как и престол епископа. Это – верхняя часть амвона, по-видимому, предыдущей церкви. Как память о разрушенном сооружении, этот предмет прикреплён к северной стене немного восточнее северного входа и выше него . Он украшен (также резными и позолоченными) фигурами: голубем, как символом Духа Святого, и окружающими его ангелами.

Потолок базилики оформлен в виде сводов, образованных арками, которые поддерживаются колоннами . Колонны имеют капители своеобразного (неклассического) ордера. Всё выглядит очень красиво. Хоры оформлены очень просто.

Напротив большой иконы Марка Бата, у рядом стоящего столба, поддерживающего арку и свод, расположена также большого размера икона Богородтцы – ещё одна из значимых реликвий церкви. Она создана в 1791 г. известным критским иконописцем Иоанниса Корнаро и является даром церкви от драгомана Хаджигеоргакиса Корнесиоса (дом которого в Никосии превращён в музей и является достопримечательностью). Тип иконы - "Элеуса" (или "Умиление"). На иконе имеется множество пояснительных надписей, одна из которых так и гласит: "Матерь Божья Элеуса из [монастыря] Киккос". Изображение Богоматери окружают 26 клейм-сцен из жизни Богородицы и сотворённых ею чудес . Эти клейма являют собой самый совершенный пример миниатюрной работы И. Корнаро. Большая подставка для иконы, также украшена резьбой по дереву, но уже не позолочена, а покрыта масляной краской; да и резьба несколько грубее, чем у описанной выше мебели. Подставка изготовлена в 1947 г.

К сожалению, нам не удалось увидеть самую древнюю и самую почитаемую в этой церкви икону Божьей Матери "С пророками", представляющую Богородицу в образе Оранты (т.е. воздевшую обе руки кверху) с Младенцем Иисусом в центре (на её груди) и окружённую изображениями 12-ти пророков и гимнографов. Создание центрального образа (Божьей Матери и Иисуса) относят к XIV-XV векам, а всей композиции – к XVI веку. Изображение аналогичное представленному в центре иконы (т.е. без пророков и авторов гимнов, посвящённых Богородице) помещено над входной дверью в церковь.
Приведу интересную деталь, характеризующую отношение кипрских священников к русским.

Для того, чтобы попасть внутрь храма, нам пришлось прийти к началу богослужения, так как в другое время церковь закрыта (как практически все церкви на Кипре). Во дворе мы увидели двух беседующих – священника и единственного прихожанина. Подойдя к двери и убедившись, что она ещё заперта, мы отошли в сторону и стали терпеливо ждать. Священник подошёл к нам и, узнав, что мы хотим посетить храм, открыл дверь. Уже в церкви он ещё раз подошёл к нам и спросил, откуда мы приехали. Получив ответ, священник кивнул и удалился в северную дверь иконостаса. Через некоторое время он вышел и преподнёс нам профессионально сделанные крупные фотографии трёх описанных выше икон Божьей Матери. Мы, конечно, как могли, благодарили его.
В заключение следует сказать несколько слов об истории строительства этой церкви.

Неизвестно, когда впервые здесь появился храм. Имеются веские основания утверждать, что первая церковь "Девы Марии епархии Китиона" уже существовала здесь, по крайней мере, в начале XIII века. Далее следует полное отсутствие информации о её судьбе – что здесь было при "франках" и венецианцах? Использовалась ли церковь в качестве мечети турками? Нет никаких данных. Только в документе 1638 г. упоминается на этом месте церковь под её собственном именем – Панагия Хризополитисса. Далее, известно, что здание, предшествовавшее современной церкви, было полуразрушено не то от ветхости, не то вследствие землетрясения и в 1760-1765 годах было снесено. Во второй половине 1760-х годов приступили к строительству новой церкви. По традиции она должна была повторить основные очертания старой, но конкретных указаний на это в письменных источниках нет. Документально подтверждается, что новая церковь была построена к марту 1768 г. Колокольни она не имела, т.к. турки запрещали не только строить их, но и использовать колокольный звон при богослужении. В 1851 г. начался капитальный ремонт здания; после его окончания, к 1868 г. был создан иконостас. Вероятно, в 1860-е годы была возведена и колокольня, т.к. только в 1856 г турецкое правительство разрешило их строить (под давлением Российской империи). Но появлялись колокольни далеко не сразу после этого разрешения.
Последняя реконструкция (и капитальный ремонт) производилась с сентября 2000 по январь 2005 года. Тогда были заменены внутренняя и внешняя облицовка стен, полы, оформлен внутренний двор и обновлён рампан (укрепление земельного участка церкви, который существенно возвышается над прилегающей территорией), а также полностью восстановлено оформление колокольни. Как и во многих старых церквях Ларнаки, колокольня была выстроена (и реконструирована) в итальянском стиле."



Церковь с древними катакомбами

"Старая церковь Панагия Фанеромени находится на расстоянии не более одного километра от Форта Ларнаки и от церкви Св. Лазаря. Однако в отличие от центра города здесь не бывает много туристов. А напрасно – церковь очень интересная.

Как появилось такое название – Фанеромени? В конце XVIII века в Никосии при очередном возобновлении старого храма, посвящённого Божьей Матери, нашли икону Богородицы. По церковной традиции (и по народному поверью) знáчимые иконы не просто "находятся" случайно, а "являются" людям по Божьему промыслу. То же произошло и с этой иконой, в связи с чем она получила название "Явленная", по-гречески "Фанеромени". Ей посвятили и восстановленный храм. Так появилась церковь Панагия Фанеромени в Никосии. Очень быстро эта церковь стала духовным символом борьбы с турками. Именно поэтому впоследствии во многих населённых пунктах (а в городах обязательно) стали появляться церкви "Божьей Матери Явленной" или по-гречески "Панáйя Фанеромени", а в русской традиции "Панагия Фанеромени".

Хотя такую церковь, впервые появившуюся в Ларнаке, называют "старой", возведена она была только в начале ХХ века. О том, когда была построена её предшественница, высказываются только догадки: не то в византийские времена, не то при Лузиньянах.

″Старой″ эта церковь стала называться с начала 2000-х годов, когда рядом была возведена новая, значительно бóльшая церковь точно с таким же названием.



Старая церковь вряд ли может поразить своей архитектурой. Это – небольшая и простая базилика с двумя трёхъярусными колокольнями. К ней не пристроена арочная галерея, как в действительно старых церквях (Св. Лазаря, Панагия Хризополитисса и др.), да и колокольни не несут следов итальянского стиля. Все три входа (северный, южный и западный) оформлены одинаково просто; единственным украшением их являются девять круглых отверстий, расположенных по полуокружности над дверью . Главный и постоянно действующий вход находится в южной стене. Восточная стена имеет одну, но большую (почти во всю стену) апсиду .

Однако не архитектурой славится эта церковь, а тем, что возведена она над пещерой, в которой, по преданию, скрывались и проводили службы ранние христиане. Свободного доступа сейчас туда нет. Но в 2011 г. очень близко от восточной стены храма была случайно открыта пара пещер, также предположительно использовавшихся во времена раннего христианства, в период гонения на него, и, вероятно, служивших местом тайных собраний и богослужений для последователей новой религии. В качестве такого места первые христиане использовали вырубленные в скале пещеры для погребения в древности местных жителей. Сейчас предполагается, что это были могилы финикийцев, живших здесь около VIII века до н.э. На такой же пещере выстроена и сама церковь.

Значительно позже появилась молва о чудесных исцелениях, происходящих после молений христиан в этих пещерах. Может быть, и более ранняя церковь была возведена здесь на основании этого предания.

В настоящее время вход в новооткрытые пещеры свободный; он расположен с восточной стороны церкви, метрах в семи от неё   Катакомбами назвать это подземелье трудно, хотя именно так эти пещеры позиционируются. Но, действительно, после пары поворотов по подземному коридору попадаешь в некоторое помещение, где перед пещерой справа от входа находится как бы самодельный "алтарь", сопровождаемый иконами Богородицы "Фанеромени" (слева) и Иисуса Христа (справа). На икону Божьей Матери накинута материя в виде завесы, к ней прикреплены плакетки с изображением больного органа, который Она помогла вылечить . Напротив этой пещеры (т.е. от входа слева) пустая пещера забрана решёткой . Насколько я понял, коллективные службы здесь не проводятся – просто нет места. Но каждый желающий может прийти помолиться и перед алтарём попросить помощи у Неё или у Него.

Старая церковь Панагия Фанеромени очень маленькая, однако, часовней назвать её нельзя. В ней есть всё, что обычно бывает в храме: иконостас, епископский престол, конечно, масса икон на стенах... В одно из наших посещений в церкви проходило освящение хлебов; на фото они видны достаточно отчётливо .

Иконостас также небольшой, трёхъярусный : в верхнем ряду – иконы пророков, ниже – главный ряд, по три большие иконы с каждой стороны ("праздники" отсутствуют). Под большими иконами – маленькие, практически с такими же сюжетами. Царские Врата в центре  ; это – единственные двери в иконостасе, соответственно, и апсида одна. Над Царским Вратами в верхней части иконостаса возвышается распятие с предстоящими Иоанном Крестителем (слева) и Богородицей (справа). Следует отметить особенности этого распятия. Во-первых, крест явно латинский, поперечная перекладина сдвинута вверх. Надо сказать, что хотя здешние греки и православные, но крестов, принятой у нас формы, мы не встречали – ни восьми-, ни шестиконечных. Во-вторых, у креста собраны орудия ″страстей″ (мучений) Иисуса Христа: на поперечину креста опираются копьё, которым Его проткнули, и копьё с губкой, пропитанной уксусом, которую прикладывали ко рту Христа, когда он сказал: "Жажду". Тут же стоит лестница, использовавшаяся при снятии Спасителя с креста. У подножия можно видеть молоток, которым Его прибивали к кресту, терновый венец и клещи . Примерно такого же вида распятие (т.е. с такими же атрибутами) встречается и в древнерусском изобразительном искусстве до Никоновских реформ.

У южной стены (недалеко от иконостаса) находится епископский престол (трон) с резной деревянной спинкой . Похоже, он не очень древний, скорее всего, начала XX века, но создан престол в соответствии с ранними традициями: в верхней части (в треугольном фронтоне) вырезан двуглавый орёл, символ Кипрского Архиепископства; на спинке трона – икона Св. Лазаря в образе епископа. Во время нашего посещения в этом троне была установлена некоторая церковная утварь, что можно объяснить нехваткой места в церкви.

В этом храме очень много икон. В общем-то, это естественно для церкви. Но здесь их обилие наложилось на небольшой размер здания; поэтому иконы на всех стенах расположены чуть ли не вплотную друг к другу (а иногда именно вплотную, как в магазине или на складе). Это можно видеть и на северной стене , и в юго-западном углу . Кстати, на северной стене висит интересная икона ("Оплакивание Христа"); она вышита и забрана в стеклянный шкафчик. Такие иконы мы видели практически в каждой церкви Ларнаки, и все они висели на северной стороне. В этой церкви она – вторая справа .

Обращает на себя внимание практически отсутствие окладов. Здесь они имеют только две иконы; обе они посвящены Божьей Матери и, похоже, обе являются списками с никосийской Фанеромени: одна – на иконостасе, слева от Царских Врат, другая – на северной стене, на колонне, она обращена к иконостасу.

Невзирая на небольшой размер церкви, мы ни разу не видели её переполненной (правда, мы старались посещать её до начала службы, но в нашем распоряжении было полчаса). Тем не менее, церковное руководство решило построить рядом новую большую церковь, названную также Панагия Фанеромени, мотивируя это тем, что не всем желающим помолиться, хватает места в старом храме. "



КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР ПРЕОБРАЖЕНИЯ В ЛАРНАКА

Вспоминая православные храмы Кипра. нельзя обойти вниманием и главный собор города. Церковь Лазаря в Ларнаки самая знаменитая, но главный городской собор, в котором служит митрополит города находится на полтора километра Северо-Западнее.

Нас собор поражает не только неимением золотых куполов, но даже решётчатых ограждений, которые я называю "архиерейские загоны", вместо всего ненужного сценического антуража стоят рядами удобные кресла ибо в Кипрской Церкви православные сидят как в католических костёлах.
К слову , ранее на этом месте стоял как раз католический храм, но турки его разрушили и позволили православным на этом месте возвести свой храм. Вообще в 16-18 века во время турецкого господства на Кипре, турки очень плохо относились к католикам, католические храмы либо разрушали, либо отбирали и создавали в них мечети. Я видел в Ларнаки 3 или 4 мечети и 2 из которых бывшие католические храмы.


Причём опять же, веками ранее такую политику вели и католики. Они тоже не строили храмы , а просто отбирали у православных. И в истории Ларнаки бывали случаи, что православный древний храм отбирали католики, турки католиков изгоняли и делали в этом храме мечеть, а потом изгоняли турок и храм находился в запустении. Так в Ларнаки сегодня стоит заброшенная мечеть с полумесяцем на минарете, которая пустует уже с 1979 года и все знают, что это бывший костёл католиков, однако исторически первоначально то здание было православной церковью Святого Креста.


ЕДИНСТВЕННЫЙ КАТОЛИЧЕСКИЙ ХРАМ В КИПРСКОМ ГОРОДЕ ЛАРНАКА

В июле 1842 г и был заложен первый камень в основание церкви.
Украшение над главным входом составляет крупная надпись "Единому Богу честь и слава. 1845". Однако освящена была церковь в декабре 1848 г. По бокам надписи видны два креста: слева – обычный католический, справа – иерусалимский, иначе, крест Иерусалимского королевства. Он неоднократно воспроизводится в храме, как напоминание о том, что первая церковь, построенная на этом месте (в 1596 г.) входила в состав монастыря, служившего прибежищем паломникам, следовавшим в Святую Землю.
Считается, что католический святой Франциск в 12 или 13 веке остановился на Кипре в течение некоторого времени, и увидел этот прекрасный остров.



Сегодня католиков на Кипре очень мало, во всей островной стране всего 4 храма, по одному в городах: Ларнака, Лимассол, Пафос и в столице Кипра городе Никасия. Все католические храмы Кипра принадлежат Католическому Патриарху Иерусалима. Не путать с православным Иерусалимским Патриархом, просто у католиков тоже есть три Патриарха, которые равны другим кардиналам и подчиняются Римскому Папе, и один католический Патриарх в Иерусалиме (два другие в Венеции и если я не ошибаюсь, то в Милане).
Богослужения в храмах Кипра проводятся на английском, греческом и итальянском языках, а раз в месяц на французском, польском и филиппинском и языках Индии и Шри-Ланки).



Конкретно в Ларнаке богослужения совершаются только в воскресный день и в субботу вечером:
Суббота: 18:30 на английском языке
Воскресенье: 8:00 по-гречески
9:30 на английском языке
11:00 (первое воскресенье - Шри - Ланки, второй - польский,
третий - филиппинский, четвёртый - Малазийский)
18:30 на английском языке
Богослужения совершают два священника Габриэль и Раймонд.


При храме проживают ещё 2 монаха и 6 монахинь. Настоятель монастыря при храме отец Марк, который сам чилиец. он 12 лет живёт на Кипре и только 1 год в Ларнаке, очень плохо владеет греческим.
Не смотря, что в Ларнаке один храм, но ранее в городе их было несколько и можно говорить о трёх.



ИСЛАМСКИЕ СВЯТЫНИ ГОРОДА ЛАРНАКА

В городе Ларнака на Кипре находится четвёртая по значимости исламская мировая святыня"

Четвертая по значимости мусульманская святыня мечеть Хала Султан Текке находится на Кипре в Ларнаке. Здесь находится могила Ум Харам (мачехи или тети Пророка Мухаммеда, погибшей при падении с лошади), по легенде, надгробную плиту весом в 15 тонн сюда принесли ангелы из Мекки. А сам комплекс строился представителями правившей Кипром Оттоманской империи в течение XVIII-XIX веков.

Там же хранится ее прах и останки прабабушки короля Иордании Хуссейна.



ЕДИНСТВЕННАЯ ГОРОДСКАЯ ДЕЙСТВУЮЩАЯ МЕЧЕТЬ




Прошу прощения у жителя С-Петербурга имя которого не знаю за парочку взятых фотографий двух православных храмов (в которых я увы, не был) и комментариев к ним, которыми для полноты дополнил свой репортаж о посещении Ларнаки.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author