filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Category:

О ПРОЩЁНОМ ВОСКРЕСЕНИИ

АРХИМАНДРИТ  ФИЛАРЕТ  (РОМАНОВ )
(Даугавпилс. Константинопольский Патриархат)

--Что такое Прощёное воскресение?

--Великий пост для каждого человека должен начинаться прощением людям их согрешений и не только, но и неосуждением своих ближних.
Примирение со всеми, это есть главное условие примирение с Богом. Отсюда пришёл обычай верующих людей испрашивать прощение друг у друга. Есть обычай в прощёное воскресенье и идти на могилы, просить прощения у усопших. Ну вот как бы потому и называется день прощёным или прощальным

- Откуда пошла традиция испрашивать прощение?

- Здесь имеется специальная традиция.. Например древние христиане, насельники монастырей , или как мы говорим монахи, после вечернего богослужения шли поклоняться своей монастырской святыне, той которая была своя в каждом монастыре. Потом совершалась общая вечерняя трапеза, а после трапезы творили обряд взаимного прощения и после этого монахи расходились по пустыни чтобы пребывать в одиночестве и безмолвствовать. Так они и постились в глубоком уединении . Так и зародилась эта традиция.

--Как нужно прощать и можно ли всех простить?

--Этот старинный обычай и сегодня соблюдается повсеместно похожим образом. Только мы мало предаём значения сердечности. Всё как-то делаем не от сердца, а по обряду. Вот мол надо придти в храм, проститься и простить, бухнуться в ноги священнику, выйти из храма и осудить всё что было и обругать первого встречного. Люди стали делать всё машинально, ради галочки, не понимая, что они делают.
Вот я помню свои прощёные воскресения 1995 , 1996 года... когда я откровенно говорил, что я к сожалению человек грешный и не совершенный и не могу простить всех. Я конкретно указывал людей из духовенства Московского Патриархата, не скрывая и говорил, что я всех прощаю, но их простить не могу, может быть когда-то смогу, но не сейчас. Зато это было правдой и без лицемерия. И я сожалел, что я их не могу простить. Я хотел, не получалось и это мой минус. Люди просят у Бога здоровья, благ земных, а я просил Бога научить меня прощать того или иного человека.
Да, со временем я и их всех простил, сказал "Бог им судья" и даже молился о них, но просил не счастья, а разума, чтобы Бог их вразумил. И вот когда ты всех прощаешь и даже молишься за врагов, то чувствуешь прилив сил и благодати. Ты любишь тогда всех людей и плохих для тебя и хороших и чувство духовной любви, это фантастическое чувство.

--Как современному христианину просить прощение, если он не монах и не в монастыре?

--Опять же, сейчас это как-то стало показушным, пришёл поклонился, сказал "прости меня и я тебя прощаю!"... и всё. А что прощаешь, за что и почему и кому... Я ко всему подхожу вдумчиво и серьёзно и стараюсь руководствоваться не машинальностью, а стариной и желательно греческой стариной.
А потому надобно людям в прощёное воскресенье пойти в монастырь и желательно не в один, а обойти монастыри со святынями, поклониться святым мощам и иконам, потом обойти своих родных по домам (если с ними не встретиться в храме), можно и к знакомым и попросить у всех прощения и благословения. Всё это можно сделать и до вечернего богослужения. На вечернем богослужении посетить специальный обряд общего прощения , где духовенство кланяется в ноги своей пастве и умоляет простить вольные и невольные грехи. Молящиеся земным поклоном отвечают тем же духовенству.

--Но если весь день ходить по святыням и родственникам, то когда праздновать масленицу, есть блины, сжигать чучело?

--Это всё большой грех. Это язычество. Всё перечисленное не может быть связано с христианством. Больно видеть, как чучела горят в присутствии епископов и под колокольный звон церквей. Время инквизиций прошло. Сегодня сжигают чучело, недавно так же духовенство сожгло протопопа Аввакума, кто знает, не будете ли Вы завтра на месте чучела. Ну такое пошло модерновое не обученное духовенство вышедшее из Страны Советов. Оно призывает нас приходить, грешить сжиганием чучела и жрать (не найду другого слова) блины до заворота кишок, а вечером ужравшихся и упившихся со скорбными , каменно-серыми лицами, натянув эти ложные маски богомольческой серьёзности, идти в храм и слёзно и бездушно , так же лицемерно просить прощения. И такой пост будет лицемерный и такая жизнь лицемерная... сегодня утром сжёг чучело и объелся, вечером пришёл помолился и попостился, утром поплясал, вечером поклоны сделал .
Само воскресенье, это воспоминание изгнания Адама , а в его лице и всех нас из Рая...Господа, какие тут пляски в такой день. Вас из рая прогнал Бог, а вы грешите пляшите, блины жрёте... Перекрестите того архиерея и попа кто вас призывает к этому богохульству и отходите подальше. Читайте лучше письма Тихона Задонского святителя, он запрещал всякие языческие масленицы и кто участвовал в их гуляниях, того весь пост к причастию не подпускал, вот где истинное христианство, потому и человек он святой! Вот от кого пример брать и кого слушать надо!

--А если не блины, то есть какие-то особые кушанья в прощёное воскресенье?

--Есть и об этом мало кто знает ибо это забытая традиция. Раньше, давно, к этому дню пекли домашние хлебы. Они готовились к прощёному воскресению как словно куличи к Пасхе, в каждом доме. Это был просто круглый простой хлеб. Когда человек приходил к кому-то в дом просить прощения, он у кого просил прощения, дарил этот хлеб, как символ мира между людьми. Даже человек мог сам не придти, но послать этот хлеб в другой дом через кого-то и люди или семьи или даже дома, этими хлебами обменивались. Ещё в десятые-двадцатые годы 20 века в Латвии у православных тоже был этот обычай, но сейчас увы всё свелось не к хлебу, а к блинам. О блинах я рассказывал на Сретение, что это творение рук Папы Римского 5 века и итальянцы и французы блины тоже с радостью кушают в праздник Сретение. В прощёное же воскресенье православные обменивались хлебами.

—Сегодня в монастырях так же как и в древности монахи просят прощения и расходятся уединяясь на весь пост?

--Во многих монастырях сей обряд совершается вне храмах, а в трапезной, после прощального ужина. Но монахи разумеется не расходятся по пустыне, а идут по кельям, чтобы утром вновь собраться на богослужении

--А можно ли как-то исполнить этот обряд, если человек работает в воскресный вечер или не может по обстоятельствам пойти в храм на обряд прощения?

--В благочестивых семействах этот обычай свято соблюдается и вне стен храма. Родители и дети взаимно друг у друга дома просят прощения. Ранее в домах богатых, это делали все домачадцы от хозяина дома до прислуг. Всё сопровождалось земными поклонами и поцелуями и в ужин этого дня, хозяин всех садил за общий стол. Вся прислуга дома сидела за общим прощальным ужином, это акт единение и примирение чтобы с любовью и взаимным прощением вступить в Великий пост .
Сейчас же семья в полном сборе очень редко сидит за единым столом.
Кроме того, люди не соблюдают в домах обряд прощения считая, что это всё "несерьёзно", не по-настоящему, пустая традиция, привычка без чувств и осознания этого действия и т.д. Так включите сами осознание, подойдите сами к этому серьёзно, кто же Вам мешает это сделать по-настоящему!
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author