filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Categories:

ЖЕНЩИНА


При патриархальном быте все права женщины и обязанности ее к обществу поглощаются узкими требованиями домашнего очага, повелителем и хранителем которого является мужчина; главная обязанность женщины — деторождение. Но и при патриархальном строе, поныне сохранившем полную свою силу на Востоке, положение женщин в различных странах различно.

В Китае главная добродетель женщины, , это — пассивное подчинение обычаю, почтение к мужу, его родственникам и близким друзьям; но все же она не занимает униженного положения в семье, хотя уважение, которым она пользуется, находится в прямой зависимости от ее способности к деторождению, долженствующему обеспечить домашний культ предков. Полигамия вообще не существует в Китае. Замужней женщине оказываются всевозможные знаки уважения; вдовы пользуются властью над своими детьми. По понятиям китайских законов, женщина  даже не способна совершить преступление, и вся ответственность за дурной поступок жены падает на ее мужа.

В Японии положение женщин  в общем, может быть признано еще более благоприятным, чем в Китае. Японская женщина получает известное образование, приспособленное к потребностям семейной жизни; она имеет доступ в общество мужчин и отличается энергией и стремлением к прогрессу. В литературе, поэзии и искусстве нередки женские имена, увенчанные славой.

Совершенно иную картину представляет брахманская Индия. Законы Ману, подробно трактующие о браке и о положении женщин    проникнуты враждой и презрением к женскому полу. По понятиям индусов, женщины  не только ниже мужчины, но вообще не может считаться правоспособной и третируется наравне с судрами. До замужества женщины находится в безусловной власти отца; как супругой ею волен распоряжаться муж; вдовой ее гнетет подчиненность старшему сыну и строгость закоренелых предрассудков. Она не имеет права быть свидетельницей в судебном процессе и совершать юридические сделки.

Буддизм, наоборот, в некоторых отношениях поднимает женщину на высоту, какой не везде в начале 20 века еще достигали и современные европейские женщины.

У древних евреев женщина вообще является по отношению к мужу в служебной роли. В Ветхом Завете усматривается, однако, высокое значение матери и глубокое уважение к ней. Почтение детей к матери должно быть не меньше, чем почтение к отцу, непочтение к матери иногда сопровождалось даже особенно тяжкими последствиями. Еврейские женщины выступали и на поприще общественной деятельности; в достоинстве пророчицы (Мириам), в должности судей (Девора) они проявляли глубокий религиозный энтузиазм.

Ислам считает женщину  низшим существом, предназначенным служить для мужчин игрушкой грубых прихотей и забав. Правоверного мусульманина добрые дела приводят в рай, но женщина . не способна к нравственному развитию, на долю ее остаются одни жалобы и воздыхания в преддверии небес, тщетное вожделение блаженства. Мусульманские мудрецы предлагают обращаться за советом к женщине . только в том случае, когда не будет ни одного мужчины, хотя бы и первого встречного, с кем бы можно было посоветоваться.

Римские и Греческие женщины жили в отдельной от мужчин задней части дома. Гречанкам даже не разрешалось садиться за стол с мужчинами.

 Сократ отзывался о женщине как о принадлежащей исключительно дому, в самом ограниченном смысле слова; по его мнению, гражданин всего менее мог говорить со своей женой.
Платон высказывает не менее резкие суждения о женщине, хотя, устанавливая в своей республике общность жен, он допускает равенство занятий и воспитания для обоих полов.
По мнению Аристотеля, женщина — это ошибка природы; добродетель ее совсем иная, чем добродетель гражданина, и мало чем отличается от той, к которой способен раб.
  Ксенофонт  — говорил, что лучшее украшение женщины, это её молчание. 
Демосфен формулировал следующим образом: прелестницы служат для грубых удовольствий, жены — для поддержания рода и охраны жилищ, а гетеры — для духовных наслаждений..

Только не стоит думать, что в древности все женщины были няньки и кухарки. У древнегреческих философов были девушки-ученицы, были в древней Греции и женщины-врачи. Афинянка Агнодика, переодевшись мужчиной, изучила медицину и добилась отмены закона, запрещавшего женщине  . заниматься врачеванием.

Известно высокое значение женщин в деле распространения христианства. Святые мученицы поражали современников не одной глубокой верой, но и самым возвышенным целомудрием.
Но при этом иногда и христианство впадало в крайности... На одном из средневековых соборов был даже поднят категорический вопрос: человек ли женщина? Отцы собора разделились на партии, пока не был приведен следующий аргумент: Иисус Христос называется в Евангелии сыном человеческим, но на земле он был только сын Девы Марии, женщины, следовательно, женщина — человек. Тогда собор торжественно признал женщину человеком. Однако, не все согласились и латинские отцы Церкви писали трактаты под названиями «Женщина не человек» в 17 веке  и «Любопытное доказательство, что женщина не принадлежат к человеческому роду» и это уже в Лейпциге в 18 веке!!!
В XI—XII столетиях окончательно сложилось представление о ведьме как о женщине , заключавшей союз с сатаной, и во имя его десятки тысяч женщин в течение столетий отправлялись на костер .

С XI в. в средневековом обществе, наряду с прежними влияниями, начинают проявляться новые течения, более благоприятные женщинам. В городах накопляются богатства, развивается утонченная жизнь с общественными празднествами и торжествами, в которых участие женщин становится необходимым.

В рыцарскую эпоху зародился во Франции и современный костюм женщины: с XII столетия почти везде в Западной Европе мешковатая туника, уцелевшая от римских времен, заменяется платьем, обрисовывающим формы женского бюста. В рыцарских сочинениях о служении дамам выработались правила той услужливой вежливости по отношению к женщинам., которая вновь ожила в XVI в., а в XVII—XVIII вв. выродилась в галантную манерность. Под влиянием рыцарства в некоторые средневековые домострои проникают две отличительные черты — совет обращаться c женой возможно мягче и признание за женщиной права заниматься чтением и даже наукой. Впрочем, в средние века женщина вообще не уступали мужчинам в образовании.
Многие произведения средневековых поэтов, например Вольфрама фон Эшенбаха, по безграмотности авторов писаны под их диктовку женщинами. Ученые женщины имели обыкновенно свои школы, в которые стекалось юношество обоих полов.

Более ущемлённые права у женщин оставались в России.  Причём в язычестве на Руси женщина была более свободно чем в христианстве. По правилам русского «Домостроя», жена не могла ни выйти к гостям, ни принять гостей без согласия мужа. Жена, по «Домострою», не имеет другого значения, кроме распорядительницы в хозяйстве и занятиях прислуги; она во всем должна давать ответ мужу, который, увидя у жены что не в порядке, « должен уметь ее наказать с рассуждением». О необходимости мягких отношений к жене в  русском «Домострое» вовсе не говорится; в нем, напротив, муж постоянно является грозой. Во время сговора, отец, ударив слегка дочь новою плетью, передавал плеть  жениху, заявляя этим, что он передает ему свою власть. Высшие добродетели жены, по «Домострою», — молчание и смирение. Жена должна заботиться о спасении души и стараться угодить Богу и мужу; его воля для нее закон. Однообразная и вялая жизнь терема не могла изгладить в женщине мирских желаний и стремлений. В Москве, как и на Востоке, затворничество женщин  развило в ней наклонность к роскоши.

Женская одежда на Руси, по своему покрою, по возможности приближалась к монашеской. Талия вовсе не допускалась; гладкое верхнее платье ни единой складкой не должно было обнаруживать форм стана. Признаками русской  красоты в XVI—XVII в. считались белое лицо и красные щеки, тонкие пальцы и большая нога, но в особенности толстый стан.

Русские женщины от горькой судьбы  очень часто предавались  пьянству или заводили сношения с посторонними мужчинами. Только с  января 1700 г. идет ряд распоряжений, чтобы русские женщины. всех сословий, не исключая и духовного, носили немецкое платье. Указом 1702 г. установлен был обряд обручения за 6 недель до венчания, и таким образом жениху и невесте дана была возможность ознакомиться друг с другом, а в случае надобности — и разойтись. Ряд женских царствований окончательно закрепил освобождение женщин от терема. Женщины  стали играть видную роль во всех дворцовых интригах и заговорах, которыми так богат XVIII в.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author