filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Categories:

В ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОЙ ЕВФРОСИНИИ ПОЛОЦКОЙ ПОСВЯЩАЕТСЯ

6 ИЮНЯ. ПЕРЕНЕСЕНИЕ МОЩЕЙ ПРЕПОДОБНОЙ ЕВФРОСИНИИ ПОЛОЦКОЙ ИЗ КИЕВА В ПОЛОЦК.
(Духовный журнал "Вера и жизнь" 1939 год. Латвия)


23 мая. . . Какия сладкия воспоминания будятъ эти два
слова у каждаго, совершавшаго въ довоенное время па-
ломническое путешествие въ древний г. Полоцкъ ко дню
празднования памяти преп. Евфросинии! Лишь только про-
износишь ихъ, какъ тотчасъ же предъ глазами всплываетъ
тихая уютная, обитель Св. Спаса, вдали отъ городской
суеты и въ живописной местности на берегу быстро
вьющейся ръчки. Съ какимъ-то особымъ чувствомъ благо-
говения бывало входишь въ монастырскую ограду, затъмъ
въ маленький, съ полутемными сводами каменный храмъ,
построенный преподобной Евфросинией, склоняешь колъна предъ
ея гробницей, поднимаешься по крутой лъстницъ въ тъсную
келийку преп. Евфросинии, лобызаешь здъсь ея драгоцен-
ный крестъ, смотришь въ маленькое, узкое окошечко на
окружающия поля и окрестности города и невольно пере-
носишься мыслями вглубь въковъ, когда въ стольномъ
Полоцке кипъла бурная жизнь въ великокняжескихъ тере-
махъ и когда онъ былъ крупнымъ духовнымъ торговымъ
центромъ...

Одинъ разъ въ годъ — 23 мая обитель Св. Спаса
необычайно оживлялась, она похожа была на живой чело-
веческий муравейникъ: весь обширный монастырский дворъ
до краевъ, до тесноты, наполнялся народомъ, приходив-
шимъ сюда на поклонение Преподобной со всехъ концовъ
тогдашней не только Витебской, но и соседнихъ губерний.
Пестрая человеческая толпа — сплошь белорусская: по-
корныя лица, белыя свитки, цветныя платки, слышалась
родная речь и жалобные напевы многочисленной нищей
братии, распевающей про беднаго Лазаря, да поминающей
живыхъ и мертвыхъ по заказу богомольцев .

Но вотъ кончалось торжественное архиерейское слу-
жение, начинался крестный ходъ. Изъ древней церкви
износили гробъ съ мощами Преподобной, поднимали его
на руки, и онъ, вознесенный надъ толпой, какъ-бы самъ
плылъ, мерно покачиваясь среди моря человеческихъ го-
ловъ. Тысячи загорелыхъ рукъ поднимались и творили
крестное знамение, изъ запекшихся отъ жары устъ слы-
шался молебный призывъ „Преподобная, спаси, сохрани"!..

И, не смотря на утомление, многочисленные богомоль-
цы, приложившись къ мощамъ, ободренные, укрепленные
духовно теплою молитвою къ Преподобной, медленно рас-
ходились по домамъ, разнося всюду весть о Преподобной,
о чудесныхъ явленияхъ при ея гробнице и съ новой
силой и энергией принимались за свой тяжелый кресть-
янский трудъ.

Но то было. . . Невольно напрашивается вопросъ,
празднуется ли теперь 23 мая въ Спасо-Евфросиниевской
обители или обитель закрыта? Где теперь почиваютъ
священные останки преп. Евфросинии?. .

Какъ известно, мощи преп. Евфросинии, перенесенные
въ 1910 г. изъ Киева въ Полоцкъ, B 8—10 сентября 1915 г.,
въ связи съ военными действиями, были эвакуированы въ
Ростовъ Ярославский и водворены тамъ въ Богоявленскомъ
Авраамиевомъ монастыре, предоставленномъ въ распоря-
жение Спасо-Евфросишевскаго женскаго монастыря митро
политомъ Ярославскимъ Агафангеломъ (бывшим владыкою Рижскимъ) .

Въ 1910 годъ перенесения священныхъ останковъ преп. Евфросинии изъ Клева въ Полоцкъ архlепископ Агафангелъ, управлявшей въ то время Рижской епархией, съ многочисленными паломниками предпринялъ путешествие изъ г. Риги въ Полоцкъ для поклонения мощамъ преп. Евфросинии.

Но гдъ бы не почивали мощи преп. Евфросинии и
и какова бы ни была ихъ дальнейшая судьба, они оста
ются священными для каждаго върующаго православнаго
христианина.

Более того, светлый подвижнический образъ княжны
Полоцкой, какъ угодницы Божией и какъ источникъ благо-
датной помощи, теперь встаетъ предъ нами изъ глубины
вековъ еще ярче, еще выпуклее. Ведь, для молитвы къ
преподобной и ея заступничеству за насъ не могутъ слу
жить препятствиями ни дальность расстояния, ни какия бы
то ни было друпя преграды.

Для насъ, членовъ ( Константинопольского Патриархата )
Латвийской Православной Церкви,
имя преп. Евфросинии должно быть особенно близко. Ведь
изъ Полоцка полились первые потоки православной веры
на территорию нынешней Латвии еще въ X - XII в. в., когда
тамъ, по словамъ летописца, сияла своими подвигами „яко
луча солнечная" преподобная Евфросиния.
И это была духовная территория Константинополя.

И какъ было бы приятно, чтобы день 23 мая сталъ
для насъ символомъ зарождения Православия въ Латвии,
былъ бы для насъ днемъ праздничнымъ, торжественнымъ,
когда въ храмахъ совершались бы моления ко преподобной;
особенно это нужно сказать о Латгальскихъ приходахъ,
где память преп. Евфросинии глубоко чтилась до 

Первой Мировой войны и это почитание необходимо сейчасъ всячески под
держивать и возгревать.

Несомненно, святое имя преподобной Евфросинии еще тес
нее объединило бы православныхъ вокругъ своей Латвийской Церкви,
удовлетворило бы ихъ религиознымъ потребностямъ, укре
пило бы ихъ православное самосознание и принесло бы
имъ духовное утешете, какъ въ скорбяхъ и печаляхъ, такъ
въ счастии и земномъ благополучии.

Въ заключение приводимъ стихотворение Е. Н. Миллеръ
на торжественное перенесение мощей преп. Евфросинии въ
мае мес. 1910 г., где въ поэтической форме воспроизво
дится образъ Преподобной и высокие подвиги ея святой
жизни:

Предъ теткой игуменьей съ жаркой мольбой
Предслава смиренно склонилась,
Къ монашеской жизни стремясь всей душой,
Согласья на постригъ добилась. .
Исполнена просьба... Предслава княжна
Сестрой Евфросинией стала;
Отвергнувъ все счастье земное, она
Монашеский санъ восприяла.
Года проходили... Господь пожелалъ
Подвижницу духа прославить,
Свътильникъ, сияющий ярко въ тиши,
На свъщникъ высокий поставить.
Близъ Полотска вскоре святая княжна
Обитель свою основала,
Въ ней первой игуменьей стала она
И съ мудростью ею управляла.
Обитель княжны преподобной росла,
Высокою жизнию сияя,
И слава далеко о ней протекла,
Къ ней русский народъ собирая.
Всю жизнь преподобная всею душой
Въ ту землю святую стремилась,
Что Господа нашего жизнью земной
И смертью Его освятилась.
Желанью ея въ исполненье притти
Назначено Господомъ было,
И къ горнимъ селениямъ тамъ отойти
Ей Божья воля судила.
Четырнадцать лътъ своимъ тъломъ святымъ
Угодница тамъ почивала,
Но въ русскую землю, къ святынямъ роднымъ
Ей время вернуться настало.
И въ Киеве древнемъ, средь дивныхъ мощей,
Она почивала въ нетлъньи.
Всъмъ, съ верой горячей моляицимся ей,
Даруя въ скорбяхъ утъшенье.
И многие годы прошли отъ тъхъ дней,
Какъ тъломъ княжна опочила
Вдали отъ обители дивной своей,
Гдъ столько трудовъ положила.
Тъ годы прошли и вернулась опять
Въ обитель родную святая,
Своею молитвой, какъ дъточку мать,
Отъ бъдствий ее охраняя.
И весь Белорусский страдалецъ народъ,
За вевру борецъ неустанный
Получитъ въ угоднице твердый оплотъ,
Такъ долго съ надеждою жданный.

PS Кампания Советского государства по вскрытию мощей Евфросинии Полоцкой. В Феврале 1919 года народный комиссариат юстиции РСФСР, издаёт указ, об вскрытии святых мощей по всей стране. 13 Мая 1922 года произошло вскрытия гроба с останками Евфросинии Полоцкой, в Спасо-Евфросиньевском монастыре города Полоцка.
Это были первые вскрытые большевиками мощи.
Вернулись в Полоцкий монастырь они при немецкой оккупации Полоцка в годы Второй Мировой войны.

Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author