filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Categories:

Западное и Восточное Рождество

Рождество Христово - один из важнейших христианских праздников, установленный в честь рождения младенца Иисуса Христа в Вифлееме. Рождество отмечается во многих странах мира, разнятся только даты.

 Католики и протестанты, живущие по Григорианскому календарю, а также поместные православные церкви мира, придерживающиеся Новоюлианского календаря, встречают в ночь с 24 на 25 декабря праздник Рождества Христова.

Рождество Христово - один из важнейших христианских праздников, установленный в честь рождения младенца Иисуса Христа в Вифлееме. Рождество отмечается во многих странах мира, разнятся только даты и календарные стили (юлианский и григорианский).

Римская церковь установила 25 декабря в качестве даты празднования Рождества Христова  после победы Константина Великого (ок. 320 или 353). Уже с конца IV в. весь христианский мир праздновал Рождество именно в этот день (за исключением восточных церквей, где этот праздник отмечался 6 января). 

И в наше время  Православное Рождество "отстает" от католического на 13 дней;  католики отмечают Рождество 25 декабря, а православные - 7 января.

Это произошло из-за путаницы календарей. Юлианский календарь,  введенный в обиход  в 46 году до н.э. императором  Юлием Цезарем, добавляющий в феврале еще одни сутки, был гораздо удобнее, чем старый римский, но все-таки оказался недостаточно четким - "лишнее" время продолжало накапливаться. За каждые 128 лет набегали одни неучтенные сутки. Это привело к тому, что в XVI веке один из самых важных христианских праздников - Пасха - стал "наступать" намного раньше положенного срока. Поэтому папа римский Григорий XIII предпринял очередную реформу,  заменившую юлианский стиль на григорианский.  Цель реформы состояла в том, чтобы скорректировать нарастающую разницу между астрономическим годом и календарным.

Так в 1582 году в Европе появился новый григорианский календарь, тогда как в России продолжали пользоваться юлианским.

В России григорианский календарь был введен в 1918 году, однако церковь такого решения не одобрила.

В 1923 году по инициативе Константинопольского Патриарха состоялось совещание Православных Церквей, на котором было принято решение об исправлении Юлианского календаря. Русская Православная Церковь в силу исторических обстоятельств не смогла принять в нем участия.  Узнав о совещании в Константинополе, Патриарх Тихон все же издал постановление о переходе на "Новоюлианский" календарь. Но это вызвало протесты в церковном народе и  постановление было отменено менее, чем через месяц.

Вместе с Русской Православной Церковью в ночь с 6 на 7 января праздник Рождества Христова отмечают  Грузинская, Иерусалимская и Сербская Православная Церкви,  афонские монастыри, живущие по старому, Юлианскому календарю, а также многие католики восточного обряда (в частности, Украинская Греко-Католическая Церковь) и часть российских протестантов. 

Все остальные 11 Поместных Православных Церквей мира  празднуют Рождество Христово, как и католики, в ночь с 24 на 25 декабря, так как они пользуются не "католическим"  Григорианским календарем, а так называемым "Новоюлианским", который пока  совпадает с Григорианским. Расхождение между этими календарями в один день накопится к 2800 году (расхождение Юлианского календаря с астрономическим годом в один день накапливается за 128 лет, Григорианского - за 3 тысячи 333 года, а "Новоюлианского" - за 40 тысяч лет). 

 На вопросы о  "Рождественском и Православном" Рождестве отвечает  иеромонах  Филипп  (Рябых) и генеральный секретарь Конференции католических епископов России священник Игорем Ковалевский.

Иеромонах Филипп (Рябых): Суть праздника Рождества заключается в том, что примерно 2 000 лет назад человечество увидело сбывшейся свою долгую надежду на тесное общение с Богом. Об этой надежде говорит писание Ветхого Завета, о том, как праведники искали этой близости с Богом. И о том, как в Рождество человечество действительно может очень близко подойти к Богу, обратиться к нему и изменить свою жизнь.

А.З.: Но ведь многие люди празднуют Рождество, да и Новый Год, просто как семейный праздник. Покупают подарки, поют песни. То есть Рождество для многих людей связано просто с какой-то чисто житейской радостью.

Иеромонах Филипп (Рябых): Это действительно так. Но ведь источник этой радости и заключается в осознании события. Человек ищет в своей жизни опору, ищет добра, любви. И как раз пришествие Бога на землю открывает человеку все это.

А.З.: Отец Игорь, а для вашей церкви в России, чем Рождество отличается от Рождества в каких-то других местах или от Рождества в Православной Церкви?

Священник Игорь Ковалевский: В России прежде всего датой. Хотя некорректно говорить, что 25 – это католическое Рождество. Большинство православных тоже отмечает Рождество 25-го декабря по григорианскому календарю. На самом деле даты эти условные. Библия не говорит, когда конкретно родился Христос. Главное, чтобы он родился в наших сердцах. А смысл праздника, наверное, лучше всего выражает начало Евангелия от Иоанна: «И Слово стало плотью и обитало с нами ». Бог стал человеком. Раз Бог стал человеком, то нашу жизнь наполняет истинная радость. Радость и есть главный атрибут Рождества. Она проявляется в культуре, в том числе в традициях, которые у разных народов могут отличаться друг от друга. Но главное, все должно приводить к радости.

Иеромонах Филипп (Рябых): Если говорить об особенностях празднования Рождества в России, то надо отметить, что подготовкой к встрече этой радости в России является соблюдение рождественского поста.

А.З.: И этому так мешают новогодние праздники!

Иеромонах Филипп (Рябых): Действительно, это то, что мы унаследовали с советского времени, потому что государство в 1918 году перешло на григорианский календарь и с тех пор гражданский календарь – это григорианский календарь, но церковь продолжала жить по юлианскому календарю. И теперь получилось так, что Новый Год мы отмечаем раньше, чем к нам приходит Рождество. И люди этот праздник уже стараются отметить весельем, застольем. И как раз это не соответствует духу поста.

А.З.: Сегодня на Западе очень актуален вопрос для многих христианских общин о «возвращении Христа в Рождество» -- «Return Christ to Christmas». Мне приходилось читать статью одного протестантского пастора в Америке, который совершенно серьезно предлагает вместо Рождества сделать 2 праздника. И убрать из этого христианского Рождества охоту за подарками, застолье и его потребительскую сторону. В России, казалось бы, этой проблемы нет.

Иеромонах Филипп (Рябых): Мне кажется, что такие предложения рано или поздно окажутся непродуктивными. Потому что, когда мы стараемся отделить духовное от материального, от земного, тогда все равно происходит некое искажение смысла христианского праздника. Ведь Бог стал человеком. Значит, соединилось духовное и материальное. И с тех пор мы не можем противопоставлять духовное и материальное, духовное и земное. Мы должны суметь их соединить. И в этом является задача и христианина, в том числе.

Священник Игорь Ковалевский: Церковь призвана облагораживать культуру. В том числе светскую, мирскую культуру. И, в частности, то, что касается коммерческой составляющей Рождества Христова. Это задача для всех христиан на самом деле и на Западе, и на Востоке вносить эту духовную составляющую. Сейчас даже в некоторых странах идут дискуссии по поводу политкорректности самого названия – Рождество (Christmas), насколько это приемлемо для представителей других религий. На самом деле необходимо вернуться к истокам.

А.З.: Поскольку заканчивается год, каковы главные события этого года, итоги года для православной церкви, для католической церкви в России?

Иеромонах Филипп (Рябых): В русской православной церкви таким событием стало избрание нового Патриарха, главы церкви. 1 февраля была совершена интронизация Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Его приход на патриарший престол открыл новую страницу в истории русской церкви и, думаю, в истории тех стран, которые окормляет русская церковь. Святейший Патриарх уже показал, что главной задачей его патриаршества будет работа с молодежью. Это будущее церкви.

Священник Игорь Ковалевский: На самом деле для католической общины в России, избрание нового Патриарха тоже является важнейшим событием. Ничего в этом удивительного нет, ведь мы близкие по духу конфессии, а католическая община находится в меньшинстве в России и призвана, по своей природе, к плодотворному сотрудничеству с Русской Православной Церковью. Поэтому для нас очень важным событием также является возобновление работы нашей смешанной рабочей группы по урегулированию проблем между нашими Церквями в Российской Федерации. Мы как раз председатели с отцом Филиппом этой рабочей группы.

А.З.: Спасибо! И давайте поздравим сейчас всех наших читателей, зрителей, слушателей, пользователей сайта РИА Новости с праздниками! И с Рождеством Христовым!

РИА Новости
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author