filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Categories:

ВРЕМЕНА ЗЕМЛЕМЕРОВ



(Роман и фильм по одноименному роману братьев Каудзите)

Художественный фильм вышел на Рижской киностудии в 1968 году. Драма.
Латвийский киножурналист Кристина Матиса в 2005 году включила фильм в свою книгу «50 жемчужин латвийской классики кино».

Интересно, что за этот роман братья Матис и Рейнис Каудзите были известны в России ещё до независимой Латвии и их роман был переведён на немецкий и на русский язык под именами братья Рейнгольд и Матвей Каудзите. Ещё в конце 19 века газеты России этот роман назвали оригинальным.

ПРИЧЁМ ЭТОТ РОМАН , ПО КОТОРОМУ СНЯТ ФИЛЬМ, БЫЛ ПОЛОЖИТЕЛЬНО ОЦЕНЁН И В БОЛЬШЕВИСТСКОЙ РОССИИ:
== Братья Каудзите родом из латышских крестьян написали «Эпоха землемеров» (Mehrneeku laiki, 1879 год), очень популярный роман в Латвии ,персонажами которого стали нарицательными. В нем нашли яркое отражение столкновение патриархальных этических и правовых норм и религиозных взглядов с нормами укрепляющихся в с. х. денежно-меновых отношений. Капиталистические отношения в деревне, чрезвычайно усилившие дифференциацию крестьянства, отображаются авторами с бичующим сарказмом и едким юмором во всей неприкрашенной наготе. С другой стороны, авторы любовно идеализируют образы, воплощающие патриархальные «добродетели». Положительные герои, еще сохранившие слабый отблеск революционных устремлений вырождающегося национально-революционного движения, — пассивно-одинокие и бессильные; они уже не заражают и не увлекают читателя.

Художественная и общественная ценность романа — в его сатире. С исключительно едкой сатиричностью выведены герои, усвоившие или усваивающие все «пороки» капиталистического общества. Комичные в своем внешне-напускном и смешном блеске городской культуры, лицемерящие даже перед богом, они отвратительны своим угодничеством, тупостью, рвачеством, мелочным эгоизмом и ничем не прикрытым «законным» хищничеством. Реалистическая струя, связанная с этими образами, разбавляется сентиментализмом, идеализацией отходящих в прошлое патриархальных отношений. Композиция романа построена на случайностях, характерных для немецких уголовных романов, из которых Каудзитес немало позаимствовали.

Каудзите, не видящим реальной силы, могущей повернуть колесо истории, остается надеяться только на случайность. Роман является выражением отчаяния и негодования средних слоев крестьянства, понявших, что недавние всенародные вожди «национального пробуждения» удовлетворились добытыми для верхушечных слоев привилегиями, лозунги национального революционного движения превратились в пустозвонную декламацию, а общественные дела и органы самоуправления — в места наживы и самодовольного хвастовства. В этом большая общественная ценность и историческое значение романа, авторы к-рого в дальнейшем ушли с литературной арены. Тем не менее после Нейкена братья Каудзитес по праву считаются основоположниками реалистического стиля в художественной латышской литературе. ==

А В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ во времена Никиты Хрущёва произведения оценивали так:
==Основным трудом латышских братьев Каудзите является— роман «Времена землемеров» («Mērnieku laiki», 1879), первое крупное реалистическое произведение, имевшее огромное значение для развития реализма в латышской литературе. В романе дана яркая картина наступления капитализма в латышской деревне 70-х гг., создана галерея сатирических образов, умело введен этнографический материал. В художественном построении романа чувствуется некоторое влияние на латышских авторов русского писателя Н. В. Гоголя. ==

СЦЕНАРИЙ ФИЛЬМА:

Времена аграрной реформы второй половины XIX века в Российской империи. В соседние волости, находящиеся в собственности богатого помещика, приезжают землемеры. Им предстоит заново установить границы крестьянских наделов.

Богатый арендатор баронской земли Пратниекс убедил своих соседей в необходимости задобрить приехавших чиновников и дать им хорошую взятку. С его помощью приёмные родители девушки, к которой он сватался, смогли отобрать землю бедняка Каспара — удачливого соперника Пратниекса в благосклонности красавицы Лиене.

После разорения Каспара Пратниекс мечтает добиться от Лиене согласия стать его женой. Он не знает, что Лиене уже сделала свой выбор. Каспар, принятый по недоразумению за афериста Грабовского, становится жертвой разбойников. Убитая горем Лиене, проклятая своей матерью за отказ повиноваться воле родителей и выйти замуж за Пратниекса, сходит с ума и кончает жизнь самоубийством.

В роли Лиене актриса Вия Артмане.
В главных ролях так же задействованы
Гунар Цилинский
Эльза Радзиня
Эдуард Павулс

Композитор
Маргерис Зариньш

Автор сценария: Янис Калныньш

ФИЛЬМ МОЖНО ПОСМОТРЕТЬ ПО ССЫЛКЕ
https://www.youtube.com/watch?v=sAIT7bpQ5EQ
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author