filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Category:

ВСЁ О ИОАННЕ ЗЛАТОУСТЕ


В великий праздник Воздвижения честного животворящего креста Господня, церковь празднует День земной кончины Святителя Иоанна Златоуста.

Он родился в Антиохии , вероятная дата - 349 год. Его родителями были генерал Секунд и его мать Антоуса . Фактически, его мать овдовела, когда ей было всего 20 лет, а Иоанну было всего несколько месяцев, и она была женщиной, которая выделялась своим рвением к воспитанию сына, так что многие ливанские мужчины того времени хвалили её и за красоту, и за порядочность и за материнские отношения к своему сыну. Она же Иоанна научила и первой грамоте.

Затем он учился в ливанской школе. С того времени его риторические способности стали очевидны до такой степени, что его ливанский учитель хотел сделать его последователем его учителем в школе. Однако его христианское воспитание помешало его планам. Иоанн оставил образование и принял крещение , а вскоре, когда его мать скончалась (372 г. н.э.), он решил уйти из светской жизни приняв монашество.

Иоанн Златоуст в 371 году был рукоположен в чтецы. Он мало ел и спал, , молился и учился в неблагоприятных условиях, в результате чего его здоровье серьезно пошатнулось . По возвращении в 381 году он был рукоположен в диаконы архиепископом Антиохийским Мелетием. Репутация его рвения и красноречия быстро сделала его известным в Империи, достигнув императорского двора, что в конечном итоге привело его к должности архиепископа Константинополя. Он также создает благотворительные учреждения, такие как дома престарелых и организует питание для нищих.

Своими словами проповеди , он умел привлечь как христиан, так и не христиан. В новой должности архиепископа Константинополя святитель Иоанн Златоуст развивает широкий спектр пастырской, общественной и благотворительной деятельности. Его главная забота - нравственное взращивание стада, но этим он не ограничивается, но также создает ряд благотворительных организаций, чтобы помочь бедным, сиротам, иностранцам и больным. Организует ежедневное питание, которым накормит 7000 малообеспеченных жителей города. Он отменяет всякую роскошь в церкви, сводит к минимуму пищевые расходы духовенства, продает различную ценную утварь и ценности, которые не были нужны, и дает деньги на дела любви.

Но что является его главным достоинством, так это недостижимый дар речи. В его лице христианское искусство риторики должно было найти своего величайшего целителя. В своих знаменитых речах он говорит о слове Евангелия , покаянии, обращении к Богу. Он богословствует, вникает в великие вопросы человеческого существования и повседневные проблемы общества. Социологизирует, психологизирует и морализирует. Он клеймит безнравственность и коррупцию, осуждает социальную несправедливость, клеймит расточительство, демонстрацию богатых и лордов, осуждает произвол политической системы, обращается против коррумпированного духовенства без указания личностей. Он поддерживает слабых, смиренных, обиженных, простых повседневных безымянных собратьев, которых часто подавляют высокомерие и несправедливость сильных.

Он был ревностным фанатиком христианской веры, строгим аскетом в личной жизни, образцом жертвенности и самоотречения. Именно это привело его к тому, что он не мог мириться с присутствием в Церкви эгоистичных людей и скандального духовенства. Это и привело его к разрыву с большой частью духовенства, которая не выдержала резкой критики этого великого человека. Иоанн боролся за укрепление церковных дел, которые тогда находились в упадке и разложении. Он уделял особое внимание чистоте жизни и был безжалостен со священниками, диаконами и монахами, оказавшимися недостойными, при этом полностью изгоняя неисправимых из рядов духовенства и изгнал 13 епископов. Он запретил монахам жить светской жизнью и разогнал сожительниц монахов, которые жили с монахами под видом "сестёр".

Возможно, он завоевал сердца людей, но вскоре вызвал множество реакций со стороны тех, кого затронула его контрольная проповедь, включая императрицу Евдоксию. Кроме того, различные классы, затронутые его проповедью, постоянно искали причины, чтобы клеветать на епископа, а также выкрикивать в суде это скрытое недовольство. Типичным примером этого было строительство лепрозария и нападение на него со стороны номенклатуры города из-за финансового ущерба, который понесут их владения. Кульминацией стала новая резкая критика Златоуста в Евдокии за ее статую, которую он воздвиг во дворе церкви Святой Софии, где проводились различные мероприятия .

Иоанна приговаривали на изгнания, но возвращали назад при землетрясении , потом злодеи дважды хотели его убить. Солдаты императрицы зверствовали избивая и разгоняя сторонников императрицы называя их "Иоанниты" и в 404 году в Пасхальную ночь многие были избиты за то, что они шли на богослужения к Иоанну.

Златоуст всегда просил, чтобы его выслушал Вселенский Собор . Но это противоречит интересам его оппонентов, они не принимают запрос. Его сторонники были готовы защищать его, а солдаты получили приказ арестовать его и, в случае реакции, немедленно ее подавить. В конце концов, он сдается после того, как явился своим сторонникам, епископам, чтобы мирно попрощаться с ними и тайно уйти, чтобы не вызвать нового кровопролития. Его волей было сохранить единство церкви, чтобы не вызвать раскола .

Рим и Папа Иннокентий призывал Константинополь вернуть Иоанна Златоуста и выслушать его, чтобы пересмотреть решение ссылки. Усталый от многих невзгод в многомесячном пути, и от напряженной аскетической жизни , святитель тяжело заболел, он умер 14 сентября 407 г. по пути в ссылку в Комана. Через 4 года его мощи были принесены в Константинополь.


ВНЕШНИЙ ВИД ИОАННА ЗЛАТОУСТА

Из исторических источников, которыми мы располагаем , мы черпаем свидетельства Иоанна Златоуста. Итак, мы узнаем, что он был очень маленького роста (как ребёнок), с большой головой, сутулый. Он был слишком худ, у него был длинный нос и широкие ноздри. Он был очень бледным и одновременно с очень светлой кожей, у него были впалые глазницы и большие глаза. Внешне он походил на измученного человека. Его лоб был большим, безволосым, с множеством морщин. У него были большие уши, маленькая бородка, очень редкая и седая. Наконец, его щеки полностью впали от поста.

УЧЕНИЯ И ТРУДЫ ИОАННА ЗЛАТОУСТА

Письменные работы святителя Иоанна могут быть полезны и интересны людям всех возрастов. Читатель , изучающий произведение он находит в поразительные риторические навыки, педагогическую гибкость, редкую библейскую подкованность , психодиагностические способности, пастырскую ревность и восточное богословие.

Очевидное и невероятное кроется в том, что в современном мире существует больше трудов Святителя Иоанна, чем он написал их при жизни! Как такое может быть? Просто! Книги сомнительного происхождения неизвестных авторов, но понравившиеся иерархом, взяли и приписали перу Иоанна Златоуста, тем болие книги святителя имели высокую цену и были коллекционеры, которые "охотились" за трудами святителя, а потому преписать чужой труд именем всемирного святителя и объявить его частью своей коллекцией , было милое дело таких иерархов-коллекционеров и таким образом появлялись такие коллекционерные подделки выдаваемые за реальные труды из под пера святителя.. А были писатели, которые специально подписывались уже после смерти святителя его именем, это делалось ради того, чтобы сохранить свои труды от забвения ибо считалось, что всякий труд может пропасть, кроме трудов Иоанна Златоуста.

Надо отметить, что труды Иоанна Златоуста уже при его жизни расходились рукописями и люди просили у него разрешения распространять среди христиан и те письма, которые Иоанн писал конкретным людям. Святитель Иоанн строго запретил давать огласки свои личные письма к людям. Однако позже, без всякого благословения святителя они переписывались, распространялись, а потом и выпускались отдельными книгами вопреки воли святителя.

И хоть мы ценим Златоуста как писателя, но сильнее он был как устный проповедник. Книга не может передать его тембр голоса, интонацию и прочие звуки, которые использовал в проповедях святитель и этим заряжал толпу. За что он и назван "Златоуст", человек с золотыми устами, а не пером.

Если говорить, а что же проповедовал и чему учил Св.Иоанн, то мы находим у него то, что церковью будет принято годами и веками позже, это и личную исповедь священнику (а не общую), это и признание Богородицы Девой и именование её Девой Марией (избегая слова "Богородица"),он учил поклоняться мощам и могилам праведников, учил верить в чудеса от икон Богородицы.

Есть одно учение Иоанна Златоуста, будучи владыкой Константинопольской Церкви, что первентсто иерархии в Христианской Церкви принадлежит только Папе Римскому и он признавал старшинство Папы над собой. Причём, этот факт взят мной не с латинских, а с греческих источников, что для Русской Церкви может показаться странным, греки этот факт подтверждают.

Иоанн Златоуст осуждал любые расколы, о чём сегодня справедливо в нужный момент подмечает РПЦ МП. Иоанн Златоуст, правда говорил, что все христиане от Индии до Рима должны принадлежать одной единой Церкви и грех раскола не сможет смыть даже мученическая кровь отступивших от единства. Но...внимание! Эти слова Св.Иоанн адресовал тем, кто дерзнёт отступить от Рима и Папы Римского! Что опять, не всем выгодно это замечать.

Вместе с тем, Иоанн Златоуст избегает признавать главенство какого либо из Апостолов, в том числе и Петра. Есть главенствующая Церковь, но нет главенствующего апостола. Он задаётся вопросом , почему же именно Петр стал епископом Рима, а не Иерусалима, где епископом стал Иаков. И сам же объясняет, что все апостолы равны, все они владыки мира и не было важности в том, кому какая территория достанется. И слова "Ты Петр Камень" на которой Господь обещает созидать Свою Церковь, по мнению Златоуста относятся к Петру чтобы укрепить его в вере, а не к людям, чтобы они обратили внимание на главенство.

Иоанн Златоуст, как бы мы сегодня сказали, был личностью не ординарной и он хорошо относился к языческой философии древней Греции, потому, греческая философская мысль повлияла на образ жизни многих христиан. Он категорически отвергает взгляды древних греков на Бога, мир, человека и мораль, которые чужды и несовместимы с учением Церкви. Однако Златоуст часто хвалит таких философов, как Сократ, и других второстепенных философов, когда он находит в их жизнях моральное поведение или презрение к материальным благам . Он ругает Платона за то, что, по его мнению, дух греческого философа является философским и противоречит Аристотелю по вопросу о доступности Бога, поскольку Бог недоступен и непостижим.

Иоанн Златоуст стремился объединить и гармонизировать христианство с древнегреческой языческой философией. Да, конечно, он отрицает содержание и идеи греческих философов, но не греческое учение о том, что связано с изучением искусства речи, риторики, науки на основе фактов и фигур поэтов и других текстов античности.

Златоуст не был гибким приспособленцем, напротив, он храбро встречает несправедливость и использует мудрость языческой философии, чтобы положить несправедливости греков конец.То есть, златыми устами бъёт по язычникам их же оружием, их же философией.

Интересно, что и Ветхий Завет Библии Святитель называет "Формулой жизни человека в которой не было истины"

Златоуст называл девство -ангельской жизнью и призывал всех христиан к такой жизни. Но чтобы "ангелы земные" не впадали в блуд, по его мнению, они должны были во избежании греха вступать в брак. При этом брачную жизнь святитель называет более сложной чем монашество. Брак он называет противоядием от проституции. Причём девственность, по учению Иоанна не ограничивается половым актом, её можно потерять даже при мысли о блуде не вступая в половой акт.

Иоанн Златоуст ни когда не ставил превосходства мужчины над женщиной и запрещал выделять мужчин, однако он тщательно и строго разделял права мужчины и женщины, говоря, что смешивать обязанности мужчин и женщин противоестественно для христианства.

Кто не оказывает милость бедным, тот не увидит Царства Небесного , это тоже учение святителя.

Очень настроены против Иоанна Златоустого были евреи. Святитель не стеснялся в выражениях и называл этот народ словами «змеи» , «демоны» , «собаки» и сравнивал синагоги с «проституцией ». Некоторые люди не хотят такое принимать от Иоанна Златоуста и верить, что эти строки принадлежат ему и предполагают, что тут и есть подделка. Но богословы твердят, что с истиной не поспоришь.Отмечается, что евреи и в то время стояли на вершинах власти, особенно судейской и очень несправедливо осуждали христиан в преступлениях, чем и заслужили такой "разнос" от святителя. Сам Златоуст ни чего не имел против евреев в религиозной стороне вопроса и не осуждал и не критиковал иудаизм, а поносил евреев не за их веру, а за государственные их дела, считая, что евреи слились в дружбе с греческими язычниками ради того, чтобы притеснять христиан с вершин власти государства. Златоуст по отношению к евреям не представлял собой ненависти и личной неприязни. Он не был вдохновителем антисемитизма , хотя такие голоса раздавались. Он только показывает пастырскую проблему, которая указывает на то, что причина высказываний не в антисемитизме, а в образе жизни какую еврейские начальники демонстрируют к христианам.

На этом фоне отношений святителя к еврейскому народу есть и другая сторона. Святитель ни когда не призывал христиан не вступать в дружеские отношения с евреями или не покупать у них продукты. Кроме того, он открыто запрещал ненавидеть христианам евреев или их преследовать. Он просил только не разделять христианам с еврейским народом их религии. И это показатель того, что Златоуст выступал против властьимущих евреев несправедливо относящимся к христианам, но ни как не к всему еврейскому народу и низшим слоям еврейского общества.

Язык проповедей и правда у святителя временами казался жестоким и безжалостным, но выше приведённые слова употреблялись не только против евреев, он так же клеймил к примеру ариан.Златоуст просто очень ревностно защищал христиан от любых посягательств иноверцев.Ни один церковный писатель не хлестал столько несовершенных и тиранических правителей, как Златоуст и это в независимости от их вероисповедания.

Златоуст, превзойдя любого другого церковного писателя, вводит новшества в усилиях по спасению как богатых, так и помощи бедным. Он считает, что богатство - неодушевленная вещь и поэтому по своей природе ни плохое, ни хорошее, а окончательный характер дается человеком, который владеет им на основе их использования. Святитель учит, что Бог не делает человека богатым или бедным, это человек по своей воли обкрадывает другого и делает его нищим, а сам богатеет, а потому призывает богатых быть распределителями богатства, а не владельцами. В глазах Бога богатые - добродетельные , потому что в следующей жизни все, что они могут взять с собой, - это добрые дела, а не материальные блага, и груз богатства осудит человека более строже чем сам Бог.

Святитель много трудов уделяет педагогике. Его интересовали цель обучения, личность учителя, методы обучения, привлекательность урока, способности к восприятию студентов. Он отмечает, что студент должен не пассивно принимать предложенный материал, а активно участвовать и формулировать вопросы и мнения. Говорит о необходимости для детей уроков гимнастики и музыки и чтобы как можно чаще говорить о Боге с самого младенчества и этим вырабатывать привычку. Кто в детстве верит в Христа, тот любит и страшится старших и учителей с таким же чувством, словно Бога.

И конечно, нельзя не вспомнить, что Иоанн Златоуст написал свою литургию, а вернее упростил литургию Василия Великого. Сделано это было по той причине, что литургия Василия Великого было очень длинная из-за больших молитв, которые для людей были не всегда понятны, и литургия стала сокращаться, при этом везде по своему и неравномерно. Иоанн Златоуст написал свои молитвы, более короткие, простые и ясные для понимания.



ДНИ ПРАЗДНИКОВ И МЕСТА ПРЕБЫВАНИЕ МОЩЕЙ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА

Для Вселенского Патриархата, Св.Иоанн один из самых великих святых и Константинополь праздничных дней святителю установил больше чем Церковь Русская, правда следует помнить, что в Константинополе календарь церкви новостильный.

Конечно же самый главный праздник святителю 13 ноября - это День земной кончины. И хотя святитель преставился 14 сентября, но так как 14 сентября у греков по новому стилю Воздвижение, то торжества памяти Иоанна Златоуста перенесено на день ранее , 13 сентября. (В русской церкви этот праздник 27 сентября)

30 января - день трёх святых. (в русской церкви 12 февраля)

15 декабря - день становления во главу Константинопольской Церкви (в русской церкви такого праздника нет)

27 января - день обретения мощей, (в русской церкви 9 февраля)

26 февраля - день рукоположения в священство (в русской церкви такого праздника нет)

Католическая Церковь празднует праздник святителю раз в год 13 сентября.

ТЕПЕРЬ О ИСТОРИИ МОЩЕЙ

Мощи (останки) святителя находились в Константинополе до 1204 года. После падения Константинополя от крестоносцев Четвертого крестового похода они были перевезены в Венецию, а затем в Рим. Из Рима они были возвращены Вселенскому Патриархату в Константинополь 800 лет спустя, 27 ноября 2004 года Папой Иоанном Павлом II, и сегодня они находятся в Патриаршей церкви Святого Георгия в Стамбуле.

Частица мощей в виде левого уха находится так же в Ватопедском монастыре на горе Афон . Фактически, его левое ухо остается неизменным на протяжении веков. Церковная традиция гласит, что именно на этом ухе ученик Златоуста Прокл видел, как в видении апостол Павел диктовал Златоусту толкование апостольских стихов и Священного Писания .

Его правая рука без изменений хранится у католиков в Епископальном музее Регенсбурга , Германия .

ЛЕГЕНДА О ИОАННЕ ЗЛАТОУСТЕ КОТОРУЮ ВЫСМЕИВАЛ МАРТИН ЛЮТЕР

Иоанн Златоуст был отшельником в пустыне, к нему подошла царевна, терпящая бедствие. Святой Иоанн, думая, что она демон, сначала отказалася ей помочь, но царевна убедила его, что она христианка и будет съедена дикими зверями, если ей не позволят войти в его пещеру. Поэтому он впустил ее, осторожно разделив пещеру на две части, по одной на каждую из них. Несмотря на эти меры предосторожности, грех блудодеяния был совершен и Иоанн Златоуст согрещив с девушкой лишился девственности . Пытаясь скрыть сей позор, обезумевший от переживаний святой взял царевну и бросил ее в пропасть. Затем он отправился в Рим просить отпущение грехов, но ему было Папой отказано. Осознавая ужасную природу своих преступлений, Златоуст поклялся, что никогда не поднимется с земли, пока не будут искуплены его грехи, и в течение многих лет он жил как зверь, ползая на четвереньках и питаясь дикими травами и корнями. Впоследствии царевна появилась снова, живая, и кормила святого младенца в образе Христа, который чудесным образом объявил о прощении грехов Иоанна.

Эта последняя сцена была очень популярна с конца 15 века как предмет для граверов и художников.
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author