filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Category:

Немецкий художник Вильгельм Лейбель



ВИЛЬГЕЛЬМ ЛЕЙБЛЬ
(автор "Трёх женщин в храме")

В XIX веке мир европейского искусства захлестнул романтизм, оказавший сильнейшее влияние и на художников Германии. И это не удивительно, ведь романтизм апеллировал к ярким, мистическим, иногда сказочным образам, конкурировать с которыми «обыденным» сюжетам было сложно. Но в рядах романтиков появился живописец Вильгельм Лейбль (Wilhelm Leibl, 1844-1900), который стал ярчайшим представителем немецкого реализма.

Вильгельм Лейбль родился в 1844 году в Кельне. Он был седьмым ребёнком уже 60 летнего своего отца. Его отец был руководителем хоровой капеллы Кельнского собора. В начале творческого пути Вильгельм учился живописи у Германна Беккера, а затем продолжил образование в Мюнхенской Академии изобразительных искусств, где брал уроки у ведущих мастеров живописи того времени.



МАТЬ

Внешний вид Лейби был простым , больше напоминал лесничего или администратора, чем художника, каким общественность обычно представляет себе такого человека. Чуть выше среднего роста, широкоплечий, с чрезвычайно развитыми мускулами, он уже в юности побеждал сильнейших мужчин в борьбе и поднятии тяжестей. Его нервная система была необычайно твердая и способная выдержать большие нагрузки, а при необходимости - лишения и утомительную работу. Он был, как почти все сильные люди, добродушным и спокойным характером и позволял себе пройти через суету большого города.


Лейбль пробовал себя в жанре портрета и вскоре осознал, что именно портретной живописи посвятит свое дальнейшее творчество. В своей мюнхенской мастерской Вильгельм встречался с молодыми именитыми художниками. Среди них был и уже состоявшийся к тому времени французский живописец Гюстав Курбе, внимание которого привлекло полотно «Портрет госпожи Гедон».


Очень живое изображение молодой девушки с точным вниманием к деталям и без прикрас отразило реалистические принципы творчества Лейбла. И Курбе, которого называли завершителем романтизма и основателем реализма, заметил в молодом художнике потенциал. Благодаря ему Лейбль в будущем познакомился с Эдуардом Мане. Лейбла привлекали поля Баварии, труд крестьян, свет и открытые пространства. В историю вошли его сельские сюжеты и портреты простых людей. «Неподходящая пара», «Сбережения на чёрный день», «В крестьянской горнице» - на этих полотнах изображены обыденные моменты жизни сельчан, в которых нет ни утонченной красоты, ни романтической символики.



Персонажей его картин нельзя назвать идеальными и сложно – красивыми. Будучи реалистом, Лейбль подчеркивает социальное положение этих людей выразительными деталями. Грубоватые лица, простая одежда, незамысловатая утварь – все говорит о том, что на картинах изображены люди низкого сословия. Но среди его работ есть и портреты людей более высокого ранга, например, «Художник на охоте». Эта одно из поздних полотен, где Лейбль начинает тяготеть к импрессионизму. Но он не уходит в него полностью и остается верен реалистической традиции.



Руководящим принципом художником было не то, чтобы его модели были красивыми, но чтобы они были «хорошо восприняты». Художник был мастер не столько по рисованию, сколько по видению ситуации, он умел видеть.



Вильгельм Лейбль умел привлекать к себе внимание. Вокруг него даже образовался кружок живописцев, которые разделяли его взгляды. Среди молодых почитателей-реалистов был и Генрих Трюбнер, который, как и Лейбль , в своем позднем творчестве перешел к импрессионизму. Много сделав для немецкой реалистической живописи, Вильгельм Лейбль перешагнул этот этап европейской истории искусства, став одним из основоположников импрессионизма и модерна.



ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: Лейбль свои картины всегда начинал рисовать с глаз людей, он считал, что глаза в человеке самое главное и потом уже вокруг глаз создавал всю другую картину.




ПОЧЕМУ ЖЕ ЛЕЙБЛЬ БЫЛ ТАК ПОПУЛЯРЕН В ГЕРМАНИИ?
Удивительно то, что живопись в Германии развивалась в течении длительного периода и была очень оригинальной. И Дюрер и Халдемс имели мировое художественное значение. Но вскоре немецкая живопись исчезла и уступила место итальянской, французской и голландской живописи. А потом в Германии был период войн до начала 19 века и было не до живописи. Процветание Германии ещё до Первой Мировой войны было уничтожено, огромная масса дворянства и буржуазии голодали, а крестьянин грыз лапоть от голода. В такой ситуации не было места художникам чьи работы принадлежали к самым дорогим предметам роскоши, о приобретении которых могут думать только те люди, которые владеют гораздо большим, чем те, кто удовлетворяется в жизни самым необходимым. В немецких талантах, конечно, никогда не было недостатка , но в стране, где не покупают произведения искусства и не делают заказы, талантов не может быть в принципе. Каким бы большим талантом не обладал бы немец конца 19 века в художественном искусстве, он не имел возможностей в Германии развиваться и не был востребован.


Но небольшая потребность в художественном искусстве у немцев была всегда. Были маленькие дворы немецких принцев, которые хотели свои дворы украшать картинами . Но в Германии не было мастера-художника, кто бы мог это сделать. Даже потом, после многолетнего упадка, рисовать в Германии было непросто. Был потерян наработанный художественный опыт. Не было учителей. Надо было всё начинать заново.



В это тяжёлая время и появляется одна из самых ярких звёзд на художественном немецком небосклоне, Вильгельм Лейбль. Он работал честно, был не богат и не заботился о материальных вещах. А так как престарелые родители ему помогать не могли, он должен был заботится о хлебе и не отказывался даже от самого маленького заработка и потому рисовал бедняков. Фотоаппаратов не было и он предлагал себя в дома перед похоронами, чтобы на полотне на память родственникам запечатлить портрет усопшего человека. Он рисовал покойников портреты и продавал за небольшие деньги в семью покойного.Такой рисунок требовал большой тонкой психологии и ответственности и по отношению к убитым горем людям и по отношению к своему искусству. И это была не сиюминутная халтурка-подработка, а занятия на целых 13 лет, чтобы крепко встать на ноги как художник.



У него ни когда не было благоприятных условий, даже когда уже был известным и ценился как самый реалистичный художник Германии. Он всегда снимал студию и работал самыми дешёвыми и необходимыми для художника инструментами. Студии были маленькие и он не мог нарисовать большое полотно, хоть попытки были, но закончились тем, что он разрезал свою картину.


В то время, когда его бывшие коллеги уже продавали все картины на мольберте за большие деньги арт-дилерам и любителям, а новички получали разумные цены за свои неуклюжие достижения, ему почти приходилось торговать своими шедеврами за жалкие монетки . Настоящих ценителей художественного искусства в Германии было крайне мало. Люди хотели видеть Венецианский колорит, пышные костюмы, блеск оружия и дворцы, а Лейбль показывает современность немецкой бедноты и рисует то, что видит и от чего люди устали в этой жизни. Люди не понимали и не покупали его картин. Когда он предлагал картины перекупщикам , они отвечали: "Твой товар нежизнеспособный и ни кому не нужный".



Лейбл всегда проводил лето в деревне, где он находил более характерные и живописные этюды в кривых фигурах и выразительных лицах крестьян, чем в городском населении . Левен все еще прост и естественен для сельского населения и люди принадлежат той земле, на которой они выросли такие же простые. Первые годы предпочел Лейбл Дахау, местечко недалеко от Мюнхена, жители которого до сих носили очень оригинальные костюмы. В деревне он любил охоту, рыбалку и греблю на лодке.



Не найдя понимания в Германии, картины немецкого художника имели популярность в Париже. Один художник Франции сказал своим ученикам: "Если наши художники не умеют рисовать, пусть поедут в Германию и посмотрят картины Лейбла" Французы стали покупать немецкие картины.
Теперь перекупщики Мюнхена наконец поняли , какими близорукими они были, какими неуклюжими, что они не скупили все у этого художника. Теперь перекупщики обратились к художнику продать им картины и предлагали не малые деньги, но художник ответил: «Мне больше не нужны ваши деньги! Теперь я могу работать несколько лет без забот, а потом, наверное, снова что-нибудь найду. Вы платили мне как поденщику более десяти лет, давая самые низкие цены за лучшие работы, а французы купили плохие мои работы за более высокую плату. Больше вы не будете вести своё дело с моими картинами и я больше не заблужусь! »




ПОЧЕМУ "ТРИ ЖЕНЩИНЫ В ХРАМЕ" СЧИТАЕТСЯ ШЕДЕВРОМ ХУДОЖНИКА?
Уже известным художником он пишет "Три женщины в храме" .На этой картины изображены три крестьянки, молящиеся в церкви. И это, наверное, самая совершенная вещь, которую он создал. Головы, руки и одежда одна истина и красота в рисунке и высочайшее техническое мастерство живописи. Выражение молящейся женщины непревзойденно; здесь не видно позирования! Это преданность крестьянок не лицемерно, это правда насквозь! И эту картину опять же высоко признали не немцы, а парижане и счастье то, что нашёлся немецкий барон и предложил за картину 20.000 марок , чтобы она осталась в Германии. Картина названа немецким шедевром 19 века.
Художник ведет нас в угол деревенской церкви Байер, и на ней три крестьянские женщины, две старухи и молодая девушка. Все настолько естественно, что Вы даже замечаете пыль на стыках старых скамеек.
Ткань на груди молодой девушки и от грубых рабочих рук до тона беленой церковной стены, из которой так чудесно выделяется голова одной из старушек. А сколько воздуха и света, ломаного, бледного полумрака и тусклого яркого дневного света! Но даже если современные люди научатся такому же масткрству- есть одна вещь, которой они не могут научиться, если она не дана им в такой богатой мере, как Лейби: чувствовать и позволять чувствовать. Он рисовал не только тела и их одежды , но и души троих с простотой и искусством, с правдой и верностью, которые далеко затмевают даже многие религиозные образы иконописцев на иконах.



О художнике говорили: "Он всегда рисует очень злых людей, но в спокойном состоянии".

Художнику было 56 лет, когда он почувствовал большую одышку и обратился к доктору. У художника была водянка. Болезнь оказалась внезапной и смертельной. Вся Европа оплакивала художника.



Его художественное стремление никогда не было направлено на признание в большом мире, на медали и титулы, и у него всегда была простая жизнь среди простых, рассеянных людей. У него ни когда не было врагов. Он жил только своей работой, своим искусством, и его амбиции были ограничены. Точно так же, как Лейби не позволял себе впадать в депрессию в годы самых болезненных финансовых бедствий, когда он все еще полностью игнорировался публикой и писателями-искусствоведами, так и в дни буйных успехов он оставался без тщеславия и высокомерия.



У Лейби не было большого художественного таланта, он имел мало воображения, он не был рождён для того, чтобы создавать великие композиции, но он обладал острой наблюдательностью, техническими и колористическим художественным талантом, этого не было ни в одном из его современников.



Его живопись не гениальна, ни эффектна, ни пикантна, ни анекдотична, но никогда не бывает обычна и равнодушна. Может потому, что он вот такой, ни как все, многие не знают его творчества, а может и не слышали его имени.



Вильгельм Лейбль занимает почетное место среди лучших произведений искусства 19 века.
Subscribe

  • 17 ИЮЛЯ 1954 ГОДА РОДИЛАСЬ КАНЦЛЕР ГЕРМАНИИ АНГЕЛА МЕРКЕЛЬ

    (Дочь лютеранского пастыря) Ангела Меркель Первая женщина в истории Германии, занявшая пост канцлера. Она также первая из канцлеров,…

  • ДОСОВЕТСКИЙ ДОНБАСС

    Территория между Днепром и Доном, ограниченная с юга Азовским морем, а с севера - условной линией лесов, называется Донбассом, от сокращения…

  • ИЗ ИСТОРИИ РУССКОЙ ЦЕРКВИ

    16 августа 1941 г. Гейдрих издал приказ, запрещающий какое-либо содействие религиозной жизни в СССР, подчеркивающий необходимость соблюдать…

  • МИТРОПОЛИТ ПЛАТОН (ЛЕВШИН)

    Среди деятелей церковного просвещения ХVIII-го века самым значительным и ярким был, конечно, митр. Платон Левшин (1737–1811). Это был…

  • РУССКИЕ АРХИЕРЕИ СМОТРЯЩИЕ НА ЗАПАД

    СВЯТИТЕЛЬ СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ Симеон Полоцкий (1629–1680). Это был довольно заурядный западно-русский начетчик, или книжник, но очень…

  • ПАТРИАРХ НИКОН И РУССКИЙ РАСКОЛ

    О патриархе Никоне (1605–1681) говорили и писали слишком много уже его современники. Но редко кто писал о нем бескорыстно и…

Comments for this post were disabled by the author