filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Category:

РАЗЪЯСНЕНИЕ ПРИТЧИ О СЕЯТЕЛЕ И О ЛИТУРГИИ СЛОВА


Совесть каждого человека, а тем более человека называющим себя христианином, должна подсказать, что нам делать в День воскресный. Это святой день. И в каждой христианской семье, этот день должен начинаться словом Божьим. Богослужение - это время святого упражнения. Люди очень часто находясь дома в воскресный день, легкомысленно и бесплодно слушают слова человеческие, пустословят, сплетничают, ругаются или отпускают шутки-прибаутки, но это всё бесплодно для нашей души и не приносит духовной пользы. И только в храме мы можем найти пищу для души. Там же мы можем помолиться за тех, кто не мог придти в храм, а после церкви и посетить больных, одиноких, слабых и тем самым позаботится о всякой душе христианской, скорбящей, озлобленной, милости Божьей и помощи требующей. Помочь этим людям делами.

Грех - это не сделать ближнему доброе дело в воскресный день, грех -это посветить воскресный день работе для себя, забыв о Церкви и ближних. А сделать ПОСЛЕ МОЛИТВЫ В ХРАМЕ в воскресный день доброе дело для ближнего, больного и немощного, это совсем не грех. И опять же, помня о Дне воскресном мы не должны придти к ближнему и начать кого-то обсуждать или пустословить о бытовых мелочных делах. Говорить следует о духовном, о святых, о услышанном прочитанном в храме евангелии и о том поучении священника , сказанном после евангелия, чтобы поделиться этим словом с теми, кто по какой-то причине находясь дома не мог его слышать, но мы приносим это слово в пересказе.

Я постоянно говорю, чтобы жить по-христиански, верить надо не в Бога, ибо и злые сущности верят, что Бог есть, а верить надо Богу! А если мы верим Богу, то мы обязаны верить в Божье Слово. Мы не можем верить Богу отрицая Его Слово в священном писании! Чтобы это Слово знать, надо читать Евангелие. А чтобы это Слово понимать, священник должен его доходчиво объяснять, для этого и есть слово пастыря после прочтения Евангелия. Нельзя верить Богу не зная Его Слова, не слыша его и не понимая. Потому чтение Евангелия и слово пастыря, это главная составляющая Литургии Слова, которая предворяет следующую часть Литургии, Евхаристию (Литургию Действия). Если слово пастыря после Евангелия прочитанного будет грамотное, то и паства будет грамотная.

Другой вопрос, а готова ли паства принять это Слово. Ибо есть и такая паства, которая считает, что она всё давно знает, а слово пастора только задерживает литургию, для кого-то в литургии слова главное не Евангелие, чтобы пол деревни о здравии подруг помянул в ектении, которые и Богу не верят и в храм не ходят.

А сколько таких, которые выходят из храма прослушав чтение Апостола и Евангелия на Литургии и говорят: "Мы не знаем о чём читали, мы не слышали и мы не поняли. Но служба прошла очень великолепно, такие красивые одетые дети были воскресной школы, а как молились они заглядение, ещё и воды святой соседки взяла. А как митры блестели на головах архиереев! Вот настроение только рядом стоящие испортили, одна толкнула, другая мою свечку затушила, ну я им и сказала... одной и другой... Очень хорошо помолились, только уж долго очень, переживала пол службы, что на базаре лучшее разберут." У меня вопрос, а зачем человек в церковь ходил? Это что, привычка, себя показать, других посмотреть??? В ЦЕРКОВЬ ЧЕЛОВЕК ПРЕЖДЕ ВСЕГО ИДЁТ И ЗА ДУХОВНЫМИ ЗНАНИЯМИ, которые мы черпаем из текстов священного писания и из слов проповеди священника. Для этого и есть часть литургии, Литургия Слова, что продолжается до Херувимской Песни и Великого входа. И до этих пор мы должны ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАТЬ Слово.

И вот в завтрашнем Евангелии мы будем слушать слово о сеятеле. Эта притча описана в 8 главе Евангелия от Луки. И там речь идёт о Семени - Слове Божьим и о разного вида почвах - душах человеческих.

Одна почва, в которое падает семя, это придорожье. Если семя бросить на дорогу, его потопчут, оно не взойдёт. Это почва - душа человека "на распашку", как широкая дорога. Человек вроде и хороший, общительный, но он вмещает в себя и сплетни, и осуждения, и пустословие и всякого рода соблазны и этими пустыми словами и грешными делами, попирает всё то, что услышал в Церкви от Слова Божьего и слов пастыря. Новые впечатления пустой радости от пустословий, захлёстывают всё святое. Потому и в итоге нет духовных плодов, хоть всё услышали и познали и потом всех навестили с "душой на распашку" и всё забыли.

Вторая почка - камень. Это душа -твердая, не принимающая Слово. Там не хватает влаги - слезы покаяние. Там нет любви. Это люди открыто не принимающие Слово Бога. Стоят в храме, называют себя верующими, крестятся и заранее знают, что жить по Слову не будут. Они верят в Бога, но не верят Богу. На камнях нет плодов.

Третья почва - это тернистая почва. Терние - наши земные заботы. Это то, когда стоя в храме, слышим Слово и при этом думаем, что нам молока на базаре не хватит из-за этого длинного Слова. Терние заглушит семя и не даст родиться плодам.

И только тот, кто искренне слушает , понимает Слово и потом меняя себя живёт по этому Слову, у того душа, как плодородная почва, которая впитывает себя и приносит плод.

Итог: чтобы плод духовный получить от богослужения, нужно сохранить Слово Божье в своей душе. Слово должно просветить наш разум и усладить наше сердце. Нужно молиться и просить у Господа наделить душу доброй почвой способной принять семена Слова и от этих семян принести себе и другим множество плодов добрых дел.

Я всем желаю, чтобы каждый из вас выносил из храма, каждое богослужение в своей душе семена Слов Божиих, от которых позже в ваших душах будут произрастать плоды добра и этими плодами будете питаться вы и ваши окружающие.

Аминь.

(Слово архимандрита Филарета (Романова) Латвийская Православная Автономная Церковь Константинопольского Патриархата)




ВОПРОСЫ К ПРИТЧЕ О СЕЯТЕЛЕ

==Почему Христос не просто учил, а учил говоря притчами?

--Иисус говорит, что учит притчами, потому что многие прямо возражают против его учения. Они не могут слышать и понимать его послание, но они будут слышать его притчи как истории. И тут важно отметить, что сами притчи Христа - это проповедь для всей толпы, а разьяснение сказанного он делал только своим ученикам апостолам. Так и  саму притчу может в Библии (Евангелии) прочесть всякий, кто откроет книгу, а разъяснение притчи доступно только в храме священником, своим ученикам - прихожанам, которых священник духовно учит. Ну, сейчас в век интернета и разъяснение можно найти и не пойдя в храм, но это хорошо, если это разъяснение кто-то ищет, а то христиане не ходящие в храм и притчи самой могли не слышать и не знать. Тот, кто притч не знает и не понимает, тот не ученик Христа, тот не христианин, тот просто часть толпы.

==А к притчам народ прислушивался?

--Нет. Большая часть толпы слушает и сопоставляет со своими жизненными историями и хотя бы слышат Христа и потом уже сделаются Его учениками.  Некоторые  же поймут их сразу . Однако многие так же были  уверены, что не могут понять Христа и слова Его не смогут принять.
А ведь Господь ни сказал ни чего нового, всё это говорил уже пророк Исаия и Христос только более широко объясняет слова пророка Исаии с 6 главы: "Пойди и скажи этому народу: слухом услышите и не разумеете, очами смотреть будете и не увидите "
Господь знал, что и его послание не будет услышано и не будет понято, как не было услышано и слово пророка Исаии. Господь знал, что грехи израильитян не будут прощены и они будут наказаны Богом.

==Что Господь хотел сказать этой притчей?

--Христос хотел сказать, что для понимания Его необходима людская вера в него и он не сможет просветить и исправить тех людей, которые отказываются его слушать и ему верить. Эту притчу мы можем назвать самой главной, ибо чтобы услышать другие притчи, нужно услышать и понять всем эту.

==Есть ли какое-то объяснение, почему церковь эту притчу читает в это время и когда она читается?

--Притча о Сеятеле от Луки читается обычно в октябре и это не случайно. В Византии в это время греки всегда сеяли на зиму зерно и когда в 22 седмицу по празднике Пятидесятница христиане, которые в основном-то в старые времена были сельхоз-рабочие  и растили свой хлеб, сеяли своё зерно и при этом слышали в это время притчу о сеятеле, то людям тружанникам , это было более близко и понятно на примере своего труда, как сеять зерно и какая почва , чем если бы эту притчу читать зимой или летом. То есть, порядок годовых чтений Евангелия в Церкви тоже выстроен не случайным образом.

==Обычно, притчи, это такое христианское искусство, когда многие художники Запада пишут множество картин на темы Евангельских Притч, тот же Блудный Сын или Фарисей, но как-то о Сеятеле эту притчу художники не изображают...

--Это не совсем так. Мы видим картину (на фото) , под названием "Речной пейзаж с сеятелем", которую написал   Питер Брейгель Старший. Да, казалось бы река, природа, нет ничего евангельского, кроме современного сеятеля уже на фоне далёкой Церкви. Но, художник так изобразил именно евангельскую притчу о сеятеле. И если мы присмотримся, увеличим изображение, то на берегу реки стоит коричневая такая толпа людей, а у берега стоят лодки и там едва-едва замечен Христос. Мы бы Христа там не узнали, если бы не знали историю, что рисовал художник и что хотел изобразить. Так вот толпа и Христос еле заметны, а больше внимание отдано сеятелю и природе, это как бы то, о чём той толпе с лодки Христос рассказывает.
Ну и надо заметить, что ещё есть западное классическое  музыкальное произведение посвящённое этой притчи.

(Ответы на вопросы архимандрита Филарета (ЛПАЦ КП)
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author