filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Categories:

ЛАТЫШИ


(Из русского источника Российской Империи 1896 года)

Латыши - коренные жители Прибалтийского края и инфлянтских уездов Витебской губернии, арийцы по происхождению, соплеменники литовцев , древних прусов и ятвягов , жили с давних пор в смежности и вперемешку с представителями финно-эстского племени, подвергаясь влиянию корси и ливов и изменясь во многих местах в расовом типе, в противоположность литовцам, которые только в Тельшевском уезде (так называемая Жмудь) имели в историческое время соприкосновение с финно-корским племенем.

На 1881—1885 годы численность латышей составляла:
В Лифляндии = 490.345 человек
В Курляндии = 479.978 человек
В Латгалии (латыши-католики) = 189.000 человек
В Витебской губернии = 28.000 человек
В Ковенской губернии = 26.000 человек
В Псковской губернии = 11.000 человек
В Пруссии = 1.500 человек

Немало латышей жило еще в губерниях Могилевской и Уфимской, а также в Кубанской области и в столицах Москве и С-Петербурге.

Латыши исповедуют Лютеранскую веру, за исключением латышей живущих на польских территориях в окрестностях Двинска (Даугавпилса), Режице (Резекне) и Люцин (Лудза) где местные латыши (латгальцы) возвратились в католицизм во время контр-реформации, а с 1840 г. в Лифляндии и Курляндии некоторая часть латышей перешла в православие.

Латыши —это люди среднего роста, часто выше среднего, сильного, пропорционального телосложения. Цвет кожи белый, волосы на голове гладкие, часто легко, редко сильно вьющиеся, большей частью русые, но встречаются и светло-каштановые, редко темно-каштановые. Чисто рыжих и черных волос не встречается. Цвет глаз преимущественно серо-голубой, серый или голубой, редко карий. Обыкновенно латыши бреют бороду. Лицо вообще овальной удлинённой формы, редко широкое или угловатое. Цвет лица хотя и не свежий, но и не бледный. Лоб высокий, нос большей частью прямой и довольно длинный, зубы хорошие и прямые. Красивых женщин немало.

Средним ростом своим латыши и литовцы сближаются с финно-эстами, отличаясь от белоруссов большим процентом лиц высокого роста.

Первоначально на берегу Балтийского моря обитали леты; ливо-куроны явились туда путем морского переселения, только в более позднее время. История языка и в особенности культурных слов показывает, что ливы и финны заимствовали в древнее время от лето-литовцев весьма важные культурные понятия по лесоводству, пчеловодству, земледелию и рыбоводству, между тем как, наоборот, число ливизмов в латышском языке невелико.

Латыши общего государственного устройства не имели, а жили под предводительством своих старейшин и родоначальников, разбросанными по лесистым и болотистым местам, заселяя страну посредством выдела младших сыновей на особых новоселках и пустырях. Старший сын или младший наследовал обыкновенно усадьбу и хозяйство, обязываясь, как это поныне в обычае у жмудинов и литовцев Сувалкской губернии , поддержать братьев при основании нового поселка.



ДОМ ЛАТЫША - это бревенчатая постройка, в 25-35 метров длины, 12-13 метров ширины. В средине помещался очаг, окруженный низкой каменной стеной; он состоял из ямы, выкопанной более метра в глубину, и имел в окружности, в форме квадрата или круга, от 4 до 5 метров.

Еще в XVIII веке курляндская хата была под одной крышей, без разделения сеней-кухни от жилой половины, без окон, с дверью, служившей вместе дымволоком и просветом. Когда, кроме очага, у более богатых явилась печь для хлебопечения, дом разделился в две половины: намс (кухня и сени) и истаба — изба с русской печкой.

В Лифляндии в ХVIII веке существовали типы жилых построек, соединявших в себе ригу или овин (в зимнее время теплая спальня), холодное помещение с земляным полом для молотьбы и коморку для ручной мельницы и для сохранения разной рухляди, с картофельной ямой.

До настоящего времени хозяйский двор имеет еще особую чистую клеть, без окон, с крепким потолком и полом, для сохранения сундуков и одежды дочерей-невест и неженатых сыновей; здесь принимают, как и у жмудинов Ковенской губ. и литовцев Сувалкской губ., почетных гостей и спят в летнее время хозяйские дочери и сыновья. Амбар с овином, сарай, хлева, конюшни и бани строятся особняком и отделены от двора цветником, огородом и фруктовым садиком. Окна и фронт дома поныне выходят не на улицу, а на чистый двор. Крыши кроются в Лифляндии и Витебской губ. соломой, в Курляндии кое-где гонтом. Домашняя утварь и хозяйственные орудия большей частью из дерева;



Общая НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА почти везде подверглась видоизменению под влиянием городской культуры. Национальный костюм на конец 19 века почти исчез в пределах Риги, Митавы (Елгавы) и Вендена (Цесиса), более сохранился близ Либавы (Лиепаи) и Гольдингена (Кулдиги), и так же близ Якобштадта (Екабпилса), Крейцбурга (Крустпилса) и Мариенбурга (Алуксне).

Материал для одежды еще домашнего изделия; господствующий цвет — серый, разных оттенков; только юбки и лифы у женщин окрашиваются в темно-синий или темно-коричневый цвет.

Мужская одежда состоит из полотняных рубах и штанов, шерстяных штанов, камзола, жилета и кафтана. В Витебской губ. верхняя праздничная одежда как мужчин, так и женщин — свита из серого сукна, зимой — кожух. Рубашка под подбородком застегивается металлической, большей частью серебряной застежкой, у женщин более крупной, чем у мужчин.

Верхняя часть женской рубашки из более тонкого, нижняя — из грубого холста. Женские рубашки у витебских латышек иногда с вышивками; юбки шерстяные и холщевые. Голову покрывают платком, который у девушек завязывается под подбородком, у женщин обматывается два раза вокруг головы и повязывается на лбу. В праздник женщины носили чепцы, обшитые металлическими украшениями и бусами, девушки — венец из цветов, шерстяной материи или металлический с бусами, походящий на корону.

Считалось неприличным для женщины и девушки выходить из дома без передника, который закреплялся особыми декоративно вышитыми или сплетёнными особым узором поясами. Женщины повсеместно носили белые шерстяные покрывала, скреплённые несколькими сактами, специальными брошами. Украшениям в народе приписывали магическую силу, использовали в семейных обрядах. Украшения указывали на своё конкретное племенное, родовое, региональное, социальное или заимствованное происхождение (жена носила знаки мужа). Даже в теме жилья, хозпостроек, в одежде, в форме семейной и календарной были использованы родовые знаки.

Обувь прежде состояла из лаптей и кожаных пастал.

Домашние женские ткацкие работы отличаются иногда не только прочностью, но и художественностью рисунка. Латыши славятся как льноводы и отчасти садоводы, за пределами своей родины.

В Витебской губернии латыши ., в сравнении с щеголеватыми и зазнавшимся грубыми староверами, отличаются высшей скромностью и бережливостью к вещам.

Существенную роль в хозяйстве играли домашние и сельские ремёсла. Каждый хозяин хутора умел делать всё: от орудий труда до домашней утвари. Это кузнечное, гончарное, столярное, плотницкое, бондарное ремёсла, а ткачество, вязание, плетение — это ремёсла женские. Кузнец считался самым уважаемым человеком. Устойчивость старинных традиций проявляется в изготовлении и использовании шерстяных вещей из-за влажного и прохладного климата. Самая яркая и любимая традиция латышей — это проведение праздников песни и танца с хоровым исполнение народных песен.

Латыши Латгалии и Витебщины как и литовцы, очень любят свой костел и сыновей охотнее всего приготовляют в ксендзы. Каждая семья католических латышей мечтала чтобы хотя бы один из сыновей стал католическим священником. Латыши-католики Латгалии отличались очень большой верой.

Балтийские латыши были гораздо развитее латгальских и Витебских латышей ; их литературные произведения у латгальцев находят малый сбыт.

Семейные обычаи и праздники у всех латышей где бы они не жили , на Западе или на Востоке, одинаковы . Множество бытовых черт языческого характера сохранилось в родинных, свадебных и похоронных обрядах и песнях (обычай угощения домочадцев при рождении, банный вечер, отыскание колыбельного очепа и т. п.). При свадьбах заметно также влияние общих немецко-мещанских обычаев, с надеванием чепчика. В похоронных обрядах характеристично изгнание смерти еловыми ветками .

Фольклором записано 663 латышских наговора и заклинания. В народном лечении играют важную роль народный массаж, кровопускание, наложение горшков, средства гомеопатические и симпатические.



ЛАТЫШИ РОССИИ И БЕЛОРУССИИ

Латышская диаспора в РОССИИ образовалась из трёх главных групп: «старых латышей», покинувших Латвию, начиная с середины XIX века; латышей, депортированных в период сталинских репрессий (утверждается, что репрессиям тогда подверглись до 50 тысяч живших в стране латышей ); и тех, кто добровольно переехал в советское время. Все латышские центры объединены в одну организацию — Съезд российских латышей. Существует латышская воскресная школа в Москве.

В 1927 году в Ленинградской области (включавшей тогда будущие Новгородскую и Псковскую) жило 39 тысяч латышей; в 1930/31 уч. году на каждых 658 латышей в области приходилась одна латышская школа. При областной совпартшколе существовало отделение для латышей, в педагогическом институте им. Герцена был латышский сектор, в Ленинграде был латышский Дом просвещения. В 1934 году на Ленинградском радио была создана латышская редакция. В октябре 1937 г. по решению горкома ВКП(б) был ликвидирован латышский Дом просвещения. Латышский театр был ликвидирован по постановлению Леноблисполкома от 3 марта 1938 г.; к концу марта 1938 года латышские школы были преобразованы в обычные.

Вследствие репрессий и войны число ленинградских латышей значительно сократилось и сейчас в Ленинградской области латыши проживают в очень небольшом количестве.

Компактно проживают потомки латышских переселенцев в Сибири (в Красноярском крае и Омской области ), а также в Башкортостане .

В конце девятнадцатого — начале XX веков на нынешней территории БЕЛОРУССИИ существовали десятки латышских поселений; на 1928 год на территории БССР было 1 890 латышских крестьянских хозяйств . В 1924—1934 гг. в Витебске существовала латышская национальная камера при народном суде .

По данным переписи 2009 года, в РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ проживало 1.549 латышей . Больше всего. почти треть латышей проживала в Витебской области.
Витебская область = 499 человек.
Минск = 283 человек
Минская область = 190
Гроденская область = 180
Брестская область = 150
Гомельская область = 136
Могилёвская область = 111

В Витебске даже имеется православная Церковь (ныне обнавлённое восстановленное строение) в которой в Витебской губернии совершались все православные богослужения на латышском языке и прихожане этой церкви были православные латыши Витебщены. ЭТУ ЦЕРКОВЬ МЫ ВИДИМ НА ФОТО, это Храм Воскресения Христова на Рыночной площади (в просторечии Рынковая церковь). Точная дата, когда возникла первая церковь на этом месте, неизвестна. Однако впервые деревянная православная Воскресенская церковь упоминается в источниках в 1558 году. Воскресенскую церковь часто называли Рынковой. Это название она получила за то, что находилась на рыночной площади. Правда, это уже третья современная церковь построена уже в 2009 году на том же месте.

Сегодня в мире больше всех латышей живёт в Латвии = 1 263 894 человек на 2019 год.(это = 62,1%, всего населения Латвии)
США = 96.000 человек
Ирландия = 46.000
Англия = 36.000
Россия = 29.000
Канада = 28.000
Бразилия = 25.000
Австралия = 19.000
Норвегия = 11.000
Германия = 10.000
ВСЕГО В МИРЕ = 220.000 латышей живут за пределами Латвии (это = 12,2% всех латышей), а всего латышей в мире насчитывается около 1.800.000 человек.

Особенно в Латгалии очень много смешанных семей. Как правило в смешанных семьях чаще встречаются женщины латышки замужем за мужьями славянской национальности (до 63% смешанных браков) и реже латышский мужчина брал себе жену из девушек другой нации. Это говорит о том, что латышские женщины всегда были хорошими хозяйками и верными жёнами.
В древней культуре латышей, жених похищал невесту насильно и увозил в свой дом. Бывали ожесточённые бои в дороге, если жениха догоняли родственники невесты. Позже вместо кражи невесты её стали просто покупать по договору с отцом невесты заплатив ему нужную сумму денег за дочь.
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author