filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Categories:

18 декабря - ДЕНЬ ПРЕПОДОБНОГО САВВЫ ОСВЯЩЕННОГО

(Что известно из Палестинских рукописей)




Савва (или как в Палестине называют Себас) был одним из самых важных фигур в женском монашеском движении , в Иудейской пустыне в византийском период . Он основал множество монастырей и служил представителем церкви в Палестине при византийском королевском дворе. Самый большой и самый известный монастырь Саввы Освященного , является одним из старейших монастырей в мире. В том монастыре была погребена преподобная Евфросиния игуменя Полоцкая скончавшаяся в паломничестве, в Иерусалиме.

Житие святого Саввы написано его учеником Кириллом Скифопольским, который Савву знал ещё лично при жизни.

Савва родился в 439 году в Каппадокии , Малая Азия , и был членом привилегированной христианской семьи. Его отец Иоганнес был византийским военнослужащим, и когда Савве было пять лет, его отец и мать София отправились с отцом в Александрию , а мать доверила Савву в дом своего дяди. Савва сбежал от своего дяди к другому дяде (по линии отца) и жил с ним. Когда ему исполнилось восемь лет, между его дядями разгорелся спор о наследстве Саввы (намерение состояло не в том, чтобы за мальчика требовать денег у родителей, а наоборот, спор вышел за деньги, которые родители оставили, чтобы заботиться о нем в их отсутствие), и во время конфликта мальчик переехал в монастырь . В монастыре он изучил быт монахов, проявил большое усердие и за короткое время выучил наизусть все псалмы . Он выстоял и длительное голодание в пост, мало спал , первым приходил на молитву и последним уходил.

В 18 лет он обратился к настоятелю монастыря с просьбой покинуть это место и иммигрировать в Иерусалим . Настоятель монастыря согласился , но только после чудесного сна, в котором получил указание свыше.

В 456 году Савва прибыл в Иерусалим и поселился в одним из самых важных и уважаемых монастырей. Его знание жизни монастыря и знание стихов Псалмов позволило ему выбрать комфортную жизнь с финансовой обеспеченностью в одном из монастырей Иерусалима в качестве чтеца или другой работы, но Савва отклонил эти предложения и попросил присоединиться к монастырю Евфимия Великого . Несмотря на его знакомство с Библией и опыт, полученный им в детстве, он получил отказ , в основном из-за того, что у него не было бороды .

В самом деле. у Саввы в то время не было бороды. Подписание бороды как условие присоединения к Лавре не было связано с косметическими причинами: просто Савве объяснили, что жизнь монаха в Лавре трудна и требует большой зрелости и жизненного опыта, а наличие бороды указывает на возраст монаха и служит своего рода мерой его жизненного опыта, а раз борода у Саввы ещё не выросла, то он не созрел для этих трудностей и не имеет жизненного опыта для монашества в этом месте. Евфимий Великий направил Савву в монастырь своего ученика Феоктиста.

Сава сначала жил в монастыре Феоктиста и вел там образ жизни отшельника. Позже он удалился в свою келью и фактически жил в одиночестве затворником. Он подготовил себя к жизни безбрачия и между этими приготовлениями жил в полном уединении и соблюдал посты пять дней в неделю. Только по выходным он встречался с остальной частью братии. Позже он присоединился к самому Евфимию Великому в голодных путешествиях по пустыне, и в одном из них он даже высох и потерял сознание, и Отимиус воскресил его душу.

После смерти Евфимия Великого, Савва в возрасте 44 лет уехал в пустыню и жил в полном одиночестве, за исключением нескольких визитов других монахов. Этот период важен по нескольким причинам:

Адаптация и признание к образу жизни в пустыне: такие навыки, как добыча воды , еды , защита от хищных или ядовитых животных.
Ассимиляция и знакомство с остальным населением местности - кочевыми племенами, какими-то разбойниками .
Работа с психологическими и физическими трудностями в результате образа жизни пустынных монахов (одиночество, долгие посты, долгие молитвы).

На протяжении всего этого периода Кирилл, ученик Саввы, описывает различные чудеса, которые помогли ему справиться, подчеркивая его святость и божественную благодать, которую он воспел о нем. Четыре года спустя, когда он стоял на горе Монтер , ему явился ангел и послал его поселиться в долине Кедрон , а Савва поселился в пещере, которую он нашел на скалах реки. Еще одно важное значение для периода уединения - создание репутации уединенного монаха. В это время другие монахи присоединялись к Савве, иногда на короткие периоды. Позже к нему присоединились другие странствующие монахи, создав таким образом первое ядро ​​для «Великой Лавры» Саввы Освященного.

Первое упоминание о чуде, которого Савва стал свидетель , произошло в его детстве, в монастыре на территории современной Турции : одежду пекаря забыли в печи для сушки , а когда пекарь узнал, где его одежда, печь была очень горячей. Савва вошел в духовку и достал свою одежду, не пострадав.

Во время пребывания в пустыне ему приписывают различные чудеса, такие как нахождение источника или создание его, вызывание проливных дождей , исцеление больных , пророческие способности , превращение уксуса в вино и многое другое.

Блуждающие племена и поселения в окрестностях монастыря Саввы регулярно вносили свой вклад в монастырь, некоторые в обмен на чудеса, которые он совершал для них, такие как исцеление больных, молитва об их успехе или лечение и его покровительства над ними защитными способностями. Например, известно, что жители Мидбы присылали ему в дар бобовые зёрна и пшеницу в связи с тем, что он исцелил одного из глав семейства в городе.

Выбор Евфимия Великого в качестве своего духовного учителя, помимо выбора образа жизни монаха в пустыне, также стал участником глубоких дебатов богословов, которые разрывали церковь на части и этот разрыв завершились Халкидонской конференцией . Евфимий Великий, по мнению меньшинства, выбрал халкидонскую сторону, и Савва, присоединившись к нему, также выбрал эту сторону. Савва был православным по своей природе и рассматривал аскетический образ жизни как способ поклонения Богу, и он ни когда не зацикливался на философских тонкостях.

В древних описаниях преподобного Саввы есть нечто такое, что не вошло в его житие, но может показаться интересным с исторической точки зрения. Так например описывается, что основав свой монастырь преподобный Савва страдал обжорством заставляя поститься монахов из-за чего монахи устроили восстания против Саввы.

И другой "скрытый" факт, это то, что Савва страдал сильным косоглазием.

В ГРУЗИНСКИХ КНИГАХ правда упоминаются неоднократные восстания против Саввы. но преподобный показан с самой положительной стороны. Вот пример..




В то время как святой Сава мудро руководил монахинями, некоторые, вдохновленные дьяволом монахини стали враждовать с духовным наставником. Их поддержали около сорока монахов. Святой Савва поддался несправедливому гневу, покинул Лавру , отправился в землю Скифию и остановился в пустыне у реки Гадарин . Здесь он отдыхал в львином логове. В полночь явился лев , схватив зубами за одежду и хотел вытащить его из пещеры. Святой Савва проснулся, немного напуганный, и начал молиться. Лев вышел и подождал, пока св. Савва не закончил молиться. Затем он снова стиснул зубы, чтобы вытащить за одежду Савву из пещеры. Святой Савва сказал ему: «Зверь, пещера широка, и мы оба уживемся вместе, потому что созданы одним Творцом. Если ты не хочешь быть со мной, тогда уходи, потому что я создан по образу Бога Его рукой, и поэтому я выше тебя ». Лев со стыдом покинул это место. А Савва жил в львином логове, и к нему стало стекаться большое количество будущих отшельников. Также был основан небольшой монастырь. Раздраженный мирскими тревогами, преподобный Савва вернулся в свою лавру . Ситуация там была еще более обостренной. Сейчас поднялось около шестидесяти монахов . Савва опять покинул свой монастырь. Между тем ненавистные братья распространяли слухи о том, что Савву съели львы. Они пошли к Патриарху Илии и попросили его прислать кого-нибудь вместо съеденного львами Саввы . «Бог справедлив и не допустит, чтобы львы такого великого монахи съели . Либо ищите своего отца, либо сидите тихо в кельях, пока Бог не откроет вам местонахождения Саввы», - сказал им патриарх. Действительно, 13 сентября святой Савва прибыл в Иерусалим в день праздника Пасхи, (странная дата Пасхи, но так в оригинале) . Обрадованный патриарх осведомился о причине его исчезновения, а затем снова вернул его в построенную им лавру .


Преподобный Савва скончался 5 декабря 532 года. Его житие было написано его современником Кириллом Скифопольским. В 1256 году мощи Саввы были вывезены в Венецию и помещены в церковь Сан Антонио. 12 ноября 1965 года мощи были возвращены в Лавру Саввы Освященного. В Венеции остался монашеский крест преподобного Саввы, основу которого составляет часть Животворящего Древа, оправленная в серебро. Мощи Саввы почитаются как нетленные.

НА ФОТО: икона, мощи и часовня монастыря Саввы в которой пребывают мощи преподобного.
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author