filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Category:

НОРА БУМБИЕРЕ (Эстрадная вокалистка Латвии)

«Но те, у кого есть крылья, живут очень быстро ...»


Памятник на родине в городе Елгава.


Нора Бумбиере - латвийская поп-певица, одна из самых популярных латвийских певиц. Широкой публике Бумбьер стала известна в конце 1960-х, когда она начала сотрудничать с композитором Раймондом Паулсом , но в 1970-е стала самой популярной певицей Латвии, пела в ансамбле « Modo », а также в дуэте с Виктором Лапченком .

Родилась в Елгаве в семье Яниса Бумбиера и его жены Тамары Домицеллы Бумбиере, у нее было две сестры - Даце и Мара. Училась в Елгавской средней школе №1 , еще в школьные годы пела в различных самодеятельных ансамблях и хоре.

Далее концерты на большой сцене по городам Латвии и за рубежом, Польша, Чехословакия, Финляндия, Германия.



В 1976 году Нора Бумбиере выступала на фестивале в Сопоте, тогда в том же фестивале участвовали Алла Пугачёва и Ирина Понаровская.

"Наши эстрадные артисты должны чаще встречаюсь с коллегами из других стран. Такое сотрудничество придает новые силы поиску, поднимает как на крыльях" -говорила Нора в интервью 1974 года.


12 января 1994 года в возрасте 46 лет в Риге в больнице Гайлэзерс оборвалась её жизнь из-за болезни печени....





ИНТЕРВЬЮ 1970 ГОДА С 23 ЛЕТНЕЙ НОРОЙ БУМБИЕРЕ

--Я люблю петь с детства. В то время я собирала друзей и как говорится, в семейном кругу, но я представляла, что стою на сцене, передо мной многолюдный зал и мне аплодируют. Это было так заманчиво ...
Теперь это уже не фантастика , это, как говорится, реальность жизни.
До этого были концерты в разных школьных ансамблях, в Елгаве, где я живу до сих пор, пела сразу в двух, а то и в трех группах. И вот, в 1967 году, я решила принять участие в конкурсе молодых исполнителей республики.

==И что?

--Все хорошее, что хорошо кончается. Из-за сурового жюри я так волновалась, что заплакала. Я вышел из зала и решила, что хватит , больше не буду участвовать в таких конкурсах . Я даже не стала дожидаться результатов. Но через некоторое время мне прислали диплом.

== А дорога в REO была открыта?

--Нет, не все было так просто . Я ездила в Ригу больше года , на репетиции, но, похоже, меня никто не знал. Решила, мол, не надо, не надо, и перестала ездить.
Однажды я случайно встретил на улице Раймонда Паулса. Видимо он меня вспомнил и начала петь в вокальном ансамбле REO . Признаться,
что солисткой быть тяжелее.

==Какой концерт вам запомнился больше всего?

--Самый первый в Рижском эстрадном оркестре в качестве солистки. Я
пела в ансамбле REO всего месяц, мы собирались начать авторские концерты Раймонда Паулса , но за неделю до них Вилцане заболела. Пришлось заменить ее. Вы можете представить себе чувство, когда мне это сказали. Просто ужасно! Я особо ничего не помню из самого концерта . Мне тогда только сказали, что публика хорошо приняла .

==Как вы относитесь к аудитории , как она на вас влияет?

==Теперь я вижу , так сказать, зрителей . Достаточно остановить спокойный взгляд на зрителя , и вы почувствуете общее настроение публики . Если отзывчивый, петь приятно, если сдержанный , тогда хочется чтобы концерт закончился раньше.

==Вы давали концерты в крупнейших городах Советского Союза?

---Я выступала в Средней Азии, ГДР, Польши.

==Где самые отзывчивые зрители?

--Здесь, в Латвии. Здесь есть аура для песен Раймонда Паулса с истинно латышским колоритом. И вообще с Паулсом очень приятно работать .

==Вы точно не помните, сколько песен вы исполнили. Но какие из них вам ближе всего?

---Все песни Раймонда Паулса И особенно «Почему» и «Прощание с летом». («Kāpēc» и «Atvadas vasarai»)

==Самое приятное событие для Вас, как для певицы ?

--Во время концертного тура по ГДР дирижер шведского оркестра предложил мне спеть у него . Затем приняла участие в новогоднем шоу на таллинском телевидении вместе с эстрадными исполнителями Финляндии и Польши .

== Какова ваша цель как поп-певицы ?

--Петь по-своему , как никто другой . Например, если вы слушаете Эллу Фиджеральд, то знаете, что никто другой не может этого сделать как она. Но мне еще далеко до этого уровня .



В 1972 ГОДУ НОРА БУМБИЕРЕ ВЫЕЗЖАЛА С ТРЁХ НЕДЕЛЬНЫМИ ГАСТРОЛЯМИ ПО РОССИИ
--Три недели поездка была интересной. Её маршрут: Чебоксари
Йошка-рола, Казань, Ульяновск, Саранск. Мы дали каждому городу концерт, а также выступали за пределами этих центров в районах и селах.
Всюду нашу команду встречали тепло. Самым запоминающимся будет выступление в Ульяновске у мемориала Владимира Ильича Ленина. Мы искали места, связанные с жизнью вождя пролетариата.
Большинство песен у меня простые и не требуют особых усилий . Настоящее удовлетворение я испытала только тогда, когда познакомился с «Песней о богине» Имантса Калниньша . Это уже заставило меня спросить: как я могу это сделать и могу ли я вообще это делать . Также Раймонд Паулс "Двенадцать слез" из цикла " Витражи Старой Риги". Я бы хотела увидеть больше песен, чтобы мне приходилось работать над ними снова и снова. Тогда радость победы была бы для меня мслаще, потому что я знала бы, что это моя победа, моя песня .


ВОСПОМИНАНИЕ О НОРЕ БУМБИЕРЕ

Ая (кузина) —Однажды Нора осталась в нашем доме на ночь . Мне было 10 лет, ей - 12. Мы оба спали в одной кровати и обсуждали, что будем делать, когда будем большими . Нора сказала: «Я буду певицей и буду петь на сцене в белом платье».

Тамара (мама певицы) - Нора завивала волосы в детстве . У нее была очень строгая учительница , Даце Петерсоне, которая подводила Нору к
водопроводному крану в школе , чтобы помыть ей голову. Но волосы остались такими, какими были , и учительница наконец поняла, что они естественно вьющиеся, пришла ко мне домой и извинилась.
Папа всегда был очень добр к моим дочерям: если я когда-нибудь ругала их , он начинал ругать меня.

Мара (сестра Норы) —Я всё ещё вижу эти молящиеся глаза. Нора читала Библию и просила в больницу привезти пастора. Она верила в Бога.просила увезти её в Елгаву...
Нора до последнего лежала в больнице, и всегда спрашивала как она выглядит и просила зеркало. Она так же всегда и домой приходила очень аккуратной.
Нора часто разочаровывалась в своей жизни , но она не теряет веру в
людей. Говорила: "Сестра, не может быть, чтобы все были злодеями". Она боялась одиночества, всю жизнь жаждала поддержки, но вместо этого получала только новое бремя.

Маргарита Вилцене: —Это был уникальный голо. Нора была очень
щедро одарена Богом , и она жила талантом. У нее естественный голос, сказочно сочный тембр, музыкальная одаренность. Большая часть людей любила её, и то , что было на поверхности, было чрезвычайно отзывчивым и милым. Мы не были лучшими друзьями, но нас привлекала работа, и она сближала нас . Нора жила с большим энтузиазмом, чтобы быть счастливой, она очень хотела, чтобы все вокруг были уверены, что она счастлива . Она умела прекрасно себя показывать , всегда красиво одевалась, наряжалась. Нора была веселая и общительная, всегда пела как в длительных автобусных поездках, так и на досуге . Она умела сказать всем хорошее слово, не смотря на то, как она себя чувствовала.
В профессиональном плане, конечно, следует упомянуть время Модо. Прекрасные песни Раймонда Паулса , в которые она вложила все
свои чувства и талант . К сожалению, рядом с ней не было сильных людей, которые могли бы помочь на практике . В основном это были случайные люди, которые только брали у нее и не хотели давать или помогать. В основном они были льстецами, потому что им это было хорошо. Она не была самокритичной, не могла смотреть на себя со стороны, так объективно. Может быть, в этом выражалось ее неумолимое желание быть счастливой. Мы с мужем так же сильно
критиковали ее или помогали на практике, но она терпеть не могла критику.
В ней был дух любви, делавший дом уютным . Нора умела красиво расставить цветы и красиво украсить квартиру. На ее плечах лежат все заботы по дому , включая воспитание детей . Только в последние годы ей очень помогала няня, и, возможно, она даже пригодилась, когда появилось больше свободного времени. Человеку надо было обязательно о ком-то заботиться, это ответственность перед собой и перед другими.




Виктор Лапчёнок (второй муж Норы) — У нас никогда не было больших споров в трудовых вопросах . У Норы был редкий голос . Такого голоса как у Норы в Латвии не было, и я не знаю, когда он снова появится. У нее был своеобразный характер, но Нора не заслуживала того, чтобы для нее было написано так мало песен. Это непростительно , что композиторы не использовали этот голос. Нора научилась выступать на сцене без искусственности. Для меня это было больше всего. Как мы были в жизни, так и на сцене.
Мне кажется, что даже тот проклятый алкоголь, который она так много употребляла, использовался для защиты. Может быть, ей было больнее и глубже осознать эту бесполезность , может, у нее не было столько сил, чтобы бороться, искать и доказывать. наверное, из- за этого в ее жизни все перевернулось . Мне не нравилось, что это делает Нора . Даже в последнее время я много говорил с ней об этом . Она вроде бы поняла, но это заняло пару дней и снова ... В любом случае, я тоже мог этого не понять, но остановить ее было ужасно трудно. Так и тянулось до последнего раза. Время, когда мы с Норой работали с Раймондом Паулсом, было самым продуктивным в ее жизни. Были песни, в которых я пел первым голосом, а она вторым, и наоборот. Мы сами так решили, когда попробовали . Это звучало лучше, чем когда-либо . Раймондс никогда не настаивал на том, чтобы играть только так, как он себе представлял. Мы могли импровизировать. У музыкантов было такое же сотрудничество, как и у нас с Норой . Работать было приятно, и песни звучали так же, потому что мы все думали одинаково. Благодаря «широкой спине» Раймонда мы чувствовали себя немного свободнее, чем другие группы. Мы могли позволить себе оставлять в песнях двусмысленные фразы, я мог позволить себе длинные волосы. В то время уже крутились слухи, что Паулс получил титулы и славу только за то, что баловался вечеринкой. Если посмотреть на репертуар , у него нет ни одной песни, которая бы предала господствующую идеологию. У Раймонда Паулса было много хороших друзей, умных людей, которые могли влиять на ход событий . У меня тоже было много очень нормальных друзей в чека. Там не работали только те, кто шпионит, подслушивает кто что говорит и какие книги читают. За это я ручаюсь. Были и люди, которые ерундой не занимались, но помогали, конечно, неформально. Поначалу было забавно, когда люди оборачивались, чтобы увидеть нас на улице, и бегали обратно, чтобы посмотреть, правда ли это мы . Я быстро к этому привык . Про Нору мне сказать сложнее , но она вроде бы такая же. Может быть, будучи по натуре чуть более эмоциональной, она когда-то острее реагировала друг на друга , потому что популярность упала ей на нервы. У нас с Норой не было детей, но у нее был сын от первого брака . Ужасно далекие поездки , очень напряженная работа, порой не хватало воспитания ребёнку. Обстоятельства в которых мы тогда жили , это тоже часть моей вины. Мы были слишком погружены в работу и не хватало времени думать о ребенке. Учиться на ошибках. У Норы был довольно тяжелый характер и страшная ревность. Ужасно. Я долго не мог этого терпеть. Если бы мы остались вместе, один из нас был бы сбит с толку. Я даже не заметил, когда в отношениях Норы и Раймонда произошел разрыв. Честно говоря, упустил.

В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ Нора Бумбиере жила в стандартной квартире в стандартном доме , покупала покупки в стандартных магазинах . Нельзя было восхищаться её драгоценностями и туалетами, так как она их не имела, как и не имела колонн в хрониках газет . Толпы поклонников не рассыпали её цветами. Ни кто о ней не снимал фильмы и не писал о ней книги .


ИЗ ОДНОГО ИЗ ПОСЛЕДНИХ ИНТЕРВЬЮ 1991 ГОД.
--Я родился в Елгаве. Интересно, что оба мои ветви, рода, как по отцу, так и по матери имели фамилии Бумбиери, так что все латышские Бумбиери выходят нам родственниками. Дед и бабушка родом из Елгавского района , Аугсткалне. Мы похоронили моего отца в этом году, моя мама жива . У меня еще есть сестра , она тоже когда-то пела полгода даже с
самим Раймондом Паулсом, но она не знает, почему не хотела продолжать эту работу. Сначала мои родители казались недовольными тем, что я ухожу из керамики в качестве певицы, потому что я четыре года проработал керамистом в Елгаве .
... Работали у Раймонда Паулса постоянно. Заработная плата относительно невысока, но в месяц было до 36 концертов. И еще записи. Когда мы рассказали за границей, сколько у нас с Виктором Лапченок широкого ассортимента и их общего тиража, никто не мог поверить, что мы не миллионеры...



Почему конец MODO наступил так быстро? Мы с Виктором просто ушли. Была такая ситуация , можно сказать, внутренний конфликт коллектива , но я бы не хотел заниматься мытьем грязного белья в колонках газеты . Это произошло не из-за музыкальных разногласий, а в результате взаимоотношений. Мы были старше и опытнее, но молодые коллеги воспринимали каждую нашу критику, как личную обиду в свой адрес . Я надеялся, что Раймондс встанет на нашу сторону, потому что мы работали вместе двенадцать лет, но он объявил, коллективным решением, что ансамбль отказался работать с нами. Я встала, поблагодарила Раймонда за сотрудничество и после концерта ушла в никуда . Это было 8 ноября 1978 года .
На мгновение я надеялась, что Раймондс подумает, что гордость сломает рога этим молодым людям. Но ничего. Мы создали свою команду в Адажи, подготовили программу , но до «большого» этапа не дошли . Наш ансамбль назывался очень просто: НОРА И ВИКТОР , а нас сопровождали малоизвестные музыканты, Раймондс не знал, что у нас есть свой ансамбль, и предложил Виктору вернуться. Виктор ушел из группы, и мы развелись. Программа была подготовлена ​​для дуэта, и заменить Виктора было сложно.
После ухода из MODO я больше никогда не пела песни Раймонда Паулса.
Позже одного нашего парня из группы забрали в армию, другой ушел играть в другое место, а я перешла в ресторан Lido. Там работала до рождения моего сына Георгия в 1983 году.
Если сравнивать нашу эстраду (в советское время) и сейчас... На наши концерты приходили все поколения. Была музыка и тексты, которые вошли в сердца людей. В этой новой музыке я не вижу, чем наслаждаться, на чем прыгать или рвать, и главная проблема - производительность. Я просмотрел множество работ иностранных групп и знаю разницу; Я не люблю металл в принципе , но мне интересно наблюдать за западными металлистами, там много импровизаций, хороших вещей и, по крайней мере, то, что они выходят на сцену с чистыми волосами.



Сейчас я записываю две новые песни композитора Г. Зильбера будут записаны в радиостудии , возможно, они прозвучат в обзоре «Микрофон». Я стараюсь совмещать работу в Юрмальском концертном объединении с обязанностями домохозяйки, и хорошо, что у меня есть понимающий человек, который иногда ходит на рынок.
Я совсем не чувствую себя забытой. Люди на улицах меня знают , проходят и здороваются. Что касается моего выбора ... оказывается , вся моя юность ушла в разъездах : приехать домой, разгрузить чемодан, утром снова собраться и снова поехать. Может быть, я сожалею, что оставила керамику. Но времени было так мало ...




Нора Бумбиере ни о чём не жалела, она верила в судьбу и звёзды.
Этот мир она покинула в день рождения Раймонда Паулса...
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author