filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Category:

Первые Цари династии Романовых ,Михаил Фёдорович и Алексей Михайлович. ПЕРВАЯ ЧАСТЬ

Род Романовых принадлежит к числу древних семей московского боярства.И надо сказать, что на престол династия Романовых взошла не случайно.  Некая Анастасия, дочь Романа Юрьевича Захарьина, московского боярина, была женой царя Ивана Грозного. И тут же всех потомков Романа Юрьевича из-за своего знатного происхождения и близости к царскому двору Ивана Грозного, стали называть Романовыми. А потому, когда род Рюриковичей закончился, то Романовы имели полное право быть наследниками царского престола России из-за родового сближения

http://all-russia-history.ru/wp-content/uploads/2012/07/mixail-romanov1.jpg

.  Царь Федор Иванович умер бездетным, встал вопрос о выборе нового государя. В силу сложившихся традиций, Российское царство считалось вотчиной великих московских князей и передавалось по наследству от отца к сыну. При отсутствии прямых наследников трон следовало передать его ближайшему родственнику. А их в этом случае оказалось несколько, в том числе и Федор Никитич Романов. Но выбор был уже определен. Он пал на Б. Ф. Годунова, брата жены царя Федора, царицы Ирины, отказавшейся от престола. Во время правления Федора Борис Годунов был его соправителем и уже давно прибрал власть к своим рукам.

Однако в глазах современников Борис вряд ли представлялся вполне законным наследником престола, поскольку по крови не был Рюриковичем, не принадлежал и к “племени Калиты”. Он, видимо, понимал шаткость своего трона, поэтому решил заранее избавиться от возможных соперников. В 1600 г, наложил опалу на всех Романовых, Федор Никитич Романов, как наиболее вероятный претендент на трон, был пострижен в монахи, та же участь постигла его жену, а дети, братья и другие родственники высланы в отдаленные места. Михаил в возрасте 4 лет был разлучен с матерью и отцом и отправлен на Белоозеро с сестрой Татьяной и другими родственниками. Через некоторое время им разрешили поселиться в своей вотчине в Клину, Юрьевского уезда.


 Михаил Фёдорович был первым правителем из династии Романовых, правившей Россией более трехсот лет. Его приход к власти положил конец долгому периоду смуты. Но прежде чем это произошло, Михаил и его семья пережили немало бед.

Когда Михаилу было всего лишь 4 года от роду, его родителей насильно постригли в монахи, а всю семью разослали в разные отдаленные места. Всему причиной был страх Бориса Годунова, что Романовы могут занять его место на престоле. Кроме того, они подвергались преследованиям со стороны поляков, у которых тоже были виды на Российский престол.

После освобождения Москвы от поляков состоялся земской собор, целью которого было выбрать нового царя. Сразу решили, что царь должен быть свой, русский. Михаил был племянником последнего царя из предшествовавшей династии Рюриковичей, его кандидатуру поддержали почти все.

  Михаил Федорович Романов  вступил на престол в возрасте 16 лет. За сравнительно небольшой срок его правительство решило труднейшие задачи: примирило враждующие группировки, отразило атаки интервентов, вернуло некоторые исконно русские земли, заключило с соседями мирные договоры, наладило в стране хозяйственную жизнь.

Надо сказать, что сам Михаил Алексеевич не желал править страной. Он плакал и отказывался от царства. Как писала его мать , у него и в мыслях не было быть Царём из-за несовершенства в летах. С 15 до 19 часов, уговаривали Михаила дать согласие на царство, и он согласился только после того, как его стали пугать гневом Божьим за отказ. Тогда Михаил сказал "Хорошо, я положусь на судьбу Божью!"

Думается, что при избрании Михаила на царство немалую роль сыграло и то, что он не был замешан ни в одной авантюре Смутного времени. Его репутация была чиста, а личные качества могли вызывать только уважение. Именно поэтому его избрание было таким единодушным. В кровавое время взаимной ненависти, вражды и измен только такой человек мог примирить “всех и вся”. Царю Михаилу все это сделать удалось.

Первые годы его правления прошли при постоянной работе земских соборов. Царь был ещё молод и неопытен. До совершеннолетия Михаила страной управляла его мать Инокиня Марфа (Ксения Ивановна Шестова). Это была очень суровая женщина. До 22 лет она даже не подпускала своего сына Михаила к власти.

 Период правления Михаила Федоровича пошел под знаком возрождения и установления порядка. Были заключены договоры о «вечном мире» с Польшей и Швецией на достаточно выгодных для России условиях. Была реорганизована местная власть и армия. Промышленность и наука испытывали подъем: был организован первый железоделательный завод и основана Немецкая слобода - поселение иностранных инженеров и военных спецалистов.

 Во многих сочинениях современников описано торжественное венчание на царство Михаила Федоровича. Интересен перечень лиц участвовавших в этом. Ведь именно эти люди окружали царя в первые, самые трудные годы его правления. Венчание состоялось 11 июля в канун именин молодого царя. Священнодействие совершал казанский митрополит Ефрем (это должен был делать патриарх, но его в то время на Руси не было). Корону держал Ф. И. Мстиславский, скипетр — Д. Т. Трубецкой, царскую шапку — дядя царя И. Н. Романов, державу — В. П. Морозов, а за платьем ходили Д. М. Пожарский и казначей Траханиотов. Следовательно, в церемонии главную роль играли представители разных кругов: самый знатный князь, родственники царя, полководцы-освободители, служилый дворянин. Новый царь хотел примирить всех и оказать им честь.

Михаил был третьим выборным царем в истории России. Обстоятельства прихода его к власти были значительно сложнее, чем у первого выборного царя — Бориса Годунова и второго — Василия Шуйского. Михаилу досталась совершенно разоренная страна, окруженная врагами и раздираемая внутренними распрями, в то время как Борис правил в стране, которую боялись и уважали соседние государства. Ни у Бориса, ни у Василия в момент воцарения не было соперников. У Михаила же несколько лет пытались отнять корону сначала “воренок Ивашка”, потом шведский королевич Филипп и польский Владислав. А главное — Михаил был еще очень молод, в то время, как Борис и Василий вступили на престол в зрелом возрасте. Однако именно ему удалось основать новую династию, правившую более трехсот лет.

Однако как правитель он был слаб и скорее послужил истории как идеей русской сплочённости народа. Набожный, уступчивый, тихий царь не наводил порядок в стране, а скорее олицетворял его. Страной практически управлял его отец, отпущенный поляками из плена и ни при помощи сына-царя ставшего патриархом Всея Руси Филаретом.

Когда Филарет вернулся в Москву. Михаил, чтобы на законных основаниях разделить с ним власть, организовал возведение Филарета в сан патриарха. Для выбора Главы автокефальной русской православной церкви было достаточно решения собора русских иерархов. Однако Филарета ставит иерусалимский патриарх Феофан, очевидно, специально приглашенный с этой целью в Москву. Это вряд ли отвечало церковным канонам. Прибегли к этому, видимо, потому, что царь не был уверен в избрании Филарета, запятнанного связью с самозванцем. Так или иначе, но летом 1619 г. Филарет стал и патриархом, и вторым “великим государем всея Русин”.


Возвращение Филарета из польского плена было как нельзя кстати. Дело в том, что хотя родственники и оказывали Михаилу помощь в управлении страной, они все больше и больше злоупотребляли своей властью. Платонов писал по этому поводу, что ко времени приезда Филарета родственный круг Романовых не только вполне сформировался, но и требовал некоторого обуздания своего самоуправства и распущенности. Только Филарет как старший в семье мог навести порядок в собственном доме, то есть при дворе. И, судя по отзывам современников, он это сделал36. Многие лица, ранее приближенные к царю, были отправлены в ссылку, откуда вернулись только после смерти Филарета.

Одной из первых забот патриарха стала женитьба Михаила: пора уже было позаботиться о наследнике престола. Еще до приезда Филарета была выбрана царю невеста, М. И. Хлопова. Ее поселили в царском дворце “для обиранья его государской радости”, дали новое имя, Анастасия, в честь жены Ивана Грозного. Родственники ее были включены в число придворных. Однако вскоре у невесты обнаружилась странная болезнь, проявляющаяся в частой рвоте. Окольничие Борис и Михаил Салтыковы сказали Михаилу, что эта болезнь очень опасна и препятствует деторождению. Царь не стал решать дело сам, созвал собор, и тот постановил лишить Хлопову звания царской невесты и сослать ее в Нижний Новгород.

Когда приехал Филарет, на семейном совете было решено поискать невесту для Михаила в иностранных правящих домах. Была предпринята попытка просить руку племянницы датского короля, но так как он в то время болел, вопрос остался открытым. Потом пытались высватать сестру бранденбургского курфюста, но в этом случае препятствием стали разные вероисповедания. В 1623 г. Было решено пересмотреть дело Хлоповой. Выяснилось, что она живет в Нижнем Новгороде в полном здравии, а вся история с ее неизлечимой болезнью выдумана Салтыковыми. Они специально оговорили девушку, поскольку питали неприязненные отношения к ее родственникам. С Хлоповыми Михаил был знаком еще по ссылке в селе Клин, где один из них был приставом. После выяснения обстоятельств этого дела Салтыковы были высланы из Москвы. Однако на Хлоповой царь все же не женился, этому воспротивилась мать, видимо, обидевшаяся за своих племянников Салтыковых.
В 1624 г. Невестой царя была объявлена М. В. Долгорукая. В сентябре состоялась свадьба. Однако вскоре молодая жена заболела и, промучившись три месяца, умерла. Современники полагают, что и она стала жертвой недругов.

 Только через год Михаил решил вновь вступить в брак. Выборы царской невесты проходили по обычаю: во дворец на смотрины привезли 60 наиболее знатных девиц. При каждой была прислужница из менее знатного рода. В полночь царь вместе с матерью обошел спальни девушек. И оказалось так, что Михаилу приглянулась одна из прислужниц – Евдокия Стрешнева. Ее отец был можайским дворянином. Мать удивилась выбору и пыталась отговорить сына, так как такой выбор мог оскорбить знать. Но царь остался непреклонен.

Бракосочетание состоялось 5 февраля 1626 года. Главным распорядителем на свадьбе был дядя царя И. Романов, дружками – Д. Черкасский и Д. Пожарский. На другой день во дворец прибыли с подарками бояре, думные дворяне, гости и торговые люди. Но, вопреки обычаю, царь не принял подарков. Лучшим свадебным подарком стала риза Господня, присланная из Персии от шаха. У христиан она считалась величайшей святыней. Казалось бы, такое сокровище следовало беречь “пуще ока”, но царь и патриарх распорядились носить ее “по болящим” для исцеления. Во избежание потери, часть хитона положили в золотой ларец, который поставили в Благовещенском соборе.

Через год у Михаила появляется первенец – дочь Ирина, еще через год – Пелагея, которая вскоре умирает, в марте 1629 г. Родился долгожданный наследник Алексей. Один за другим появились на свет еще пять дочерей и два сына, правда, не все они дожили даже до отрочества. Особенно тяжело пережили родители смерть в один год сыновей Ивана и Василия.

Современники недаром называли Михаила милостивым царем. Хотя казна была пуста, он старался в первые годы своего правления не обременять людей чрезмерными поборами. Царь давал льготы в уплате податей разоренным городам и едва встающему на ноги купечеству.

При Михаиле было принято два закона, смягчающих наказания за уголовные преступления. Один касался беременных женщин, приговоренных к смертной казни — теперь их казнили только после родов, ребенка же отдавали родственникам. Второй указ касался фальшивомонетчиков. Раньше им заливали горло расплавленным железом. По новому закону их заковывали “в железа” и ставили на щеке клеймо “вор”.

Разумную политику проводило правительство в отношении народов, входящих в состав России. Михаил поддерживал дружеские отношения с касимовским ханом, часто приглашал его в Москву, где оказывал ему самый теплый прием. В 30-е годы XVII в. даже предполагалось дать ему в жены сестру царя Ирину. Об отношении царя к чувашам, мордве и казанским татарам свидетельствует грамота 1624 г., отправленная в Свияжск. Она предписывала воеводе обращаться с народами Поволжья ласково, корм покупать у них на деньги, “убытков не причинять и на дворе у себя работать не заставлять” . О татарских детях издается особый указ, запрещающий крестить их насильно и увозить из родных мест.


Очень интересно в истории России место патриарха Филарета Романова, который негласно и руководил царством.

http://content.foto.mail.ru/mail/buljka47/_blogs/i-16937.jpg


У Филарета среди всех русских иерархов Церкви всегда было исключительное положение. Как ни как, но всё же он был отцом царствующего Царя. И титул при обращении патриарх имел "Великий Государь, Святейший Патриарх Филарет Никитич" При нём в России было двухвластие.  Все приказы и указы писались как от лица светской власти, так и духовной. Иногда Филарет сам давал от себя распоряжения по вопросам политическим. Патриарх Филарет обладал полнотой государственной власти. Такой широты власти Патриарха Московского не было ни до, ни после духовного правления Филарета.

Как вспоминает архиепископ Астраханский Пахомий : "Филарет был   среднего роста, божественное писание знал и понимал только от части, был человеком мнительным и наделён такой властью, что сам Царь боялся его. К духовенству был очень милостивым, но больше занимался делами царскими чем Церковью".
Патриарх Филарет даже не соблюдал церковных канонов.  Вопреки всем запрещениям он  порой поступал даже антиправославно заставляя священников перекрещивать католиков, что уставы явно запрещают. Но здесь сама за себя говорила обида патриарха, который несколько лет провёл в плену у поляков. Кроме того, в конце жизни патриарх вообще своим указом благословил начать войну против Польши, что впрочем стало ещё одним провалом первоиерарха Русской Церкви. Даже когда в православие соизволил перейти один униатский архиепископ, патриарх Филарет приказал вначале крестить его как мирянина! Понятно, что духовенство было недовольно такими действиями своего патриарха.

Уже тогда все говорили, что Филарет живёт психологией Царя, но ни как не Патриарха и что он скорее похож на государственного боярина, чем на духовного пастыря. Филарет стал первым патриархом, который усвоил европейский барский обычай - увековечить самого себя на портрете. Мантия патриарха не соответствовала русскому обычаю облачения, она была скорее боярской шубой, внизу не сцеплена, полы на распашку. Волосы, бороду и усы он постригал коротко, отчего за спиной его называли "а-ля мужик!" Причём в книге финансовых  расходов на государственные нужды была статья " 8 алтын на подстрижку патриарху волос, бороды и усов"!

14 лет патриарх Филарет был теневым правителем России и конечно не мог не позаботится о том, кто будет после его смерти править Церковью. Он беспокоился на за Церковь, а за сына-Царя и династию Романовых. Ведь Патриарху предстояло идти рука об руку с Царём. Филарет сам подыскал на своё место неглупого человека, но в то же время совсем незаметного и безликого архиепископа Псковского Иоасафа. Авторитет Патриарха не мог затмить фигуру Царя. Царь Михаил лично получил указ от своего  отца, Патриарха Филарета, после его смерти внешне соблюсти процедуру избрания нового Патриарха и не зависимо от выборов, объявить патриархом Иоасафа!

http://www.hrono.ru/img/kartiny/ioasaf1.jpg

Конец первой части


Subscribe

Comments for this post were disabled by the author