filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Category:

КАК ПРАВИЛЬНО ПОМИНАТЬ УСОПШИХ, ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ


--В нашем городе в кафедральном соборе (МП)  отпевание покойного  стоит энная сумма, но если желаем чтобы батюшка выехал на кладбище, то за это нужно доплатить как за погребение. Сколько процентов от отпевания надо платить за погребение?
==Требовать особой платы за проводы усопшего на кладбище священником не только не желательно, но и недопустимо, они могут довольствоваться лишь добровольным приношением. Само отпевание покойного уже предусматривает обязательные проводы покойного на место захоронения от чего уклоняться священник не имеет право.

--Почему у нас батюшки идут к месту захоронения не перед гробом, а за гробом , правильно ли это?
==-Священник должен следовать перед гробом, так как он лицо не провожающее покойного, а ведущий его к месту погребения.

--На какое время можно приносить покойного на отпевание в храм, лучше на 1 день или на три дня и почему у нас покойных не обносят вокруг храма?
==В православной традиции, покойного вносят в храм перед погребением и выносят сразу после погребения. Оставлять гроб на ночь в храме позволительно в исключительных случаях, а оставлять гроб после отпевания недопустимо и вовсе. После отпевание гроб уносится на территорию кладбища в независимости сразу его предадут к земле или по каким-то причинам его задержат на поверхности земли или в кладбищенской часовне.
Что касается обноса усопшего вокруг храма, то обносят только архиереев и архимандритов, ни мирских, ни даже иереев устав обносить вокруг храма не предусматривает.

--В некоторых храмах есть захоронения священников и знаменитостей, а в алтаре могут быть захоронения?
==Традиция хоронить в храме пошла  от католического запада. Ранее в православном храме  могли покоятся только мощи святых. Хоронить в алтаре нельзя даже патриархов, однако есть интересное историческое отступление... можно младенцев до 7 лет.

--Правда ли, что детей хоронят по другому, не так как взрослых?
==Правда. Но детей не старше 7 лет. Есть пять разных текстов погребения: мирских, монашествующих, священства, младенцев и в Пасхальную седмицу. В погребении младенцев мы не просим Бога о прощении их грехов вольных и невольных ибо у младенцев грехов нет и потому текст погребения другой. По чину отпевания духовенства хоронят архиереев и белое духовенство, а иеромонахов, игуменов, архимандритов и просто монахов отпевают по чину монашеского отпевания.

--Надо ли в церковь отдавать иконку из гроба усопшего или можно её нести в дом?
==Этот обычай ни за себя, ни против себя ни чего не имеет, потому не поощряется и не запрещается.

--Почему в прошлом было запрещено в храм вносить венки ко гробу усопшего, а сейчас это разрешено?
--Запрещали вносить не просто венки, а венки с подписанными лентами. Ведь подпись, от кого венок, это уже не имеет ни чего церковного, наоборот, это тщеславие живых. У нас сейчас любят даже присылать венки ко гробу усопшего архиереи , где крупно на ленте написано, что это венок именно от митрополита, а рядом именно от епископа, хотя их самих рядом нет. Ранее церковь боролась против такого тщеславия и венки можно было заносить в храм, но без подписи.

--Почему священство в МП делает различные исключения из правил тем, кто больше платит?
==Священник должен быть всегда и при всех одинаково строгим и точным в исполнения своих обязанностях. в противном случае он искушает людей и теряет уважение по отношению к собственному сану.

--Есть ли разница в том, ставить на могилу крест или памятник без креста и можно ли размещать на памятном камне фотографию покойного?
==Кресты на могиле на Востоке ставятся со 2 века, это очень древний обычай. Ещё Св. царь Константин на могилу Св. апостола Петра поставил золотой крест.
Запретов на размещения портретов на памятниках нет, но церковь это не приветствует считая это неблагоприличием. Лучше размещать тогда иконку святого имя которого покойный носил.

--Может ли православный священник отпевать католиков. лютеран и староверов?
==Можно, если это необходимо. Например нет духовенство той  церкви или оно по каким-то причинам отказалось хоронить. Мы должны помнить, что католики, лютеране и староверы  , они тоже христиане и похоронить их нужно по-христиански.
В РПЦ по уставу их нельзя отпевать в церкви, но разрешено  при пении трисвятого проводить на кладбище.
Константинопольский Патриархат с благословения Патриарха Вселенского Григория Шестого разрешает иноверных христиан отпевать в греческих храмах.

--Если у усопшего католика  или лютеранина была православная жена и православные дети и они попросят православного священника похоронить католика, стоит ли им отказывать?
==Всегда имеются особые исключения. Если у такого усопшего была православная семья и он жену и детей отпускал в свой храм, не был против православной церкви, может быть сам как-то помогал церкви или даже хотел принять крещение и не успел, то конечно все запретные законы смягчаются по отношению к такой семье.

--Почему батюшка молился молебны о живом лютеранине и отказался хоронить его после смерти?
==Когда мы молимся о живых инославных христианах, то мы оставляем надежду на то, что они станут православными и просим Бога , чтобы Господь привёл этих людей в православие. Но когда человек умирает оставаясь лютеранином или католиком или старовером, то человек не воспользовался своим шансом  принять православие и он остался окончательно членом другой церкви и посмертно о нём должна позаботиться та церковь, которой он принадлежал. Как  церковь может его хоронить, если при жизни он не пожелал стать членом этой церкви, это уже было бы насилие по отношении к душе усопшего.

--Значит ли это, что о не православных нельзя служить панихиды в православной церкви?
==Можно. Тут опять надо рассматривать каждый случай отдельно. Если усопший выступал против нашей церкви, то разумеется "зачем сыпать бисер...", но если инославный с теплом относился к церкви, заходил, оказывал помощь, то о таком человеке молиться не запрещено, но во избежании соблазна других верующих, панихиды по таким усопшим лучше служить отдельно при пустом храме, либо даже на дому, там где жил усопший. Ибо надо признать, что пастыри порой слабы и зависят от "бабских юбок" которые в приходах порой выше всех законов и духовенства и по своему фанатизму могут массово оставить приход  услышав молитву за не православного. 

--Может ли церковь служить панихиду по умершему человеку, имя которого не известно и как его поминать?
==Молиться может со словами поминания"Сего раба Божьего" без имени.

--За каких усопших нельзя молиться в храме ни в каком случае и исключений нет?
==Нельзя в храме молиться за мертворождённых, за не крещённых  (даже если им дано имя), и нельзя молиться за неправильно крещённых. Например... крестить младенца может даже любая женщина и тогда можно за младенца молиться, но крестить надо трикратным погружением или обливанием со словами "Крещается раб Божий (имя) во имя Отца и Сына и Святого Духа". Если погружение было 1 или 2 раза, это неправильное крещение, если крестили без воды, это тоже неправильное крещение.

--Можно ли отпевать самоубийц?
==Погребения лишаются сознательные самоубийцы. Те кто в трезвом уме и в ясном уме совершил этот грех. К таковым не относятся душевнобольные  и те, кто совершил самоубийство в пьяном виде ибо пьяные люди совершают грех не в уме и их всегда можно было хоронить по полному церковному обряду, это не нововведение, так было и в прошлые века. Католическая Церковь ещё не хоронила тех, кто погиб на дуэли или в драке. У православной церкви единого решения на эту ситуацию не было.

--Ранее самоубийц хоронили за оградой кладбища, если умер не крещённый можно ли его хоронить на кладбище или тоже хоронят отдельно?
==Не крещённых детей и мертворождённых детей по уставу разрешено хоронить на кладбище среди христиан. За таковых нельзя молиться в храме публично, нельзя поминать за панихидой или проскоамидией, но дома или на могиле в частном порядке сами родители или родственники могут молиться за не крещённых.

--Можно ли отпеть утонувшего человека , тело которого не найдено?
==Нет, нельзя. Причина в том, что может человек не утонул, а сознательно утопился. Но заказать панихиду (а не погребение) можно.

--Можно ли служить погребения и панихиды о безвести пропавших?
==Если нет свидетельство о смерти, нельзя молиться за упокой.

--За кого можно молиться  за упокой? Можно ли это делать за друзей детства?
==Можно молиться и поминать всех усопших с условием... с условием (это главное), что Вы не только хорошо знали этого человека, но и знаете, где есть  его место погребения .

--Почему погребение священниками совершается в белом облачении, тогда как архиепископа Иоанна (Поммера) духовенство хоронило одетое в чёрные великопостные ризы?
==Действительно, в Западных епархиях в особых случаях траура  совершалось погребение в чёрных ризах. Это веяние католического Запада. В некоторых епархиях Прибалтики даже считалось, что в белых ризах надо хоронить только от Пасхи до Троицы, в остальные дни погребение и панихиды совершались в чёрном облачении. В 5-6 веках в Византии был принят так же устав совершать погребения в чёрном облачении.

--Закрывать гроб с покойником надо до кладбища или у могилы на кладбише?
==В этом вопросе нет одинакового правила. Но в большинстве случаев, если гроб не несут на кладбище пешим ходом и открытым, а закрывают дома или в храме, то ещё раз потом уже открывать не нужно и окончательно закрыть следует до выноса на кладбище. Но можно гроб нести открытым до могилы и закрыть у могилы.

--Можно ли православных хоронить на католическом или лютеранском кладбище?
==Со стороны православной церкви таковых запретов нет и быть не должно. Можно!

--Можно ли покойного кремировать?
==У Церкви нет отдельного запрета на кремирования. Однако погребение тел в земле считается единственно допустимым способом погребение для христиан и уже через эти строки кремирование не является допустимым для христиан и является делом кощунственным.

--Почему один священник похоронил самоубийцу, а другой отказал в служении панихиды по самоубиенному на 40 дней?
==Если была найдена возможность совершить погребение по самоубийце, то нельзя уже отказать такому покойному в панихиде. Если православный священник совершил церковное погребение инославного (католика или лютеранина), то опять же запрет не молиться о таковом усопшим потом на панихиде или проскомидии уже не будет правильным. Панихиды можно служить по всем тем усопшим, по ком было совершено православное погребение.

--Можно ли молиться за усопших атеистов, людей не ходивших в храм, отлучённых от церкви...?
==А зачем? Нет ни каких оснований поминать усопших отступников, будь они хоть трижды православными. Они недостойны церковного погребения. Церковь молится за тех усопших кто был при жизни верующим, кто пребывал в правой вере и благочестии, а не за тех, кто назывался от крещения православным. Молиться необходимо за тех, кто умер в вере и покаянии, и в этом отношении порой верующий католик к нам более близок, чем безбожник с православным крещением

--Правда ли, что староверы, это те же православные и их нужно хоронить по православному чину без сомнения?
==Дурь! Ни какие они не православные, как бы сами себя не называли. Католики и лютеране стоят ближе к православию чем староверы. Как староверы  могут  иметь какое-то преимущество, если они не принадлежат к нашей церкви? Они не признают нашу церковь. Они не признают причастия и нашего крещения. Они ни чем не лучше для церкви православной чем баптисты, адвентисты, евангелисты... они инославные христиане и стоят дальше от нас чем католики и лютеране.

--Можно ли в литургии поминать за упокой не православных христиан?
==Мы находим возможным поминать таковых иноисповедных христиан, но это исключение из правил. Просто мы руководствуемся великой христианской любовью и веротерпимостью, которая всегда свойственна православным. Много семей смешанных и мы всегда входим в чувства тех православных, которые жили с человеком другой веры, состояли с ним в служебном или нравственном отношении и для них духовное утешение похоронить любимого человека по православному и молиться за него. И если у усопшего было уважение к нашей церкви, мы не отказываем на такую просьбу родственников . Это не правило, это наше христианское милосердие.

--Если у человека православное крещение, но потом он сменил вероисповедание, стал протестантом, можно ли его хоронить по уставу православной Церкви?
==Можно, если он не отлучён от данной церкви и не выступал воинственно против церкви.

--Если родственник  мне очень дорог, но Вашу церковь не признавал, я могу за него молиться и вписать в поминание чтобы Вы поминали?
==А не кажется ли Вам странным навязывать усопшим ту духовную помощь, которую они не требуют от нас? Ведь такой усопший не верил в существование нашей помощи. Если он Вас любил, то Вы за него и молитесь...без меня!

--Разве не надо прощать усопшим то, что они не признавали Вашу церковь, ведь Вы должны проявлять милость к усопшим!
==Милость усопших, это наша общая молитва о них, когда Вы подаёте листочки с именами усопших, это не столько милость моя к усопшим, сколько приношения утешения к Вам живому человеку. Это утешения Вас. А чтобы мне Вас сейчас не утешать, надо было своих домашних богоотступников к церкви приучать, брать за воротник и тащить в церковь на исповедь. Если же нет, не надо было, то не надо и сейчас просить о невозможном.

--В какие дни церковь не совершает заупокойного поминовения на литургии?
==На каждой литургии церковь молиться за усопших, но не каждой литургии поминовение публичное. То есть, на проскомидии  каждой литургии мы молимся за упокой, но заупокойных ектений и панихид не может быть от Рождества до Богоявления, в Пасхальную седмицу, в страстную седмицу, во все великие праздники и в воскресные дни. По благочестивому христианскому чувству не воспрещается поминать усопших в воскресный день или в праздник, тем более если служится литургия. Но благопрестойнее в честь праздника и воскресного дня не читать заупокойную ектению и не служить панихиды. А если совпадает памятная дата, она переноситься на следующий день. Если Вы любите своих усопших, то как нашли возможность придти в воскресный день в храм, так сможете придти и в субботний. Не нужно  своего любимого усопшего прилеплять к торжеству праздника. Божье Богу, а человеческое человеку.

--Когда мы молимся в храме, для нас очень важно, чтобы на ектении помянули наших усопших по книжечке, иначе как понять, что за какой-то там проскомидией Вы тайно помолились, а вдруг забыли прочесть?
==Целые поколения выросли в ложном представлении, что поминовение на ектении имеет большое значение. Большее значение имеет проскомидия и тайная молитва о усопших во время евхаристического канона после Великого входа. Устав Церкви не позволяет гласно чиать ектению зу усопших. Это несущественная вставка в литургию. Неужели Вы считаете, что для усопших полезно нарушение Устава Богослужения? Не положено! Нужно ограничиться общим поминовением о усопших отцах и братьях наших. Вам ли учить Церковь как ей молиться по усопшим? Церковь очень любвиобильна к усопшим, даже более чем Вы. А если когда-то Церковь пошла Вам на встречу, то пусть это будет не правило, а исключение.

--Кого нужно записывать в поминание о усопших и нужно ли всем записывать к себе в книжечку усопших прихожан, кто много лет молился с нами?
==Помянники должны быть церковные и частные. Поминания введены сравнительно не так давно, в Западной Церкви их и вовсе нет. Старое название таких поминаний Диптихи. И они были несколько видов Крещальные, За живых, За умерших, Диптих Святых... и т.д. Потом поминания стали называть Синодиками. Вписывать следует только своих близких и родных, которых Вы реально знали и на могилах которых бываете. Если умер прихожанин, не нужно его вписывать в синодик, его надо написать в общий церковный помянник.
Все поминания  читает благословлённый на это человек. Священник или диакон у престола может читать синодики, но ровно столько сколько сочтёт нужным и позволит время и это не означает, что все страницы поминания будут прочитаны.
Записываются только те, кто удостоился православного погребения .

--Есть ли единая цена за сорокауст?
==За сорокауст нельзя требовать большой платы и нужно довольствоваться добровольным подаянием.
Subscribe

  • 210 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ФЕРЕНЦА ЛИСТА

    Национальность Ференца Листа обсуждается в нескольких биографических исследованиях. В то время как в большинстве биографических работ выясняется,…

  • СИКХИЗМ И ФИЛОСОФИЯ СИКХОВ

    Сикхизм - монотеистическая религия, основанная в XV веке в Пенджабе, в северо-западной части Индийского субконтинента — месте встречи…

  • ИЗ МОЕЙ ПОЭЗИИ

    ПАМЯТЬ ПЕРВОЙ ЛЮБВИ Прошло тридцать лет, но зимою морозной и снежной, Я тебя вспоминаю, невесту в венчальной фате. И как-то на жизнь в ту пору…

Comments for this post were disabled by the author