filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Category:

Первые Цари династии Романовых ,Михаил Фёдорович и Алексей Михайлович. ВТОРАЯ ЧАСТЬ

В октябре 1633 г. умер отец Михаила патриарх Филарет. До этого в январе 1631 г. умерла мать царя.

Последующие годы правления Михаила были мирными и вполне благополучными. Тут должно заметить, что личность царя Михаила как нельзя более способствовала укреплению его власти: мягкость, доброта и чистота этого государя производила на народ самое выгодное для верховной власти впечатление.

У нового Патриарха Иоасафа Первого были отняты все государственные права с правом называться Великим Государем, его имя уже не упоминалось рядом с именем Царя Михаила и Царь Михаил зависимый всю жизнь то от матери, то от отца, наконец почувствовал себя Царём в возрасте 47 лет и самостоятельно правил ещё 12 лет.

 В апреле 1645 г. Царь Михаил заболел какой-то желудочной болезнью. Лечение не дало результата. Доктора поставили диагноз: “желудок, печень и селезенка бессильны от многого сидения, холодных напитков и меланхолии”. На всенощной по случаю дня св. Михаила, в именины царя 12 июля 1645 г. с ним случился припадок, и его отнесли во дворец. Поскольку болезнь усиливалась, Михаил приказал позвать жену и сына Алексея, а также патриарха. Царь простился с женой, благословил сына на царство, поговорил с боярами и патриархом и скончался “яко неким сладким сном усне” 

Пискаревский летописец отмечает: “Лета 7153 (1645) году месяца июля в 12 день с суботы на неделю в 4-м часу ночи преставился Михаил Федорович. На царстве сидел 32 год и всего лет 50... А как не стало, все поцеловали крест сыну Алексею Михалычу и ево матери государыне царице” . Россия за годы управления первого царя из дома Романовых возродилась из руин, обрела силу и мощь, покончив с последствиями Смуты. Правительство Михаила смогло не только вывести страну из кризиса, но и укрепить ее, создав условия для дальнейшего более быстрого развития.

Новым Царём по смерти Михаила Фёдоровича, стал его единственный сын из 4 детей, Алексей Михайлович Романов, прозванный народом "Тишайший".

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/e2/Alexis_I_of_Russia_1670-1680s.jpg/280px-Alexis_I_of_Russia_1670-1680s.jpg


Родился Царь  Алексей Михайлович 19 марта 1629 года.

До пятилетнего возраста молодой царевич Алексей оставался на попечении у царских «мам». На 14-м году царевича торжественно «объявили» народу, а 16-ти лет он, лишившись отца и матери, вступил на престол московский. Как и отцу, Царский престол ему достался в 16 лет.

 Царь Алексей и его сверстники не менее предков дорожили своей православной стариной; но некоторое время они были уверены, что можно щеголять в немецком кафтане, даже смотреть на иноземную потеху, "комедийное действо", и при этом сохранить в неприкосновенности те чувства и понятия, какие необходимы, чтобы с набожным страхом помышлять о возможности нарушить пост в крещенский сочельник до звезды. Царь Алексей родился в 1629 г. Он прошел полный курс древнерусского образования, или словесного учения, как тогда говорили. По заведенному порядку тогдашней педагогики на шестом году его посадили за букварь, нарочно для него составленный патриаршим дьяком по заказу дедушки, патриарха Филарета, - известный древнерусский букварь с титлами, заповедями, кратким катехизисом и т. д. Учил царевича, как это было принято при московском дворе, дьяк одного из московских приказов. Через год перешли от азбуки к чтению часовника, месяцев через пять к псалтирю, еще через три принялись изучать Деяния апостолов, через полгода стали учить писать, на девятом году певчий дьяк, т. е. регент дворцового хора, начал разучивать Охтой (Октоих), нотную богослужебную книгу, от которой месяцев через восемь перешли к изучению "страшного пения", т. е. церковных песнопений страстной седмицы, особенно трудных по своему напеву, - и лет десяти царевич был готов, прошел весь курс древнерусского гимназического образования: он мог бойко прочесть в церкви часы и не без успеха петь с дьячком на клиросе по крюковым нотам стихиры и каноны. При этом он до мельчайших подробностей изучил чин церковного богослужения, в чем мог поспорить с любым монастырским и даже соборным уставщиком. Царевич прежнего времени, вероятно, на этом бы и остановился. Но Алексей воспитывался в иное время, у людей которого настойчиво стучалась в голову смутная потребность ступить дальше, в таинственную область эллинской и даже латинской мудрости, мимо которой, боязливо чураясь и крестясь, пробегал благочестивый русский грамотей прежних веков. Немец со своими нововымышленными хитростями, уже забравшийся в ряды русских ратных людей, проникал и в детскую комнату государева дворца. В руках ребенка Алексея была уже "потеха", конь немецкой работы и немецкие "карты", картинки, купленные в Овощном ряду за 3 алтына 4 деньги . К тому же главным воспитателем царевича был боярин Б. И. Морозов, один из первых русских бояр, сильно пристрастившийся к западноевропейскому. Он ввел в учебную программу царевича прием наглядного обучения, знакомил его с некоторыми предметами посредством немецких гравированных картинок; он же ввел и другую еще более смелую новизну в московский государев дворец, одел цесаревича Алексея и его брата в немецкое платье.

В зрелые годы царь Алексей представлял в высшей степени привлекательное сочетание добрых свойств верного старине древнерусского человека с наклонностью к полезным и приятным новшествам. Он был образцом набожности, того чинного, точно размеренного и твердо разученного благочестия, над которым так много и долго работало религиозное чувство древней Руси, С любым иноком мог он поспорить в искусстве молиться и поститься: в великий и успенский пост по воскресеньям, вторникам, четвергам и субботам царь кушал раз в день, и кушанье его состояло из капусты, груздей и ягод - все без масла; по понедельникам, средам и пятницам во все посты он не ел и не пил ничего. В церкви он стоял иногда часов по пяти и по шести сряду, клал по тысяче земных поклонов, а в иные дни и по полторы тысячи. Это был истовый древнерусский богомолец, стройно и цельно соединявший в подвиге душевного спасения труд телесный с напряжением религиозного чувства.

Если Патриарх Филарет управлял страной, то его внук, Царь Алексей Михайлович в полном смысле ощущал себя правителем и государства и Церкви, тем более Московский престарелый патриарх Иосиф, в глазах Царя был очень слабым Церковным руководителем, а потому не случайно при молодом Царе появляется и активный молодой Патриарх Никон, которого Алексей изначально благоволит, а Никон желает стать вторым Филаретом и управлять страной, отчасти это получается.

Однако "Тишайший" Царь показывает характер, когда в чём-то видит несправедливость. .На торжественной заутрене чтец начал чтение из жития святого обычным возгласом: благослови, отче. Царь прямо в соборе во время богослужения вскочил с кресла и закричал: "Что ты говоришь, мужик, сукин ты сын: благослови, отче? Тут патриарх; говори: благослови, владыко!" В продолжение службы царь ходил среди монахов и учил их читать то-то, петь так-то; если они ошибались, с бранью поправлял их, вел себя уставщиком и церковным старостой, зажигал и гасил свечи, снимал с них нагар, во время службы не переставал разговаривать со стоявшим рядом приезжим патриархом, был в храме, как дома, как будто на него никто не смотрел

Увлекаемый новыми веяниями, царь во многом отступал от старозаветного порядка жизни, ездил в немецкой карете, брал с собой жену на охоту, водил ее и детей на иноземную потеху, "комедийные действа" с музыкой и танцами, поил допьяна вельмож и духовника на вечерних пирушках, причем немчин в трубы трубил и в органы играл; дал детям учителя, западнорусского ученого монаха, который повел преподавание дальше часослова, псалтыря и Октоиха, учил царевичей языкам латинскому и польскому. Но царь Алексей не мог стать во главе нового движения и дать ему определенное направление, отыскать нужных для того людей, указать им пути и приемы действия. Он был не прочь срывать цветки иноземной культуры, но не хотел марать рук в черной работе ее посева на русской почвою. 

Не Пётр Первый, а ещё его отец и дед, Цари Михаил и Алексей впустили в Россию первых иностранных специалистов и стали засматриваться на Запад, против чего так сильно выступал Патриарх Филарет.

Алексей был активным участником составления Соборного уложения 1649 года, создавшего законодательную базу для российского общества на долгие десятилетия. Активно привлекал на службу в России иностранных специалистов. При нем получили активную поддержку полки «иноземного строя».

Роль и значение Боярской думы и Земских соборов при Алексее Михайловиче окончательно падают. Созывы Земских соборов вообще прекращаются (последний состоялся в 1653 году). Боярская дума сохраняется, но в рамках ее набирает силу Ближняя дума из числа особо приближенных царя. Неуклонно растет роль приказной бюрократии.

При Алексее Михайловиче произошел церковный раскол, приведший к усилению борьбы не только церкви, но и государства против старообрядцев. В столкновении с патриархом Никоном была преодолена тенденция установления приоритета церковной власти над царской.  Старообрядцы, выкинутые за церковную ограду, стали тем упорнее ненавидеть привозные новшества, приписывая им порчу древнеправославной русской церкви. Это равнодушие одних и эта ненависть других вошли в духовный состав русского общества как новые пружины, осложнившие общественное движение, тянувшие людей в разные стороны.
 
  В правление Алексея Михайловича произошли многочисленные массовые социальные выступления: крестьянская война Степана Разина, Медный и Соляной бунты; а также значительно выросли границы России за счет вошедших в ее состав Украины, Восточной Сибири, Дальнего Востока и других территорий.

Алексей Михайлович был отцом 16 детей от двух браков. Его первая жена - Мария Ильинична Милославская - родила ему 13 детей, вторая жена - Наталья Кирилловна Нарышкина - 3 детей. После смерти Царя Алексея, Милославские и Нарышкины делили власть, вновь было двухвластие окончившееся победой Петра Великого. И тут надо отметить, что Алексей Михайлович брал своих двух жён из самых низов, которые были до царствования простыми домашними работницами у своих бояр. Однако трое из его сыновей от этих женщин впоследствии царствовали - Федор, Иван и Петр (Великий).

Алексей Михайлович скончался, когда ему было почти 47 лет (29 января) 11 февраля 1676 года. Одной из причин его раннего одряхления считали чрезмерную, даже по московским меркам, тучность (ожирение).

Царь Алексей Михайлович своими руками буквально покончил с древней Русью и разработал ту программу, которую только останется воплатить в жизнь его сыну Петру Первому. Вот важнейшие части этой программы: 1) мир и даже союз с Польшей; 2) борьба со Швецией за восточный балтийский берег, с Турцией и Крымом за южную Россию; 3) завершение переустройства войска в регулярную армию; 4) замена старой сложной системы прямых налогов двумя податями, подушной и поземельной; 5) развитие внешней торговли и внутренней обрабатывающей промышленности; 6) введение городского самоуправления с целью подъема производительности и благосостояния торгово-промышленного класса; 7) освобождение крепостных крестьян с землей; 8) заведение школ не только общеобразовательных с церковным характером, но и технических, приспособленных к нуждам государства, - и все это по иноземным образцам и даже с помощью иноземных руководителей. Легко заметить, что совокупность этих преобразовательных задач есть не что иное, как преобразовательная программа Петра: эта программа была вся готова еще до начала деятельности преобразователя усилиями Царя Алексея Михайловича.

http://kremlion.ru/files/praviteli/1227266706.jpg


Царь Пётр Первый (Великий),  родился в Москве, в Кремле, 30 мая 1672 г. Он был четырнадцатое дитя многосемейного царя Алексея и первый ребенок от его второго брака - с Натальей Кирилловной Нарышкиной. Царица Наталья была взята из семьи западника А. С. Матвеева, дом которого был убран по-европейски, и могла принести во дворец вкусы, усвоенные в доме воспитателя; притом и до нее заморские новизны проникали уже на царицыну половину, в детские комнаты кремлевского дворца. Как только Петр стал помнить себя, он был окружен в своей детской иноземными вещами; все, во что он играл, напоминало ему немца. Некоторые из этих заморских игрушек особенно обращают на себя наше внимание: двухлетнего Петра забавляли музыкальными ящиками, "цимбальцами" и "большими цимбалами" немецкой работы; в его комнате стоял даже какой-то "клевикорд" с медными зелеными струнами. Все это живо напоминает нам придворное общество царя Алексея, столь падкое на иноземные художественные вещи. С летами детская Петра наполняется предметами военного дела. В ней появляется целый арсенал игрушечного оружия, и в некоторых мелочах этого детского арсенала отразились тревожные заботы взрослых людей того времени. Так, в детской Петра довольно полно представлена была московская артиллерия, встречаем много деревянных пищалей и пушек с лошадками.

На четвертом году Петр лишился отца. При царе Федоре, сыне Милославской, положение матери Петра с ее родственниками и друзьями стало очень затруднительно. Другие люди всплыли наверх, овладели делами. Царь Алексей был женат два раза, следовательно, оставил после себя две клики родственников и свойственников, которые насмерть злобствовали одна против другой, ничем не брезгуя в ожесточенной вражде. Милославские осилили Нарышкиных и самого сильного человека их стороны, Матвеева, не замедлили убрать подальше на север, в Пустозерск. Молодая царица-вдова отступила на задний план, стала в тени..

Не раз можно слышать мнение, будто Петр был воспитан не по-старому, иначе и заботливее, чем воспитывались его отец и старшие братья. В ответ на это мнение люди первой половины XVIII в., еще по свежему преданию рассказывая о том, как Петра учили грамоте, дают понять, что по крайней мере до десяти лет Петр рос и воспитывался, пожалуй, даже более по-старому, чем его старшие братья, чем даже его отец. Ибо учителя Петра Первого прошли ссылки и притеснения от патриарха Никона, как сочувствующии раскольникам и Пётр воспитывался даже больше в строгих староверских традициях. Царица просила кума найти Петру учителя кроткого, смиренного, божественное писание ведущего. Как нарочно, выбор учителя решен был человеком, от которого слишком пахло благочестивой стариной, боярином Федором Прокофьевичем Соковниным. Дом Соковниных был убежищем староверья: они придерживались раскола. Две родные сестры Соковнина - Феодосья Морозова и княгиня Авдотья Урусова еще при царе Алексее запечатлели мученичеством свое древнее благочестие: царь подверг их суровому заключению в земляной Боровской тюрьме за упрямую привязанность к старой вере и к протопопу Аввакуму. Другой брат этих боярынь - Алексей впоследствии сложил голову на плахе за участие в заговоре против Петра во имя благочестивой старины.

Петр  с 5 лет начал изучать азбуку, часослов, псалтырь, даже евангелие и апостол; все пройденное по древнерусскому педагогическому правилу взято было назубок. Впоследствии Петр свободно держался на клиросе, читал и пел своим негустым баритоном не хуже любого дьячка; говорили даже, что он мог прочесть наизусть евангелие и апостол. Так учился царь Алексей; так начинали учение и его   сыновья.  Известно, что Петра мало интересовала только история России, он не желал изучать старину. К тому же имея хороших учителей, Пётр Первый не имел хороших воспитателей. Воспитывать его просто было некому, все взрослые родственники боролись за власть.

Едва минуло Петру десять лет, как начальное обучение его прекратилось... Причина проста,вдова Царица  Милославская не желала, чтобы её пасынок был умнее родных сыновей, ибо Петра к Царству она явно не готовила. В итоге Царь Пётр Первый уже будучи Царём плохо писал допуская кучу граммотических ошибок. Однако Пётр Первый был настолько серьёзен и высок, что в  11 летнем возрасте, все ему давали не менее 16 лет. Старая Русь   вскрылась перед Петром со всей своей многовековой работой и ее плодами.

Московский Кремль Петру опротивел и был осужден на участь заброшенной барской усадьбы со своими древностями. Пётр для себя решил строить новую Россию, которая будет уже Имперской, а не Царской.

Конец

Subscribe

  • 210 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ФЕРЕНЦА ЛИСТА

    Национальность Ференца Листа обсуждается в нескольких биографических исследованиях. В то время как в большинстве биографических работ выясняется,…

  • СИКХИЗМ И ФИЛОСОФИЯ СИКХОВ

    Сикхизм - монотеистическая религия, основанная в XV веке в Пенджабе, в северо-западной части Индийского субконтинента — месте встречи…

  • ИЗ МОЕЙ ПОЭЗИИ

    ПАМЯТЬ ПЕРВОЙ ЛЮБВИ Прошло тридцать лет, но зимою морозной и снежной, Я тебя вспоминаю, невесту в венчальной фате. И как-то на жизнь в ту пору…

Comments for this post were disabled by the author