filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Categories:

КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЕ СВЯТЫЕ ИЗ ЛАТВИИ (иконы)

ПАМЯТЬ ЛАТВИЙСКИХ СВЯТЫХ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ПАТРИАРХАТА КАНОНИЗИРОВАННЫХ В ЯНВАРЕ 2004 ГОДА.
(св. мученик Георгиос Скобцов (День памяти 8 февраля) и его мать св. преподобномученица Мария Скобцова (День памяти 31 марта)



Мать Мария Скобцова или Святая Мария Парижская , рожденная Елизавета Юрьевна Пиленко 8 (21)Декабрь 1891в Риге , и умерла 31 марта 1945 г.в Равенсбрюке , поэт, мемориалист и член французского сопротивления , ставшая православной монахиней . Она была канонизирована как мученица за веру в Православной Церкви ( Константинопольский Патриархат ) 16 января 2004 г..

Елизавета Юрьевна Пиленко (мирское имя матушки Марии) была дочерью магистрата Российской империи Юрия Дмитриевича Пиленко, который служил в Риге; его мать была из аристократической семьи Дмитриевых-Мамоновых. Святая преподобномученица Мария родилась в Риге по улице Элизабетес Дом № 21

Семья переехала в Анапу , приморский город на берегу Черного моря . Он унаследовал винодельческое хозяйство в селе Джемет, верстах в шести от города . Весной 1905 года Юрия Пиленко назначили директором Никитского ботанического сада в Крыму , и семья снова переехала, но все еще недалеко от моря. Юная Елизавета получила образование в Ялтинской женской гимназии , но семье Пиленко снова пришлось уехать. в следующем году, когда отец был назначен чиновником Департамента сельского хозяйства Санкт-Петербурга . Два месяца спустя17 июля 1906 г.он умер внезапно.

Пятнадцатилетняя девочка обратилась к литературе и искусству. Она интересовалась поэзией и даже нашла Александра Блока . Он посвятил ей стихотворение. Елизавета окончила среднюю школу в 1909 году с серебряной медалью и провела летние каникулы в родовом имении под Анапой. Спустя несколько месяцев, в феврале, она вышла замуж за юриста, увлекающегося литературой, Дмитрия Кузьмина-Караваева. Именно в это время она погрузилась в религиозную литературу и, несмотря на разочарование в браке, стремилась укрепить свою веру. Она становится первой женщиной, посещающей занятия в Санкт-Петербургской духовной академии .

Ее брак с Дмитрием Кузьминым-Караваевым (позже перешедшим в католицизм ) распался после 1913 года; рождение маленькой Гайаны, ее первого ребенка, возможно, является плодом короткого приключения Элизабет, когда она еще была замужем, но фактически разлучена. Затем Елизавета переехала на юг России.

Её политические убеждения быстро соединились с социальными проблемами в стране, где быстрая, а затем и последующая индустриализация вызвала социальную напряженность, которую Великая война только усугубила. Имперская Россия сражалась на стороне своих французских и английских союзников, но февральская революция 1917 г.должна была привести в октябре партию большевиков. Девушка с облегчением увидела отречение Николая II , но переживала за поворот событий, когда революция переросла в гражданскую войну . Она встала на сторону белых , хотя при большевистском правительстве была избрана заместителем мэра Анапы .

Когда белые захватывают регион, она предстает перед судом, но в конце концов оправдывается и даже назначается мэром города . Регион на короткое время переходил из рук в руки, но до начала 1920 года оставался в руках Белой армии, которая боролась против власти большевиков. Она рассталась со своим первым мужем, чтобы снова выйти замуж за Даниэля Скобцова, который был судьей . В конце 1919 года, она решила бежать в Грузию , где родился её сын Георгий, а затем села на один из последних кораблей в Черном море, который эвакуированных солдат Белой армии и некоторых союзников в направлении Константинополя , где от туда с матерью, двумя детьми и мужем она переехала в Сербию (где родился ее третий ребенок, дочь Анастасия) . Окончательно она поселилась в Париже в 1923 году.

В Париже она посещала православную церковь и черпала вдохновение в развитии богословской мысли в Высшем институте православного богословия и в марте 1932 года получила в церкви Святого Сергия монашеский постриг с именем Мария в честь Марии Египетской . Все эти годы лишений действительно изменили ее. Она посещала русские православные монастыри в Латвии и Литве , а так же других странах, где жили небольшие общины ее соотечественников. Ее выбрали секретарем Российского студенческого христианского молодежного движения , особенно активно действовавшего перед войной, когда старшие поняли, что нужно передать младшим ценности потерянной родины и проявить солидарность. Благодаря средствам, которые ей удалось собрать, она открыла на авеню де Сакс, 9 дом для молодых изолированных женщин, который в 1935 году переехал на улицу Лурмель, 77 . Этот хостел вскоре стал одним из основных центров организации русской иммиграции во Францию 1 . Вскоре она построила небольшую церковь, которая блистала в 15 - й район и за ее пределами. Она организовывала различные движения православной эмиграции, одним из духовных отцов которых был знаменитый отец Павел Голычев (1914-1979).



Мать Мари в Париже проявляла заботу о 15- округе, где укрылись многие бедные эмигранты, а также о кварталах Булонь-Бийанкур , где русские работали фабричными рабочими, пытаясь духовно и финансово облегчить свое положение и положение своих семей.

Когда Париж был оккупирован немецкой армией , в июне 1940 г. Мать Мария сразу поняла принципы этого режима и его опасности не только для столицы, которая приветствовала ее, славянку, ставшую парижанкой, но и для ее бывшей родины Латвии. Как христианка, она вступила в сопротивление, используя свои многочисленные приходы и связи для информации и осуждения мер, принятых оккупантом, продолжая при этом свою миссию евангелизации. Таким образом, она спасла евреев от депортации, спрятав их во временном центре Лурмеля, а затем нашла для них надежные убежища

В июле 1942 г., она спасает троих еврейских детей .
Она организовывала укрытия для евреев и выдавала им поддельные удостоверения личности, с помощью которых евреи, особенно беженцы из Польши , выдавали себя за русских.

В начале 1942 года мать Мария и отец Димитрий столкнулись с потоком евреев, которые стучались в их двери и просили свидетельства о обращении в христианство. Эти двое предоставили свидетельства о крещении, еду, кров ...

Тысячи парижских евреев были арестованы нацистами вместе с французской полицией и заключены в тюрьму на старом стадионе велосипедных гонок.

Узнав об аресте, мать Мария решила надеть монашеское облачение и вместе с сыном Юрием и священником Димитрием открыто кормила людей три дня. Они пронесли туда как можно больше воды и еды, с помощью мусорщиков, которые заручились ее помощью, ей удалось переправить несколько десятков еврейских детей в больших мусорных баках на свободу. Детей вывели со стадиона и развели в тайники.

Её 22-летний сын Жорж (Юра) и священник Дмитрий Клепинин были арестованы гестапо 9 февраля 1943 г . Сына отправили в конц.лагерь Бухенвальд и больше о нём известий не поступало.
Вскоре после того, как их осудили, настала ее очередь быть осужденной.

Мать Мария в конце концов переехала в конц.лагерь Равенсбрюк . Ей дали № 19 263. Она ободряла своих товарищей по заключению своим отношением: читала им Библию, организовывала молитвы; для младших она стала настоящей мамой. Одна из заключенных, Жаклин Перрен, вспоминала ее: «Она была нашим оазисом после ужасного дня». В лагере ее здоровье значительно ухудшилось. 10 января 1945 года мать Марию перевели в филиал лагеря Равенсбрюк-Югендлагер, расположенный примерно в 1 км от основного лагеря. 3 марта 1945 года она вернулась больной и истощенной ( дизентерия и болезни печени). 30 марта 1945 г. состоялся очередной отбор женщин-заключенных для депортации в Югендлагер на уничтожение. Вероятно, немец тогда обошел мать Марию,, но она, видя ужас уже обреченных на смерть, присоединилась к ним добровольно, чтобы утешить и быть с ними.

Она подготовила себя духовно. Ее депортировали в Равенсбрюк . Она умерла в лагере 31 марта 1945 г в страстную пятницу по Юлианскому календарю , в газовой камере .

Фильм о её жизни « Мать Мария» был снят Сергеем Колосовым в 1982 году с Людмилой Касаткиной в главной роли.

По словам митрополита Сурожского Антония (Блума): «Мать Мария - святая наших дней ; женщина из плоти и крови, одержимая любовью к Богу, стоявшая лицом к лицу с проблемами этого века».

Посмертно признана Праведником народов мира.14 января 1985 г.

В 1992 году на экуменическом съезде во Франции, организованном общиной протестантских сестёр, было составлено и послано Патриарху Московскому Алексию II прошение о прославлении Марии (Скобцовой) и её сподвижников, подписанное православными, протестантскими и католическими богословами . Но, в кругах Русской Православной Церкви канонизация вызвала неодобрительные отзывы . Не признала канонизацию и Латвийская Православная Церковь Московского Патриархата возглавляемая Рижским митрополитом.

16 января 2004 года канонизирована Константинопольским патриархатом как преподобномученица. Вместе с ней были канонизированы её сын Юрий Скобцов, священник Димитрий Клепинин и Илья Фондаминский .

Во время торжественного чина прославления новоканонизированных святых 1—2 мая 2004 года в Александро-Невском соборе в Париже в богослужениях участвовали христиане разных конфессий. Архиепископ Парижа кардинал Жан-Мари Люстиже сказал, что Католическая Церковь тоже будет почитать этих мучеников как святых и покровителей Франции .

31 марта 2016 года в Париже состоялась церемония открытия улицы Марии (Скобцовой). Новая улица примыкает к улице Лурмель в XV округе, где размещалось объединение «Православное дело»

В Польше работы матери Марии (Скобковой) исследовали следующие исследователи: Ванда Лащак (Университет Ополе), Гжегож Ойцевич (Университет Вармии и Мазур), Ивона Анна Н.Диайе (Университет Вармии и Мазур), Ян Орловский ( UMCS Люблин).












Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author