filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Categories:

Апостол и евангелист Марк и собор святого Марка в Венеции



Святой апостол и евангелист Марк, которого также звали Иоанном, считался греческим эллинистом, а его мать звали Марией. Он происходил из богатой семьи . Почему Марка звали ещё Иоанном? Согласно еврейскому обычаю того времени, греко-римляне в еврейской среде принимали второе имя. У родителей Марка, по-видимому, был просторный дом в Иерусалиме для христианских собраний. Некоторые ученые первых веков христианства были согласны с тем, что тайная вечеря Иисуса с учениками проходила в этом доме .

Апостол Марк, вероятно имел Кипрское происхождение. С юных лет он начал проповедовать Евангелие, сопровождая апостола Варнаву и апостола Павла в их различных поездках.

Различные предания об апостоле Марке встречаются в церковных писаниях и в древних латинских рукописях его Евангелия. Можно найти даже описание внешности евангелиста Марка, что у него были непропорционально маленькие пальцы по сравнению с его телом, возможно потому, что он сам отрезал себе один палец, когда стал христианином, чтобы его не считали таковым. Другие утверждают, что евангелист Марк также основал Церковь Аквилеи в Италии и был апостолом Запада, в Риме и Милане. Наконец, церковная традиция обычно считает апостола Марка Основателем и первым епископом Александрийской церкви в Африке.

Апостол Марк отправился в Египет примерно в конце 62 года . 3 апреля 63 г., в день Пасхи, язычники арестовали его, истязали и бросили в темницу. На следующий день, во второй день пасхального воскресенья, его тащили по улицам Александрии и мучили, Марк благодарил Бога за то, что он делает его исповедником Своего имени. Апостол Марк был убит. Идолопоклонники хотели сжечь его святые мощи в месте, называемом «Ангелам», где позже был основан храм «Ангелион» , но из-за разразившейся бури не смогли уничтожить тело апостола. Христиане, получив святые мощи, положили их в основание христианского строящегося храма.



Икона из Венеции


Мощи апостола и евангелиста Марка позже из Александрии перенесли в Венецию (Италию) венецианские моряки. Этот поступок был оправдан намного позже со ссылкой на пророчество, данное Ангелом Господним апостолу Марку, согласно которому его мощи однажды будут покоятся в Венеции. Общепринятый взгляд венецианцев на его историю был изображен мозаикой в ​​базилике Святого Марка. Там рассказывается спор двух венецианских купцов, которые с помощью двух греческих монахов забрали мощи из своего паломничества в Александрию, подкупив стражу . Когда они несли мощи на борт коробля, они позаботились о том, чтобы спрятать их от пытливых глаз арабских носильщиков. Мощи Марка в то время благоухали миром и спрятать их было сложно из-за запаха. Чтобы перебить запах мира, мощи Марка были спрятаны в кучу перевозимого мяса. Арабы перед отправлением корабля в Венецию явились досмотреть корабль, чтобы из Александрии не были бы увезены ценности. Понятно, что арабы не едят свинину и пытают к ней отвращение. Когда они открыли груз и увидели туши свиней "ужасно смердящих не понять чем", они заткнули носы и бросились с корабля на берег. Итак, корабль с драгоценным сокровищем немедленно отправился в путь. Во время удивительно быстрого обратного путешествия в Венецию корабль почти полностью потерпел крушение. Но святой был здесь, чтобы избежать беды . В Венеции долго гадали, как этот разбитый о волны корабль смог дотянуть до берега с такими пробоинами и не утонуть.

Итак, мощи Марка в Александрии находились в ведении православной церкви, прибыв в Венецию, мощи Марка стали святыней католической церкви. Давайте разберёмся, было ли здесь воровство католиками святыни у православных.

Греческие историки говорят, что воровство здесь бесспорно. Организаторы воровства были политическими и религиозными главами Венеции. Сначала святые мощи Марка была помещена и хранилась в потайной комнате рядом с дворцом дожей, в доме правителя Венеции и святыню даже не явили для поклонения своим же людям, чтобы не открыть и не огласить это воровство, тем самым не обличить самих себя. . В своем завещании правитель Венеции дож Юстиниан поручил своей жене построить церковь в честь святого Марка между дворцом и часовней святого Феодора. Строительство здания началось в 832 году . Сегодня этот собор Святого Марка в Венеции известен всему христианскому миру.

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА
В Евангелии от Марка мы находим лишь несколько характерных эпизодов из жизни и учений Христа, почерпнутых из богатой традиции Церкви. Эта отрывочная информация имеет более глубокую богословскую связь друг с другом и направлена ​​на то, чтобы показать, что в Личности Иисуса Христа были исполнены обещания Бога о спасении человечества. Чудеса Господа в Евангелии от Марка свидетельствуют о мессианской силе Господа, посредством которой Господь Бог покоряет демонические силы и освобождает людей от их владычества. Кульминацией деяний является Крест Иисуса, на котором он торжествует с Божьей любовью Воскресения против демонических сил. Святой евангелист готовит читателя к крестному событию с самого начала своего Евангелия. Богословская мысль апостола Марка движется между нынешними страданиями верных и грядущей славой, кульминацией которой является грядущая слава.




СОБОР СВЯТОГО МАРКА В ВЕНЕЦИИ
«Pax tibi Marce, evangelista meus» («Мир тебе, Марк, мой евангелист»)

Собор Византийской архитектуры. Принадлежит Веницианскому Католическому Патриархату.
В соборе находятся мощи трёх святых : мощи апостола Марка , мученика Исидора Хиосского и глава апостола Иакова.
Современный собор освещён в 1094 году.
Собор является местонахождением множества ценных предметов искусства, вывезенных из Константинополя в ходе крестовых походов.
После перенесения мощей в город, апостол Марк заменил святого Феодора в роли небесного покровителя Венеции, а символом города стал знак этого евангелиста — крылатый лев.




Крестовокупольная пятиглавая церковь была возведена по образцу константинопольского храма Апостолов. Кони собора Сан-Марко. В любую минуту, кажется, готовые соскочить с постаментов на площадь, эти бесценные жеребцы, как и многие другие венецианские сокровища, были вывезены из Константинополя в эпоху крестовых походов. Еще одно присвоенное грабителями-крестоносцами произведение искусства — пурпурная порфировая скульптура «Тетрархи» — находится под конями у юго-западного угла собора. Композиция знаменита, помимо прочего, тем, что, когда ее в тринадцатом веке забирали из Константинополя, у одного из тетрархов откололась ступня. В 1960-е годы эту ступню каким-то чудом нашли во время раскопок в Стамбуле. Венеция попросила передать ей недостающую часть композиции, но турецкие власти ответили просто: Вы украли скульптуру — мы сохраним за собой ступню.



Четверку бронзовых коней отлил в четвертом веке до нашей эры неизвестный греческий скульптор на острове Хиос, где они оставались, пока при императоре Феодосии II их не вывезли в Константинополь, чтобы установить на Ипподроме. Затем во время Четвертого крестового похода, когда венецианцы разграбили Константинополь, дож, правивший в то время, распорядился, чтобы четыре драгоценные статуи морским путем доставили в Венецию: задача почти невыполнимая из-за их размера и веса. Кони тем не менее прибыли в Венецию, и в 1254 году их установили на фасаде собора Сан-Марко.



Декоративные хомуты на шеи коней повесили в 1204 году венецианцы, закрывая места, где им, чтобы облегчить перевозку по морю из Константинополя в Венецию, были отпилены головы.

В 1797 году, спустя пятьсот с лишним лет, Наполеон, захвативший Венецию, забрал коней во Францию. Их перевезли в Париж и торжественно водрузили на Триумфальную арку. В 1815 году, после поражения Наполеона при Ватерлоо и его высылки, коней сняли с Триумфальной арки и отправили на барже обратно в Венецию, где их снова поставили на переднем балконе базилики Сан-Марко.



Базилика играла значимую роль в истории Венецианской республики. По сложившейся традиции глава республики должен был предстать перед горожанами и публично провозглашается дожем из преголы, правой кафедры, специально устроенной для этой цели в соборе. Несмотря на то, что базилика до 1807 года была лишь дворцовой капеллой, в ней проходили крупные официальные церемонии (благословение войска перед войной, в том числе перед четвёртым крестовым походом, демонстрация захваченных у врагов знамён). В базилике состоялась покаянная встреча Фридриха Барбароссы с папой Александром III. Собор полностью находился в юрисдикции дожей и имел собственный причт, независимый от местного епископа.



В 1807 году по приказу Наполеона в собор Сан-Марко из церкви Сан-Пьетро ди Кастело была перенесена кафедра патриарха Венеции (титул принадлежит епископу Венеции с 1451 года) и храм стал кафедральным собором Венеции.

Пол собора выложен мраморными плитачками ещё в 12 веке.

В настоящее время собор является действующим храмом. Будничные богослужения проводятся в капелле святого Исидора. Кроме мощей апостола Марка среди реликвий базилики выделяется глава апостола Иакова Младшего, мощи мученика Исидора и образ Богородицы «Никопея», что делает её центром христианского паломничества .




Базилика была построена для размещения мощей апостола Марка, которые 31 января 829 года были перевезены из Александрии в Венецию. Мощи привезли венецианские купцы Буоно и Рустико, которые в 828 году, прибыв в Александрию, узнали, что мусульмане начали разрушение христианских храмов для возведения мечетей . Поскольку предание связывает проповедь христианства в городах Венецианской лагуны с апостолом Марком , то купцы решили спасти мощи святого от осквернения и привезти их в свой город.

До 1835 года мощи святого Марка были выставлены в крипте собора.




Я не знаю, существует ли ещё в мире собор, на который можно было бы поставить четырёх бронзовых коней без риска не только испортить художественное впечатление, но и профанировать здание. Не таков собор св. Марка. Фантастическое смешение всех настроений и вкусов, всех стилей и эпох… Это здание своего рода unicum, неповторимая индивидуальность в мире церквей. Его стиль считается византийским, но, мне кажется, это верно только до известной степени: из массы влияний, создавших собор, византийское было преобладающим. Ему принадлежит общий очерк здания, купола, мозаики. Но готические башенки главного фасада, готические стрелы, сплетённые из статуй, античный лес разноцветных колонн, восточная пестрота и позолота, наконец, широкая терраса вокруг куполов — какой стиль образует все это вместе взятое, если не стиль венецианского св. Марка, у которого нет ни предков, ни подражаний.
— П.Н. Перцов. «Венеция», 1905 год.



Пётр Вяземский, «Старая записная книжка» (1853):
==Между тем почти каждый день захожу в базилику Св. Марка и каждый раз с новым наслаждением. Во-первых, там довольно прохладно, а во-вторых, и в десятых, и в сотых, там столько богатств, столько изящного и примечательного, что каждый раз любуешься чем-нибудь новым.

Чарльз Диккенс:
==«До сих пор я никогда не видел ничего, что не решался бы описать, но я чувствую, что описать Венецию невозможно. Все волшебные картины „Арабских ночей“ ничто перед церковью Св. Марка»

«Описание путешествия митрополита Исидора на Флорентийский собор» (1-я половина XV в.):
==«В Венеции по всем улицам воды и ездят в барках; церковь св. Марка каменная, столпы в ней чудные.»



ЗОЛОТАЯ ЦЕРКОВЬ, как называли собор Сан-Марко, собор неповторимой. Столетиями бытовало мнение, что, просто подышав этим воздухом, человек становится богаче. В эти слова вкладывали не только метафорический, но и прямой смысл.
Поскольку на внутреннее убранство собора пошло несколько миллионов старинных золотых пластинок, считалось, что многие плавающие в здешнем воздухе пылинки — на самом деле частички золота. Эта пронизывающая воздух золотая пыль в сочетании с ярким солнечным светом, струящимся сквозь большое западное окно, придавала атмосфере особую наполненность, помогавшую добрым христианам обретать духовное богатство и, если они глубоко дышали, богатство мирское: легкие, позолоченные изнутри.



ПРЕСТОЛ (АЛТАРЬ) . ВНУТРИ БЕЛАЯ МРАМОРНАЯ ГРОБНИЦА С НАДПИСЬЮ, КОТОРАЯ УКАЗЫВАЕТ, ЧТО В ГРОБНИЦЕ ЭТОЙ МОЩИ АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИСТА МАРКА.




ПОЧЕМУ ГЛАВА КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ ВЕНЕЦИИ НОСИТ ТИТУЛ ПАТРИАРХА, А НЕ КАРДИНАЛА?

Всего в Римско-Католической Церкви есть три Патриарха и один из них Веницианский.

Титул патриарха принадлежит епископу Венеции. Венеция является местом Апостольского основания, а наместники апостолов именуются либо Папами, либо Патриархами. Еще до основания города Венеции, проповедником евангелия на этой территории был апостол евангелист Марк , ученик и помощник , секретарь апостола Петра . Титул Патриарха Венеции - это древняя традиция

Нынешний Патриарх - монсеньор Франческо Моралья , назначенный Патриархом в 2012 году.

В течение двадцатого века Папами в Рим были избраны три Патриарха Венеции :
1) Кардинал Джузеппе Сарто , Патриарх с 1893 по 1903 год , позже Папа Пий X (1903-1914) и провозгласивший Санто в 1954 году;
2) Кардинал Анджело Джузеппе Ронкалли , Патриарх с 1953 по 1958 год , затем Папа Иоанн XXIII (1958-1963) и провозглашенный Святым в 2014 году;
3) Кардинал Альбино Лучани , Патриарх с 1969 по 1978 год , затем Папа Иоанн Павел I (1978)

Потому быть Патриархом в Венеции, это ещё и титуловано престижно. Патриарх Венеции, это одно из главных лиц католической церкви.





ПРОПОВЕДЬ ВЕНИЦИАНСКОГО ПАТРИАРХА ФРАНЧЕСКО МОРАЛЬЯ В ДЕНЬ СВЯТОГО ЕВАНГЕЛИСТА МАРКА

Уважаемые отцы, дорогие собратья по священству, братья и сестры,

Я сердечно приветствую всех вас этим утром 25 апреля, которое, помимо того, что католическая церковь отмечает праздник евангелиста Марка, также является днем, когда мы, граждане, вспоминаем о завершении в Италии Второй мировой войны и начало перемирия, которое было нелегким, но, наконец, вернулись к взглядам на человека, а не на идеологию.

Именно согласие между двумя идеологиями (фашистской и нацистской) двадцатого века шесть лет закладывало непосредственные предпосылки для разжигания конфликта.

В этом году мы рады встретиться здесь, чтобы отпраздновать праздник святого покровителя, евангелиста Марка, «в присутствии», по крайней мере, с участием определенного числа верующих.

Даже сегодня гондольеры будут повторять традиционное почитание святому покровителю. В этом году этот жест приобретает особое значение, поскольку он говорит о страданиях и желании перезапустить весь город и становится знаком солидарности, помощи и надежды.

Слова Воскресшего Иисуса, которыми заканчивается Марково Евангелие и которые мы только что услышали сегодня, звучат для каждого крещеного человека как обязательство и миссия: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Всякий верующий и крестящийся будет спасен » .



Это «избавление», которое Марк вверяет христианам всех времен, вместе с уверенностью в живом и активном присутствии среди нас Воскресшего, который никогда не подведет .

Поэтому нести благую весть и новую жизнь, которая приходит от крещения, - это желание, чтобы в праздник евангелиста Марка я обратился ко всем и, в частности, к представителям христианских конфессий, которые чтят нас сегодня своим приветственным присутствием .

Для Венеции и жителей Венето наличие Святого Марка в качестве покровителя является большой честью и ответственностью. Фактически, Марк был учеником и евангелистом - именно он положил начало этому литературному жанру - и в конце концов закончил свою жизнь мученической смертью; древние источники ссылаются, в жестоких обстоятельствах, на Александрию в Египте; после того, как его связали, его поволокли по городу по крутой тропе; некоторые «останки» положены, как реликвии, под алтарем этой базилики, носящей его имя.

Марк ведет нас прямо к Иисусу, воскресшему Господу, не только как к автору Евангелия, носящего его имя, но прежде всего потому, что он отдал за него свою жизнь.

Марк был важной фигурой ранней церкви, находившейся в тесном контакте с апостолами Петром и Павлом; с первым у него были привилегированные отношения - он будет его секретарем; со вторым связь сначала была проблематичной, а затем стала связью близости, поддержки, помощи.

Марка традиционно отождествляется с мальчиком, завернутым в простыню, который убегает в момент ареста Иисуса в Гефсимании . Деяния апостолов называют его Иоанном Марком. Его семья, должно быть, была богатой, известной в раннехристианской общине Иерусалима; фактически, он предложил свой дом для собраний первых учеников. Среди прочего, говорится, что Петр - после своего поразительного освобождения из тюрьмы - «пошел в дом Марии, матери Иоанна, называемой Марком, где многие собрались и молились» .

Деяния также говорят нам, что Марк в качестве «помощи» сопровождает Павла и Варнаву в их апостольском путешествии , но в определённый момент он вынужден вернуться в Иерусалим из-за конфликта . Далее понимается, что разногласия не должны были быть легкими, если, когда Павел и Варнава готовились к новому миссионерскому путешествию, они не смогли прийти к соглашению именно об участии Марка и даже разошлись.




Фактически мы читаем: «Варнава хотел взять с собой и Иоанна, по имени Марк, но Павел считал, что нельзя брать кого-то, кто ушел от них в Панфилию и не хотел участвовать в их работе. Несогласие было таким, что они отделились друг от друга. Варнава, взяв с собой Марка, отправился на Кипр. Павел, с другой стороны, выбрал Силу и ушел, доверенный братьями благодати Господней » .

История Марка демонстрирует недоразумения, которые могут возникнуть в церковных отношениях между евангелистами именно в провозглашении Евангелия. И эта ситуация, которая проявляется уже в первом веке, не обязательно повторяется сегодня, две тысячи лет спустя, и является предупреждением для учеников Господа.

В то же время история показывает нам возможность найти примирение и общение, характеристики истинной церковной общины, рожденной верой в воскресшего Иисуса и ставящей его, Иисуса, а не чьи-то особенности или главных героев, в центр всего.

Таким образом, Марк восстановит отношения и сотрудничество с Павлом .

Евангелие, написанное Марком, не только первое, что зафиксировано письменно (незадолго до 70 г. н.э.), что делает нашего покровителя инициатором литературного жанра «Евангелие», но оно несет в себе особые и уникальные характеристики, которые все больше и больше поражают нас : это, по сути, текст бесспорной непосредственности и живости, состоящий из нескольких слов (это кратчайшее Евангелие). Много действий, много жестов, с близкими и прямыми диалогами, в то время как драма событий явно вырисовывается.

Если мы хотим знать, как развивались события Иисуса из Назарета, мы должны прежде всего обратиться к Евангелию от Марка, а также к Евангелию от Иоанна (написанному, к тому же, в конце первого века); это, Евангелия от «очевидцев», людей, наиболее близких к Иисусу.

Иоанн, потому что (вместе с Андреем) он хронологически первый встречает Иисуса; Марка, потому что он собирает проповеди и воспоминания Петра, избранного Иисусом как «камень», на котором основана Церковь.

В центре Евангелия от Марка мы находим парадигматический эпизод - так называемое «исповедание Петра» .



Да, прямо у Кесареи Филиппо, по дороге, Иисус поворачивается к своим ученикам и спрашивает их: «За кого меня почитаете? Как меня называют? Кто, по-вашему, я? " . После различных ответов Петр провозглашает: «Ты Христос» . Затем, как мы знаем, эпизод заканчивается тем, что Иисус «строго приказал им никому не рассказывать о нем» .

Все в Евангелии от Марка всегда ведет нас назад к Иисусу Христу, чтобы мы исповедали, возвещали и понимали, как это могут понять люди: Он - благая весть, он единственный Спаситель, других нет. Но в то же время в этом путешествии веры есть прогресс, развитие: вот почему Иисус сначала говорит: «Никому не говори». Существует рост, который ученик должен осуществить, следуя тому же пути, что и Иисус, чтобы по-настоящему узнать и встретиться с ним, а также иметь возможность провозглашать и исповедовать его с правдой и осознанностью, без каких-либо недоразумений или требований «овладеть» «Иисусом и Евангелием, которое является Его Личностью.

Усталость и трудности, но также и красота ученичества Господа, потребность во все большей верности и подлинности, жертва жизни за Иисуса, Воскресения после Распятия: это то, что Марк передает нам, это сокровище . Фактически, он не только написал Евангелие, но и отдал свою жизнь за этого Иисуса, он понял, кто он такой. Вот почему Иисус сказал: «Теперь не говори этого ... Ты еще не готов».

Евангелист, наш покровитель, говорит нам - мужчинам и женщинам 21 века, особенно на этой венецианской территории, - что Иисус не человек из прошлого и не мифическая фигура, а Живой, единственный Господь. Марк напоминает нам, что Божьи обещания не нарушаются, даже если они не уважают времена людей, даже если они не следуют логике людей, но Божьи обетования исполняются именно в Воскресшем ; наконец, это напоминает нам о том, что Евангелие - это не в первую очередь книга, которую читают, но что Самому живому Иисусу Христу нужно свидетельствовать всегда и во всех сферах, без страха, без неуверенности, со смирением и радостью.



Все это имеет последствия для Церкви, которые делают ее «другой», даже радикальной по отношению к окружающей среде, которую она любит, и именно потому, что Церковь любит, она хочет отдать свое богатство, : Иисуса ! У церкви нет других богатств, кроме Иисуса, Воскресшего, Евангелия.

Евангелие - это вечный источник новой жизни, который преодолевает идеологии и личные убеждения, а также любые формы смирения. Оно знает, как превзойти пессимизм и фатализм людей, а также превзойти легкий оптимизм, который ошибочно вверяется иллюзорной естественной добродетелью, смешивая свободу с экстернализацией собственных слабостью или эгоизмом. И все это вовлекает каждого из нас, начиная с крещения, которое погружает нас в пасхальную тайну, в жизнь воскресшего и делает нас способными к постоянному и реальному возрождению .

Поэтому совершенно уместны слова Тертуллиана: «Христос утверждал, что он истина, а не обычай» .

Святой Марк был первым, кто испытал все это, вплоть до окончательного свидетеля длительного и жестокого мученичества, как это происходит сегодня со многими христианами в наше время: на самом деле, по оценкам, во всем мире насчитывается около 200 миллионов христиан. Христиане, это не только католики, , но и другие церкви преследуемые и во многих (слишком многих) частях - от Африки до Азии - условия безопасности и религиозной свободы трагически ухудшаются настолько, что даже сегодня, как и в первые дни, есть места, где ученики Господа знают, что они ходят на мессу по воскресеньям, рискуя не вернуться домой. Тем не менее они идут и молятся.

Вера этих наших братьев и сестер, которые разделяют с нами христианство, которые исповедуют свою принадлежность Христу, вплоть до мученической смерти, свидетельствует о силе и энергии «благой вести», первым провозвестником которой стал Святой Марк. И это должно поколебать нашу комфортность и лень в желании придти к Иисусу, даже когда нам этого не хочется.



«Христос есть« вечное Евангелие » , и Он« вчера и сегодня и вовеки тот же » , но его богатство и красота неисчерпаемы, - напомнил нам Папа Франциск в апостольском увещевании.

Святой Марк, покровитель Венеции и защитник венецианских народов, ходатайствует за нас и дает нам мужество, готовность и великодушие, чтобы научить нас школе Евангелия Иисуса - Воскресшего, Живого - чтобы «мы тоже могли учиться верно следовать за Господом Христом » .

С Днем Святого Марка всех!
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author