filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Categories:

ПРИОТКРОЕМ ЗАНАВЕС РУССКОЙ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ



Сегодня Россия говорит, что православие , это есть традиционная религия Руси. Историю русской культуры начинают считать с Крещения Руси, оставляя за порогом языческое время истории. Сегодня в России делают вид, будто не было этого языческого прошлого.


Если мы прочтём Владимира Соловьёва, то он прямо говорит, что крещение Руси Владимиром, было национальное самоотречение и разрыв своей национальной традиции. При этом при Владимире, носителей христианской культуры было меньшинство и меньшинством оставалось ещё долгое время. А потому даты крещения Руси назвать нельзя ибо для России крещения Руси растянулось даже не на десятилетия, а на века. И началось это крещение Руси раньше князя Владимира, так как на Руси уже было христианство и до Владимира, когда были налажены культурные связи Киева с Симеоновской Болгарией и христианской Моравией.

Не секрет, что Русь приняла крещение от Византии и это сразу определило её историческую судьбу и культурный путь. Но просветителями Славянской культуры мы называем Кирилла и Мефодия. Греческие историки сомневаются в самом добром деле Кирилла и Мефодия и размышляют, а не было ли их дело ошибкой или неосторожностью. Не означает ли славянский язык в церкви, отрыв от классической культуры. Переводы священного писания заслонили греческие оригиналы. В то время как на Западе латинский язык в богослужении был обязателен, то славяне стали игнорировать своё классическое наследие, язык, от народа которого получили крещение. греческий язык. Эта черта в последствии стала различием между русской и европейской культурами.

Кирилл и Мефодий перевели тексты. но для перевода требуется большее. Переводить - значит передать мысли, эмоции, настроения. Славянский язык ни когда не смог заменить богатство греческого языка.

Народным бедствием и государственной катастрофой Руси стало Татарское нашествие, однако оно не стало в истории русской культуры разделом эпох, русская культура продолжала развиваться смещаясь на новые русские земли.

Интересной личностью на Руси был святитель Киприан. Киприана помнят как мудрого хранителя Православной Церкви, а также поборника единства русских земель. Фактически ему приписывают церковное единство на русских землях, включая даже Великое княжество Литовское. Он был эрудированным человеком и знатоком ритуалов и церковной литературы, который пытался наделить литургическое служение и монашескую жизнь ясными и точными нормами. Он был первым, кто начал составлять Троицкую летопись и вероятно, Правосудие митрополичье . Он также написал «Житие митрополита Петра », которое было составлено уже в 1327 году , сделав его более риторическим и более структурированным. Киприан исправил ошибки перевода в Книгах Библии и перевел с греческого многие церковные сочинения . Именно он благословил празднования в Русской Церкви Григория Паламу. Да, он был чужаком и болгарским пришельцем в Москву благославлённым Константинополем и здесь на Руси он желал провести литургическую реформу патриарха Филофея Константинопольского.

В 1372 году патриарх вселенский Филофей с особым посольством прислал преподобному Сергию до сих пор сохраняемый в Лавре крест c мощами новопрославленных византийских святых и трёх литовских новомучеников, схиму, параман и грамоту, в которой отдал должное настоятелю, и фактически признал его преподобным.
В 1375 года поставил болгарина Киприана в митрополита «Киевского, Русского и Литовского» с правом занять всероссийскую кафедру по смерти митрополита Алексия.

В 14 веке Русь духовно ещё зависела от Византии, но в России пробуждалось национально-политическое самосознание с потребностью церковно-политической независимостью от Константинополя. Московские Цари захотели быть наследниками Византийских Императоров, не покидая Москвы и не вступая в Константинополь, просто они придумали, что Второй Рим пал, Москва становится Третьим Римом и Четвертому не бывать!.

В итоге Россия дошла до полного отрицания всего греческого и чтобы ни как не зависеть от Византии исторически , была придумана легенда о апостоле Андрее Первозванном, который прошёл по Руси во времена Христа. На Руси довольно быстро упал авторитет Византии и всё это на основе националистического самоутверждения.

И вот тут происходит следующее, ещё духовно неокрепшей России нужен новый "опекун", о чём сегодня не любят говорить, и опекуном стал Рим.В конце 15 века на Руси Запад представлялся более реальным другом, чем разорённый и опустошённый Восток.

И вот на фоне этого происходит брак русского царя Ивана Третьего с Софиею Палеолог. Со стороны может показаться, что это новый подъём Византийского влияния на Москву. В действительности напротив, это первый шаг Руси на встречу католическому Западу. Да, София была Византийской Царевной, но воспитана она была в Унии и опекуном и духовным отцом её был, католический кардинал Виссарион. А брак дедушки Ивана Грозного с византийской царевной состоялся ни где нибудь, а в Ватикане. А после брака, Папа Римский послал своего легата сопровождать Софию в Москву. Этот брак сильно сблизил Москву с Италией. Даже Карамзин пишет: "Издыхающая Греция отказывает нам остатки своего древнего величия, а Италия нам даёт первые плоды раждающихся в ней художеств. И хоть народ ещё в невежестве и грубости, правительство уже действует по законам ума просвещенного!"

Иван Третий (дед Ивана Грозного) имел склонность к западничеству, именно из Италии он вызвал мастеров перестроить Московский Кремль, дворцы и соборы.

Иван Третий - также известный как Иван Великий - князь Москвы и правитель России с 1462 года до своей смерти. Считается «объединителем русских земель», потому что он завоевал многие русские территории, а также отразил нашествие Польши - Литвы и освободил Русь от Золотой Орды . Кроме того, он известен своими усилиями по обновлению Кремля и долгое время правил Россией - 43 года.

Многие современные русские историки не ценят Ивана III и заявляют, что проявил трусость, не напав на самого хана Ахмада. С другой стороны, если бы Иван атаковал, он был бы в той же тактической неполноценности, как и татары, когда они напали на него через реку; И да, если бы Иван напал на Ахмеда, польская армия могла бы воспользоваться этим и обойти его сзади.

Освободившись от татарского ига и избавившись от важного врага, Иван продолжал увеличивать Московские княжества и присоединять к ним другие княжества. В 1485 году он присоединил могущественные княжества Тверь и Рязань .

Но ещё большей западник был его сын князь Василий Третий (отец Ивана Грозного). Женат на Елене Глинской , дочери литовского дворянина Василия Лебовича Глинского придерживающихся западной культуры.

У Василия Третьего был любимый лекарь Николай Немчин и князь часто с ним обсуждал государственные вопросы, в том числе объединение Православной и Католической Церквей с созданием на Руси Унии.
Этот лекарь даже прощупывая настроение русских архиереев обращался с этим вопросом даже к Ростовскому архиепископу Вассиану, который был родным братом преподобного Иосифа Волоцкого. А князь сам вступал в дебаты по этому поводу с преподобным Максимом Греком.

Русский учёный и профессор истории Орест Миллер ещё в 19 веке писал : "Во времена Ивана Грозного Латинское нам становилось ближе греческого".

Видимо не зря преподобный Максим Грек слишком резко и слишком прямо выступал против Русской церковной автокефалии не будучи уверенным в преданности русских Византии и Православию.. Но при этом именно его из России позвали как греческого эксперта для проверки и исправления церковных книг. Сам же Максим Грек ни слова не понимал по-русски, но знавших греческий язык во всей Москве не нашлось ни одного человека. В итоге преподобный Максим Грек переводил греческие книги на латынь, а русские переводчики с латыни уже переводили на церковно-славянский.

Максим Грек личность интересная, он получал образование в Венеции, Падуе и Флоренции и мог в Италии занять одну из кафедр профессоров. Он говорил, что в Греции он не может получить образования из-за скудности греческих книжек. Сам Максим Грек был сильного впечатления от уже католического святого Джирольмо Савонаролы, который выступал против культуры и на проповедях призывал мальчиков сжигать книги и уничтожать современные произведения искусств. В Венеции он дружил с Альдом Вануцием, итальянский гуманист, католический издатель и книгопечатник, работавший в Венеции. Максим Грек был большим почитателем древнегреческого языческого философа Платона. Между тем он был противником латинской пропаганды, астрологии (которую сам хорошо знал), а так же был противником иудаизма и армянской церкви. Максим Грек напрочь отрицал Москву как Третий Рим.

В истории русской церкви того времени, 15 века, интересной фигурой был Московский митрополит Макарий. При нём русскую культуру и церковь стали строить под государственную систему. Митрополит Макарий стал собирателем русской старины, которая должна была заменить на Руси греческую старину. Митрополит Макарий старался спрятать всё греческое, а для русских книг брал западные источники и Русская Церковь стала ощутима под влиянием Католического Запада.

Такими действиями Русская Церковь всё дальше отходила от истинной восточной духовности и в русской церкви побеждал бытовой и социальный идеал и уже не было место для созерцания духовных деяний в Русской Церкви которая всё больше превращалась в националистическую партию духовенства. Всё лучшее и самое ценное, что было у русских от греков, было попрано и уничтожено.

Макарий так делал жития того или иного святого, что собирал житие одного с нескольких собирательных образов разных святых придавая тому или иному святому большего благочестия. И часто эти жития брались из католических латинских книг.

Даже Царь потребовал у Макария стремления к единообразию и поменьше шатания и просил покончить с пёстрым разнообразием русских обычаев в церкви. Тогда и появилась книга ДОМОСТРОЙ. Типичный памятник эпохи митрополита Макария, а скорее его бытовая партийная программа церкви. Там всё идеализировано. Это бытовая утопия на которую нельзя смотреть как на бытовую картину того периода жизни на Руси. Ни кто не жил тогда так, как написано в "Домострое" , это был чисто теоретический идеал к которому русский народ должен был стремиться.

В то же время, некоторая настоящая старина при Макарии не только отвергалась , но и осуждалась. Осужден был Троицкий игумен Артемий, просветитель лопарей Феодорит Кольский.
Дьяк И.М.Висковатый был осуждён за то, что имел смелость открыто осудить новшества в письмах икон Благовещенского собора Кремля. Он радел не за старину, а за истину и считал, недопустимо почитать образ новоявленной иконы больше истины, если у Христа не было крыльев, то не может быть Христос изображён в ангельском образе .

"Муж чудного разумения. В слоге живость , в диалекте сила" - так старые книги писали о царе Иване Грозном. В прошлой теме уже говорилось, что дед и отец тяготели к культуре Запада, а вот Ивана Грозного открыто привлекали люди католической веры.Именно при Грозном начался наплыв заподно-европейцев в Москву. Современникам бросалась в глаза симпатия Ивана Грозного к Западу, западным людям и католической вере. О Византии Царь Грозный не желал и слышать, а говорил: "Наша вера не греческая, наша вера Христианская"..

Последним злом против Византии было установление Патриаршества на Руси. Патриаршество было установлено по политическим причинам, как свидетельство независимости Москвы от Константинополя и скорее не в духовной , а в чисто политической государственной цели. Это было полное отречение Руси от Византии.

Что принесло это отречение... Люди всё чаще с горечью говорили о великом грубиянстве, алкоголизме и безбожии русского клира. Кое как готовилась высшая иерархия, которая не могла навести порядок в священстве. Епископов политические вопросы интересовали больше, чем вопросы веры. Церковные иерархи вместо богословия учились человеческим хитростям, адвокатской лжи и дьявольскому празднословию, о чём писал Иоанн Вишенский, Святогорец (+ ок. 1621-1633), монах, писатель-полемист, один из энергичных противников унии.

А потому на этом фоне князья и прочая интелигенция начинала уклонятся в католицизм. Князь Андрей Курбский (16 век) ревнитель православия громко возмущался, почему православное духовенство на Руси так мало чего знает и не читает книг. Сам он ездил на Запад, ибо в Италию после взятия Константинополя были вывезены греческие духовные книги, которые он ездил читать, так как на Руси их не находил. Читал их на латыни, так как книги успели перевести, а оригиналы спрятать.

Но был и другой русский князь К.К.Острожский, который будучи православным верующим считал сам себя западным человеком и подготавлива Русскую Церковь к объеденению с Католической радея за Унию. Даже в жены себе взял католичку Тарновскую, а старшего сына, князя Януша окрестил в католической церкви, видя отрицательный облик русского духовенства.

КОГДА ЧИТАЕШЬ СТОЛЬ СТАРУЮ ИСТОРИЮ И СМОТРИШЬ НА СОВРЕМЕННУЮ РПЦ, ТО ПОНИМАЕШЬ, ЧТО УДИВЛЯТЬСЯ-ТО НЕЧЕМУ. ОБЛИК ЦЕРКВИ РОССИИ СКЛАДЫВАЛСЯ ВЕКАМИ И УНЯЗЬЯ И ЦАРИ СМОТРЕЛИ НА ЗАПАД, ГДЕ БЫЛА ДРУГАЯ КУЛЬТУРА И ДРУГАЯ ДУХОВНОСТЬ.

Христианство прежде всего, это внутреннее делание, а не обрядоведение!
Subscribe

  • 210 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ФЕРЕНЦА ЛИСТА

    Национальность Ференца Листа обсуждается в нескольких биографических исследованиях. В то время как в большинстве биографических работ выясняется,…

  • СИКХИЗМ И ФИЛОСОФИЯ СИКХОВ

    Сикхизм - монотеистическая религия, основанная в XV веке в Пенджабе, в северо-западной части Индийского субконтинента — месте встречи…

  • ИЗ МОЕЙ ПОЭЗИИ

    ПАМЯТЬ ПЕРВОЙ ЛЮБВИ Прошло тридцать лет, но зимою морозной и снежной, Я тебя вспоминаю, невесту в венчальной фате. И как-то на жизнь в ту пору…

Comments for this post were disabled by the author