filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Category:

Кто такой Петр Могила и какова была его роль в Православии

КТО ТАКОЙ ПЕТР МОГИЛА, КОТОРЫЙ ИЗДАЛ СВОЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ ТРЕБНИК?
(Отвечая на этот вопрос  предлагаю материал из печатных источников 1913 года. Или образ Петра Могилы глазами вековой давности)

В образе Петра Могилы есть что-то загадочное и двусмысленное. Трудно понять, был ли он искренним ревнителем православия или был соглашателем православной веры тяготеющий к католицизму. Однако, его именем обозначают целую эпоху в истории православия западных окраин Руси и той культуры.

Его можно назвать самым сильным и властным западно-русских церковных деятелей 17 века. У него был державный пафос, умение и главное желание властвовать и побеждать.

Сын молдавского господаря ставший киевским митрополитом которого исторически больше характеризуют властителем церкви, чем её пастырем. Воспитан он был в польском западном духе. Он был убеждённым западником и во вкусах и в привычках. После смерти отца его опекунами были канцлер Жолкевский и гетман Ходкевич. У Петра Могилы были очень крепкие родовые связи с польским аристократическом обществом. Польские магнаты всегда сочувствовали ему и содействовали во всех его проявлениях и начинаниях.

Очень и очень молодым, Петр Могила оказался Печерским архимандритом. Есть мнение, что именно и в Лавру он поступил для этого высокого сана на который его рекомендовало Польское правительство. И сразу архимандрит Петр стал действовать уверенно по своему. Он тут же начал в лавре создавать Латино-Польскую школу рядом с уже существующим Братским и Славяно-Греческим училищем.  Православных в Киеве этот факт встревожил. Многие казаки и как сказано "неучёные попы" хотели архимандрита Петра до смерти забить и их едва уговорили не нападать на школу, архимандрита и латино-польских учителей. Пётр Могила вышел победителем из этого конфликта и даже Братское училище было передано в его ведение. И это же училище вскоре растворилось в Латино-Польской школе. Программа этой школы была взята из польских католических  иезуитских школ.

Петр Могила планировал по всему Западному краю раскинуть сеть Латино-Польских школ для православных и создать церковно-учебный орден с Киевской Академией во главе. Пётр Могила был откровенным и решительным западником.Он стремиля и русских и нерусских объединить в единую религиозную культуру.

Петр Могила был не одинок, у него было большое окружение друзей-единомышленников. Это было новое поколение священников и ученых людей того времени, которые прошли западную школу и для которых своим назывался Запад, а не Восток. У многих православных были поводы подозревать в этом тайное униатство Петра Могилы. Ну, по крайней мере окружение Петра Могилы всё больше и больше о чём-то сговаривалось с униатами, с которыми постоянно встречались и они откровенно вырабатывали свой компромисс на которой бы пошли как униаты , так и православные в единую объединяющую их церковь.

Как позже оказалось, неоднократно православные  Киева выдвигали план объединиться с униатами под властью своего особого и единого Заподно-Русского Патриарха, который был бы одинаково признан как Папой Римским, так и Вселенским Константинопольским Патриархом и Западно -Русский Патриарх находился бы в Киеве и вёл одинаково тесное сотрудничество как с Римом, так и с Константинополем. Сами униаты были согласны видеть в сане таким Патриархом Петра Могилу! Они считали, что Петр Могила вполне расположен к Унии.

Действительно, Петр Могила знал латынь и латинские книги инаходился уже давно в догматическом единомыслии с Римом.Но... всё это он принимал за православие и для него главными мотивами его деятельности были, успокоить церковь и привести церковь к церковно-политическому миру и благосостоянию.

В 1632 году умер польский король Сизигмунд Третий и в этом трауре православным удалось незаметно провести в Сейм пункты "Успокоения Греческой религии в Западной Руси", новый король Владислав это одобрил. Петр Могила Польским Королём Владиславом был утверждён  на кафедру Киевского Митрополита... где уже был действующий митрополит Исаия Копинский -западнорусский церковный деятель, православный митрополит Киевский и всея Руси, экзарх Константинопольского престола.  Зная, что хороший приём  его в Киеве не ждёт, Петр Могила назначает хиротонию во Львове и в Киев он въезжает Митрополитом и Патриаршьим Экзархом.

Далее как водится, происходила вражда нового и старого митрополитов, но это не было враждой за власть, это был спор церковно-культурной и церковно-политической ориентации. Митрополит Исаия оставшись только со званием «архиепископа Северского и игумена Михайловского монастыря», удалился в Полесье, намереваясь возвратить себе Михайловский монастырь. По этому поводу ездил жаловаться королю на преследования со стороны Петра Могилы и его сторонников, но желаемой «управы» не получил.

1 февраля 1637 года оба митрополита встретились в Луцке, в доме местного епископа, и сделали неудачную попытку к примирению и умер в 1640 году.

Митрополит Петр Могила в 1646 году выпустил известный требник. В свой Требник Пётр Могила включил 37 чинов, никогда до этого в богослужебных книгах Православной церкви не существовавших. Содержание их были взяты из Римского Ритуала Папы Павла Пятого. Произошла довольно острая латинизация православного обряда, на что обратили внимание даже униаты.

Впрочем латинизацию западного православия начал не митрополит Петр Могила, она уже началась за долго до него, он лишь был замечен историей в настойчивости этого дела.

Трудно дать чёткую характеристику Петру Могиле. Что-то непонятное и нечёткое есть в его образе и его делах. Но, все должны согласиться, что для  Церкви он сделал очень многое. Он поднял из запустения Православную Церковь на Западе Руси, но вместе с тем, всю ту церковь пронизил чуждым для православных латинским духом. Как скажут историки, он латинизировал школу, обряд, язык, богословие, мировозрение, психологию и даже  душу народа. Назовут это "Интоксикацией Православной Церкви религиозной латинизацией" . Но , при всём этом церковь не ушла под Рим, она не стала ни Римско-Католической и ни Греко-Католической, Петр Могила удержал каноническую независимость. Для православных, дела Петра Могилы были менее опасны чем дела униатов ибо чистота православной веры при митрополите Петре Могилы не пострадала.

Однако есть и такие мнения, что митрополит Петр Могила прервал связь Киевской Митрополии с Константинопольском Патриархатом. Утвердил в Киеве чужую и искусственную западную латинско-польскую традицию и тем самым потерял внутреннюю свободу и независимость той отдельной своей церкви на Западе Руси, которая могла  зародиться, останься митрополит Петр ориентирован на Константинополь.

У Петра Могилы много сторонников и противников. Историки говорят, что не верно винить во всём Петра Могилу, процесс политический был запущен до него, сам митрополит выражал дух того времени, а не прорубал новые пути для Церкви . И именно он сделал больше всех других архиереев той эпохи, чтобы укрепить и удержать Православную Церковь, как сейчас её называют "Западно-Русскую" в Киеве и на территории современной Западной Украины.

ИЗ СОВРЕМЕННОЙ ВИКИПЕДИИ
==Митрополи́т Пе́тр (в миру — Пётр Симео́нович Моги́ла, или Петру Мовилэ, рум. Petru Movilă; 31 декабря 1596 (10 января 1597), Сучава, Молдавское княжество — 1 (11) января 1647, Киев) — епископ Константинопольской православной церкви, митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси, экзарх Константинопольского престола, сын правителя Валахии (позже Молдавии) и представитель древнего влашского боярского рода Мовилэ.

Благодаря трудам Могилы возобновилась православная жизнь в древних киевских храмах, включая Софийский собор. «В 1632 году добился у польского короля Владислава IV признания независимого от униатов существования православной церкви» . При его участии был основан крупнейший на Украине центр просвещения — Киево-Могилянская академия.

8 декабря 2005 года по благословению патриарха Алексия II имя митрополита Петра было внесено в месяцеслов Русской православной церкви. День памяти по календарю РПЦ — 31 декабря (13 января).

Существует мнение, что канонизация произошла спешно и вопреки решению Синодальной комиссии РПЦ потому, что параллельно Киевский Патриархат также готовил канонизацию  Могилы, которая последовала 12 декабря того же года.

При владыке Петре была прославлена праведная Иулиания, княжна Ольшанская. Прилагал усилия к общецерковному прославлению Печерских святых, при нём был составлен Патерик Печерский.

Святитель Пётр внезапно умер в последнюю ночь 1646 года на новый, 1647 год, то есть 1 января 1647 года, в полном расцвете сил. Тело святителя Петра было перенесено из Киево-Печерской лавры в Софийский собор. 9/22 марта останки митрополита, не подвергшиеся во все эти месяцы тлению, были преданы земле на указанном им самим месте — в Великой Печерской (Успенской) соборной церкви возле левого клироса.

Тело митрополита Петра находилось на месте погребения вплоть до Второй мировой войны. В ноябре 1941 года Великая лаврская церковь была взорвана. Взрывчатку заложили возле места погребения митрополита. Гроб с останками оказался полностью уничтожен, сохранились лишь серебряные пластины с родовым гербом и эпитафией, которые в 1982 году были найдены при раскопках археологической экспедицией под руководством В. Харламова.

В то же время личность митрополита Петра (Могилы) вызывала и даже после канонизации вызывает неоднозначные оценки в церковной среде.

Критично отзывался о его деятельности святитель Черниговский Филарет (Гумилевский) (прославлен в 2009): «Признаюсь искренно, что Могила мне очень не нравится по образу мыслей и некоторых дел, да и нет почти ничего у него собственного, а все, что названо его именем, принадлежит не ему. Потому мне очень не хотелось бы, чтобы дано было ему почетное место между учителями и просветителями Церкви. Папистический энтузиазм или фантазия не дают права на такое звание.»



КАКИЕ ЦЕРКВИ КАНОНИЗИРОВАЛИ МИТРОПОЛИТА ПЕТРА МОГИЛУ И ПРИЗНАЁТ ЛИ ЕГО СВЯТЫМ ГРЕЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ?

Петр Могила был объявлен святым Украинской православной церкви (декабрь 1996 г.), Русской православной церкви, Румынской православной церкви (1997 г.) и Польской православной церкви. Греческая православная церковь , с подозрением отнеслась к его отношению к Римско-католической церкви и Греко-католической церкви и не признала его святым.
Православная Церковь Америки воздерживается от упоминания его имени в списке киевских митрополитов .

КАКУЮ ЦЕРКОВЬ ПОДДЕРЖАЛ БЫ В УКРАИНЕ СЕГОДНЯ МИТРОПОЛИТ ПЕТР МОГИЛА, МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ ИЛИ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ?

Петр Могила положил начало деятельности по сохранению исторических памятников Киева и других мест. Среди них была реконструкция Софийского собора в Киеве. В народе верили, что пока собор стоит на кургане, Киев будет защищен от разрушения. Инициированные им планы обновления и сохранения были направлены, с одной стороны, на укрепление статуса Украинской церкви, а с другой - на подъём морального духа людей в период, насыщенный факторами, угрожающими национальному единству и свободе страны.

Петр Могила умер в 1647 году, незадолго до Национальной войны за независимость украинцев 1648–1654 годов. В своем завещании он повелел всем украинцам (или русинам) научиться читать и писать и завещал все свое имущество славному колледжу, который оставался на двести лет единственным высшим учебным заведением в православном мире в целом, а также в России, Беларуси и других странах. Выпускники колледжа распространяли идеи гуманизма и веры в право народа на самоопределение. Официальный язык в Могилянской академии, был русский, но основан на черниговском диалекте. После того, как казацкая тирания вошла в состав России в рамках политики Богдана Хмельницкого , выпускники Киевской академии помогли патриарху Никону объединить веру в «трех русских» (Россию, Украину и Беларусь) на основе украинской модели. Многие из выпускников Могилянской академии продолжили свою карьеру в Западной Европе, но многие из них также путешествовали по Украине и преподавали в деревнях и городах.

С именем Могилы связан целый период культурной истории Украины, известный как «Могилянский век». Одной из главных его характеристик был расцвет типографий. Несмотря на нестабильность, которая существовала в Украине в конце 1600-х годов, там действовало 13 типографий, из которых 9 были украинскими, 3 полякими и одна еврейская. Не все напечатанные книги были религиозными. В 1679 году , например, Новгород-Сиварская типография напечатала более 3000 экземпляров учебников для начальной школы. Это было частью усилий митрополита по поощрению грамотности среди людей.

Из вышеуказанных соображений можем делать выводы. Он был за право народа на самоопределение.



КАКИЕ ОТНОШЕНИЯ БЫЛИ У ПЕТРА МОГИЛЫ С РИМСКИМ ПАПОЙ И ВОСТОЧНЫМИ ПАТРИАРХАМИ ?

Могила представил свой «союзный план» относительно примирения с католической церковью. План включает признание папское божественное верховенство в Риме в обмен на сохранение законных прав патриархов на Востоке.

В 1628 году Петр Могила подписал в Киеве Заявления Синода, осуждающие тех православных священников, которые присоединились к унии с Римом и греко-католической церкви . В 1632 году он поддержал избрание Владислава IV королем Польши , чтобы отменить указы против Православной церкви и снять ограничения на использование украинского языка в школ и общественных министерств. Восстановление прав православных детских домов на территории Киевской митрополии и сохранение правового статуса православных братств. Софийский собор в Киеве и Выдубицкий монастырь были возвращены Православной Церкви.

Да, при митрополите Петре духовное образование в школах велось на латинском языке, нужно было вызвать симпатии Запада для сохранения чистого православия в этих землях.

Петр Могила не заботился только о Киеве . Он стремился укрепить дух православного христианства и укрепить местную национальную идентичность и уровень образования в Украине, России и румынских княжествах

Не надо забывать, что Петр Могила был с титулом Митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси.

Петр Могила был выбран на эту должность из-за его большого мастерства, его княжеского происхождения и потому, что он считался подходящим человеком, который справится с растущей угрозой иезуитской пропаганды. Он был коронован на высоком посту 28 апреля 1633 года в присутствии Патриарха Иерусалимского Феофана, который представлял Вселенского Патриарха Константинополя Кирилла Лукариса.
Кроме того, он умел говорить по-польски и попросил польское правительство защитить права православных верующих, снять запреты на строительство православных церквей, открытие колледжей, типографий для обслуживания православной общественности и возвращение церквей и монастырей взятых у Церкви.


КЕМ БЫЛ ПЕТР МОГИЛА ДО ПРИНЯТИЯ МОНАШЕСТВА И ПРИБЫТИЯ В КИЕВ?

Согласно обычаю польской знати, Могила служил как военный и участвовал как минимум в двух сражениях поляков против турок-османов в Цуцуре (1620 г.) и Хотине (1622 г.)
Утверждения о том, что он учился в Нидерландах и Франции - в университете Сорбонна в Париже (как утверждается в «Истории Русской Церкви» Морбьева), не имеют никакого основания.
Subscribe

  • ДЕТИ И ВНУКИ КОМПОЗИТОРА ФЕРЕНЦА ЛИСТА

    Все трое детей композитору Ференцу Листу родила Мари Катрин Софи де Флавини , в замужестве Д'Агульт , также известна под именем Атта…

  • 210 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ФЕРЕНЦА ЛИСТА

    Национальность Ференца Листа обсуждается в нескольких биографических исследованиях. В то время как в большинстве биографических работ выясняется,…

  • СИКХИЗМ И ФИЛОСОФИЯ СИКХОВ

    Сикхизм - монотеистическая религия, основанная в XV веке в Пенджабе, в северо-западной части Индийского субконтинента — месте встречи…

Comments for this post were disabled by the author