filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Categories:

СВЯТО-УСПЕНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ (ДАУГАВПИЛС)


НА ФОТО мы видим как выглядела Успенская церковь в Даугавпилсе в 1937 году, когда её ещё не окружали многоэтажные дома. В 30е годы люди так и называли "Свято-Успенский приход на Яунбуве", ("Яунбуве" - с латышского языка, Новое строение, так называется микрорайон города).

В 1850 году группа Динабургских купцов, (Динабург - старинное немецкое название города Даугавпилс) и почётных жителей Даугавпилса, которые перешли в единоверие, обратилась к архиепископу Полоцкому и Витебскому Василию с ходатайством о переустройстве молитвенного дома (моленной) местной староверской беспоповской общины в единоверческую церковь.

Наставник той староверский общины, Антоний Анкудинов сам перешёл в православие и рукоположен во священники. Архиепископ Полоцкий и Витебский на развитие нового прихода выделил Антонию Анкудинову 300 рублей серебром.

В 1851 году была начата заготовка материалов и через год был готов деревянный храм построен на земле отведённой военным ведомством возле Динабургской крепости. В День Успения Богородицы храм был освещён и простоял возле крепости 25 лет, до 1877 года.

В 1877 году по стратегическим соображениям храм решено было из крепостной местности перенести в город на землю отведённую городскими властями. Тогда власти города и выделили для храма земельный участок нового микрорайона города Яунбуве.

Для переноса храма нужны были деньги. Военно-инженерное ведомство выделило 3.000 руб, архиепископ из Полоцка прислал 100 руб, большую помощь оказал староста храма С.Вавилов, который дал на перенос храма 1.500 руб, ну и прихожане собрали 4.000 руб.

Храм был перенесён вместе с иконостасом и старинными иконами.

Почему-то, кому-то очень сегодня хочется Свято-Успенский храм называть единоверческим и это в корне не верно. Свято-Успенский храм ПЕРЕСТАЛ БЫТЬ ЕДИНОВЕРЧЕСКИМ ЕЩЁ В 1915 ГОДУ, о чём есть указ Полоцкого епископа, что бывший единоверческий Свято-Успенский храм , отныне с 1915 года является православным. С тех пор в народе его так и называли БЫВШАЯ ЕДИНОВЕРЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ.

В то время Российский Император разрешил на молитвенных домах староверов ставить купола с крестами и тем самым, это было признание, что раскол искоренить не удалось и приходится считаться со старообрядческими общинами, которым разрешили иметь храмы с куполами. Единоверческие храмы кого смогли, того уже из староверов привели в православную церковь, а кто не перешёл, тот уже не перейдёт и тем самым нужда в единоверии отпала, отчего и Свято-Успенский храм ОФИЦИАЛЬНО перестал считаться единоверческим.

А потому, когда мне говорят, что сегодня в Латвии есть единоверческие храмы, то возникает вопрос, А КАКУЮ ФУНКЦИЮ ОНИ НЕСУТ И КТО ИХ ВОЗРОАДИЛ? Возрадить их могли только враги православия. ибо я сильно сомневаюсь, что сегодня есть староверы, кто хотел бы принять православие, а если бы и хотел, то принял бы без проблем, как некоторые мои родственники и для этого совсем не нужно единоверие, какое-то заманчивое течение "не-то, не-сё". Другое дело, может быть это само православное священство через единоверие двинулось в староверы...или даже епископы? Может кого-то кровь взывает вернуться к своим истокам, так скатертью дорога, зачем же с собой всю Церковь тянуть.

Итак, будем считать, что с 1915 года Свято-Успенский храм чисто православный и официально единоверия ни какого быть не может и если тогда оно было спасительно, то теперь пагубно из-за обратной реакции духовенства.

Первыми настоятелями храма были Антоний и Феодор и они не только перешли из староверов, но и даже приняли монашество и в Свято-Успенском храме служили иеромонахами. Так же служили иеромонах Ксенофонт, Г.Головин, С.Михайлов, В.Чернов, И.Шитиков, Г.Челпанов и протоиерей М.Петерсон...

В 1934 году настоятелем стал Н.Колиберский, именно он осовременил храм, расширил и благоустроил. Регентом при нём служил Н.А.Закревский.

В Советское время храм закрывали, а вернее в нём размещалась детская библиотека, которую я тоже посещал. Я помню, как нас привели от школы и я брал книги Пушкина и Маршака, даже помню, что библеотекарь у которой я брал книги имела фамилию Арбузова, наверное тем и запомнилась, что была очень полная женщина с такой фамилией. Я тогда и понятия не имел, что это здание когда-то было церковью. И вот там была полочка АТЕИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА и я набирал атеистических книг в более старшем школьном возрасте и с удовольствием их читал и через них я узнавал о церкви и о Боге и о разных религиях и это мне нравилось.




Современный вид

Здание библиотеки вернули Церкви и большие труды по её восстановлению проводил тогда благочинный игумен Виктор (Контузоров), это нынешний архиепископ Церкви Константинопольского Патриархата в Латвии и протоиерей Николай Огородников, настоятель храма. В 1991 году проводился крестный ход от собора Бориса и Глеба к Свято-Успенскому храму в праздник Успения Богородицы .

Огромные труды для Свято-Успенского храма , которые нельзя переоценить, вложил и благочинный протоиерей Дионисий Горюнов. Прихожане с теплом вспоминают любимого батюшку и говорят, что всё то, что сегодня в храме есть, это всё сделано заботами и трудами с великой любовью отца Дионисия.

Всем ныне упомянутым здравствующим ревнителям храма воспеваем многолетия, а помянутым в статье почившим - вечная память!
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author