filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

ФАКТЫ О ИСТОРИИ ДОНСКОЙ ИКОНЫ БОГОРОДИЦЫ


Близкие к Донской иконе варианты «Умиления» встречаются в византийском искусстве. Ее возможный прототип - мозаичный образ Богоматери в кафоликоне монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе, 1316-1321 гг.

Есть мнения, что Донская икона является копией, выполненной Феофаном Греком для Благовещенского собора Московского Кремля в 90-х гг. XIV в., с некой не сохранившейся иконы из Успенского собора Коломны.


Вероятно, икона была написана для Успенского собора Коломны по заказу великой княгини Евдокии (ок. 1353-1407) - супруги великого князя Димитрия Иоанновича - на молитвенную память о нем и воинах, погибших в битве на Дону в 1380 г.

Почитание Донской иконы сложилось вскоре после того, как она была написана, что доказывает наличие ее ранних уменьшенных списков, однако ее первоначальное название неизвестно. 1-е упоминание об этой иконе встречается в летописях сер.- 2-й пол. XVI в. В царствование Иоанна IV вел. кн. Димитрий Иоаннович стал именоваться Донским , так же стали называться и заложенная им перед Куликовской битвой церковь Успения в Коломне , и хранившаяся в ней древняя чтимая икона Богоматери. Накануне выступления против Казанского ханства (1552) Иоанн IV молился в Успенском соборе Коломны перед образом.

Победа способствовала прославлению иконы, получившей статус государственной святыни, перенесенной в придворный Благовещенский собор Московского Кремля.
В Ливонской войне Донская икона также была заступницей и покровительницей православных воинов.
В Полоцкий поход 1563 г. Иоанн IV взял с собой Донскую икону..
В 1591 г. царь Феодор Иоаннович молился в походной церкви перед Донской иконой о спасении Москвы от нашествия хана Казы-Гирея В 1591 г. в память о чудесном заступничестве Богоматери на месте походной церкви был основан Донской иконы Божией Матери московский монастырь. Для него сделали список чудотворной иконы.

В XVII в. Донская икона оставалась особо чтимой святыней, к ней, как к главной заступнице от «неверных», обращались при возникновении опасности вражеского нашествия. В 1646 г., во время нападения крымских татар на земли Украины, царь Алексей Михайлович, подобно Феодору Иоанновичу, молился перед Донской иконой и нападение «агарян» было отбито. В честь этого события были совершены праздничные службы и крестные ходы с чудотворной Донской иконой . в Донской моастырь.

В период войн с Турцией в XVII в. (Чигиринские походы (1677-1678) и Крымские походы князя В. В. Голицына (1687 и 1689)) почитание Донской иконы ещё больше усилилось.

С воцарением Петра I обороне южных границ России стало придаваться большее значение; а вместе с тем и почитание Донской иконы вновь возросло. С ее заступничеством связывали взятие Азова в 1696 г.

До настоящего времени дошло несколько ранних чудотворных списков Донской иконы.

Донская икона выделялся среди икон Благовещенского собора исторической и художественной ценностью, редкими по размеру и качеству самоцветами и жемчугом. Он включал венцы с жемчужной обнизью, украшенные изумрудами, сапфирами, альмандинами и крупными жемчужинами подвешенные к венцу на 8 нитях из кафимского жемчуга; 2 золотые звезды с крупными драгоценными камнями и жемчугом на золотых резных «оплечках»; сапфировые серьги.

К серебряной вызолоченной гладкой «доске», украшенной «яхонтом лазоревым да изумрудом» и обнизанной по краям жемчугом, служащей своеобразной драгоценной ризой Богоматери и Младенца Христа, были прикреплены 5 золотых наперсных крестов с камнями и жемчугом, 13 панагий. Одна из панагий содержала «часть животворящего древа Господня», кресты и панагии - св. мощи. Не имевшее аналогов обилие мощевиков было связано «с памятью о царских сродниках».

Чудотворный образ помещался в увенчанном крестом деревянном, обложенном золоченым серебром киоте с затворами.

На рубеже XVII и XVIII вв. Донская икона была взята в покои царицы Натальи Алексеевны, драгоценный древний приклад сняли, отдельные прародительские мощевики передали на хранение в ризницу собора, а большую часть драгоценностей использовали для нового убора. Новый венец, корону и очелье Богоматери украшали 600 ограненных изумрудов, среди которых выделялись 2 огромных 4-угольных камня, и множество драгоценных камней.



ПЕРВООБРАЗ
Донская икона Божией Матери. 80-90-е гг. XIV в. Мастер Феофан Грек
В 1914-1919 гг. поступила в ГИМ; с 1930 г. хранится в Третьяковской Галереи . Размер иконы 86×68 см : на лицевой стороне - образ Богоматери с Младенцем, на обороте - Успение Пресв. Богородицы. В нижней части иконной доски находится углубление для св. мощей, закрытое воском после реставрации, что так же видно на изображении..
Донская икона - один из вариантов иконографического типа «Умиление», представляет поясное изображение Богоматери с Младенцем Христом, сидящим на Ее правой руке. Особенность извода иконы- согнутые в коленях обнаженные ножки Младенца, поставленные на запястье левой руки Богоматери. Левой рукой Она касается спадающих складок одежды Сына. Христос правой рукой двуперстно благословляет, в левой руке, опущенной на колено и прикрытой гиматием, держит свернутый синий свиток. Мафорий Богоматери коричневый с золотыми каймой и бахромой, чепец и зарукавья хитона ярко-синие. Охряные хитон и гиматий Младенца покрыты густым золотым ассистом, на левом плече - широкая синяя полоса клава. Нимбы и фон изначально были золотые.


ВОПРОСЫ О ДОНСКОЙ ИКОНЫ БОГОРОДИЦЫ

Кто и когда написал Донскую икону Богородицы?

— Достоверных фактов о иконописце этой иконы Церковь не имеет, но есть предположение, что её написал святой преподобный Феофан Грек или кто-то из его окружения. Датируется эта икона примерно 1380-1395 годами. Эта икона двустороняя, и на обратной стороне изображение иконы Успения Богородицы.
Это наверное должно быть связано с тем, что день празднования иконы 1 сентября совпадает с днями великого праздника Успения Богородицы празднуемого с 28 августа по 5 сентября.
Чаще всего причиной написания иконы называют заказ великой княгини Евдокии написать образ на молитвенную память о своём муже Дмитрии Донском и о воинах, погибших в Куликовской битве, но тогда эта версия говорит нам уже о том, что икона была написана сразу после Куликовской битвы.

Какова история, в честь чего написана эта икона?

--По преданию была поднесена донскими казаками из городка Сиротина московскому князю Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой (1380 год).
Станица Сиротинская является одной из древнейших казачьих станиц на Дону, ныне это Волгоградская область.
Казаки с иконой прибыли в стан московского князя Дмитрия накануне Куликовской битвы, чтобы оказать ему помощь в сражении с татарами. На протяжении всей битвы икона находилась в стане русских войск и её заступничеству была приписана одержанная победа.
После одержания этой победы, князя Димитрия стали называть Донским, а икону, которая его сопровождала в этом походе и битве, Донскою.

Где первоначально находилась эта икона после Куликовской битвы?

Опять же у Церкви есть только предположения и несколько мнений историков.
Кто-то утверждает, что Донская икона писалась для Симонова монастыря, который в 1380 году построил святитель Феодор, ученик Сергия Радонежского и что в 1567 году икона была перенесена в Москву в Кремлёвский Благовещенский собор.
Но Церковь придерживается мнения, что эта икона находилась в Коломне в Успенском соборе Коломенского кремля.
Сам князь Димитрий Донской является основателем этого собора и вполне логично, что свою икону Донскую он и оставил там на хранение и для людского поклонения.

А когда и при каких обстоятельствах икона попала в Донской монастырь в Москве?

--Московский Донской монастырь, это отдельная история. Действительно Донская икона была увезена из собора Коломны, и это случилось в 1552 году. Икону в Москву вывез Царь Иван Грозный. И надо заметить, что в Москве тогда ещё не было Донского монастыря. А потому икона была вывезена в Московский Кремль и поставлена в Благовещенском соборе Москвы.
Но перед тем как из Коломны вывезти святыню, царь приказал сделать две точные копии с иконы и одну оставить в Коломенском соборе.

Почему нужно было из Коломны увозить икону в Москву?

— Царь Иван Грозный был очень набожным человеком и конечно он не мог не знать, что Донская икона помогла князю Димитрию выиграть битву Куликовскую , а тут сам Иван Грозный готовил поход на Казань и он хотел чтобы Донская икона помогла ему как помогла князю Димитрию. Царь жил в Кремле Москвы и он ибъявил желание принести к нему эту икону чтобы он мог молиться перед ней. И надо сказать, что поход был удачным.
Церковное предание связывает с Донской иконой и избавление Москвы от войск татарского хана Казы II Гирея. В 1591 году, когда его войско стояло уже на Воробьёвых горах, с Донской иконой был совершён крестный ход вокруг городских стен Москвы, после которого её поместили в полковой церкви . На следующий день — 19 августа — русскими войсками была одержана победа, которую приписали заступничеству Богородицы.
Вот тогда уже в память об этом на месте полковой церкви был основан Донской монастырь .

И тогда икона обретает своё место в Донском монастыре?

--Нет, в Донском монастыре остаётся второй список с иконы, точная копия которая была сделана ранее ещё в Коломне, где тоже остался в соборе такой же список.
То, что в Донском монастыре именно копия , а не оригинал, мы можем знать по надписи на иконе «подобие пречюдные иконы Пречистые Богородицы Донския» И здесь главное слово ПОДОБИЕ.
А оригинал Донской иконы продолжал оставаться в Благовещенском соборе Кремля и ни когда не находился в Донском монастыре. С этого времени икона начинает почитаться как защитница от иноверных и иноплеменных врагов.

Кроме военных походов Димитрия Донского и Ивана Грозного, были ли ещё с Донской иконой связаны какие-то исторические события?

— В 1598 году Донской иконой патриарх Иов благословил на царство Бориса Годунова .
В 1687 году икона была в крымском походе князя Василия Голицына .
В конце XVII века икона была перенесена в покои царевны Натальи Алексеевны и была келейной иконой сестры Петра Первого, а позднее вновь вернулась в Благовещенский собор.
Во время захвата Москвы войсками Наполеона икона сохранилась оставаясь в Москве, французы её саму не тронули , но икона от рук французских солдат лишилась драгоценных камней с её оклада, ну а позже и самого драгоценного оклада.
На окладе были венцы с жемчужной обнизью, украшенные изумрудами, сапфирами, альмандинами… 2 золотые звезды с крупными драгоценными камнями и жемчугом на золотых резных «оплечках»; сапфировые серьги. На полях оклада размещались золотые пластины с выполненными чернью изображениями 12 Господских и Богородичных праздников, перемежающиеся крупными самоцветами. …к образу были приложены 2 жемчужных убруса (очелья), 2 золотые цаты (вязаная и сканая) и 2 «ожерелья» (ворота). К серебряной вызолоченной гладкой «доске», украшенной «яхонтом лазоревым да изумрудом» и обнизанной по краям жемчугом, служащей своеобразной драгоценной ризой Богоматери и Младенца Христа, были прикреплены 5 золотых наперсных крестов с камнями и жемчугом, 13 панагий. Одна из панагий содержала «часть Животворящего Древа Господня», другие кресты и панагии — святые мощи.
Оклад не имел мировых аналогов по количеству мощевиков, которые помещались на него в память о царских родственниках. Оборот иконы со сценой Успения был закрыт гладким серебряным окладом с резными золочеными венцами. Икона находилась в деревянном киоте, обложенном вызолоченным серебром. Его украшали изображения Деисуса, Господских праздников, евангелистов, пророков, различных святых, в том числе соимённых членам царской семьи.

И всё это досталось Наполеоновским солдатам?

— Нет. В конце XVII века икона была перенесена в покои царевны Натальи Алексеевны. Старый оклад был снят, мощевики отданы в ризницу Благовещенского собора, а большинство драгоценностей было использовано при создании нового оклада. Новую ризу украшали 600 огранённых изумрудов (в том числе два особо крупных) и множество других драгоценных камней, включая редкий рубин и крупный жемчуг . Икону в новом окладе поместили в киот, украшенный живописными изображениями праматерей и пророчиц, который в настоящее время хранится в Благовещенском соборе.
В 1812 году солдаты Наполеона разграбили с него драгоценные камни оставив ризу, а после Октябрьской революции уже от рук большевиков была утрачена и сама серебряная риза. Сохранились лишь отдельные детали украшений, в том числе наперсная резная икона «Сошествие во ад» в золотой оправе с драгоценными камнями.

Сохранилась ли икона до сегодняшнего дня и где она сегодня находиться?

--Да, икона именно Кремлёвская самая историческая, оригинальная, она тоже сохранилась. В 1919 году когда соборы Кремля закрыли, то икону передали в Государственный исторический музей , а с 1930 года и по сей день, она находиться в Третьяковской галереи и там в зале старинных икон её может увидеть каждый желающий.

Кроме того, ежегодно 1 октября эту икону приносят в Московский Донской монастырь, это день её праздника и перед этой иконой Патриархом Московским совершается Божественная Литургия.

У многих икон есть чудотворные списки, есть ли такие у Донской иконы и если есть, то где?

--Ну мы уже вспомнили как минимум о трёх древних старинных , но можно говорить и о четырёх иконах Донской Богородицы, это Успенский собор Коломны (Коломенский список сохранился по сегодняшний день. Он отличается белым фоном, во второй половине XVI века при Коломенском епископе Давиде икона была закрыта окладом), Донской монастырь в Москве, но позже в 1668 году для малого собора Донского монастыря список иконы сделал иконописец Симон Ушаков и эта "Ушаковская" икона сохранилась в малом соборе монастыря по сей день) (так что в Донском монастыре два списка в большом соборе икона чудотворная и икона 17 века в малом соборе) , и икона оригинал Третьяковской галереи из Благовещенского собора Московского кремля.
Но Самый древний из известных списков Донской иконы датируется концом XIV века. Он был украшен серебряным золочёным окладом и поступил как вклад в Троице-Сергиеву Лавру от князя Владимира Андреевича, двоюродного брата Дмитрия Донского, она храниться в запасниках лавры. Это уже пятая древняя икона Донской Богородицы и мы видим, что иконы не утрачены и мы их имеем в целости и сохранности.

В каком состоянии сохранился первообраз 14 века?

--Состояние иконы оценивается , как хорошее. С иконы исчез первоначальный золотой фон, но сохранились первоначальные краски одежды и ликов Богородицы и Богомладенца Христа. Не сохранились первоначальные ореолы как Богородицы, так и Христа, они были позолоченные.

В чём черты отличия Донской иконы от других образов Богородицы?

--Образ Донской иконы считается самым "лирическим" из образов Богородицы. У неё очень печальные глаза, но они полные любви к своему сыну.
А отличительная обязательная черта, это две ножки Христа оголённые ниже коленей и стоящие на запястье руки Богородицы.
Вообще, Донская Богородица, это исключительная икона по своим художественным качествам не зависимо от того писал ли её Феофан Грек или кто-то из его школы.
Чтобы подчеркнуть выражение лица Богородицы, автор использует, например, асимметрию в расположении глаз и рта. Глаза не в параллельных осях и рот слегка сдвинут вправо. Цвета , используемые богатые, плотные, толстые. Это отличает эту икону от других икон как новгородской школы письма, так и от византийских икон той эпохи.


Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author