filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Categories:

МУЧЕНИК МАМАНТ, ПОКРОВИТЕЛЬ ПРИЁМНЫХ ДЕТЕЙ И ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ


Родился от знатных родителей — Феодота и Руфины. За исповедание христианства они были брошены в темницу в Кесарии Каппадокийской (Малая Азия). Там вскоре умер отец святого, а во время родов — и мать.

Младенца воспитала одна благочестивая вдова по имени Аммия Матрона. Ещё в юные годы Мамант обратил ко Христу многих своих сверстников, за что и был подвергнут жестоким мучениям. Его приговорили к утоплению в море. Однако, согласно верованиям христиан, ангел Господень чудесным образом освободил его и привел на гору близ Кесарии. Здесь Мамант устроил себе келью, в которой проводил молитвенную жизнь среди диких зверей, не трогавших святого. Молва о нём росла, и его вновь арестовали. В темнице, куда св. Мамант был заключен, умирали от голода сорок узников. Христиане верят, что по молитве святого влетевший в окно голубь принес всем пищу, а ночью двери темницы сами отворились и узники вышли на свободу. Сам же св. Мамант желал отдать жизнь за Христа и продолжал смиренно ожидать своей участи. Его вывели на арену цирка и выпустили диких зверей, но они не только не тронули святого, а даже стали ласкаться к нему. Согласно традиции, лев принял его на спину и унес от других зверей. Тогда один из языческих жрецов поразил св. мученика трезубцем.

Русские люди называли св. Маманта Мамонтием-овчарником и считали его покровителем овец и коз. Мысль об этом покровительстве св. Маманта вышла из сказания о его жизни. В Прологе замечается, что когда св. Мамант жил в пустыни, то ему особенную услугу оказывали дикие козы. Они сами приходили к нему, и он доил их и приготовлял сыры, которыми не только сам питался, но и торговал ими, раздавая вырученные деньги бедным и неимущим. Это сказание Пролога вошло и в живопись. В подлиннике Долотова XVIII века, при определении типа священномученика Маманта, указываются следующие характеристические подробности: «…около него олени, и дикие козы, и прочие звери».

А вот греки святого мученика Маманта считают покровителем всех приёмных детей и этому имеется объяснение. Мальчик, после смерти матери во время родов, стал подрастать и и постоянно повторять одно слово "мама", признавая в приёмной матери свою мать, и за постоянно повторяющегося слова от этого мальчика , его и назвали "Мамант" (как бы соответствуя "Мамачкин сынок"). Сегодня в Греции его именем названа одна деревня, а сам святой очень почитается на Кипре, а так же большое почитание у христиан Ливана, Италии и Испании.

Согласно католической итальянской традиции, он родился в тюрьме, куда была заперта его мать, потому что она была христианкой. После смерти матери он вел жизнь пастуха в горах, где питался молоком диких животных, которых сам приручил, которое он также предлагал нуждающимся. А потому святой является покровителем нянек и в старое время кормилицы новорожденных детей просили у святого мученика Маманта молока.

Мощи святого: глава Св. Маманта находится в соборе города Лангре, что во Франции. Это римско-католический собор в Лангре, Франция. Он был возведен в XII веке и посвящен мученику Маманту Кесарийскому, который жил в III-ем веке. Собор является резиденцией епископа Лангрского и национальным памятником Франции .В 1209 году святая реликвия, голова мученика Маманта Кессарийского, была принесена в собор.





ПОЧИТАНИЕ МУЧЕНИКА МАМАНТА

В житии святого сказано, что пострадал за веру мальчик-пастушок, ребёнок, хотя на иконе мы видим не совсем мальчика, а скорее молодого человека. Объяснение такое, что святого Маманта преследовали за веру с 12 лет и с этого возраста он скрывался от языческих преследователей императора. Пострадал святой за веру в 17 лет. И тут, если посмотреть в российских газетах начала 20 века уголовную хронику, там мы найдём следующие выражения: "21 летний мальчик, украл... и т.д.) И если в 20 веке в России 21 летние дети совершали преступления, то почему в 3 веке 17 летний Мамант не может называться ребёнком?

Строительство церкви мч. Маманта в Кесарии начали племянники святого равноапостольного царя Константина Великого, Галл и Юлиан Отступник; последний до своего восшествия на престол в 361 г. имел вид благочестивого христианина. Но святой явно не хотел, чтобы его храм был воздвигнут тем, кто в скором времени начнет гонения на Церковь. Поэтому работы в той части здания, которую возводил Галл, продвигались успешно, а все построенное за день Юлианом чудесным образом разрушалось ночью .

Ок. 530 г. гробница Маманта . в Кесарии считается в числе наиболее почитаемых святынь Малой Азии.

Почитание мученика быстро распространилось по всей Каппадокии. Его считали покровителем стад и пастухов. Молитвы к этому святому с просьбой оберегать стада содержатся Византийских традициях . Большая часть мощей Маманта уже в IV в. находилась в посвященном ему храме в каппадокийском городе Мамасосе (ныне Гёкче близ Аксарая).

Исцеления от мощей Маманта продолжались до новейшего времени, так что даже местные мусульмане почитали святого. При выселении в 1924 г. греков из Малой Азии в Грецию турки не позволили им увезти с собой мощи Маманта.

Греч. беженцы из Карвали (ныне Гюзельюрт) и Мамасоса поселились в Неа-Карвали недалеко от Кавалы, где был построен храм во имя свт. Григория Богослова. Во время паломнических поездок в Мамасос П. Христофоридису удалось привезти в Неа-Карвали части мощей Маманта, в том числе бедренную кость .

В конце 4 века. почитание Маманта распространилось в Констонтинополе. В 383 г. свт. Григорий Богослов, бывший епископом Назианза в Каппадокии и затем занявший Константинопольскую кафедру, произнес в столице Слово в честь этого мученика . Еще до 469 г. в Константинополе была построена церковь во имя Маманта. Вскоре после захвата в 1067 г. Кесарии сельджуками мощи Маманта были доставлены в Константинополь в монастырь св. Маманта . В 1075 г. предплечье Маманта и земля с кровью этого святого были подарены византийским императором Алексеем I Комнином Лангрскому епископу Рейнару, который поместил их в кафедральном соборе г. Лангр . После захвата в 1204 г. Константинополя крестоносцами честная глава Маманта попала к Гарнье, еп. Труа, а в 1205 г. Галон де Дампьер получил ее от кардинала Петра Капуанского и в 1209 г. увез в Лангр, где она хранится в кафедральном соборе с привезенными в 1075 г. реликвиями и с еще ранее приобретенной шейной костью Маманта

Видимо, часть мощей Маманта с давнего времени пребывала в Иерусалиме, т. к. в Житии св. Радегунды, жены меровингского короля Хлотаря I (511-561), сообщается, что Иерусалимский патриарх подарил ей палец Маманта. Она поместила эту реликвию в монастырь Св. Креста в г. Пиктавий (ныне Пуатье) .

Значительная часть мощей Маманта находится в церкви его имени в г. Морфу на Кипре. Возможно, противоречивая информация источников о мощах этого святого объясняется тем, что, по предположению Тиймона и болландистов, существовало 2 мученика с именем Мамант, сведения о которых впоследствии совместились. Один пострадал в Кесарии, другой - в Эгах или в Алании . Как сообщает кипрский историк XV в. Леонтий Махерас, каменный саркофаг с мощами Маманта чудесным образом приплыл в Морфу из Алании на малоазийском побережье . На древность этой гробницы указывает надпись III в., высеченная неким Артемидором. Однако в XI в., согласно Никите Серрскому, гроб Маманта еще находился в Кесарии . В Похвале прп. Неофита Затворника, написанной на Кипре в кон. XII в., не упоминается о мощах Мамантав Морфу и, напротив, говорится о почитании Маманта в Кесарии . При этом в произведениях, посвященных другим связанным с Кипром святым, прп. Неофит всегда приводит местные предания о них. А. Марава-Хадзиниколау предположила, что мощи Маманта попали на Кипр в период правления Лузиньянов и, возможно, это связано с семьей Дампьер, происходившей из Шампани .

В саркофаге с мощами Маманта имеется отверстие, из которого истекает целебное миро. Заступничество святого многократно проявлялось во время эпидемий чумы. Известны случаи, когда несколько капель мира из гробницы Маманта укрощали шторм на море . Особую помощь это миро оказывает при излечении глухоты. В благодарность за непрестанное заступничество киприоты построили на острове более 40 храмов во имя Маманту . В XVII в. на Кипре Неофит Родинос переложил на разговорный язык Метафрастово Мученичество Маманта В 1-й пол. XVIII в. путешественники зафиксировали кипрское предание, согласно которому Мамант был вызван в Никосию к наместнику в связи со сбором податей. Верхом на льве он отправился в путь, взяв на руки ягненка, которого решил отдать в качестве налога. Наместник, испугавшись льва, отпустил пастуха, оставил ему ягненка и аннулировал налог . Благодаря этой истории за помощью к Маманту стали обращаться неплательщики налогов.

Частицы мощей святого Маманта имеются в Москве в Даниловом монастыре и в церквах Всех святых на Кулишках, прор. Илии в Обыденском переулке, так же в Белоруссии в Успенской церкви в Витебске .

Большая часть главы святого находится в католическом соборе Флоренции.В католических европейских странах помимо Франции Мамант в Бильбао и Сарагосе . Очень сильно святой почитается Италии, особенно в Милане .

Почитание Маманта также широко распространено в Ливане, где его именем названы многие церкви и монастыри.

В середине 17 века часть мощей Маманта хронил в своих стенах Благовещенский собор Московского кремля.

Неизвестно, кем и когда они были доставлены в Москву.

Больше всего Св Маманта почитают на Кипре. На Руси, несмотря на народное почитание Маманта как покровителя овец, его изображения немногочисленны. В частности, ростовой образ Маманта помещен в 5-м ряду на юго-западном столбе Успенского собора Московского Кремля , а также на юго-восточном столбе Троицкого собора Макариева Желтоводского монастыря .
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author