filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Categories:

ЧУДЕСА И ПОЧИТАНИЕ КАЛУЖСКОЙ ИКОНЫ БОГОРОДИЦЫ


ФОТО:Сей образ находящийся в Латвийском городе Даугавпилс в храме Константинопольского Патриархата.

Калужская икона - чудотворная, главная святыня Калужской епархии.
Согласно Сказанию, икона была обретена в 1748 г. в с. Тинькове (ныне Ферзиковского р-на Калужской обл.) в доме помещика Василия Кондратьева Хитрово. Две «дворовые девицы» разбирали на чердаке старые вещи. При этом одна девица, «скромная и целомудренная», пыталась урезонить подругу Евдокию Григорьеву, которая не отличалась «девическою скромностью» и во время работы, не унимаясь, говорила непристойные слова. Среди рухляди благочестивая девица обнаружила свернутый холст. Развернув, она увидела на нем изображение Девы в темном одеянии с книгой в руке. Девушка решила, что это портрет некой игумении, читающей монашеское правило, и пригрозила Евдокии, что если та не замолчит, то сама игумения накажет ее своим гневом. Бесстыдная же девица плюнула на лик со словами: «Вот как боюсь я твоей игуменьи». Но едва успела договорить, как упала без чувств, с пеной у рта. Благочестивая девица доложила хозяину о случившемся, ее полумертвую подругу перенесли вниз и положили «под святые иконы». На следующую ночь к родителям Евдокии явилась Царица Небесная и сказала, что «дочь их оплевала лик не монахини, а Богородицы». Она велела отслужить молебен перед найденной иконой и окропить Евдокию св. водой. После совершения сказанного «больная встала и сделалась по-прежнему здоровой».

Минимум на 1895 год было известно 25 чудес от иконы.
Так, исцеление получили слуга Прохор, страдавший от глухоты , и тяжелобольная дочь Хитрово, которой , по уверению врачей, не оставалось надежды на выздоровление.

После чуда с исцелением дочери помещик побоялся держать святыню у себя в доме и передал ее в церковь  Рождества Пресв. Богородицы («что на реке Калужке») принадлежавшего ему с. Калужка (ныне в черте Калуги), находившегося менее чем в километре от Тинькова, где не было храма. Своим потомкам Хитрово завещал икону из церкви в Калужке не забирать.

В большинстве случаев   страждущим являлась «в сонном видении» Сама Богородица с велением прибегнуть за помощью к Ее иконе в Рождественской церкви в Калужке. Исцеления получали и взрослые мужчины и молодые девицы и 5 летний мальчик, помещики и крестьяне  страдавшие различными телесными немощами: язвой желудка, слепотой и т.д., а так же от душевных недугов и одержимые злыми духами.

Составитель Сказания 1895 года  подытожил перечень чудес заключением, что «много было и еще чудес, остающихся в неизвестности».

Размер чудотворной иконы - 1 аршин 12 вершков × 1 аршин 6 вершков. Ок. 1753 г. она была украшена серебряным окладом на средства Петелина в благодарность за исцеление.

До нач. XX в. икону устойчиво называли «Калуженской», по месту пребывания в с. Калужка (параллельно существовавшее название «Калужская» окончательно утвердилось, очевидно, после 1812).
В документах 1-й четв. XIX в. встречается ее наименование «Плач Божией Матери» , видимо, по скорбному выражению лика Богородицы на иконе.

Отдельная страница истории Калужской иконы связана с событиями Отечественной войны 1812 г., когда Калуга являлась важным стратегическим пунктом - «складом» продовольствия действующей армии и местом, куда стекались резервные силы. При формировании Калужского ополчения Евлампий (Введенский), епископ Калужский, летом 1812 г. отслужил со всем калужским духовенством молебен перед Калужской иконой, перенесенной в эти дни из Калужки в Калугу. После приказа М. И. Кутузова об отступлении рус. войск из-за значительных потерь с позиций при с. Бородине Калужская губ. попала в зону возможной оккупации. Еп. Евлампий благословил совершать всем миром крестные ходы с К. и. вокруг Калуги. 10 октября французы заняли и опустошили Боровск, затем подошли к Малоярославцу. 12 октября  под Малоярославцем состоялось сражение. В ожидании его исхода калужане, оставив дома, перебрались на правый берег реки Оки и укрылись в Ромодановских оврагах. В эти часы чудотворная икона, перед к-рой, как сказано в Акафисте Калужской иконе, молился еп. Евлампий , очевидно, находилась в храме Рождества Богородицы село . Ромоданова. Именно с заступничеством Богородицы через Ее св. икону связывают то, что враг не вошел в Калугу, а начал отступление по Смоленской дороге. Пленные французы, бывшие в походе под Малоярославцем, свидетельствовали о том, что «они были побеждаемы русскими тогда, когда видели эту именно икону Пречистой Богородицы, именуемую Калужской, в воздухе стоящую»  . Такого же видения иконы, стоящей в воздухе и окруженной небесными силами, удостоилась крестьянка  Параскева Алексеева ( . О чуде было доложено имп. Александру I.



8 мая 1813 г. калужане, видя в Калужской иконе. свою избавительницу, обратились к еп. Евлампию с прошением оставить икону навсегда в Калуге. Еп. Евлампий поддержал намерение горожан и в послании к Калужской городской думе высказал пожелание определить местом дальнейшего пребывания иконы Троицкий собор Калуги. А люди стали собирать средства на достойный киот для иконы.

Была сделана вокруг  всего лика , риза серебряная, позлащенная с жемчугом, венец также серебряный и позлащенный осыпан каменьями, на которых корона состоит из каменьев стразовых.

В Троицком соборе чудотворная икона пребывала недолго. Гвардии прапорщик Алексей Герасимович Хитрово, бывший в составе Калужского ополчения, видимо вернувшись домой из похода, узнал о перенесении родовой иконы из храма с. Калужка в Троицкий собор  . 25 мая 1814 г. он отправил на имя правящего архиерея письмо с просьбой о возвращении иконы. Так как икона была семейная реликвия Хитрово и родовая собственность, епископ от лица церкви был вынужден передать икону законному хозяину, правда икону  вернули хозяину через три года. уже в 1817 году. что показывает о том, что Церковь неохотно расставалась с иконой и отдала её только при смене епископа. Прапорщик  передал  икону сельскому храму откуда в завещании потомкам запретил её куда либо переносить.




Вместо чудотворной иконы в Троицком соборе поставили список из храма с. Калужка . Список поместили в киот, на него был возложен драгоценный убор, бывший на оригинале. На приношения к чудотворной иконы в храме Рождества Богородицы в Калужке в 1821 г. было получено благословение сделать ризу; вес ризы из серебра 84-й пробы с позолоченным венцом составлял 16 фунтов 83 золотника.

18 июля 1892 г., во время эпидемии холеры, калужане пронесли крестным ходом икону вокруг города, и он, «видимо, спасен был от губительного поветрия» заступничеством Божией Матери.

С 1893 г. в память этого события при Анатолии (Станкевиче), епископе Калужском и Боровском, был учрежден ежегодный крестный ход 18 июля. Накануне принесения иконы  во всех храмах Калуги 16 июля совершалось всенощное бдение со службой Богородице. 17 июля после ранней литургии из собора малый крестный ход шел к Хлюстинским богоугодным заведениям (ныне Калужская городская больница № 4, ул. Никитина, 66). Там встречали приносимую из Калужки икону. У архиерейского дома крестный ход ожидал епископ, который возглавлял шествие к Троицкому собору, где служили позднюю литургию. В тот же день во время всенощного бдения в городских храмах совершалась служба Пресв. Богородице, а в соборе   читался Акафист Пресв. Богородице. 18 июля к поздней литургии в Троицкий собор сходился причт из всех калужских храмов с иконами и хоругвями. После богослужения с молебном об избавлении «от смертоносной заразы» крестный ход отправлялся на площадь Старый Торг , откуда двигался по улицам города с остановкой для отдыха в Лаврентиевом монастыре. Крестный ход шёл 8 часов.. 20 июля после поздней литургии икону провожали в с. Калужка.

Калужскую икону ежегодно приносили из Калуги в Оптину пустынь Икону переправляли на пароме на противоположный берег реки Жиздры, где ее встречали крестный ход во главе с настоятелем, монастырская и скитская братия. После краткого молитвословия крестный ход шел в собор монастыря, и начиналась торжественная служба. По окончании богослужения икону носили по кельям , а затем передавали в храм скита св. Иоанна Предтечи. После молебна с акафистом икону по кельям принимала скитская братия. На следующий день перед поздней литургией икону возвращали в монастырь, где по завершении службы при колокольном звоне совершался крестный ход . После водосвятного молебна икону  провожали до границы монастырских владений, там ее передавали духовенству и многочисленным горожанам Козельска.

Известно, что от Калужской иконы специально доставленной в келью  ,  тяжело болея и уже не поднимаясь с постели исцелился святой старец Амвросий Оптинский.

6 октября 1923 г. из-за отсутствия у храма в с. Калужка договора с советскими властями о пользовании церковным зданием икона в целях безопасности перенесли в Троицкий собор. После закрытия собора в 1926 г. икона оказалась в Успенском храме Калуги. 9 июля 1940 г. она была передана на хранение в Калужский краеведческий музей.




В настоящее время в Георгиевском соборе у левого клироса в киоте находится калужская икона, но РПЦ отказывается проводить её исследование, утверждая. что  по размеру она близка к чудотворной иконе. Не закрытые ризой, сильно потемневшие участки живописи плохо различимы. Характерные прикрытые крупные веки, аккуратные припухлые губы и мягкий рисунок носа с объемным кончиком позволяют предположить, что икона могла быть написана не позднее 2-й пол. XVIII века.

Среди изображений Пресвятой Богородицы за чтением, где Она представлена со сложенными на груди руками, с глазами, опущенными вниз, наиболее известны варианты с книгой на коленях или с книгой, лежащей на аналое. Прямые аналоги позе Богородицы на Калужской иконе, когда Она, читая, держит книгу в правой руке, а левую молитвенно прижимает к груди, в сцене «Благовещение» не выявлены.

Высказывалось мнение о близости иконографии Калужской иконы к прижизненному портрету царицы Евдокии Лопухиной (в монашестве Елена). Как были и были ли связаны Калужская икона и портрет Лопухиной, остается неизвестным. В связи с обретением иконы в доме Хитрово можно заметить, что у семей Хитрово и Лопухиных, тоже имевших родовые усадьбы в Калужской губ., были родственные связи в разных поколениях ( сын брата Евдокии Лопухиной генерал-аншеф Василий Авраамович Лопухин († 1757), владелец родовой усадьбы в дер. Щелканово (примерно в 60 км от Тинькова), был женат на дочери Анны Федоровны Хитрово гр. Екатерине Ягужинской).
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author