filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Categories:

СВЯТОЙ ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ И ЕГО ХРАМ В САЛОНИКАХ



СВЯТОЙ ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ, ДИАКОН ИЛИ ВОИН

О святом Димитрие Солунском заговорили как о мученике, только 175 лет спустя после его земной кончине, в то время, как мучеников того времени почитали христиане сразу после мученической смерти и этот факт 175 летнего молчания у западных исследователей вызывал сомнение, правда ли был Св.Димитрий Солунский мучеником и жил ли такой человек вообще. О мощах святого Димитрия нет ни каких упоминаний ещё 400 лет после смерти и когда мощи появились, то даже в то время многие отрицали факт признания мощей не смотря на то, что сам Димитрий в то время был уже очень популярным святым, покровителем крестоносцев. Большой толчок почитания мощей произошёл от их изобильного мироточения, от чего Димитрия стали называть Мироточивым и это мироточение было всеми официально объявлено чудом.



Однако традиционная агиография этого святого гласит, что он был местным диаконом и был пронзен копьями по бокам около 306 года во время гонений на христиан, разыскиваемых римским императором Диоклетианом или возможно, Галерием .

Но, ещё более поздняя традиция гласит, что он был римским солдатом и даже проконсулом, и по этой причине он был принят крестоносцами в качестве святого покровителя вместе со Святым Георгием в средние века .

Католическая Церковь так же празднует память Димитрия Солунского, но 9 апреля.




Интересна и история мощей святого Димитрия, в прошлые века мощи покоились в церкви Сан-Лоренцо-ин-Кампо в Италии, куда они были принесены из базилики Св.Димитрия после того как базилику мусульмане превратили в мечеть, однако рака (гробница) Св. Димитрия в мечети осталось, она имела ценность историческую и мусульмане её не отдавали, но разрешали христианам приходить в мечеть и молиться перед пустой гробницей, как перед христианской святыней.



. В нынешнюю базилику Св.Димитрия, самую большую церковь Греции, мощи были перенесены или можно сказать, возврашены совсем сравнительно недавно, только 24 октября 1978 года и то, перенесли только один череп. Все остальные части мощей перенесли только весной 1980 года и то не все... Ведь мощи Св.Димитрия представляют собой только кости и бедренные кости Димитрия Солунского до сих пор остаются в храме Сан-Лоренцо-ин-Кампо в Италии.

Его иконография изображает его в доспехах римского солдата, хотя в его первых изображениях до 600 года он был одет в простую тунику без воинских доспехов. После падения Константинополя он все больше ассоциировался со Святым Георгием и вместе изображался на спине лошади, часто красной для святого Димитрия и белой для святого Георгия (чтобы не путать), еще одним элементом, который позволяет их отличить, является их цель: святой Георгий убивает дракона, а Димитрий - мавра. Кроме того, подобно Георгию, святой Феодор изображается побеждающим дракона, часто также змея, отчего часто бывала путаница с точным признанием на иконах великомучеников Димитрия, Георгия и Феодора.

Димитрий в России был покровителем династии Рюриковичей с конца 11 века и самый популярный святой русского народа. Киевский Изяслав I (христианское имя Димитрий) основал первый восточнославянский монастырь, посвященный этому святому.




Что касается, самого большого храма Греции, базилики Св.Димитрия, то это храм начала 4 века, однако, как сказано выше. мощей в храме не было, а находилась символическая пустая гробница. В 15 веке храм был передан в мусульманскую мечеть, однако она была свободна открыта для христиан и мусульмане в мечети сохраняли гробницу св.Димитрия, как сказано "символический пустой гроб", которому было разрешено поклоняться христианам.



В 1917 году Салоники охватил большой пожар, но виновны в нём были не мусульмане, они передали свою мечеть под храм уже в 1912 году. Это был масштабный городской пожар в который сгорело очень много домов и храмов города включая эту базилику и до 1940 года храм был закрыт.. Христиане его стали восстанавливать, но к аким образом... Была Вторая Мировая война и в Салониках были немцы, которые разрешили рушить древние еврейские кладбища и из еврейских надгробий реконструировать храм. Освещена отремонтированная церковь была только в 1949 году. В действительности, были большие работы учёных, делались раскопки под храмом. Археологические раскопки, проведенные в 1930-х и 1940-х годах, выявили интересные артефакты, которые можно увидеть в музее, расположенном внутри склепа церкви . В ходе раскопок также были обнаружены руины римской бани , где, как сообщается, был заключен и казнен святой Димитрий. Также был обнаружен римский колодец. Ученые считают, что именно здесь солдаты сбросили тело святого Димитрия после его казни. После реставрации церковь была повторно освящена в 1949 году.


Под церковью Святого Димитрия находится место мученической смерти , покровителя Салоников, вместе с другими христианами раннеримского периода.

По мере того, как на протяжении веков уровень земли постепенно повышался, эта территория приобрела форму склепа. Согласно традиции и археологическим находкам, это была старая баня, в которой Димитрий был заключен в тюрьму и в конце концов принял мученическую смерть в 303 году нашей эры. В V веке, когда была построена первая церковь Святого Димитрия, место его мученичества было включено в церковь, а фонтан превратился в источник святой воды. В последующие годы у фонтана появились бассейны, из которых верующие могли собирать миро , душистое масло, производимое мощами святого. Склеп был засыпан землей в период османского владычества и был обнаружен вновь только после пожара 1917 года. Он был восстановлен Археологической службой и преобразован в выставочное пространство в 1988 году.


РЕДКИЕ ФОТО ВСКРЫТИЯ РЕЛИКВАРИЯ С МОЩАМИ СВ. ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО В ИТАЛИИ И ИХ ПЕРЕНОС В ГРЕЦИЮ.



Здесь речь идёт о передаче мощей Св.Димитрия Католической Церковью православным и их перенесения в базилику Св.Димитрия из католического храма.

Византийский ученый-археолог г-жа Мария Теохари, которая особенно занималась исследованиями неизвестных мощей раннехристианской эпохи, добилась успеха, положившего начало прославлению мощей Св.Димитрия. Она обнаружила, что реликвия покровителя Солоников , Святого Димитрия, находится в Сан-Лоренцо, в Италии,




В своё время, Салоники отказались отдать мощи Св.Димитрия в Константинополь, хоть об этом епископа Солуни просили два Византийских Императора.

Но, долгое время мощи считались потерянными, после того как базилика Димитрия стала мусульманской мечетью. Раскопки под собором в 1930-1940 годы выявили только один сосуд с кровью . «Архивные исследования показали, что искать надо в Италии.




В нескольких километрах от Сассоферато, где хранилась древняя православная икона Св.Димитрия , находится Сан-Лоренцо-ан-Кампо. Сегодня это живописный город, в котором жизнь течет гладко. Однако в средние века здесь был сияющий духовный центр. Он построен в районе древнего города Суаса . В Сан-Лоренцо возникло очень раннее монашество, и многие монастыри были перестроены. Но набеги лангобардов и других варваров покинули это место и нарушили жизнь монахов. Однако своей медленной и тихой работой, долгой и мучительной, им удалось оживить разграбленные и заброшенные районы, где они снова процветали между 8 и 12 веками.

Аббатство Сан-Лоренцо датируется примерно 1000 годом и, кажется, имело тесные связи со знаменитым монастырем Ди Фонте Эвельяна, где хранились многие византийские реликвии. Храм аббатства за годы претерпел множество реформ и обновлений.




В приходском архиве Сан-Лоренцо хранятся документы, которые информируют нас о святыне и ее открытии. Самым подробным, но и более новым является нотариальный акт 1779 года, подписанный нотариусом Николо Лаццарини. Этот документ в сочетании с более ранними выставками, учреждениями и надписями (1520, 1592, 1599, 1604) дает нам следующую историю открытия реликвии и поклонения ей.

20 июня 1520 года во время реставрации церкви епископом Марко Вигериосом II, комиссаром аббатства, под центральной первой ступенью церкви была обнаружена красная деревянная шкатулка, выкрашенная в красный цвет. Они открыли её и увидели, что в ней есть реликвии в виде костей, а также свинцовая пластина, которая сохранилась до наших дней и имеет аббревиатуру латинской надписи. При виде святыни духовенство и верующие без малейшего колебания признали, что это мощи святого Димитрия.






30 сентября 1538 года видный деятель в этой местности нотариальным актом обязывает своих наследников ежегодно проводить в праздник святого официальный праздник с участием не менее десяти священников накануне 14-15 января.

В 1604 году потомок выдающейся семьи Делла Ровере, настоятель аббатства Джулиан, перенес реликвию в часовню храма, посвященную святому. Святилище помещается в углубление стены, специально приспособленное для ящика с мощами. Нишу спрятали в тяжелой картине с изображением двух святых, Деметрия и Франциска Ассизского, и с надписью золотыми буквами, в которой упоминалось открытие 1520 года и недавний перенос.

В 1779 году кардинал Александр Альбани, бывший комиссар аббатства, питавший к святому особое почитание, захотел поместить святые мощи в более величественную святыню. Именно поэтому он заказал в Риме нынешнюю святыню из индийского дерева с ножками, окруженную позолоченным металлом. Также из почтения к святому он отремонтировал и расширил церковь аббатства. Нотариус очень подробно описывает печати, закрывавшие крышу старой святыни, чтобы подтвердить подлинность реликвий .







Говорят, что тело мученика Димитрия было тайно перевезено из Фессалии - известно, что Фессалия тогда называлась Македонией - монахом, и оно хранилось нетронутым и благоухающим .

Это, вкратце, свидетельства истории святой реликвии в Италии. Фактически итальянцы, не питали особого почтения к святому Димитрию, время от времени публиковали постановления для торжественного празднования его памяти .






Недавняя идентификация реликвий, которая была произведена с помощью современных научных средств, доказала, как свидетельствуют свидетели - епископы и священники, а также три выдающихся врача, - что кости принадлежат молодому человеку, который умер в молодости. Салоники были на пути к крестовым походам, и известно, что после падения 1204 года мощи святых искали западные монахи, которые грабили Греческую Святую Землю и таким образом мощи были возможно украдены и увезены в Италию.




МИРО ОТ МОЩЕЙ СВ. ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО

Первые сведения об извержении мирры находим у Иоанниса Камениатиса, который повествовал о падении Салоник сарацинами в 904 году. Сначала он назвал святого Димитрия «мироносцем».


Из изучения источников, канонов, гимнов, тропарей и в целом литургической и богослужебной традиции выясняется, что мироточение происходило либо из колодца, либо из гробницы. С другой стороны, либо от самого тела, либо от предмета, к которому тело прикасалось. Это миро считалось «безвоздушным », оно образовывало «реку», которое своим благоуханием и исцелением объяло не только город, но и «захватывало землю», в результате чего вселенной было объявлено, что миро целебная награда для всех и все могут прибывать в Салоники .


Истинное величие мы находим в двух элементах, которые бьют из жизни святого и орошают Православие: смирной и кровью, которую он принес Христу.

Яркой чертой святого является девственность, которую он практиковал с совершенной преданностью Богу. Димитрий сохранял чистоту своего разума и сердца, зная свое тело и душу, полностью отданные Господу. Святой Григорий Палама характеризует его как святого, девственника и называет базилику Св.Димитрия вторым раем.




Иконостас базилики Св.Димитрия в Салониках





Икона Димитрия Солунского, в главном иконостасе базилики в Салониках.






АЛТАРЬ БАЗИЛИКИ СВ. ДИМИТРИЯ В САЛОНИКАХ.
Престол, жертвенник и запрестольный образ Св.Димитрия (икона с горнего места).





Кувшин  которыЙ в древние времена наполнялись миром от мощей Св.Димитрия Солунского




Крипта базилики Димитрия в Салониках, место где был убит Св.Димитрий Солунский. Здесь каждую пятницу проводится вечерняя Божественная литургия в 21.00.



Часовня святого Евфимия в базилике Св.Димитрия в Салониках




Этот колодец в базилике Димитрия был первой гробницей святого Димитрия, потому что в него тело святого было брошено учениками святого, чтобы оно не было поругано варварами, которые при вторжении однажды захватили храм..



Икона убиения Св. великомученика Димитрия , которая находится над мощами святого.




В центре базилики Св. Димитрия у левого ряда колонн находится шестиугольный ковчег в котором находится рака Св.Димитрия. 


Икона из притвора храма св.Димитрия в Салониках.




На территории двора базилики Св.Димитрия в Салониках находится могила и бюст блаженного митрополита Салоникского Пантелеймона II (1925-2003), положившего в 80е годы при своём служении в сей храм святые мощи великомученика Димитрия.
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author