filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Categories:

Православие на родине Римского Папы в Аргентине (часть первая)

Аргентина – самая «белая» страна на южноамериканского континента, 97% ее жителей составляют потомки европейских эмигрантов, прежде всего – испанцев, итальянцев, немцев и др. Лишь около 3% остается на долю коренного населения – индейцев.

Религия: католики – 92% (номинально; практикующих менее 20%); протестанты – 2%; иудеи – 2%, монофизиты – 1%, другие – 3%.

Православие. Если первая католическая месса была отслужена здесь в 1519 г., то первые православные христиане в Аргентине появились намного позже – в 1860-х гг. Это были сирийцы и ливанцы, бежавшие из Османской империи от притеснений со стороны мусульман. К началу 1880-х гг. сюда переселилось также довольно много греков и славян, преимущественно далматинцев и сербов, вынужденных покинуть земли Австро-Венгрии из-за католического давления, чуть позже начали прибывать румыны и болгары. Отсутствие православных храмов ущемляло их интересы в стране, где господствовало католичество.

1 октября 1887 г. местные православные, среди которых оказалось и несколько русских, обратились к императору Александру III с ходатайством об открытии православной церкви в Буэнос-Айресе. При участии русского посла в Аргентине А.С. Ионина и обер-прокурора Священного Синода К.П. Победоносцева первая православная церковь в Южной Америке была открыта в частном доме в Буэнос-Айресе 14 июня 1888 г. с причислением ее к Императорской миссии. И 1 января 1889 г., в ней была совершена первая православная литургия на этом континенте. Сразу же было совершено несколько крещений, а затем и бракосочетаний. Общая вера преодолевала культурные и национальные барьеры, и православные всех национальностей молились здесь вместе.

Протопресвитер Константин Изразцов
Протопресвитер Константин Изразцов
В 1891 г. настоятелем храма в Буэнос-Айресе был назначен священник Константин Изразцов (1865–1953). Среди первых дел он озаботился возведением полноценного здания храма, а также открытием церковно-приходской школы. Император Николай II дал аудиенцию отцу Константину и  пожертвовал на создание храма в Аргентине из своих средств 5000 рублей. Также на церковь пожертвовали и вдовствующая императрица Мария Федоровна, среди крупных жертвователей были праведный Иоанн Кронштадтский, П.П. Боткин, Д.Ф. Самарин. На эти средства, а также на пожертвования аргентинских православных, 6 декабря 1898 г. началось строительство, которое закончилось через три года, и 23 сентября 1901 г. Свято-Троицкий храм с престолами во имя святого Николая Чудотворца и святой Марии Магдалины был торжественно освящен. Церковь была построена на красивом месте в историческом центре города. Афонские монахи пожертвовали для нее святые мощи. Во время торжественного освящения присутствовал тогдашний президент Аргентины Хулио Рока.

При церкви действовала школа, где дети обучались закону Божьему и молитвам, причем, каждый на своем языке: греки – на греческом, сирийцы – на арабском, славяне – на славянском.

В начале ХХ ве. русская эмиграция в эту страну существенно возросла, и отец Константин много трудился, поддерживая тех соотечественников, кому не удалось найти здесь достойного места, открыл для них приют, кормил, помогал вернуться на родину.

В то же время росла и община арабоязычных православных. В 1914 г. они открыли православную церковь в г. Сант-Яго дель Эстеро, куда по благословению Антиохийского патриарха Григория IV (1906–1928) прибыл священник Авраам Иса. В 1917 г. арабами был построен отдельный храм и при нем открыта школа. Прибывший в 1914 г. в Аргентину священник Симон Хури служил на новообразованном приходе в г. Тукумане. В мае 1918 г. был основан православный приход в г. Кордобе. Первый антиохийский храм в Буэнос-Айресе открылся в 1923 г.

К 1905 г. и греческая община стала настолько значительной, что Константинопольский патриарх прислал для нее священника, образовался домовый приход, а в 1928 греки построили в Буэнос-Айресе собор Успения Богородицы.

Свято-Троицкий собор в г. Буэнос-Айресе
Свято-Троицкий собор в г. Буэнос-Айресе
Тогда же, в 1920-е гг., после гражданской войны из России в Аргентину хлынул поток белых эмигрантов. В 1926 г. Троицкий приход Буэнос-Айреса перешел в юрисдикцию РПЦЗ, а те русские, которые были с этим не согласны, стали посещать храмы Константинопольского и Антиохийского патриархатов.

Между первой и второй мировыми войнами строилось много новых русских храмов, на приходах создавались школы, библиотеки, издательства, дома для престарелых. Подобные труды в то же время предпринимали и арабоязычные православные, а кроме того они занялись и переводами. Так в 1934 г. архимандрит Мигель Халуф, благочинный южноамериканских приходов Антиохийского патриархата, издал книгу «Духовное утешение», где православные молитвы и последование литургии были переведены на испанский язык, поскольку большинство детей первых переселенцев уже не понимали арабского.

События второй мировой войны стали переломными в жизни русской православной общины Аргентины. После нападения Гитлера на СССР протоиерей Константин Изразцов высказал с амвона одобрение этой агрессии, полагая ее началом «освобождения России от большвизма». Из-за этого многие верующие покинули его общину и обратились к митрополиту Алеутскому и Североамериканскому Вениамину (Федченкову) с просьбой об организации в Аргентине приходов Московского Патриархата.

В ответ на это прошение в 1943 г. было учреждено Аргентинское викариатство, но еще четыре года, до прибытия архиерея, община молилась в храме великомученика Георгия Победоносца в Буэнос-Айресе (Антиохийская Православная Церковь), где архимандрит Игнатий (Абуррус) с любовью принял русских прихожан и совершал для них богослужения на церковно-славянском языке.

После второй мировой войны отец Константин Изразцов организовывал выезд в Южную Америку перемещенных русских лиц по линии американского Красного Креста. В 1948 г. по просьбе отца Константина президент Аргентины Хуан Доминго Перон издал указ о приеме в страну 10 000 бывших советских граждан.

В 1947 г. в Аргентине появилась первая православная архиерейская кафедра, которую занял епископ Московского патриархата Феодор (Текучев), возглавив новосозданную Аргентинскую епархию. Двумя годами позже в Аргентине появился епископ Константинопольского патриархата, а в 1956 г. в Буэнос-Айресе разместились епископ Антиохийского патриархата, а также первый правящий архиерей Русской Православной Церкви за границей[1].

По прибытии владыки Феодора в 1947 г. был учрежден Благовещенский приход и построен небольшой храм Благовещения Пресвятой Богородицы, ныне кафедральный храм Аргентинской епархии Русской Православной Церкви. В 1952 г. из-за враждебных действий общины отца Константина Изразцова аргентинское правительство выслало из страны владыку Феодора, закрыло Благовещенский храм и даже издало декрет о запрете Русской Православной Церкви Московского патриархата. Несколько месяцев спустя верующим удалось добиться отмены этих запретов, храм был снова открыт и зарегистрирован.

В Аргентине находилась самая многочисленная на южноамериканском континенте русская колония, и нельзя сказать, что церковная жизнь ее была безупречной. Помимо разделения на две юрисдикции, существовали русские приходы, не подчинявшиеся никакой юрисдикции, а также, пользуясь нехваткой священников (на некоторых приходах по многу лет не совершалось богослужение), католики-униаты устроили свою прозелитическую миссию среди русских (впрочем, нельзя сказать, чтобы они в этом очень преуспели).

На протяжении полувека Аргентинская и Южноамериканская епархия Московского патриархата неуклонно росла как за счет общин, возвращавшихся из расколов, так и за счет строительства новых храмов. В 1972 г. для окормления умножающихся общин был рукоположен первый аргентинец – диакон Георгий Санчес. В 1988 г., в юбилейный год 1000-летия Крещения Руси, одна из площадей Буэнос-Айреса была переименована в честь равноапостольного князя Владимира, и на ней был установлен бронзовый памятник святому.

Положение Православия в Аргентине сейчас не самое простое. Общая проблема для многих юрисдикций – острая нехватка духовенства. Примерно в трети греческих храмов и более чем в половине храмов РПЦЗ нет возможности совершать регулярные богослужения. Из-за общей нищеты, которая еще более усугубилась после дефолта 2002 г., мало какие приходы могут позволить себе содержать священника. Поэтому немногим служащим отцам приходится постоянно разъезжать на дальние расстояния по приходам, а кроме того, работать на какой-либо светской работе для обеспечения своих семей. Из-за недостатка преподавателей греческая митрополия до сих пор не может открыть в стране семинарию, хотя средства для нее уже собраны. В воскресных школах не хватает учителей. Многие православные лишь раз в год получают возможность исповедоваться и причаститься.

Но при этом есть и положительные моменты. Так, в 1990-х годах благоустроилась жизнь сербской общины, у них был построен и освящен храм, открыты новые приходы. Также и в Южноамериканской епархии Московского патриархата в настоящее время строится два новых храма – церковь в честь царственных страстотерпцев в городе Мар-дель-Плата и церковь во имя святителя Тихона, патриарха Московского, в г. Обере.

В русском храме богослужения совершаются по субботам (всенощная), по воскресеньям (литургия) и по праздникам. В обычный субботний вечер за богослужением присутствует около 10 человек. Среди посетителей -любопытствующие аргентинцы в шортах и туристы, привлеченные непривычным для них видом православного храма в католической стране. Однако на Рождество и на Пасху сюда собираются все прихожане 100-120 человек. Объявления, висящие при входе в храм, исполнены на двух языках; одно из них может вызвать чувство умиления: Продавать в ограде храма пирожки нельзя согласно церковным правилам. Перед оградой - нельзя согласно городским правилам. Можно по согласованию с церковным советом, но после богослужения и при условии, что стояли всю службу. А другое объявление, вывешенное внутри храма, навевает чувство грусти. Суть его сводится к тому, что пожилым одиноким прихожанам рекомендуется составлять завещания на недвижимость в пользу храма, учитывая бедность приходов. А для того, чтобы составить завещание грамотно (в соответствии с законами конкретной страны), необходимо получить консультацию у настоятеля.
   К началу 1990 г. православная община в Аргентине была расколота на две части: просоветскую и монархическую, которые были настроены непримиримо по отношению друг к другу. В результате настойчивой работы российских дипломатов удалось убедить их, что родина у них одна - Россия и делить им в новой России нечего. Так, в 1996 г. в российском посольстве был организован прием по случаю Рождества Христова, на который впервые вместе пришли представители и одной, и другой частей общины.

   Одним из лидеров монархистов был Иван Солоневич, автор многих трудов, в частности, книги Народная монархия. Основной лозунг монархистов сегодня - После падения большевизма только Царь спасет Россию от нового партийного рабства. В общину входят русские, родившиеся в эмиграции. Они очень интересуются всем, что происходит в России, поддерживают связи с российским посольством. А в прежние времена они не общались с советскими дипломатами, да и тем было запрещено любое общение с зарубежниками.

Настоятель миссии РПАЦ в Буэнос-Айресе (Аргентина) священник СИЛУАН ДИНЬЯК: "Если бы в России не было таких приходов, как у РПАЦ и владыки Валентина, то она разрушилась бы, как Вавилонская башня"




Настоятель миссии Российской Православной Автономной Церкви (РПАЦ) в Буэнос-Айресе (Аргентина) священник Силуан Диньяк посетил в мае Суздаль, где он был рукоположен в 2005 году Митрополитом Валентином (Русанцовым). Его сопровождала супруга, матушка Надежда и переводчик Александр Шиндлер. С православным священником из Аргентины в Суздале встретился корреспондент "Портала-Credo.Ru".

"Портал-Credo.Ru":  Для российских православных приходов Митрополита Валентина Вы, настоятель миссии РПАЦ в Аргентине, – личность и экзотическая, и отчасти загадочная. Расскажите, пожалуйста, кто Вы и как Вы пришли в православие?

Священник Силуан Диньяк: Я родился в 1975 году в Аргентине. Мои родственники по материнской линии были православные – бабушка была гречанкой. В Буэнос-Айресе я окончил гимназию и получил высшее образование. По специальности я – химик. В период учебы изучал экономику. После окончания университета несколько лет работал в лаборатории по краскам, занимался научными вопросами в медицине. Меня с раннего детства водили в православную церковь. Конечно, в детстве я не понимал разницы между православной и католической Церквами. Но в десять лет я уже читал Библию и православную литературу, и возникло желание разобраться, какая религия истинная. Я стал посещать храмы Русской Православной Церкви Заграницей, и православие стало моей религией.

– Это там же, в Буэнос-Айресе? А сколько всего православных приходов в Аргентине? И сколько из них входят в РПАЦ?

– Да, знакомиться с православием я начал в Буэнос-Айресе. Всего в Аргентине десять православных приходов, в Буэнос-Айресе – два, но из них в РПАЦ владыки Валентина входит только одна наша миссия.

– Что собой представляет Ваша миссия?

– Я являюсь настоятелем прихода православных верующих, поддерживающих РПАЦ. В пригороде Буэнос-Айреса, в доме, принадлежащем нашей миссии, расположен наш офис. В нем же – домовая церковь, в которой я провожу службы и читаю проповеди. В ней имеется иконостас, развешаны православные иконы.

– В каком году Вы приняли решение стать священником РПАЦ?

– Получив образование, я женился и продолжал с большим интересом изучать православие. В 2003 году узнал о владыке Валентине и приходах в Суздале. В 2005 году я посетил Суздаль и был рукоположен Митрополитом Валентином в сан иерея – настоятеля миссии Владимирской Иконы Божией Матери в Буэнос-Айресе Суздальской епархии РПАЦ.

– А на каком языке Вы ведете службы и сколько у Вас прихожан? Кто они по национальности?

– Службу я веду на церковнославянском, который я специально изучал. Проповеди веду на испанском языке. А прихожан у нас десять. Это потомки русских эмигрантов. Некоторые из них уже утратили знание русского языка, но сохраняют православную веру.

Subscribe

Comments for this post were disabled by the author