Сегодня 5 июня, день земной кончины святой Ефросиньи Полоцкой.
840 лет назад в Иерусалиме представилась Богу княгиня , правнучка великого князя Владимира крестившего Русь в Киеве и игуменья полоцкого монастыря, Ефросинья.
Имя Ефросиния было наречено ей при постриге. Первое же было славянское – Предслава, или Предислава. Как будто предвидели, что носить его она будет недолго – перед славой неземной, неотмирной – духовной. Бог предызбрал ее как одну из первых русских игумений, как образец на века, как покровительницу женского русского монашества.
Предание сохранило свидетельство о том, что правнучка святого равноапостольного князя Владимира Киевского, дочь полоцкого князя Георгия Всеславича княжна Предслава была необыкновенно красива. До сих пор образ, написанный с мощей, поражает правильностью черт: по-монашески сосредоточенный и вместе с тем чистый ангельский лик, в нем нет суровости, напротив – женственность и кротость.
От рождения ей было дано все: приложением к красоте были знатность рода и высокое положение, благочестие. Она была рано обучена грамоте, чтению Священного Писания, Псалтири и других духовных книг. Многие князья просили ее руки. Но она была словно не принадлежащей к миру. Узнав о том, что родители задумали обручить ее с одним из знатных князей, Предслава в 12 лет тайно ушла из дома в обитель, где настоятельницей была ее тетя – игуменья Романия (вдова Романа Всеславича). Жила Ефросинья Полоцкая в 12 веке, в то время девочек выдавали замуж с 10 лет, а женихам было по 12-15 лет. Вот и Ефросиньи было 12 лет, самая пора замужества. Мы не знаем кто должен был быть её мужем, но вполне возможно, что отнюдь не молодой уже князь. И потому, как говорят историки, Ефросинья Полоцкая в монастырь в 12 лет пошла не из-за своей набожности, а скорее уходя от нежеланного брака. И потому игуменя, её тётка не желала Ефросинью постригать в монахини, она боялась гнева отца Ефросиньи. А потому было решено всю ответственность возложить на полоцкого епископа Илью.. Епископ как духовное лицо имел большое влияние на князей Полоцка и он лично договорился с отцом Ефросиньи отпустить её в монастырь.
По благословению епископа Полоцкого Илии юная монахиня стала жить при Софийском соборе, подражая Пресвятой Богородице, в детские годы жившей при Иерусалимском храме. Здесь она изучала книги из библиотечного собрания, занималась их переписыванием, раздавая большую часть денег, полученных за работу, нищим.
По преданию, однажды в сонном видении Ефросинии явился ангел, который возвестил ей волю Божию – основать обитель невдалеке от Полоцка, в местечке с названием Сельцо. Видение повторилось дважды. С этим же повелением ангел был послан и к епископу Полоцкому Илии. И вскоре Ефросинии был передан Преображенский храм в Сельце – для основания при нем женского монастыря. Сборы были недолгими: все имение монахини, кроме немногих личных вещей, составляли книги, которые она взяла с собой для духовных занятий и обучения будущих насельниц.
Удалившись от мира, монахиня Ефросиния все же не смогла избежать известности. В первые годы жизнь ее была тихой, сокровенной. Молитва, обучение грамоте сестер, переписывание богослужебных и святоотеческих книг, пение и златошвейное искусство – все то, что заполняет жизнь женских монастырей, проходила и она. Радостью был приход в монастырь двух ее родных сестер, которых она постригла в монахини. В монашестве им были даны имена Евдокия и Евпраксия. Обученные грамоте, искусствам, они стали ее помощницами в устроении дел монастыря. При обители было решено создать школу, и это привлекло под ее покров новых молодых насельниц. Простые и знатные, они встречали со стороны матушки любовь, видели в ней душу просвещенную, светлую, евангельскую. Долгожданным было монашество для игуменьи, и послушницам передавалось то же чувство – высшей радости, равной которой нет на земле. Работа ли пост – все шло с молитвой, все во славу Божию, во спасение.
При игуменье Ефросинии в Спасо-Преображенском монастыре понемногу строились храмы. В 1161 году был воздвигнут новый каменный храм во имя Спасителя. Благословение Господне приходило и через святыни. Одной из главных стал крест с частицами мощей многих святых и частью Животворящего Креста Господня.
Позднее предметом особого попечения игуменьи стал и основанный ею Богородицкий монастырь. Для него святая просила Патриарха Константинопольского Луку и византийского императора Мануила прислать ей список чудотворной Ефесской иконы Божией Матери, по преданию, написанной святым апостолом и евангелистом Лукой. Спустя годы Ефесская икона на Руси получила известность под названием «Корсунская». А в 1239 году она была перенесена в собор города Торопца по случаю венчания князя Александра Невского и дочери полоцкого князя Брячислава.
Шли годы, и матушка Ефросиния становилась все более почитаемой. К ее кроткому увещанию прислушивались князья, не раз удавалось ей предотвратить кровавые столкновения между боярами и простым людом. Игуменя княжеского рода была очень знаменита. Ещё при жизни её почитали в Византии и Царь и Вселенский Патриарх. Игуменя не чуждалась и дел государственных, так в Латвии, в Кокнесе, в то время в православном княжестве, была даже найдена печать Ефросиньи Полоцкой, что может говорить о её посещении территории нынешней Латвии .Зная действенность и благодатную силу ее молитвы, к ней приходили за помощью, духовным советом и благословением.
Необычной была ее кончина. На склоне лет преподобная Ефросиния пожелала поклониться Животворящему Кресту Спасителя. Поручив монастырь управлению своей сестры Евдокии, она в сопровождении другой сестры – Евпраксии отправилась пешком в Иерусалим. После совершения паломничества к святыням Константинополя матушка прибыла в Иерусалим. И 23 мая 1173 года, после поклонения Честному Животворящему Кресту, она приняла мирную кончину в русском монастыре в честь Пресвятой Богородицы.
Удивительна ее жизнь, удивительна и судьба ее мощей. 3 октября 1187 года захвативший Иерусалим султан Саладин потребовал от христиан покинуть город. И тогда возвращавшиеся на Русь монахи взяли с собой мощи великой русской подвижницы. Первым местом их упокоения была Киево-Печерская Лавра, и только в 1910 году мощи преподобной Ефросинии были с почестями перенесены в Полоцк, в основанный ею монастырь.
Вот что тогда в 1910 году писала Российская газета "Новое время". == ПОЛОЦК. Сегодня последний день торжеств, и преподобная княжна Ефросинья через 700 лет положена на вечный покой в храме, ею созданном в своей обители. Монастырь заполнен народом, который также в поле стоит лагерем в палатках, отпущенных военным ведомством. Заполнены все монастырские и окрестные помещения. Прекрасная погода позволяет паломникам оставаться и на ночь бивуаком под открытым небом. Всю ночь в монастырском соборе прикладывались к мощам. Торжественную литургию в соборе совершал митрополит киевский Флавиан в сослужении с архиепископом Антонием волынским, епископами Серафимом полоцким, Стефаном и Евлогием, 6-ю архимандритами и монастырским духовенством.==
Интересно, что в то время епископом Полоцким был владыка Серафим Мещеряков, тот самый, который осветил в Даугавпилсе (в Латвии) собор святых князей страстотерпцев Бориса и Глеба. И надо сказать, что перенесение мощей Святой Ефросиньи из Киева в Полоцк в 1910 году происходило по рекам Днепр и Даугава через несколько городов, в том числе и через Даугавпилс (Двинск). В три часа ночи, тысячи людей собрались на берег Даугавы. чтобы увидеть корабль на котором через Даугавпилс (Двинск) без остановки проследуют мощи. При виде корабля люди и духовенство служили молебен на берегу реки, во время остановок парохода "Головачев" совершались торжественные богослужения. Из Орши в Витебск, а затем - в Полоцк верующие благоговейно несли святыню на руках.
13 мая 1922 года по постановлению "народного комиссариата юстиции РСФСР" рака с мощами была вскрыта, затем мощи были отправлены на атеистическую выставку в Москву, а оттуда - в Витебск, где демонстрировались на протяжении почти двух десятков лет в местном краеведческом музее.
Во время немецкой оккупации верующие перенесли раку преподобной из музея в Свято-Покровскую церковь, а 23 октября 1943 года нетленные мощи вновь возвратились в Полоцкий Спасо-Ефросиньевский монастырь, где почивают и поныне.
Интересная судьба шестиконечного креста с которым Ефросинья Полоцкая изображается на иконе. Это крест-мощевик, с частицами святых мощей. Судьба этой исключительной христианской святыни также исключительна. Сначала Крест находился в церкви игумении Ефросинии. В XIII веке он был перевезен захватившими Полоцк смоленскими князьями в Смоленск. В начале XVI в. после захвата Смоленска московским князем Василием III крест был доставлен в Москву. В 1563 г . был возвращен в Полоцк Иваном Грозным, когда последний замаливал грехи после совершенных по его приказу в Полоцке кровавых преступлений. В 1812 г . во время оккупации города французами крест хранился в стене Софийского собора в замурованной нише. В 1841 году Крест, после пребывания в Москве и Петербурге был доставлен в Полоцк. Крестный ход от Софийского собора в отремонтированный собор Спасо-Ефросиньевского монастыря свидетельствовал, что святая реликвия вернулась на то место, которое определила Кресту игумения Ефросиния.
В 1921 г . крест среди других церковных ценностей реквизировали большевики. В 1928 году директор Белорусского государственного музея выезжал с экспедицией в Полоцк, с целью найти реликвию. Крест был найден в местном финотделе и перевезен в Минск. В те года намечалось перенести столицу Беларуси в Могилев. Туда и попал в 1929 году Крест преподобной Ефросинии Полоцкой - он находился в комнате-сейфе Могилевского обкома и горкома партии.
Началась Великая Отечественная война. Крест бесследно исчез. Все дальнейшие усилия его разыскать не дали результата.
Преподобная Евфросиния Полоцкая прославилась в Русской Церкви как покровительница женского монашества. Кроме того, есть ещё один интересный факт. Ефросинья Полоцкая жила уже после раскола Церкви на Западную и Восточную. Не смотря на это, католики тоже признают святость Ефросиньи и тоже причислили её к лику святых!
София Полоцкая, заложенная вместе с киевской и новгородской «сестрами» в год Крещения Руси и отстроенная в камне в 1045–1065 годах Всеславом Чародеем, ныне мало похожа на древнерусский храм. Это один из шедевров виленского барокко (1738–1750), белоснежная базилика с двумя башнями и безумной пластикой фасадов. И само здание, и внутренние убранство выполнил гениальный Иоаган Глаубиц. Подлинный храм был разрушен в 1705 году взрывом порохового погреба, устроенного в монастыре Петром I, — уцелела лишь восточная апсида (правее фасада), на которой открыта из-под штукатурки древняя кладка.
Внутри ныне музей: роскошное барочное убранство, а на древней апсиде можно увидеть фрагменты росписей. В подвале — мощные столпы древнего храма, археологические находки и подлинная «тьма веков». Фрагменты древней Софии — древнейшее здание Белоруссии.
Для главной белорусской святыни Ефросиньев монастырь в трех километрах от города выглядит очень скромно. Стена с надвратной колокольней, массивный Крестовоздвиженский собор (1893–1897), Спасо-Преображенская церковь (1128–1156), зимняя церковь Ефросинии (1847) и жилые корпуса разных эпох. Особенно интересна Преображенская церковь, построенная под руководством самой Ефросинии, основавшей обитель в 1127 году в возрасте 17 лет. Сейчас трудно оценить уникальность перестроенной до неузнаваемости церкви — например, когда-то ее украшали кокошники, первые в истории русского зодчества. Зато внутри сохранились фрагменты росписей XII века, а у хоров можно увидеть маленькие окошки — это кельи Ефросиньи и ее сестры Евпраксии. Жила ученая монахиня в Преображенской церкви, покоится в Крестовоздвиженской — ведь умерла она на Святой Земле в 1173 году, и лишь в 1910 году ее мощи были возвращены на родину.
К сожалению не могу сегодня быть в Полоцке, визовые хлопоты в Беларусь ограничивают желание. В мае был в Киеве. там есть помечено место, где до 1910 года находился гроб с мощами святой.. Надеюсь в августе мне удастся посетить Полоцк и святыни города.
Преподобная мати Ефросиния, моли Бога о нас!