filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Categories:

Владимирская икона Богородицы, 8 сентября

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/4d/Vladimirskaya_by_Ushakov_%281651-2%2C_GTG%29.jpg/402px-Vladimirskaya_by_Ushakov_%281651-2%2C_GTG%29.jpg
Владимирская икона Божей Матери, это особая святыня, которую я очень почитаю. Так случилась, что с этой иконой я вырос.

В 30е годы мои дедушка и бабушка по матери переехали жить в новый дом в село Вишки. Впрочем домом это было трудно назвать, это была баня оборудованная под дом. В ней бабушка и дедушка планировали прожить временно самостоятельно от своих родителей , накопить денег и построить дом. А так как мои предки были староверы очень верующие, то конечно первым делом они подумали о иконе. Дедушка сел на конную упряжку и поехал в город Даугавпилс, где купил икону Богородицы. Это была большая икона, под стеклом в виноградном старинном кивоте. Называлась икона Владимирская Богородица.

Вскоре началась война, а там после войны и дедушка умер. Осталась моя бабушка одна с тремя детьми так и жить в этой баньке в которой и было самое красивое и дорогое из вещей, эта икона.

Всё своё дошкольное детство я тоже провёл в том доме-баньке. А потом и все школьные каникулы. Представьте 70-80 годы, дом в овраге у ручья над котором дорога почти что над уровнем крыши покрытой соломой и рубероидом, электричества нет, в домике керосиновая лампа, керогаз, русская печка, радио на батарейках и фонарик. И вот когда стемнеет  в домашних сумерках еле горит лампа из-за экономии керосина, тлеет лампада, в доме пахнет едой из русской печи и мы с бабушкой ведём незатейливые беседы. Её постель за шкафом, моя под окном в углу прямо под иконой. Сколько ночей и вечеров я провёл под этой иконой...не сосчитать.

Когда я оставался один в домике, я всегда смотрел на икону и по детски молился. И как-то гордость была во мне, что это Владимирская икона именно и меня звать Владимир...моя икона! Да и Владимиром меня назвала эта же бабушка. Перед Пасхой весной, мы всегда делали венок из бумажных цветов для этой иконы, раз в год открывали кивот стекло и чистили её от пыли.

Бабушка умерла, икона досталась другим людям...

В 18 лет я стал прислуживать в городском соборе. И помню в мой первый День Ангела при соборе в 1992 году, настоятель собора мне подарил икону деревянную. Это была Владимирская икона Божьей Матери! Это была радость воспоминания моего детства.

Так откуда же вообще взялось почитание этой иконы в русской церкви?


Владимирская икона Божией Матери написана Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: "Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет".

В настоящее время в Русской Церкви насчитывается около десяти икон, приписываемых евангелисту Луке <…> Конечно, все эти иконы приписываются евангелисту не в том смысле, что они писаны его рукой; ни одна из написанных им самим икон до нас не дошла. Авторство святого евангелиста Луки здесь нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками (вернее, списками со списков) с икон, писанных когда-то евангелистом

В 1131 году икона была прислана на Русь из Константинополя святому князю Мстиславу († 1132, память 15 апреля) и была поставлена в Девичьем монастыре Вышгорода - древнего удельного города святой равноапостольной великой княгини Ольги.

Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 году принес икону во Владимир и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона получила именование Владимирской. В 1395 году икону впервые принесли в Москву. Так благословением Божией Матери скрепились духовные узы Византии и Руси - через Киев, Владимир и Москву.
Владимирской иконе Пресвятой Богородицы празднование бывает несколько раз в году в воспоминания спасения Москвы от татарских нашествий (21 мая, 23 июня, 26 августа). Наиболее торжественное празднование совершается 26 августа (или 8 сентября по новому стилю), установленное в честь сретения Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву.

Владимирская икона Богородицы
В 1395 году страшный завоеватель хан Тамерлан (Темир-Аксак) достиг пределов рязанских, взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона. Великий князь Василий Димитриевич вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Он молился святителям Московским и преподобному Сергию о избавлении Отечества и написал митрополиту Московскому, святителю Киприану (память 16 сентября), чтобы наступивший Успенский пост был посвящен усердным молитвам о помиловании и покаянию. Во Владимир, где находилась прославленная чудотворная икона, было послано духовенство. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: "Матерь Божия, спаси землю Русскую!" В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле, Тамерлан дремал в своем шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Знающие ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан дал приказ полкам идти обратно. В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 26 августа было установлено всероссийское празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.

Пред Владимирской иконой Матери Божией свершились важнейшие события русской церковной истории: избрание и поставление святителя Ионы - Предстоятеля Автокефальной Русской Церкви (1448 г.), святителя Иова - первого Патриарха Московского и всея Руси (1589 г.), Святейшего Патриарха Тихона (1917 г.).

До 1918 года икона пребывала в Московском Успенском соборе, после чего с 1930 года и по ныне находится в Третьяковской галереи. Эта святыня не только великая духовная ценность, но и ценность историческая государственного масштаба. В течение веков икона украшалась массивными окладами из золота и серебра с драгоценными камнями и жемчугом и многочисленными привесками (ювелирными женскими украшениями, крестами, иконками, монетами). Первый богатый золотой оклад (согласно летописи — около пяти кг золота, не считая серебра) был сделан по заказу Андрея Боголюбского (не сохранился); второй золотой оклад — по заказу митрополита Фотия в начале XV в.; в 1656-57 по указу патриарха Никона изготовлена золотая риза (оклад и риза хранятся в Оружейной палате)»


По оценкам искусствоведов, икона написана в 12 веке , предположительно, в Константинополе  . Первоначальный размер иконы 78×55 см. Позже были нарощены поля. На протяжении своей истории была записана, по меньшей мере, четыре раза: в первой половине XIII века, в начале XV столетия, в 1514 году, во время переделок в Успенском соборе Московского Кремля, перед Коронацией императора Николая Второго  в 1895—1896 годах  . Кроме того, малые починки проводились в 1567 году  , в XVIII и XIX веках.

Фактически от константинопольского образа сохранились только фрагменты.

Люди с верою обращающиеся к этой святыни получают великие чудеса и утешения. Одно из таких чудес описывает архимандрит Тихон Шевкунов в книге "Несвятые святые":

http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2009/07/3C8P5445-426x600.jpg

Все вы, братья и сестры, конечно, помните, как два месяца назад мы праздновали шестисотлетие события, в честь которого основан наш монастырь, — Сретения Владимирской иконы Божией Матери, избавления Москвы от нашествия хана Тамерлана. Какой это был праздник! Тогда из Третьяковской галереи к нам в монастырь на один день была принесена древняя чудотворная Владимирская икона Божией Матери, главная святыня Руси.

В крестном ходе, начавшемся в Кремле и завершившемся здесь, в Сретенском монастыре, участвовали более тридцати тысяч человек. Лил сентябрьский дождь. Святейший Патриарх и сонм духовенства в насквозь мокрых облачениях медленно шли вслед за иконой, а люди стояли вдоль улиц и когда великую святыню проносили мимо них, опускались на колени — в лужи, на мокрый асфальт — никто не глядел куда.

Был уже третий час ночи, когда наконец последний человек из огромной очереди, растянувшейся на несколько километров, вошел в наш храм и поклонился святыне. В опустевшей церкви перед возвышающейся на постаменте чудотворной иконой остались лишь те, кто обеспечивал ее доставку и сохранность: ученые-искусствоведы из Третьяковской галереи, сотрудники администрации города, высокие милицейские чины. Все стояли в молчании. Раскрывшаяся за эти часы картина народной веры была для них ошеломляющей.

Мы с братией в последний раз сделали перед иконой земные поклоны. Потом приложились к святыне, и я сказал чиновникам:

— Вот сейчас — единственный шанс в вашей жизни, когда в такой день и в таком месте вы можете подойти к великой иконе и помолиться Царице Небесной. Через несколько минут икону увезут в музей. Я все понимаю: вы люди сановные, но не упустите этой возможности.

Чиновники поглядывали друг на друга, переминались с ноги на ногу, смущенно улыбались, но не сходили с места. Думаю, каждый из них, будь он здесь один, с радостью поклонился бы этой древней великой святыне, попросил бы у Матери Божией о самом сокровенном. Но теперь, как говорится в Евангелии, страха ради иудейска, все стояли словно деревянные.

И вдруг один высокий милицейский чин, с лицом, мгновенно покрасневшим, как советский флаг, неожиданно выступил вперед. Он сердито крякнул, сунул свою фуражку какому-то майору и, поднявшись по ступеням к иконе, неумело положил перед ней три поклона. Громко чмокнул в бронированное стекло и стал что-то усердно шептать Матери Божией. Еще раз грузно поклонился до земли и, пятясь, спустился вниз. Выдернул фуражку из рук разинувшего рот милиционера и, мрачно оглядев всех, отошел от всех в сторону.

— Молодец, товарищ генерал! — сказал я. — За такое Матерь Божия вас никогда не оставит, — И обернулся к музейным работникам: — Все, увозите икону.

Прошла неделя. Мы собрали на праздничную трапезу тех, кто принимал участие в подготовке нашего праздника — братию, многочисленных сотрудников монастыря, чиновников, наш хор. Просто чтобы всех поблагодарить. На трапезу пришел и тот самый генерал.

— А вы знаете, со мной ведь тогда чудо случилось! — сказал он, поднимая тост.

И поделился тем, что с ним произошло.

Когда ночью в храме генерал услышал предложение подойти к чудотворной иконе, он, как и все, поначалу просто испугался. Рядом стояли люди его положения и даже те, от кого он зависел. Но как раз в те дни генерала посетила беда: его старшая сестра, жившая во Владимире, попала в автомобильную катастрофу, у нее раздробило обе ноги. Там же, во Владимире, ей сделали многочасовую операцию, одну ногу собрали и уложили в гипс. Предстояла новая операция — на второй ноге, с длительным наркозом. Но сестра генерала была уже очень пожилой женщиной, и врачи боялись, что больное сердце может не выдержать этого испытания.

В ту ночь генерал, решившись, подошел к иконе Божией Матери и прошептал Ей:

— Матерь Божия, мне ничего не надо, у меня все есть. А вот сестра… У нее завтра операция. Я боюсь, она не выдержит… Помоги ей!

На следующее утро генерал позвонил во владимирскую больницу, чтобы узнать, как проходит операция. Однако ему сказали, что никакой операции не было. На его недоумение врачи ответили, что утром, перед тем как везти женщину в операционную, ей сделали последний рентгеновский снимок, на котором вдруг обнаружилось, что раздробленные кости ноги расположены именно так, как им и следует, чтобы правильно срастись. По-видимому, ночью больная как-то счастливо повернулась, кости выстроились самым удачным образом, и медикам оставалось только, не теряя времени, наложить гипс.

В воскресенье 8 сентября праздник этой иконе и конечно, каждый, кто от чистого сердца в этот день обратиться и помолиться Божей Матери перед её святыней, обязательно по вере нашей получит просимое, то что нам потребно.



.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author