filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Categories:

Есть такой святой, Иона Киевский

Родился в Крюкове (Кременчуг) в 1802 году. Был основателем Троицкого монастыря в Киеве, где прославился великими чудесами. Преподобный сподобился не единожды видений святых и Пречистой Богородицы. Умер в глубокой старости 9 января 1903 года.

Преподобный Иона Киевский, в миру –– Иоанн Мирошниченко, происходил из мещан посада Крюкова Кременчугского уезда Полтавской губернии. Его юные годы протекали в то время, когда на Руси школьное образование доступно было не многим, а потому и Иоанн Мирошниченко грамоте учился дома. От природы он был одарен Господом высокими и богатыми умственными дарованиями и твердой памятью. С детства он любил чтение книг, особенно религиозно-нравственных, и читал очень много. До 22 лет он жил дома и занимался земледелием.

Будучи с детства весьма набожным, Иоанн Мирошниченко очень часто посещал монастыри, и потому решение поселиться в одном из них было закономерным. Юноша сначала стал послушником у старца Серафима Саровского, известного всей России подвижника ХIХ века, жившего в Саровской пустыни Тамбовской епархии. Прожил у него 8 лет.  Умирая, преподобный Серафим завещал Иоанну Мирошниченко поступить в Брянскую Белобережскую пустынь, куда, согласно воле старца, он и поступил послушником в 1836 году.  Пустынь сегодня востанавливается, в 2004 году была возвращена Церкви. Через семь лет, в 1843 году, Иоанн Мирошниченко принял монашество с именем Ионы, а в 1845 году был рукоположен в сан иеродиакона. Проводя жизнь в обители в суровых подвигах поста и воздержания, в постоянной молитве и богомыслии, Иона развил в себе высокую степень самоуглубления и самовникания, тщательно следил за своей внутренней жизнью и духовным развитием. Тут же он удостоился особого видения, повлиявшего на его дальнейшую жизнь, которое он понял как веление Божиего Промысла –– взять на себя дело устройства на берегах Днепра нового монастыря. Иона решил уйти в Киев.

В 1851 году отец Иона встретился с Киевским митрополитом Филаретом Амфитеатровом; по его воле и желанию в августе того же года иеродиакон Иона был переведен в Киевский Никольский монастырь (ныне разрушенный в Советское время). В 1858 году он был рукоположен в сан иеромонаха, и через два года, в 1860-ом, переведен в число братии Киево-Выдубецкого монастыря, расположенного на одной из весьма живописных окраин г. Киева, так называемом Зверинце. Ныне монастырь принадлежит Киевскому Патриархату.

1

Уже в это время иеромонах Иона выделялся своей духовной опытностью и благочестивой жизнью, и многие киевляне искали случая получить совет и наставление именно у отца Ионы, хотели быть духовными его чадами.

Среди многочисленных духовных дщерей отца Ионы была и супруга тогдашнего киевского генерал-губернатора Иллариона Илларионовича Васильчикова княгиня Васильчикова Екатерина Алексеевна,  высокоуважаемая отцом Ионой и много содействовавшая и помогавшая ему, особенно в построении Троицкой обители.


Строить монастырь Ионе повелела сама Богородица.«Моя благодать пребудет здесь вовеки. Неотступно буду посещать место это, и многие тут спасутся. Многие придут в обитель эту, ты их всех приими, никого не презирая — все чада Божии». После этих слов Владычица отступила и стала невидимой, а на снегу остались следы Ее пречистых стоп. Так сама Богородица избрала угодника своего преподобного Иону для прославления сего места и устроения на нем обители.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/d/dd/Troitskiy_Ionin.jpg/548px-Troitskiy_Ionin.jpg

В 1867 году была построена деревянная церковь во имя Святой Троицы, которую в 1871 году заменил обширный и великолепный каменный храм.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/9/93/Ionin_jug.jpg/640px-Ionin_jug.jpg

Княгиня Васильчикова пожертвовала от себя монастырю дачный участок –– 55 десятин земли близ Киева. С этого же времени новый монастырь постепенно становится крупным собственником земли (которую получает частично путем пожертвований, частично – путем покупки), где монахами ведется образцовое сельское хозяйство.

Зарождение монастыря произошло следующим чудным образом:

По внушению Божию Филарет, митрополит Московский понудил княгиню Екатерину Алексеевну Васильчикову хлопотать о разрешении монастырей, и по настоянию его положеного учредить на месте сем общежительный мужской монастырь во имя Живоначальной Троицы. Княгиня Васильчикова часть своего имения Гусенцы Полтавской губернии Переяславского уезда отдала на монастырь и сделала дарственную. Представила блаженной памяти Императору Александру Николаевичу прошение от себя и документы о земле на обеспечение будущих иноков, о разрешении учредить мужской общежительный монастырь для вновь поступающей в него братии из мира только, но никак не из других монастырей.

Государь, получив от нее прошение, поехал к митрополиту Киевскому Арсению и говорит ему с удивлением: "Княгиня Васильчикова подала мне прошение об учреждении монастыря в городе Киеве на Зверинце. Я удивляюсь, что это с ней? Прежде она была против этого, а теперь сама ходатайствует об открытии монастыря". Владыко митрополит говорит: "Я думаю, что нет надобности еще открывать монастырь, так как там и так довольно". Государь, поговорив с Владыкой, поехал к себе во дворец. Однако мысль об открытии св. обители не оставляла государя. Дома он разговаривал об этом деле с великим князем Константином Николаевичем и государыней. К обеду государь нарочно пригласил обер-прокурора Св. Синода графа Толстого, министра двора Аллерберга, здесь же присутствовали великие князья: Константин Николаевич, Николай Николаевич, Михаил Николаевич и другие. Митрополит Арсений, княгиня Васильчикова и Строгановы. За обедом государь завел речь о желании княгини учредить в Киеве на Зверинце мужской монастырь. Государь от всех требовал мнения. Некоторые соглашались с желанием княгини, некоторые находили монастырь ненужным. Особенно против открытия монастыря восставал граф Аллерберг. Владыко Арсений поддерживал мнение Аллерберга, Государь и великие князья держали сторону Васильчиковой. Выйдя из-за стола, подняли серьезный спор о монастыре, монахах.

Государь рассердился, надел шинель и пошел прогуляться в сад. Там было совершено покушение на его жизнь, злоумышленник сделал выстрел в него из пистолета, но Господь Бог сохранил его целым и невредимым, пуля пролетела мимо него. Тогда государь. видя такое неисповедимое милосердие Божие и Божией Матери в спасении его жизни, пошел в Казанский Собор и отслужил благодарственный молебен Господу Богу и Божией Матери за спасение своей жизни и, возвратившись пешком из Собора, государь зарыдал.

Долго плакал государь; домашние и свита присутствовали здесь. Успокоившись немного, он говорит: "А что, господа, монастыря не надо? А я верю, что Господь Бог и Божия Матерь спасли мою жизнь молитвами того монастыря". Все молчали. Тогда государь пошел в кабинет, вынес прошение княгини и при всех написал: "Утверждаю и разрешаю вновь устроиться в гор. Киеве на Зверинце Свято-Троицкому общежительному монастырю на правах и началах древних святых обителей со скитом, где иноки по их усмотрению изберут место устроить скит для схимников, отшельников и совершенных безмолвников. Этот монастырь утверждается образцовым и на будущее время для всех монастырей. При этом монастыре учреждаются и благотворительные заведения: училище для сирот и полусирот, больница для братии и странных пришельцев и странноприимный дом. Для странных должен быть дан покой и пища от монастыря".

Все как оглушенные стояли, и стыднее всех было Аллербергу и подобным ему. Государь тут же повелел пригласить княгиню Васильчикову и соизволил при всех сказать: "Я вижу Промысл Божий, и молитвы нового монастыря спасли меня от смерти и Россию от страшного потрясения". И вручил ей подписанное прошение, добавив: "Если что нужно будет от меня - я все сделаю". Потом поехал к митрополиту Арсению и все пересказал ему о чудесном спасении жизни своей и о монастыре.

Это было в 1866 году 5 апреля

В августе 1872 года отец Иона был возведен во сан игумена. Указом Священного Синода от 17 января 1886 года его назначают настоятелем Киево-Межигорского Спасо-Преображенского монастыря с возведением во сан архимандрита.

Резолюцией Киевского митрополита Иоаникия от 9 декабря 1899 года отец Иона по старости и болезни был освобожден от управления Свято-Троицким монастырем и оставлен только его настоятелем.

«Хотите видеть почивших преподобных — идите в Лаврские пещеры. Хотите видеть живых — идите в монастырь отца Ионы» — так высоко почитали в народе преподобного Иону Киевского и его обитель.

Даже в очень преклонном возрасте (отец Иона прожил свыше 100 лет), почти до последних дней своей земной жизни, он сохранял бодрость духа и проявлял присущую ему энергию, которая всецело направлялась на дело благоустройства Свято-Троицкой обители. Последние два года своей жизни почтенный старец страдал неизлечимой и тяжкой болезнью, от которой и слег в постель в 1901 году. Под конец у него открылась водянка, и 15 декабря того же года отец Иона был соборован.

Несмотря на полный упадок физических сил, он почти до самой смерти принимал народ и стал для всех, кто его знал, высоким образцом духовного бодрствования, самоотверженного труда во славу Божию. Глубокий старец, великий деятель архимандрит Иона (в схиме – Петр) мирно почил о Господе в 0 часов 30 минут ночи 9 января 1902 года.

В 1918 г. монастырь чудом уцелел при гигантском взрыве расположенных на Зверинце складов боеприпасов. Как выяснилось потом, и саму трагедию, и спасение обители преп. Иона предсказывал еще в годы своей земной жизни. В 1934 г. монастырь был закрыт органами советской власти, монахи — разогнаны или репрессированы, а на территории монастыря создали ботанический сад. В 1940-х гг. обитель возродилась, но вскоре была повторно упразднена. Большинство монахов вместе с настоятелем были переведены в Киево-Печерскую Лавру, а некоторым из них пришлось скрываться в миру. Иеромонаху Димитриану удалось устроиться дворником в ботанический сад, организованный на месте монастыря, и поселиться в ветхой часовой башне, в которой он тайно служил Литургии. Так, исполняя данный при постриге обет пробыть в родной обители даже до смерти, он мирно отошел ко Господу в 1970 году.

В 1966 г., ввиду опасности капитальной перестройки обезображенного Троицкого храма, превращенного в склад, мощи преп. Ионы перенесли на Зверинецкое кладбище.

Saint Jonah of Kyiv.jpg

Создавая свою обитель, преподобный Иона пережил немало скорбей. И ему говорили: «Вы, батюшка, мученик». А он отвечал: «Нет, я после смерти буду мучеником». И действительно, его предсказание сбылось. В 1966 году в Свято-Троицком храме планировалось устроить музей ботаники. В связи с этим поступило распоряжение перенести находящиеся в храме захоронения на городское кладбище. Не дождавшись представителей духовенства, в храме начали работы. Могилы разграбили, взяв все, что могло представлять антикварную ценность. Мощи же преподобного Ионы обезглавили. Святотатцев не остановили ни чудо нетления мощей, ни седины старца. А о том, что мощи действительно были нетленны, свидетельствуют очень многие, в том числе и сотрудники ботсада, которые тогда были молодыми людьми — они видели мощи сразу после их поднятия из склепа в Свято-Троицком храме. Очевидцы вспоминают, что старец выглядел, как только что умерший, рассказывают о его руках, белой бороде… Оторванной головой преподобного стали прямо в храме играть в футбол, а потом отнесли ее и продали в анатомический музей. Так рассказывают многие люди. Это была известная в Киеве история. Но недавно стала известна еще одна версия. Согласно ей, глава преподобного попала к художникам, которые кощунственно удалили с нее все частицы плоти и оставили голый череп для рисования «с натуры». Оторвали преподобному и правую руку. По одним рассказам, какие-то мальчишки принесли ее потом и продали переносившим мощи священникам за три рубля. По другим — участвовавший в перенесении мощей схиигумен Агапит, тогда отец Мартирий, отгребал ногами застилавшую путь листву ( на дворе стояла осень), и вдруг вылетела нетленная рука. Сразу поняли, что она от мощей. Ее подвязали к телу преподобного священническими поручами. Затем мощи подвижника перезахоронили в том же кипарисовом гробе, который святой сделал себе еще при своей жизни и в котором был погребен в 1902 году.

С восстановлением Ионинской обители в 1991 г. братия старательно заботилась о возрождении былой славы монастыря и старых традиций. Особой радостью стало возвращение в Ионинский монастырь мощей преподобного Ионы, которое произошло осенью 1993 года. 

Сегодня мощи преподобного Ионы открыто почивают на прежнем месте в склепе на правой стороне Свято-Троицкого храма. При последнем перенесении они были положены в новый гроб. Старый выставлен в храме отдельно, в нем лежат неистлевшие погребальные облачения подвижника. Они уцелели при разграблении, поскольку были ветхими и простыми.

Взирая на широкое почитание старца Ионы Киевского и обилие чудес, происходящих по его молитвам, 22 ноября 1995 г. решением Священного Синода Украинской Православной Церкви он был причислен к лику святых.

ДОМИК ОТЦА ИОНЫ

Направо от входа в Свято-Троицкий монастырский храм стоит старенький одноэтажный деревянный домик под железною крышею. Размером он сажень длины, сажень ширины и около 2 сажень высоты. Разделяется он на 3 комнаты и кладовку - мастерскую, где о. Иона вырезал из дерева ложки. В первой комнате жил келейник, во второй была приемная и в третьей - спальня батюшки. Ныне в этом домике в приемной постоянно читается Псалтирь и поминаются умершие братия, создатели и строители обители, о них же заповедано инокам молиться. В келейницкой живет келейник отца Ионы, иеросхимонах Вассиан. В спальне стоит кровать старца. Во всех комнатах образа, пред которыми молился отец Иона. Образа не имеют на себе богатых окладов: здесь большой образ Троеручицы, здесь и маленькая иконка, тоже Троеручная, писанная на стекле и напоминавшая батюшке о чудесном спасении его жизни в Белобережской пустыни при переправе по льду через реку. Тут же и портрет - икона Серафима Саровского, писанная еще при жизни святого, у которого, как сказано раньше, отец Иона был келейником и учеником. Сохранились под стеной, в приемной, два шкафа с вещами и иноческой одеждой о. Ионы, а также лежат ложки недоделанные, им вырезанные. Налево от образов, расположенных в углу, стоит диван, на котором скончался батюшка. Есть также и его умывальник. Во время взрыва в 1918 г. все вещи, находившиеся в домике, были сдвинуты с места, в шкафу разбилось одно стекло, но ничего не погибло, хотя штукатурка во многих местах дала трещины. Соседний корпус и постройки сгорели, а келлия и обстановка сохранились.

Старца Ионы сохранилась рукапись, где он сам описал свою жизнь и чудеса
http://www.omolenko.com/zhitiya/staretsiona1.htm#Nav

А так же многие монахи и простые люди свидетельствуют о чудесах по молитвам к этому святому старцу, Ионе Киевскому. http://www.omolenko.com/zhitiya/staretsiona2.htm#Nav

назад

Тропарь преподобному Ионе,

глас 4:

   Яко лучезарное солнце / от конец земли возсиявшее, /явился еси напоследок дний, / тезоименитому пророку подобяся во еже воздвигнути люди к покаянию. / Темже и Сама Пречистая с сонмом святых тебе многажды явишася, / Еяже повелением создана бысть обитель во имя Живоначальныя Троицы. / К Нейже имея дерзновение, / моли, преподобне отче наш Ионо, // подати нам милость и оставление грехов в день судный.

Кондак, глас 2:

   Чистотою душевною божественно вооружився, / и непрестанныя молитвы яко копие вручив крепко, / пробол еси бесовская ополчения Ионо отче наш. // Моли непрестанно о всех нас.

Тропарь перенесению мощей преподобного Ионы,

глас 4:

   Днесь пресветло красуется стольный град Киев, / яко светолучными зарями, молниями чудес твоих осияемь, / всю вселенную созывает похвалити тя, Богомудре Ионо; / пречестная же славная обитель твоя, / юже во Имя Святыя Троицы многими труды твоими создал еси, отче, / имущи в себе стада ученик твоих, веселия и радости исполняется. / Мы же, празднующе преславное обретение честных мощей твоих, / в земли сокровенных, яко цвет благоуханен и кадило благовонно, / любезно я лобызающе, различная исцеления приемлем / и твоими молитвами грехов прощения сподобляемся, / отче преподобне Ионо, // моли Святую Троицу спасти души наша.

Кондак, глас 8:

   Н аследник отцев был еси, преподобне, / тех последуя житию и учению, обычаю и воздержанию, / молитве же и предстоянию. / С нимиже, имея дерзновение ко Господу, / прощение согрешений и спасение испроси // вопиющим ти: радуйся, отче Ионо.

Молитва преподобному Ионе,

Киевскому чудотворцу:

   О, священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Ионо!

Не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу.

Помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих. Моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю: не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя.

Поминай нас, недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу: ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со Ангельскими воинствы, со Безплотными лики, с Небесными силами у Престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится.

Ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас всесильному Богу о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми Праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу: Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со безначальным Его Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Свято-Троицкий Ионинский мужской монастырь. Свято-Троицкий храм.

назад


Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author