filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Category:

Барская икона Богородицы

14 октября Православная Церковь праздновала икону Богородицы, с именованием Барская.

Если посмотреть на икону, то она что имеет общего с православными иконами, скорее ближе к западному, католическому. Однако , это святыня православная.

Мы не видим над головой нимба, оно заменено свечением, на голове Божей Матери и Богомладенца видим нехарактерные короны, они подчёркивают Царство (Царица Небесная и Царь Славы). И уж совсем нехарактерно фиолетовое, а не бордовое как на всех иконах облачение Божей Матери, это облачение именуется Мафорий.


Однако давайте обратимся к истории  .

Барская икона Божией Матери находилась в г. Баре, на Подолье.  

Селение Бар основано в 14 веке после завоевания Подолья литовцами и вначале Бар был известен под названием  Ров. Польская королева Боной Сфорца (родилась в городе Бари в Италии в 1494 году) в 1533 прибыла в Ровский замок, выкупила все окрестные земли, приказав строить новый замок на противопожном берегу реки, и дала городу новое название. Название его связывают с названием места рождения королевы.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/35/Cranach_the_Younger_Bona_Sforza.jpg/400px-Cranach_the_Younger_Bona_Sforza.jpg?uselang=ru

Бо́на Сфо́рца д’Арагона
( родилась  2 февраля 1494 в Итальянском Виджевано , умерла  — 19 ноября 1557, в итальянском Бари) — миланская принцесса, королева польская и великая княгиня литовская в 1518—1556 годах, вторая супруга Польского короля Сигизмунда I, дочь миланского герцога Джана Галеаццо Сфорца и Изабеллы Арагонской.

Бона Сфорца вынашивала планы объединения под своей властью, путём династических браков своих детей, едва ли не всей Европы.

Бона умерла в своём княжестве Бари в Италии, отравленная, вероятно, по приказу Габсбургов, своим же доктором. Она похоронена в Базилике Святого Николая в Бари.
Эти земли были объединены в Барское староство. От названия города произошли многие фамилии - украинский шляхетский род Григоровичей-Барских. Фамилия Барский (Барской), встречающаяся у украинцев, русских, поляков и евреев, зачастую происходит от названия города Бар.

Во время восстания Богдана Хмельницкого Павел Потоцкий не отличался жалостью к побежденным — отдал приказ сжечь город Бар и перерезать всех его жителей; Богдан Хмельницкий за это  собирался посадить его на кол.

Однако город сохранился из которого вышло много известных людей, но самая известная семья в истории города, это Коцюбинские, Михайло Коцюбинский  - писатель которого хвалил Ленин и его сын Юрий Коцюбинский , государственный партийный деятель РСДРП.

В 1907 году в энциклопедии город Бар был представлен следующими словами:

В городе в настоящее время 2 правосл. церкви, Свято-Покровский женский монастырь (в нем также 2 церкви), 1 костел, 1 старообрядческая часовня, несколько еврейских синагог и молитвенных домов, т.к. в городе 52% еврейское население, имеется приходское училище. Жилых домов 1240 (в том числе 169 каменн.). Заводы: 1 винокуренный, 4 кожевенных и 4 кирпично-черепичных.

В настоящее время в городе функционируют 4 общеобразовательные школы, профессионально-техническое училище, педагогическое училище, автомобильно-дорожный техникум, районная больница, центральная библиотека, районная библиотека для детей, дом культуры, кинотеатр.
С каждым годом город становится лучшим и более упорядоченным. В 2001 году Бар отметил 600-летие со дня первого документального упоминания о нем.
Вот именно в этом городе Бар , который сегодня насчитывает 16.500 человек населения  и проявила себя Барская икона.


http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/48/%D0%9A%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BB_%D1%81%D0%B2._%D0%90%D0%BD%D0%BD%D1%8B_%28%D0%B3.%D0%91%D0%B0%D1%80%29.JPG/640px-%D0%9A%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BB_%D1%81%D0%B2._%D0%90%D0%BD%D0%BD%D1%8B_%28%D0%B3.%D0%91%D0%B0%D1%80%29.JPG?uselang=ru

Предание повествует, что с XVII века этот древний образ пребывал на Подолье в Барском мужском православном монастыре, возведенном в дремучем лесу. Святыня хранилась здесь в деревянном храме до того момента, пока монастырь не был разрушен и разорен поляками.

В XVIII веке униатские монахи возродили монастырь в самом городе Баре. О том, что икона находилась здесь, свидетельствует летопись Барского мужского монастыря за 1723 год. Из описания известно, что икона Богоматери, держащей на руках Младенца Христа, покрытая сребропозлащенной ризой, стояла в главном алтаре, в особой нише. В народе она называлась образом Пресвятой Покровы. Вокруг нее был сооружен красный балдахин с изображением двух ангелов, поддерживающих корону. Живопись на иконе старая, византийского письма, цвет ликов охристо-коричневый, одеяния — темно-голубого цвета. Лики Спасителя и Божией Матери имеют строгое выражение, над ними — серебряные короны и лучезарное сияние, украшенное двенадцатью звездами.

В 1793 году город Бар со всей Подолией воссоединился с Россией, а в 1837 году Барский униатский монастырь стал православным. Через полвека в память об этом событии Священным Синодом было установлено особое почитание Барской иконы Божией Матери 1/14 октября — в день празднования Покрова Пресвятой Богородицы.

Благодатные знамения от святого образа стали известны по всей украинской земле. 

Благоговейным почтением окружало икону как местное, так и окрестное население Бара. Кроме того, что сюда стекался народ в день святого Николая и в храмовый праздник Покрова Божией Матери, жители города Бара особенно любили обращаться к Пресвятой Деве, Покрове и Заступнице христианской, в разного рода болезнях и бедственных случаях жизни.

Были случаи, когда не только православные, но и иноверцы, католики, лютеране просили совершать молебны перед Барской иконой Богоматери.
После многочисленных исцелений и чудесной помощи по молитве к Барской иконе многие храмы и монастыри не только Украины, но и России стали писать копии с почитаемого образа.


http://www.cirota.ru/forum/images/37/37245.jpeg
От этой иконы происходило много чудес.

Внучка священника города Бара К. страдала эпилепсией . Родные больной обращались к разным докторам, но все их советы были бесполезны. Когда же отслужен был молебен о здравии перед чудотворной Барской иконой Богоматери, то больная к удивлению всех, сразу почувствовала облегчение, стала резвиться и бегать. От болезни не осталось и следа. Это случилось в 1885 году.

Не очень давно был другой пример благодатного врачевания от святой иконы Барской.

Один крестьянин привез в монастырь сына лет 15 - 16, больного нервным расстройством. После молебна пред иконой Божией Матери отрок успокоился и совершенно здоровым уехал домой, что засвидетельствовал отец, явившийся в другой раз вознести благодарственную молитву Господу о здравии сына. На основании этих и других подобных случаев чудесной помощи Богоматери обращающимся с молитвой к Барской иконе как к чудотворной с этой святой иконы делались копии для других церквей.


Жительница села Дачное, страдавшая сильными болями от злокачественной опухоли, после обращения с молитвой к Пресвятой Богородице перед иконой Ее Барской, получила полное выздоровление.

Также исцелилась и мама одной из прихожанок, которую врачи уже отказались лечить из-за ее тяжелой болезни: «Я увидела удивительный лик Богородицы, он был необычайно строг и даже суров. Мне стало страшно, и я хотела уйти, но по прочтении акафиста Пресвятая Богородица смотрела с такой нежностью и любовью, что все, чем я была озабочена, было забыто».

В советские времена монастырь был разгромлен и разграблен. Дабы спасти чудотворную икону, последним насельницам монастыря матушкам Серафиме, Амвросие и Гаврииле пришлось отдать красивые дорогие серебряные ризы иконы.

Без богатых риз, без венцов позолоченных был неинтересен нехристям святой образ. Долго приходилось матушкам хранить «Барскую» в подполье. Лишь ночью тайком молились Ей и омывали слезами.

Когда умерли матушки Серафима и Амвросия, и пришло время умирать матушке Гаврииле, взмолилась она перед Святой Девой и попросила вразумления: в чьи руки передать Ее светлый образ? И вразумила ее Матерь Божия. Матушка Гавриила передала икону молодому священнику Владимиру, который служил в церкви города Бара и приходил помолиться перед святой иконою, а затем был переведен в Одесскую епархию.


Матушка Гавриила. По старости она уже не имела сил укрывать икону, тем более, что алчные люди пытались выкрасть у нее древний образ и вывезти его за границу, поэтому в феврале 1994 г. монахиня послала телеграмму протоиерею Владимиру Минаеву в село Дачное Одесской области. В телеграмме говорилось: «Срочно приезжайте и заберите икону на хранение в свой храм, а, когда все утихнет, прошу вернуть ее в монастырь, который будет отстроен в честь иконы».

В селении Дачное древнюю святыню установили в отдельной комнате дома отца Владимира. «Она находилась в доме, мы старались не говорить о ней. Но святыню не спрячешь, — вспоминает священник. — Сначала от иконы начало исходить сияние, потом она стала благоухать, это заметила наша добрая и благочестивая прихожанка раба Божия Любовь. Помню, как она, прикладываясь к иконе, воскликнула: „Батюшка, она же благоухает!“ — и с того дня началось паломничество к святыне. Приходили пешком, приезжали автобусами, пелись псалмы и читались акафисты к Богородице. Мы на нашем приходе проживали прекрасные дни и годы, пребывая возле величайшей святыни — Барской иконы Божией Матери. Народу приходило все больше и больше. Дверь в дом, где находилась икона, не затворялась. Происходило столько чудес, что вспомнить сейчас трудно. Я очень жалею о том, что не записывал». 

В 2000 году пришло время отдавать икону Божией Матери в город Бар. «С великой скорбью, невыносимой болью в душе, которая не утихает и сейчас, пришлось отдать икону, но перед тем, как это сделать, мы решили написать список с чудотворного образа, рассказывает отец Владимир. — Времени оставалось очень мало. По совету священника Ильи пригласили художника из Одессы, Седмукого Николая Сергеевича. Приехал художник. Икона в доме, рядом приготовлена доска, на которой будет писаться другая. Прошло несколько дней — работа не идет. Спрашиваю, в чем дело. И художник говорит: „Писать не буду, не могу поймать момент“. И подводит меня к иконе, говоря: „Посмотрите, Она меняет лик. Как вам запечатлеть Ее — скорбной, любящей, веселой, смиренной?“… И все-таки икона написана. Поставлена в храме. Каждый раз, приходя на службу в храм, смотрю на икону. Письмо хорошее, но лик Пресвятой Девы, как бы неживой. Нас учили смиряться, и мы терпеливо ждем, что же будет дальше».

Древняя святыня Подолья была привезена в город Бар и крестным ходом принесена в Свято-Успенский собор, где ее установили в особом киоте возле иконостаса. Верующие потянулись к чудотворному образу, с молитвой прибегая к заступничеству Царицы Небесной. Заговорили и об исцелениях: после чтения акафиста Пресвятой Богородице прозрел слепой мальчик; происходили и другие чудеса.

В 2002 году потемневшая от времени Барская икона обновилась — посветлели лики Божией Матери, Спасителя, стали видны руки и венец на главе Богородицы.

Сегодня чудотворный образ находится в барском Свято-Успенском соборе, и многие верующие приезжают поклониться святыне, помолиться перед ней.
Subscribe

  • СВЯТАЯ БЕРНАДЕТТА СУБИРУ

    Сегодня в Римско-Католической Церкви День памяти Святой Бернадетты, которая более известная под уменьшительным словом Бернадетт. Бернадетта -…

  • ИРКУТСК ВЧЕРА И СЕГОДНЯ

    Иркутск - столица Иркутской области , Россия . Население 623 тыс. человек Иркутск, это большой город,, промышленный и торговый центр, военный…

  • ИОАНН ЛЕСТВИЧНИК - ПРИМЕР СОВРЕМЕННОМУ ХРИСТИАНСТВУ

    В прошедшее воскресенье и затем в понедельник, церковь праздновала День памяти Иоанна Лествичника. В то, что он в 20 лет принял монашеский…

Comments for this post were disabled by the author