filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Categories:

Станица Базковская и Третья Мировая...

Kritberg | Базковская (Шолоховский район)
Я совсем ни когда не писал прозу. Я не умею писать прозу и я бы ни когда не стал писать прозу если бы я умел писать музыку.

Был великий композитор Моцарт, который из нот составил реквием и кажется, что всё понятно и слова там не к месту. Всё и так предельно ясно. Я могу написать стих, но он опять получится неоправданно грустным. А значит я напишу прозу.Напишу прозу, для одного мальчика....


Однажды я попросил мальчика,  чтобы он поведал мне о самом большом желании и он ответил "Я хочу, чтобы началась Третья Мировая Война, тогда люди будут добрее, сплоченнее и будет взаимопомощь между людьми, чего нам так не хватает сейчас!"

Боже мой, сколько в этих словах мудрости и вместе с тем боли, страха за будущее, обиды... Зделать мир добрее через муки, кровь и смерть. Как это мне близко и понятно...Разве Христос не был побит, пригвождён и разве он не умер страшной смертью на кресте, чтобы все мы стали лучше и добрее?

Как хорошо писать, когда не знаешь о ком писать и даже не знаешь о чём ты через минуту будешь  писать. Ещё лучше, что и читатель не знает о ком я пишу и о чём я пишу. А я пишу о мыслях юного создания, который сидит на берегу своей реки ни кому не ведомой местности и думает как победить зло в людях.

Ну кто из вас знает станицу Базковскую, да я её сам вчера не знал, а сегодня знаю. Знаю потому, что в этом мало кому известном месте живут каких-то две с половиной тысячи базковцев и среди них живёт один мальчик носящий имя великого пророка. Он обыкновенный мальчик, такой же как ваши дети, такой же, как вы мои юные читатели. Только когда ему грустно, он идёт на берег Дона, этой величественной и плавной реки, которая катит свои воды у подножья Мелковых гор.


Как писал Борис Примеров:

Подуй ветер длинный – с Дона
Во все стороны и дни,
И лицо ополосни
Зеленью студеных кленов,
Августом запорошенных,
До озноба уплотненных, -
Листья на сердце плесни
!

Древняя казачья песенная река - немой свидетель величайших исторических событий ярко и неповторимо описанных Михаилом Александровичем Шолоховым.

Ну кто же из взрослых читателей не читал или не смотрел фильм "Тихий Дон"... Героиня романа, Аксинья,  стала прототипом Ольги Солдатовой из станицы Базковская.


Ещё в 17 веке здесь на берегах Дона появились десятки поселений. «Донские епархиальные ведомости» за 1894 год указывают, что уже был хутор Базки. Возвышенность, где он располагался, служила базами во время весеннего половодья старому городку Вёшки, находившемуся тогда между озером Рассоховым и рекой Дон. Бытует и другое мнение. По списку 1820 года, при реке Дон в устье Виноградной и Пановой балок и буерака Хохлачкина значится хутор Борисовский (Базки), в нём насчитывалось 25 дворов. До начала 19 века базковцы и жители соседних хуторов жили бедно. Да и разве жили тогда богато рабочие люди.  Деревянная борона и цеп были орудиями труда всех старых времён у русского народа. Люди, как правило, ходили в домотканой одежде. Самым крупным объектом строительства была церковь. Разве мог русский православный человек представить свою жизнь без церквушки? Её соорудили на деньги собранные с прихожан, которых сегодня  в тех краях живут если не дети, то внуки и правнуки жертвователей. В храме повесили иконы, написанные с базковских богачей, тем самым увековечив их по-русски, по-простому. Так, крупный землевладелец Тимофей Каргин стал  на иконе «Святой Тимофей», Фома Бирюлин с семьёй был изображён как «Мученик Фома со чадами». И молились и лобызали земных господ, думая о небесных святых.

Начинался 20 век. Это для нас уже то старое время прошлого века, а тогда в 1902 году современники своё время считали самым новым, а потому даже издавалась газета "Новое время" А раз приходило новое время, то было и новое наказание. Это потом в 1917 году неповинных власти будут лишать жизни, а тогда в 1902 году ученицам неповинным своим учителям отрезали косы. Читаем "Новое время" за 17 января 1902 года.

3 Новое Время

В Ростове-на-Дону у мирового судьи рассматривалось характерное дело о косе, отрезанной учительницей Гусельщиковой у ученицы Зайцевой. На суде выяснилось, что это было "дисциплинарной мерой".
Гусельщикова была оправдана мировым судьей, но можно пожелать, чтобы резание кос у ученицы вышло в Ростове на Дону из списка "дисциплинарных мер"
.

Люди рождались и умирали, крестились и женились по всей округе точно так как и в самом большом городе Ростове-на -Дону. Тогда не было компьютеров и знакомиться было труднее или наоборот легче, ведь люди не сидели по домам, они гуляли., и были газеты, даже "Брачная газета" Кто-то искал через неё свою судьбу, и читал объявление, как допустим это от 27 мая 1907 года








Брачная Газета







" Доктор молодой, красивый желает жениться на особе с капиталом от 50 тыс. рублей, с хорошим характером. Намерение открыть хирургическую лечебницу. Г.Ростов на Дону, до востребования №14500."

Вот так вот, доктор искал себе жену, которая должна была быть с капиталом  .
Интересно, пережил ли этот молодой и красивый доктор из Ростова-на Дону Революцию?

Выгодное географическое положение - дороги, связывающие хутор с пристанью и другими хуторами, позволили Базкам стать крупным пунктом торговли хлебом, промтоварами и сельхозмашинами. В связи с этим к концу 19 в. хутор начал быстро расти. В Базках началось строительство торговых складов, магазинов. Однако жизнь в Базках  была отнюдь не райской. Казаки несли немало повинностей. Так, казакам, проживавшим у почтового тракта, с 1746 года вменяло в обязанность сопровождать и охранять почту. Много времени отнимала заготовка и сплав леса в крепость Дмитрия Донского, дров войсковому атаману Иловайскому.


Базковский элеватор | Базковская (Шолоховский район)
В тех местностях всегда жило много цыган, так было тогда, так и сегодня. И кажется времена не изменились. Деды и прадеды современных базковцев в 1911 году читали новости свежих московских газет, читали и о своей станицы. Так в сохранившейся газете от 24 июля 1911 года читаем в "Московской газете" статью "Кровавое побоище"
Московская Газета
: На станции Миллерово, Юго-Восточных железных дорог, разыгралось кровавое побоище между жителями и цыганами-конокрадами. Тяжело ранены пять цыган и четыре жителя.
Станция Миллерова, а ныне самый ближайший наиболее крупный город в 144 км. от Базков.

Были в Донских степях в 1911 году  и свои Джеки Потрашители о которых писали новости даже столичные Петербургские газеты:
4 Петербургская Газета

В Ростове на Дону появился Джек-Потрошитель: Вчера по улице шли две девочки. С ними повстречался молодой прилично одетый господин и внезапно выхватил из-под полы громадный нож. Девочки в испуге бросились бежать, - Субъект кинулся за ними. Нагнав одну из девочек, он нанес ей легкую рану в руку и затем скрылся.

И тогда было не спокойно...
Революция 1917 года положила конец прежнему укладу жизни. Началась жесткая борьба за утверждение Советской власти на Дону. Старшее поколение помнит о кровопролитной сече на юго-западной окраине Базков. Там в 1919 году долгое время островками стояла нетронутая скотом трава, скрывавшая трупы людей и лошадей. Именно на Дону развивались наиболее кровавые события Гражданской войны. Увы, но русское Православие не смогло противостоять нашествию богоборческих идеологий.. Как писал Александр Солженицын: «Стоит всем видимая могучая православная держава, со стороны – поражает крепостью. И храмы наполнены по праздникам, и гремят дьяконские басы, и небесно возносятся хоры. А прежней крепости – не стало. Светильник всё клонится и пригасает, а жизнь верующих вялеет. И православные люди сами не заметили, как стали разъединяться. Большинство ходит по воскресеньям отстоять литургию, поставить свечку, положить мелочи на поднос, дважды в год принять елей на лоб, один раз поговеть, причаститься – и с Богом в расчёте. Иерархи существуют в недоступной отдельной замкнутости, а в ещё большей незримой отделённости – почти невещественный Синод. Каждый день во всех церквах России о нём молятся, и не по разу, – но для народной массы он – лишь какое-то смутное неизвестное начальство. Да и какой образованный человек узрел его вживе, Синод? В крайнем случае, только светских синодских чиновников. А высокие праведники одиночными порывами идут вернуться к пустыням, скитам и старчеству, ожидая когда-нибудь поворота и общества за собой.  А учёные богословы замкнуты в своих отдельных школах. А грамотеи – энтузиасты разных сословий собираются отдельными тесными кружками в низких деревянных домиках слобод и провинциальных городков, неведомые далее пяти-семи людей и двух уличных кварталов. А в деревне? Среди сельского духовенства есть святые, а есть опустившиеся.   Старый, даже простодушный, мат приобрёл богохульные формы, – это уже грозные языки из земли!



После освобождения Верхнего Дона от белоказаков в Базках был образован первый совет. Он располагался в небольшом домике с двумя оконцами вблизи балки Пановой. В нем начали свою деятельность организаторы и руководители Совета - двадцатисемилетний председатель Андриан Леонтьевич Попов, казненный бандой Кондратьева в 1921 году, и двадцатидвухлетний секретарь Анисим Никитович Лапченков.

В 1920 году в Базковском хуторе проводилось празднование 3-й годовщины Октябрьской революции. В 1925 году была создана Базковская партийная ячейка в составе 4-х человек. В нее входили председатели советов: Базковского – А. Н. Крючков, Калининского – И.Ф.Титов. Руководил партийной ячейкой член бюро Р.К. партии И.А.Филимонов, работавший завхозом второй окружной больницы. В 1929 году в Базках была создана первая в районе М.Т.С., переименованная в Базковскую после раздела района. Она обрабатывала 24.915 га. земли. В Базках 28 февраля 1930 года на базе мелких хозяйств был организован крупный колхоз «Гигант». Возглавляли его рабочий – двадцатипятитысячник тов. Янецкий и его заместитель Яблонский. Практика показала, что «Гигант» оказался громоздким, неуправляемым. Через 2 месяца райком партии признал целесообразным разделить его на четыре хозяйства в границах сельских советов. В декабре 1933 года Базковский колхоз разделили ещё на 3 хозяйства. В 1935 году Базки стали районным центром.



Базковский элеватор | Базковская (Шолоховский район)
Крестьянин, естественно, не хочет безвозмездно лишаться продуктов своего труда. Режим изымает хлеб насильственно. Вновь, как в годы Гражданской войны, создаются отряды продразверстки. Это разрушает стимулы к производству: в следующем, 1929 году деревня засеяла только треть посевных площадей. Так насильственное изъятие сельхозпродукции требует создания механизма, который заставлял бы производить эту продукцию. Железный ход истории вполне объективно ставит на повестку дня вопрос о коллективизации деревни, главной задачей которой было уничтожение крестьянства как класса и превращение его остатков в пролетариат.

Интересно, жив ли был ещё тот молодой и красивый доктор с 1907 года, который в брачной газете искал себе жену, когда в 1929 году разутых для допроса колхозников  с Колундаевского колхоза заставляли по три часа бегать по снегу. Обмороженных привезли в Базковскую больницу.  Там же: допрашиваемому колхознику надевали на голову табурет, сверху прикрывали шубой, били и допрашивали. В Базковском колхозе при допросе раздевали, полуголых отпускали домой, с полдороги возвращали, и так по нескольку раз.

"Я видел такое, что нельзя забыть до смерти: в хуторе Волоховском Лебяженского колхоза ночью, на лютом ветру, на морозе, когда даже собаки прячутся от холода, семьи выкинутых из домов жгли на проулках костры и сидели возле огня. Детей заворачивали в лохмотья и клали на оттаявшую от огня землю. Сплошной детский крик стоял над проулками. Да разве же можно так издеваться над людьми?
В Базковском колхозе выселили женщину с грудным ребенком. Всю ночь ходила она по хутору и просила, чтобы ее пустили с ребенком погреться. Не пустили, боясь, как бы самих не выселили. Под утро ребенок замерз на руках у матери…
»
4 апреля 1933 г.
Это написал не кто-нибудь, а самый настоящий сталинист Шолохов.Убежденный.И то его душа сотрясалась.А в 33 году такие вещи могли сделать только коммунисты, а не фашисты и спорить об этом просто глупо.

Если там, когда учительница резала ученицы косы в 1902 году было время новое, то наверное здесь оно наступило Новейшее!
Мне интересна историческая и нравственная оценка подобным деяниям.Прибавьте сюда еще организованный голод, да такой что дошло до каннибализма. Разве всё это можно оправдать? Разве это лучше фашизма?

А фашисты не заставили себя ждать и они вскоре тоже напали войной на Россию и на весь тогда наш общий дом, Советский Союз.
1941 год. Война. Вся страна поднялась на смертельный бой с фашизмом. На защиту Родины ушли многие базковские мужчины и более 30 женщин. Тех же тружениц полей, которые может при коллективизации потеряли своих мужей. Те же возможно голодные и обмороженные они встали плечом к плечу с теми, кто наказывал их и их мужей. Но одно дело внутренняя беда, а другое беда из вне. Боролась вся страна, боролись и жители маленькой станицы Базковская против фашизма. Боролись и победили.


Победа!
В станице Базковской 90-летний донской казак Н. И. Сметанников надел свой парадный казачий мундир и, вытянувшись в струнку, опершись по-старинному о спинку стула, запел стоя. Все заерзали на стульях от неловкости и, напомнив о его почтенном возрасте, предложили сесть. На что все услышали надолго запомнившийся ответ: «Казачьи песни петь, как Богу молиться, надо стоя!».

Трудные были и голодные послевоенные годы. Ничего  не было! Но крестьяне и в Советской стране пели «Христа» [народный распев тропаря Пасхи]! И были этим богатые !  Пели его дома и в поле, сажая картошку и на отдыхе.

Сретенская церковь станицы Базковской пережила революцию, две мировые войны, но в безбожные пятидесятые была закрыта и переоборудована под клуб. В 1961 году храм сгорел. Рядом с пепелищем был построен каменный клуб, на церковной земле был поставлен памятник Ленину и трибуна для митингов. У людей перенёсших столько горя, испытаний и ужасов и там в далёкой станицы хотели отобрать православную веру заменив её верою в Светлое будущее коммунизма.


В 7500 лет от Сотворения Мира и 1992 года от Рождества Христова в Базковской станице снова образовался Приход православных христиан. В пятистах метрах от родного места храма ниже к Дону в помещении детского сада группа верующих людей переоборудовала казенное помещение под молитвенный дом. С благословения правящего Архиерея в Базках начались совершаться церковные службы.

На месте сгоревшего храма мерзость запущения продолжалась до 1996 г. Вновь образовавшийся Приход начал работу по возвращению церковной земли.   Для строительства церкви было возвращено 14 соток земли. Была очищена земля от памятника вождю мирового пролетариата, заказан проект в г. Ростове-на-Дону.

За неимением проекта первого храма и по причине не всей отданной земли, был создан новый проект церкви с цокольным этажом и начало строительство новой церкви в 200 метрах от старой. В начале был выкопан котлован в 800 м3, с карьера станицы Мешковской было завезено 200 кубов бутового камня.
Перед началом строительства в Базки приехал Губернатор Ростовской области Чуб В.Ф. Здесь в Базках у Владимира Федоровича проживала мама. На сходе станичников губернатор от имени Ростовской администрации пожертвовал 20 миллионов рублей для стройки, на которые были закуплены на местном кирпичном заводе 50000 кирпича – треть от сметы. К осени 1997 года был построен цокольный этаж церкви, в котором разместился: предел Серафима Саровского с крестильней, трапезной, воскресной школой, помещение под библиотеку, келия.
Свято-Сретенский храм имеет вид Греческого равностороннего креста со сторонами 17 на 17 метров . Высота от нулевой отметки до купольного яблока также 17 м. 


И пока спокойно и величественно течёт Дон, пока на этой казачей земле стоят храмы и славят Бога, пока есть такие дети, для которого я пишу этот очерк и пока есть такие родители воспитывающие таких детей, то ни станицы Базковской, ни самой России ни чего не угрожает.

А буквально в августе этого 2013 года полосы информационных изданий запестрели сообщениями о том, что на Дону разгорается очередной межнациональный конфликт. В Ростовской области в станицах Вешенская и Базковская “славянское население все более активно высказывает недовольство поведением приехавших из северокавказских республик сограждан. От властей требуют принятия мер, направленных на ограничение миграции”. Именно так, толерантно и осторожно газеты пишут о том, что происходит на “родине Шолохова”. А ситуация опять до боли знакомая: в станице Базковской группа русских ребят сделала замечание (!) горцам, громко кричавшим в кафе “Аллах акбар!”, после чего начался конфликт, а вернее избиение русских ребят, проезжавшие мимо полицейские, как это обычно заведено, в ситуации вмешиваться не стали. Ситуация, до боли знакомая, в очередной раз вылилась в народный сход 12 августа, собравший несколько сотен человек, требовавших навести порядок. Однако никаких внятных ответов на свои требования они не получили.

Чем закончатся эти волнения? Ничем. Чего добьются местные жители? В лучшем случае задержания и заведения уголовных дел на зачинщиков конфликта.Что делать, кто виноват? Эти вопросы сложнее и однозначного ответа на них нет.


Может об этом всём и думал мальчик сидя на берегу Дона, а может он об этом всём будет думать после моего этого неумело написанного, а порой и у кого-то списанного рассказа. Написанного за 1.670 километров, которые нас разделяют. Но это, твоя история, мой друг. Это история твоей земли, которую ты должен знать и помнить. И я бы тоже не знал ни станицу Базковскую, ни всю это историю твоей родины, не встреться ты мне случайно.  Благодаря тебе, я тоже стал богаче в своих знаниях. Интересно же узнать, где есть ещё такие места, где живут такие хорошие люди и что эта земля и народ должны пережить чтобы сохранить в 21 веке с молодости доброту, уважение и веру.

Ни чем особенным не выделяется станица Базковская на самом севере Ростовской области от тысяч посёлков, хуторов и деревень всего бывшего Советского Союза. И наверное в каждом селении найдётся такой мальчик, который желает больше доброты и терзается от зла. В истории пусть ценой крови, но справедливость и доброта всегда побеждала. Главное сохранить и пронести с собой через всё свою совесть и глядя на купол храма при заходящем осенним солнце сказать "Слава Богу за всё! Слава Богу за скорби и за радости!" За всё то, что пережила твоя станица.

Перед этим мальчиком, которому я посветил этот очерк, обязательно откроется большой мир Он обязательно побывает в Париже и Будапеште. Он станет хорошим доктором. О нём будут писать сайты и газеты, профессионально и более красиво. Это всё обязательно случится и может его имя будет вписано тоже в историю этой станицы.
Однажды я  попросил  мальчика,  чтобы он  поведал мне о самом большом желании и он ответил "Я хочу, чтобы началась Третья Мировая Война, тогда люди будут добрее...."

Что нужно сделать взрослым, чтобы дети думали о конфетах, книгах...о будущей жизни, а не о жертвах на войне? Пусть каждый из вас подумает, "Что я для этого могу сделать?"
Распятого Христа за наши грехи мало? Нужно чтобы были распяты страны и народы, чтобы в кровавую мясорубку принесли себя в жертву наши дети ради одного желания, чтобы мир был чище и добрее. Потому что дети уже не верят, что мир ещё можно изменить к добру. Его можно только уничтожить своими действиями, чтобы кому-то выжить и начать всё заново, как при Ноеве потопе.

Как же мы с вами взрослые низко пали в глазах наших детей Пали неисправимо и бесповоротно... А ведь всё, что нам надо, это вспомнить свои корни, вспомнить, что мы русские, что у нас своя культура, история, традиции, обычаи, что у нас своя вера, жить так как жили наши деды и прадеды.

Чтобы мы могли придти с духовной радостью на берег того же Дона и полной грудью торжества и гордости за всю Русь сказать  при детях словами поэта Бориса Примерова:
Я к Дону вышел,
И отныне
В неподражаемом числе
Необходим я, как святыня,
Одной-единственной земле.
Церковь Сретения Господня, Базковская
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author